Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»
методическая разработка по теме
Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по вопросам организации досуга и быта, предупреждения правонарушений, формирования здорового образа жизни, культурно-просветительной работы среди обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit_rabota_v_obshch_raspechatat.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кинельский государственный техникум»
Воспитательно - профилактическая работа в общежитии
Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Кинельский государственный техникум»
Подготовила:
Мишина Татьяна Николаевна,
воспитатель ГБОУ СПО КГТ
г. Кинель 2012
Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по вопросам организации досуга и быта, предупреждения правонарушений, формирования здорового образа жизни, культурно-просветительной работы среди обучающихся (см. рис.1).
Рис.1
ФОРМЫ
Формы воспитательной деятельности
Социально-экономические преобразования в обществе существенно изменяют условия воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Время поставило педагога перед необходимостью модифицировать устоявшуюся систему воспитательной работы с обучающимися. Вопрос обновления форм воспитательной работы приобретает существенное значение. Сегодня образовательные учреждения упорно ищут пути, помогающие обучающемуся осмыслить жизненные явления.
В условиях демократизации общества образовательные учреждения обратились к демократическим формам управления жизнедеятельностью обучающихся: референдуму, открытому микрофону, применение которых зависит от уровня развития ученического коллектива, уровня сформированности гражданских начал у обучающихся.
Важное место в воспитательной деятельности занимает поворот к проблемам морали, духовности, этике.
Наблюдается психологизация воспитательной деятельности, ориентация на психологическое состояние обучающегося. Сам обучающийся выступает субъектом воспитания, поэтому его необходимо вооружить основами психологических знаний. В организации самовоспитания обучающихся может помочь стенд «Наедине с собой».
Практика воспитания выработала много разнообразных форм коллективных и групповых дел, называемых воспитательными мероприятиями или воспитательными делами.
Любая форма воспитательной деятельности при организации и проведении её имеет логическую последовательность, учитывать которую необходимо каждому педагогу.
Форма - это целенаправленное моделирование отношений, в которые мы хотим включить обучающихся.
При организации и проведении любого мероприятия наибольшего внимания и сил требует подготовительный этап. От него зависит успех всего дела. Здесь важно вызвать у участников положительную мотивацию, интерес к делу, чем большее количество ребят участвует в подготовке воспитательного дела, тем интереснее оно пройдёт. Если каждый участник дела, то каждый и обеспечивает успех дела.
Следующий этап - подготовка внешнего оформления воспитательного дела. Его продуманность, яркость, красочность влияет на хорошее настроение учеников. Атмосферу подъёма создают песня, музыкальная заставка, вступительное слово, окрашенное ЭМОЦИЯМИ. Вступительное слово раскрывает суть и значимость предстоящего дела. Очень важно, чтобы данное дело было приятно обучающимися.
Если ребята не знают, зачем и во имя чего они совершают те или иные действия (читают, поют...), положительной мотивации их деятельности не создаётся, то сама она не становится средством воспитания и развития.
Раскрывает и конкретизирует воспитательную цель задуманного дела содержательная часть. Это касается самых рядовых и повседневных дел, Они становятся воспитывающими, если деятельность инструментируется как выражение отношения каждого обучающегося к общественно важному делу. Видение главной цели мероприятия помогает педагогу организовать его как воспитательный акт, обеспечив творческое участие в нём каждого обучающегося.
Важным является завершающий этап мероприятия. Он организуется так, чтобы вызвать у обучающихся чувство удовлетворения общим делом, эмоциональный подъём. Заключительным аккордом могут стать аплодисменты, песня, исполненная хором, общий танец.
Накопленные разнообразные формы воспитательной деятельности насчитывают огромное количество.
Воспитательные формы представлены по видам деятельности. Методика той или иной формы не описывается, описывается лишь атрибутика каждой отдельной формы.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Расширяет кругозор обучающихся, формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями. Воспитательное влияние на обучающихся оказывается через внеурочные формы познавательной деятельности, которые осуществляются в экскурсиях, в ходе проведения устных журналов, лекториев, научных вечеров, викторин, конкурсов, смотра знаний, турнира эрудитов, обзора периодической печати, встреч с представителями разных профессий. |
Формы деятельности | Атрибуты формы |
Теоретическая конференция - самостоятельно подготовленные сообщения обучающихся по интересующим вопросам. | программа конференции; регламент времени для выступления; президиум конференции; тезисы выступлений докладчиков. |
Турнир ораторов - игровая форма состязательной деятельности обучающихся. | наличие «публики»; группа экспертов; правила ораторского выступления (например, «тезис-аргумент - иллюстрация»); голосование публики; несколько туров конкурса. |
Интеллектуальный аукцион - игровая форма продажи интеллектуально-художественных ценностей, где «платой» являются предъявленные знания о предмете. | книги, репродукции, учебные пособия; эксперты, оценивающие предъявляемые знания; вручение «покупки» победителю. |
Палитра увлечений - серия индивидуальных рассказов обучающихся про свои любимые занятия в свободное время и демонстрация предмета увлечения | художественное и предметное иллюстрирование увлечений детей; рассказы обучающихся о своих занятиях; рекомендации и советы по вопросу источников знаний. |
Словарь - последовательное рассмотрение отдельных терминов из самых разных областей в их художественной, публицистической форме или в форме жизненных примеров; примеры подбираются по словарям: толковому, философскому, этическому, экономическому и др. | выставка словарей; термины для анализа, представленные на доске или на плакате в его орфографии и орфоэпии; обучающийся, рассказывающий о значении слова; «читатели словаря» - ученики, демонстрирующие употребление слова в речи. |
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающегося, общественно-полезного и производственного труда, сочетающего бескорыстную, и оплачиваемую работу и формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека. Игровые формы трудовой деятельности помогают привлечению обучающихся к трудовому усилию. Ими могут быть "трудовые десанты", "операции", "рейд добровольцев" и др. |
Дерево выпускников - посадка саженцев деревьев на прилегающей у общежитию территории, как память о выпускниках и их подарок будущим обучающимся. | присутствие всех выпускников в момент посадки; ритуальные действия вокруг высаженных саженцев как посланцев в будущее. |
Выставка " Умелые руки" - экспозиция поделок, предметов домашнего обихода, продуктов художественно-прикладного творчества и конструкторской работы обучающихся. | экспозиция, подобранная по содержательному принципу; призы за интересные работы; книга отзывов. |
Трудовой десант - коллективное участие обучающихся в каком-либо мероприятии (уборка мест захоронений воинов, братских могил…) | Определение объекта трудовой деятельности; чёткое время проведения; наличие трудовых средств (инвентаря); подведение итогов. |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и стимулирует художественную самодеятельность обучающихся. Художественно-эстетическая деятельность принимает самые разные организационные формы: концерты, конкурсы, творческие выставки, тематические экспозиции, "час с искусством", "новые диски", "наши любимые художники", посещения театральных спектаклей, концертов, вернисажей, а также экскурсии в художественные, краеведческие музеи, к художественным архитектурным достопримечательностям. |
Литературная гостиная свободное непринуждённое общение на основе чтения литературных произведений и авторских стихов (вариант - Музыкальная гостиная) | имитация интерьера гостиной; детали эстетического оформления, символизирующие общение с искусством; хозяйка "гостиной"; нарядные костюмы. |
Малый конкурс музыкантов соревновательная форма концерта пианистов, гитаристов, баянистов и т.д. | артисты, претенденты на призовые места; жюри; слушатели концерта, участвующие в оценке музыкантов; призы. |
Юбилей художника Литературно- художественная композиция, создающая портрет великого таланта, юбилейная дата которого отмечается в стране, мире. | портрет художника (музыканта, певца, поэта, писателя, актёра и т.д.); даты жизни юбиляра; репродукции его произведений; рассказ о жизни и деятельности; группа обчающихся, представляющая творческое лицо юбиляра. |
Сувенир Подарок группы обучающихся детскому саду, дому ребёнка, школе-интернату в виде духовного продукта деятельности | коллективная самодеятельность; акт преподнесения сувенира; мотивировка сувенира: ради чего создаётся. |
Вечер караоке Хоровое и индивидуальное пение, исполнение наиболее любимых песен. | вступительное слово о роли песни в жизни человека; символический знак общения с прекрасным (скрипичный ключ, свеча, солнце...) ритуальное заключительное пение, как символ единства всех любителей песни. |
Пять минут с искусством Кратковременное общение с поэзией, музыкой, живописью. | выбор произведения и жанра искусства; оформительские средства; объявления (можно заготовить варианты объявлений: "пять минут поэзии", пять минут музыки" и т.д.); задания обучающимся по подготовке материала; сценическая подача произведения искусства. |
НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Формирует нормы морали, принятые в обществе, способствует пониманию их значимости. Знание норм морали служит для подрастающего поколения основой нравственных действий, поведения, формирует привычку следовать этим нормам в повседневной жизни. Обучающийся учится анализировать нравственные поступки, соотносить их со своими, осуществлять выбор нравственных решений. Педагоги развивают у обучающихся способность осмысливать жизненные явления, критически воспринимать противоречивые политические идеи, самостоятельно искать истину. Этому способствуют такие формы работы с обучающимися, как сократовские беседы, публичные лекции, референдумы, "выпускной ринг" и т.д. |
Философский стол Дискуссия, содержанием которой могут стать проблемы жизни современной действительности; в ходе дискуссии формируются мировоззренческие позиции участников, развиваются интеллектуальные способности. | круглый стол, за которым сидят участники; тема, обсуждаемая в ходе дискуссии («Смысл жизни», «человек и его назначение»...) зажженная свеча - "пламя мысли"; философская и другая литература; фиксированное время (от 30 мин до 1,5 часа). |
Открытый микрофон Форма публицистической деятельности, при которой обучающиеся выступают перед коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к организации жизни в общежитии техникума. | тема публичного выступления; объявление о времени проведения; жесткие временные рамки выступающего; чёткое изложение идей и предложений; рабочая группа по подготовке; содержание выступлений заранее не известно. |
Сократовские беседы Коллективное раздумье над какой-то жизненно важной проблемой, поочередная постановка вопросов, учитывающих условия главного вопроса (сократовский метод, состоял в предъявлении ученикам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине). | ведущий сократовской беседы; вопросы для обсуждсния из бесед Сократа или из современной жизни; начальный этап - разминка; финальная часть беседы (письменное изложение учащимися на отдельных листках своего мнения по обсуждаемой проблеме); наличие некоторой философской подготовки педагога (книга Платона "Антология Сократа"). |
День гения Последовательные содержательные мероприятия в течение дня, посвящённые одной личности великого человека, связаны с юбилейной датой. | программа дня Гения; гости Дня; разные формы работы вокруг юбилейной даты; письменные формы для юбилейной даты; бюллетень, плакат, выставка письменных работ, стенгазета. |
Ничто, нигде, никогда участники коллективно или по микро группам составляют вопросы типа "Что нигде не должно повториться?", на которые отвечают по жребию несколько групп знатоков. | знатоки из разных областей знаний: техники, науки, искусства; болельщики; пресса. |
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Способствует здоровому образу жизни, формирует силы, выносливость, пластичность и красоту жизни. Организуется данная деятельность в форме ежедневных гимнастических упражнений, весёлых игр, спортивных олимпиад, спартакиад. В процессе занятий спортом формируется убеждение, что здоровье и красота - признаки культуры человека. |
Малые олимпийские игры Спортивные состязания по разным видам спорта (могут продолжаться от нескольких дней до недели). | участвуют все желающие; определение видов спорта; судейские бригады; атрибуты Олимпийских игр: флаг, огонь; круг победителей для участия в Больших Олимпийских играх. |
Большие Олимпийские игры Спортивные состязания по разным видам спорта победителей Малых Олимпийских игр. | торжественное открытие игр; соревнования, по видам спорта; судьи и комментаторы; болельщики; чемпионы в разных видах спорта; закрытие и награждения. |
Турнир Дружбы Спортивная командная игра по футболу, волейболу, баскетболу между двумя дружественными коллективами. | две команды-участники; названия команд, капитаны команд; открытие турнира, приветствие команд; судья. |
Туристическая эстафета Подготовленности к туризму, овладение туристскими умениями и навыками. | система заданий по проверке туристических умений; создание нескольких команд; маршрут эстафеты и её этапы; судейская бригада и контролёры на этапах; приз победителю. |
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Направлена на осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности миру во всех проявлениях. Данная деятельность требует особой подготовки к её организации. Беседы о проблемах жизни общества и личности, диспуты, "круглые столы", вечера вопросов и ответов проводятся каждый раз по-новому в целях укрепления положительного отношения учащихся к деятельности и её содержанию. К системе форм ценностно-ориентировочной деятельности относятся также стенная печать и радио как гибкие, эмоциональные формы воздействия на общественное мнение. |
Разговор при свечах Дружеские беседы о проблемах жизни, актуальные для юношества. | свечи и ритуал зажигания и гашения свеч; музыкальный фон разговора; сформулированный вопрос разговора; высказывания обучающихся. |
Круглый стол Дискуссионная форма, коллективное размышление над вопросом, в котором выступают "на равных". | имитация круглого стола; перечень вопросов для обсуждения; ведущий "круглого стола", поддерживающий логический ход беседы. |
Этический театр Драматизированное представление на основе литературного материала, освещающее этические проблемы жизни человека. | актёры; сценическая игра; театральная программа с указанием действующих лиц и исполнителей ролей; театральная афиша; декорации к спектаклю. |
Стенд "Познай себя" (вариант: "наедине с собой") - сменяемая психологическая информация о развитии человека. Ряд психологических тестов для самопроверки. | советы психологического плана; рекомендации психологической литературы; тесты и оценки результатов тестов, сопровождаемые советами по самовоспитанию. |
Тематическая стенгазета Стенгазета, посвящённая одному вопросу, письменная форма влияния на общественное мнение ученического коллектива | название газеты, отражающее суть проблемы; разнообразные суждения обучающихся по поставленному вопросу; суждения из научно-популярной литературы по поставленному вопросу. |
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Содействует социализации обучающихся, формирует гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности. Обучающиеся участвуют в укреплении и утверждении демократических норм жизни через проведение митингов, линеек, актов солидарности с различными прогрессивными силами, лекториев, пресс-центров. |
Ярмарка «в фонд милосердия» Сбор денег в фонд милосердия через реализацию изделий труда обучающихся. | отбор изделий обучающихся; элементы ярмарочного базара: музыка, костюмы, ценники; извещения о сумме собранных денег. |
Центр общественного мнения(ЦОМ) Выявление мнения коллектива по отдельным вопросам жизни в общежитии техникума и представление этого мнения для всеобщего обсуждения. | группа представителей разных групп (комнат, секций, этажей); проведение анкетирования или тестирования по группам (комнатам, секциям, этажам); оформление анализа материала для обозрения; выводы и рекомендации ЦОМа. |
Бюллетень Письменное извещение о про- исходящих или происшедших событиях, фактах, результатах деятельности или результатах психологического изучения. | педагогически интерпретированная информация о происшедшем; место вывешивания для всеобщего ознакомления с информацией. |
Телемост «обучающиеся-педагоги» Предложения от преподавателей и обучающихся о перестройке (реформе) системы воспитания, если предложения одной из сторон принимаются, то укладывается «кирпич» согласия на строительство «моста» (всё можно изобразить на листе ватмана, доске и т.д.) и так до завершения строительства. | педагоги; обучающиеся; родители; общественность; пресса. |
Окна нашего роста Сатирический, юмористический публицистический материал, отображающий в картинках, примерах, цифрах и графиках жизнь ученического коллектива в общежитии техникума. | имитация рамы окна; регулярно сменяемые картинки, тексты, графики; сообщения об успехах индивидуальных и коллективных. |
СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ Осуществляется как досуг обучающихся, когда общение освобождено от предметный цели, а содержанием и целью деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью. Свободное общение принимает оригинальные формы такие, как «огоньки», вечера отдыха, дискотеки, посиделки, «именины», встречи друзей, прогулки. Часто рождаются формы свободного общения, не поддающиеся однозначной методической характеристике. Их создают обстоятельства и специфические условия. |
Посиделки (вариант: вечёрки) Стилизованная под старинный лад беседа за столом с самоваром и угощением. | элементы народного костюма; самовар, чай с сушками, бубликами, пряниками, ватрушками; литературный и музыкальный материал для беседы. |
Арбузник Вечер отдыха, посвящённый какому-либо торжеству, завершающийся угощением. | песни и танцы народные; арбуз как символ даров и как центральный элемент вечера; концертная программа; игра-соревнование на приз «первый кусок арбуза»; конкурс ораторов, произносящих речи в честь арбуза. |
Вечера дружбы Весёлое знакомство, рассказы о себе и товарищах, проявления художественных дарований как визитная карточка для коллектива. | пригласительные билеты участникам вечера; представление каждого участника вечера; вручение дружеских сувениров; подвижные, интеллектуальные, психологические игры. |
Диалог молодёжных групп Разрешение вопросов, которые ставят друг перед другом участники диалога об отношениях к жизни, труду, музыке, театру, реформам и т.д. | рокеры; металлисты; пионеры; скауты; альянс молодых; волонтёры. |
Эстафета вежливых мальчишек (ЭВМ) Набор проблемных ситуаций, которые должны вежливо разрешить мальчики; девочки делают мальчикам приятные сюрпризы: исполняют песни, угощают сладостями, дарят подарки. | набор разнообразных ситуаций; участники эстафеты; жюри, в составе которого девочки. |
Учреждения физической культуры и спорта
Досуговые центры, компьютерные клубы, дискотеки
Учреждения культуры:
музеи, театры, кинотеатры, выставочные залы, библиотеки…
Общественные организации по г.о Кинель и Кинельскому району
ОБЩЕЖИТИЕ
Воспитатели,
Совет общежития;
кружки, клубы, спортивные секции…
Родительские комитеты
Администрация города, района.
Комиссия по делам несовершенно-
летних
Медицинские учреждения.
Нарколог, психолог, сексопатолог…
Отдел внутренних дел.
Инспекция по делам несовершенно-
летних
ГБОУ СПО КГТ
Зам. директора по УВР,
куратор, мастер п/о руководитель физического воспитания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯЭТЮДА НАТЮРМОРТАС ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методическая разработка для студентов3 курса по с...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...
Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»
Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час «Здоровый образ жизни" 2015 год
Тема классного часа «Здоровый образ жизни!» посвящена одной из самых основных проблем общества: Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Сегодня мы будем говорить о том, какие происход...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час: «70-летию Победы посвящается…» 2015 год
Данная разработка будет полезна преподавателям для проведения классного часа к празднику День Победы с целью воспитания патриотизма, любви к своей Родине, воспитание мужественности, чувства долга на п...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час «Москва — город, удобный для жизни» 2014 год
Москва – сердце России, ее срединный город. История Москвы неотделима от судеб России. Здесь, в междуречье Волги и Оки, Москва возглавила процесс складывания русской государственности, что сопро...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час: Битва под Москвой 2014 год
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный во...