Рабочая программа по химии 8-9 классы
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии; список используемой литературы; тематическое планирование по химии за курс основной школы.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, регионального компонента. Программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает четкое распределение учебных часов по разделам курса и конкретную последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач. Рабочая программа составлена из расчета 136 часов для 8, 9 классов (по 2 часа).
Общая характеристика учебного предмета.
Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том , чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Ведущими идеями данного курса являются:
материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал- химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Практические работы распределены по темам, являются закрепляющим звеном в изучении раздела, темы.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ- металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Изучается тема «Скорость химических реакций. Химическое равновесие». Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Основными проблемами химии являются изучение состава и изучения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое сконструировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может конструироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в 8 и 9 классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов. Резерв свободного учебного времени использован для реализации индивидуализации и дифференцированного подхода, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Для реализации поставленных задач по химии использую современные педагогические технологии, методики развивающего обучения. Планирую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Обязательно на каждом уроке присутствует работа с рабочей тетрадью, учебником Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. В своей работе использую как традиционные типы уроков (урок обучения, урок закрепления, зачетный урок и т.д.), так и нетрадиционные типы уроков: урок-соревнование, урок-конкурс, урок-игра, урок-путешествие и другие. Для поддержания устойчивого внимания учащихся на уроках я четко определяю цель и задачи урока, при пояснении упражнений показываю логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного задания к другому был продолжением одного и того же процесса. При проведении урока выбираю оптимальный режим и планирую оптимальный объем работы. Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Данная программа реализована в учебниках:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2011; Габриелян О.С. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2011.
Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы
В результате изучения химии ученик должен
Знать/ понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катализаторы, ферменты, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь:
-называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в ПСХЭ; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ;
-определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид_, сульфат_, карбонат_ ионы;
-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-решать задачи с использованием изученных понятий и формул.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-безопасного обращения с веществами и материалами;
-экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
-приготовления растворов заданной концентрации.
8 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Введение 5 ч
Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в 16 в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Учащиеся должны уметь: по формуле вещества объяснять его состав, указывать положение химического элемента в ПСХЭ, читать химические формулы, вычислять относительную молекулярную массу, вычислять массовую долю химического элемента в веществе.
Тема 1 Атомы химических элементов. 10 ч
Атомы как форма существования химических элементов. Строение атомов. Доказательства сложности строения атомов.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса.
Изменение числа протонов в ядре атома- образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 ПСХЭ. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействия атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействия атомов химических элементов-неметаллов между собой- образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействия атомов химических элементов-металлов между собой- образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Учащиеся должны уметь : - применять следующие понятия:
химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; молекулярная и молярная массы.
-сравнивать строение атомов элементов одного периода или одной группы; сравнивать их металлические и неметаллические свойства,
- уметь составлять схемы образования химических связей, соответствующие структурные формулы, определять кратность связи, показывать смещение электронной плотности;
-уметь определять степень окисления химических элементов;
-составлять формулы бинарных соединений по степени окисления, по валентности.
Тема 2 Простые вещества. 7 ч
Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропия. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов. Кратные единицы количества вещества.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 3. Соединения химических элементов.14 ч
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твёрдых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.2 Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода. Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2.Разделение смесей.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами.13 ч
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава веществ,- химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям.
Реакции разложения. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакция соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – Взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1.Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. . Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а)плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди; г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д)взаимодействие оксида меди с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты 3.Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди железом.
Химический практикум №1
- Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
- Наблюдение за горящей свечой.
- Анализ почвы и воды.
- Признаки химических реакций.
- Получение водорода и определение его свойств.
- Получение и свойства кислорода.
- Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Учащиеся должны уметь: -обращаться с лабораторным оборудованием;
-соблюдать правила техники безопасности;
-проводить простые химические опыты,
-наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
-проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
-
Тема 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. 19 ч
Растворение как физико- химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Электрическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация.. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. . Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация.. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. . Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и ОВР. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.
Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об ОВР процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди. Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания ( гидроксида меди). 12. Реакции, характерные для основных оксидов. 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа).
Учащиеся должны уметь: --проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий;
-составлять уравнения реакции диссоциации;
-составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
-применять знания об ОВР для уравнений реакций.
Практикум №2
Свойства растворов электролитов.
Ионные реакции. Условия протекания химических реакции между растворами электролитов до конца. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач.
9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса 4 ч
Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1 Скорость химических реакций. Химическое равновесие.. 6ч
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализаторы.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его смещение. Принцип Ле Шателье
Тема 2. Металлы. 17 ч
Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро- , гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы в т о р о й г р у п п ы .Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. . Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксида железа.
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б)кальция; в)алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Практикум№1
Осуществление цепочки химических превращений металлов. Получение и свойства соединений металлов. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Тема 3 Неметаллы. 25 ч
Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева, Особенности строения атомов, Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов.
В о д о р о д. Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства, получение и применение.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства, получение и применение. Основные соединения галогенов, их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде.
С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы, их получение и применение. Кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
А з о т. Строение атома молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота(2) и (4). Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Ф о с ф о р . Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (5), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (2) и (4), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат- ион.
К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (4), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13.Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Получение, собирание и распознавание газов.
Тема №4 Органические соединения 13 ч
Вещества органические и неорганические. Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических соединений.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Применение.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Предельные одноатомные спирты на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.
Альдегиды. Уксусный альдегид. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Уксусная кислота, ее свойства и применение. Стеариновая кислота.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Аминокислоты. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Углеводы. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.
. Демонстрации. Молекулы метана и др. углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14.Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Физический смысл порядкового номера элемента , номеров периода и группы. Значение ПЗ. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды, кислоты, основания и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления – восстановления.
Тематическое планирование уроков химии
по курсу О.С. Габриеляна 8 класс (учебник О.С.Габриеляна 2011г)
№ | Тема | Кол-во часов |
1-2 3 4 5 | Введение. Первоначальные химические понятия. Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. Пр.р №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. | 5 2 1 1 1 |
6-8 9 10 11-12 13 14-15 | Тема 1. Атомы химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Изотопы. Электроны.Строение электронных оболочек атомов. Периодическая таблица хим. элементов Д. И. Менделеева и строение атомов. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь. Ковалентная химическая связь ( полярная и неполярная) Металлическая связь. Подготовка к контрольной работе №1 и ее проведение. | 10 3 1 1 2 1 2 |
16-17 18 19-20 21-22 | Тема 2 Простые вещества. Простые вещества- металлы и неметаллы. Количество вещества.. Молярный объем газов. Молярная масса Решение задач. Обобщение и систематизация знаний. | 7 2 1 1 3 |
23 24-28 29 30 31 32 33 34 35-36 | Тема 3. Соединения химических элементов. Степень окисления. Основные классы неорганических соединений. Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Самостоятельная работа. Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. ПР.р№2«Очистка загрязнённой поваренной соли». Пр.р №3 «Анализ почвы и воды». Урок - практикум Массовая и объемная доли компонентов. Доля примесей. Пр.р№ 4. «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе». Решение расчетных задач с использованием понятия «доля». Урок-соревнование Контрольная работа№2. Анализ контрольной работы. | 14 1 5 1 1 1 1 1 1 2 |
37 38 39 40-45 46 47-49 | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. Физические явления в химии. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Пр.р № 5 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание». Урок-практикум Химические уравнения. Реакции разложения, соединения, замещения, обмена. Выполнение упражнений. Расчеты по химическим уравнениям. Пр.р № 6 «Признаки химических реакций» Урок практикум Подготовка к контрольной работе№3, ее проведение. Анализ к.р | 13 1 1 1 6 1 3 |
50 51-52 53 54-55 56 57-58 59 60 61 62-63 64 65 66 67 68 | Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Растворение. Растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация.(ТЭД). Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения. Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД. Кислоты и основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. Оксиды. Соли в свете ТЭД, их свойства. Генетическая связь между классами веществ. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «ТЭД». Самостоятельная работа. Пр.р № 7 «Ионные реакции. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». Окислительно-восстановительные реакции. Свойства изученных классов веществ в свете ОВР. Упражнения в составлении ОВР. Самост работа. Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов». Пр.р №8. Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений». Контрольная работа№4 Урок- практикум Решение экспериментальных задач. Пр.р №9 Итоговый урок. Анализ контрольной и практических работ. | 19 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 |
| Всего | 68 |
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 | Тема 4. Органические вещества. Предмет органической химии. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. Ацетилен. Ароматические углеводороды. Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Аминокислоты. Белки. Полимеры. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. Химический практикум. Обобщение по органической химии. Подготовка к контрольной работе№4 Контрольная работа№4 по теме «Органические вещества» | 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
66 67 68
| Повторение обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой контрольной работе за год. Итоговая контрольная работа по химии за 9 класс. Подведение итогов работы за год. | 3 |
Учебно – методический комплект
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. Метод.пособие.-М.: Дрофа,2005.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. Метод.пособие.-М.: Дрофа, 2004 -2005.
- Химия. 8 класс .Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8»\ О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. –М.: Дрофа, 2008.
- Химия. 9 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9»\ О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. –М.: Дрофа, 2003 -2008.
- Габриелян О.С, Смирнова ТВ. Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы.- М.- Блик плюс, 2006.
- Габриелян О.С, Смирнова ТВ. Изучаем химию в 9 классе. Дидактические материалы.- М.- Блик плюс, 2004.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл.- М.: Дрофа, 2011
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл.- М.: Дрофа, 2011
- Габриелян О.С., Яшукова А.В.Лабораторные и практические работы в 8 кл. – М.: Дрофа,2009.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В.Лабораторные и практические работы в 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
- Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И.. Химический эксперимент в школе. 8 кл. –М.: Дрофа, 2005-2006
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 -9 классы- М.: Дрофа, 2005 -2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 8-11 классы 2016-2017 учебный год
рабочие программы по химии 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов: 1....
Рабочие программы по химии 10, 11 классы
Рабочие программы по химии 10 и 11 классов составлены в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта от 05 марта 2004 года. Они рассчитаны на 3 часа в неделю....
Рабочая программа по химии 8 класс.
Рабочая программа по химии 8 класс....
Рабочая программа по химии 11 класс.
Рабочая программа по химии 11 класс....
Рабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа по химии 8 класс Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, Издательство «Просвещение», 2019 г....
Рабочая программа по химии 8-9 класс
Рабочая прогрмма по химии 8-9 класс...