Методические рекомендации по организации работ по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся
методическая разработка на тему
Принципы профилактике аутоагрессивного поведения:
· принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого человека;
· принцип ценности личности, заключающийся в самоценности человека;
· принцип приоритета личностного развития, когда обучения выступает не как самоцель, а как средство развития личности обучающегося;
· принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося;
· принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР____________ Л.В. Парыгина «___»________________ 2016 год | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ РС(Я) «Ленский технологический техникум» ____________ О.С. Бутакова «___»________________ 2016 год |
ГБПОУ РС(Я) «Ленский технологический техникум»
Методические рекомендации по организации работ по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся
1.Принципы профилактике аутоагрессивного поведения:
- принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого человека;
- принцип ценности личности, заключающийся в самоценности человека;
- принцип приоритета личностного развития, когда обучения выступает не как самоцель, а как средство развития личности обучающегося;
- принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося;
- принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
1.1.Просвещение родителей
Просвещение родителей осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направлений. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит основная роль в профилактике тревожности подростков.
Направлениями в профилактике аутоагрессивного поведения являются:
- ознакомление родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности подростка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношения родителей к подростку и к его возможностям, особенности требований, предъявляемых к подростку);
- вличние на подростков страхов и тревог близких взрослых, из общего эмоционального самочувствия, их самооценки;
- значение развития у подростков уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости.
1.2.Просвещение педагогов
Значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности обучающегося, успешностьего деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в техникуме, поддерживать атмосферу, дружественную к обучающемуся.
1.3.Работа с обучающимся
Данный вид деятельности направлен на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного обучающегося. Важное место занимает подготовка обучающихся к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиям этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.
2.Правила организации профилактики суицида среди обучающихся:
В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо проведение комплекса организационно-педагогических мер, обеспечивающего реализацию принципа гуманизации в воспитании и образовании, который включает в себя:
- неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру, такт;
- знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
- выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
- осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогический помощи обучающимся;
- не разглашать факты суицидальных случаев в коллективе обучающихся;
- рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального рска;
- усилить внимание родителей к порядку хранение лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
- при необходимости проводить консультации обучающегося с педагогом – психологом, психотерапевтом, психиатром;
- формировать у студентов такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологический защиты в сложных жизненных ситуациях;
- повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки обучающегося к сложным и противиречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
3.Уровни профилактики аутоагрессивного поведения в образовательной среде
3.1.Первый уровень – общая профилактика, целью которой являетсяповышение групповой сплоченности в техникуме (группе).
Мероприятия:
1).Создание программ по ЗОЖ, здоровой среды в образовательной организации, так, чтобы обучающиеся чувствовали заботу, любовь, понимание.
2).Организация внеучебной занятости студентов. Разработка программ взаимодействия техникума с семьей обучающихся.
Задачи педагогического коллектива на данном этапе:
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
- создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике аутоагрессивного поведения на учебный год);
- привлечение различных социальных партнеров ОУ для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов обучающихся;
- формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
- привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование у подростков милосердия, развития ценностных отношений в социуме.
3.2.Второй уровень – первичная профилактика, целью которой является выделение групп суицидального риска; сопровождение обучающихся и их семей группы риска с целью предупреждения суицида.
Мероприятия:
1).Диагностика аутоагрессивного поведения. Проводится педагогом-психологом.
2).Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися группы риска, оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.
3).Классные часы, беседы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.
4).Разработка плана действий (индивидуального маршрута обучающегося) в случае попытки суицида, в котором должны быть процедуры действия при выявлении обучающегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Задачи педагогического коллектива на этом этапе:
- выявление обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
- работа с семьей обучающегося, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
- оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности обучающегося, снятие стрессового состояния;
- сопровождение бучающегося группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств; терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя обучающимися и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации;
- изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики и использование информации в работе с педагогами и родителями;
- повышение осведомленности персонала, родителей и обучающихся о признаках возможного суицида, факторов риска и путях действия в этой ситуации;
- включение созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся) в общий план действий;
- определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении обучающегося группы риска, при угрозе обучающегося покончить жизнь самоубийством и после самоубийства.
3.3.Третий уровень – вторичная профилактика, целью которой является предотвращение самоубийства.
Проводится оценка риска самоубийства, которая происходит по схеме:
- крайняя (обучающийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план);
- серьезная (есть план, но нет орудия осуществления);
- умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагогического коллектива на этом этапе:
педагог-психолог берет на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с обучающимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;
оповещение соответствующего учреждения (ЦРБ, психиатра), запрос о помощи;
оповещение родителей (законных представителей).
4.4.Четвертый уровень – третичная профилактика, целью которой является снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Проводится глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
Задачи педагогического коллектива на этом этапе:
- оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (обучающиеся, персонал техникума);
- сотрудничество с другими организациями.
Ожидаемые результаты
Организованная таким образом работа позволит:
- осуществлять социальную и психологическую защиту обучающихся;
- снизить количество обучающихся с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;
- организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде;
- продуманно планировать готовность действий в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса, посткризисное сопровождение.
4.Алгоритм действий в случае совершения суицида (попытки суицида)
1). Оказание первой медицинской помощи.
2). Сообщение о случившимся родителям (законным представителям).
3). Сообщение о случившимся администрации техникума.
4). Сообщение о случившимся в МПО, ПиРК РС(Я).
5). Представление сведений о несовершеннолетнем обучающимся (ейся), совершившим (ей) попытку суицида (завершенный суицид) в Р(М) КДН и ЗП МО «Ленский район» в течение рабочего дня.
6).Если обучающийся относился к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то информацию о случившемся необходимо направить в отдел опеки и попечительства МО «Ленский район» или по основному месту проживания.
7). Подготовка пакета документов в течение трех дней в МПО, ПиРК РС(Я) и Р(М) КДНиЗП (о несовершеннолетнем студенте):
- объяснительные, акты по случаю совершения попытки суицида (завершенного суицида);
- характеристика семьи (полная, развернутая), описание работы с семьей куратора (мастера) группы;
- акт жилищно бытовых условий;
- характеристика на обучающегося (йся) (подробная, развернутая, психологический статус пишет психолог);
- выписка по результатам психологической работы со студентом (кой) и с группой, где он обучался (ась) за последний год (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копиии материалов исследования);
- выписка по результатам воспитательной работы с группой (приложить копии планов работы куратора, плана работы техникума по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся на учебный год, материалы тестирования и т.д.)
- протоколы Совета профилактики техникума, если студент (ка) разбирались на Совете.
8).Составление профилактической или реабилитационной психолого-педагогической программы (индивидуального маршрута) внутри техникума с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей участников.
9).Консультация (обследование) врача-психиатра, юридическая консультация по вопросом создавшейся ситуации.
10).Анализ результатов проделанной работы, определения положительных и отрицательных факторов, внесение корректив в работу для повышения эффективности.
В случае если попытка совершена вне учебного заведения, но педагогические работники владеют данной информацией, то из предложенного алгоритма исключаются два первых пункта. Далее работа ведется в соответствии свыше перечисленными пунктами.
Вся работа проводится социально-психологической службой техникума с соблюдением конфиденциальной информации, так как особенностью подросткового суицида является механизм «заражения».
5.Распределение должностных обязанностей между субъектами образовательного процесса
5.1.В области профилактики суицида
В техникуме организацией системы профилактики суицидального поведения обучающихся занимается социально-психологическая служба, в состав которой входят: заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели обежития.
В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательномпорядке включаются кураторы (мастера) групп, преподаватели – предметники, педагоги – организаторы и другие участники образовательного процесса.
Деятельность в области профилактики аутоагрессивного поведения обучающихся регулируется планом работы на учебный год по профилактике суицида.
5.2.Функции членов образовательного процесса в профилактической работе
1).Администрация техникума:
- создает условия для продуктивного сотрудничества членов социально-психологической службы;
- поддерживает стиль общения, предполагающий в коллективе техникума спокойный, доброжелательный тон;
- обеспечивает общий позитивный настрой в учебном заведении, разнообразит образовательную среду;
- формирует позитивную корпоротивную культуру;
- следит за правилами педагогической этики в учебно-воспитательном процессе, принимает меры по устранению причин нарушения педагогической этики.
2).Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- осуществляет планирование и контроль за деятельностью педагогов-психологов, социальных педагогов, кураторов, воспитателей общежития, педагогов – организаторов, в том числе и в области профилактики суицида;
- координирует работу по созданию необходимой методической документации по учебно-воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий жизнеутверждающей направленности;
- осуществляет контроль за качеством содержания и проведения воспитательного процесса, в том числе и по профилактике аутоагрессивного поведения;
- организует контроль за индивидуальной воспитательной работой с обучающимися с девиантным поведением;
- координирует взаимодействие администрации техникума с правоохранительными органами, Центральной районной больницей, Комитетом по молодежной и семейной политике МО «Ленский район» и Р(М) КДН и ЗП, родителями обучающихся и другими общественными организациями;
- разработывает комплекс мер по разработке психолого-педагогических мер по развитию личности обучающихся через решение развивающих и воспитательных задач, затрагивающих мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу личности, а также сферу межличностных отношений и общения;
- координирует работу всех членов социально-психологической службы;
- анализирует работу социально-психологической службы техникума.
3).Кураторы (мастера) групп
- проводят реализацию воспитательных задач жизнеутверждающей направленности с учетом особенностей учебной группы;
- способствует формированию общей культуры личности обучающихся и их социализации через проведение классных часов и мероприятий жизнеутверждающей направленности;
- осуществляет индивидуальную работу с родителями (законными представителями) в случае попыток суицида (завершенного суицида) совместно с представителями социально-психологической службы;
- расширяет знания о ситуации, в которой находится обучающийся;
- осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося;
- посещает общежитие, место жительства и семьи обучающегося;
- выявляет обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и напрвляет запрос в социально-психологическую службу.
4).Социальный педагог
- совместно с кураторами (мастерами) групп посещает обучающихся по месту жительства;
- выявляет категории обучающихся повышенного риска (малообеспеченные, неполные, неблагополучные семьи, обучающихся, попавших в тяжелую жизненную ситуацию);
- организует и координирует совместную работу с организациями и учреждениями по поддержке семьи и детства;
- консультирует по вопросам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса, оказанию помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- оказывает обучающимся социальную поддержку с помощи семьи, педагогического коллектива, одногрупников и т.д.
5).Педагог-психолог
а) по отношению к обучающемуся:
- проводит диагностические процедуры по выявлению группы риска с помощью специализированных методик;
- проводит работу по снятию негативных эмоций;
- помогает разобраться в чувствах и отношениях обучающегося с окружащими, стимулирует при необходимости потребности в замене «значимых других» (референтных лиц и групп);
- обучает навыкам и умениям самоконтроля, преодоления стресса, поиска поддержки, ее восприятия и оказания;
- при необходимости включает в работу обучающегося в группу социально-психологического тренинга;
- организует психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственности личности, эмпатии, по смене пассивной стратегии избегания на активные жизненные стратегии.
б) по отношению к педагогам и родителям (законным представителям):
- информирует их о сущности аутоагрессивного поведения, особенностях суицидального поведения и предсуицидального синдрома, их проявлениях;
- помогает овладеть мерами по профилактикеи коррекции суицидального поведения;
- стимулирует у педагогов развитие умений и навыков преодолевающего поведения, продуктивного межличнастного взаимодействия;
- способствует развитию эмпатии, повышению самооценки изменению педагогических установок;
- удовлетворяет запросы по психологическому консультированию, возникающие во время учебно-воспитательного процесса.
6).Медицинский работник:
- выделяет обучающихся, требующих внимание педагогов, родителей, обучающихся по состоянию здоровья.
7).Обучающиеся:
- обращаются за помощью к родителям, педагогам, кураторам (мастерам) групп, педагогу-психологу в неблагоприятных жизненных ситуациях.
8).Родители (законные представители):
- проводят профилактику депрессивных состояний у подростков;
- наблюдают за развитием подростка;
- создают комфортные условия проживания;
- обеспечивают атмосферу доверительного общения с подростком, используют конструктивные способы общения в конфликтных ситуациях и трудных жизненных ситуациях;
- организуют и контролируют соблюдение подросткового режима дня;
- при необходимости обращаются за консультацией к соответствующим специалистам.
6.Зоны контроля со стороны субъектов воспитательного процесса по профилактике суицидального поведения среди обучающихся
6.1.Со стороны администрации техникума
- удовлетворенность и качество педагогической деятельности кураторов (мастеров) групп, их включенность в жизнь каждого студента;
- удовлетворенность в качестве педагогической деятельности преподавателей – предметников, их стиль, включенность в предметную деятельность каждого обучающегося, характер оценочной деятельности;
- морально-психологический климат в педагогическом коллективе (отношение к преподавателям проецируется на отношение к обучающемуся, безразличие к педагогу рождает безразличие к обучающемуся), атмосфера взаимопомощи, поддержки, культура педагогического труда, атмосфера включенности педагогов в жизнь обучающихся;
- внутренняя открытая образовательно – воспитательная среда техникума (работающие спортзалы, библиотека, кружки, спортивные секции и т.д.)
6.2.Со стороны педагога – психолога:
- психологическое благополучие в семье и состояние взаимоотношений ребенка с матерью: доверие и любовь (в зону риска попадают обучающиеся, утратившие прежде всего искреннюю любовь матери);
- психологическое благополучие в отношении с куратором (мастером) группы и другими педагогами, ведущими занятия (в зону риска попадают прежде всего обучающиеся, находящиеся у всех педагогов в «изгоях»);
- уровень успешности обучающегося в учебной деятельности и переживание обучающимся своей успешности и неуспешности (в зону риска могут попасть как хронически неуспешные, так и хронически успешные студенты);
- характер взаимоотношений со сверстниками: социометрический статус, референтные группы, их направленность и др. (в зону риска попадают хронические и временные «изгои», потерявшие контакты и поддержку со стороны сверстников);
- особенности личности и специфика эмоционального реагирования обучающегося на жизненные трудности: жизнеспособность, акцентуация характера, эмоциональное состояние, готовность к принятию помощи, депрессивность и др.
6.3.Со стороны куратора (мастера) группы:
- уровень доверия и уважения обучающихся к куратору (мастеру) группы, уровень готовности к доверительным отношениям;
- анализ семейного воспитания, проблемы формирования характера и личности, доверительность отношений, характер переживания родителями успешности и неуспешности ребенка в учебной деятельности;
- структура семьи, характер взаимоотношений с матерью, материальное благосостояние в семье, уровень доходов и выделяемые расходы на содержание обучающегося, переживания обучающегося своего материального благополучия и неблагополучия;
- морально-психологический климат в учебном коллективе, лидеры и их направленность, изгои и их морально-психологическое состояние, референтные группы и их направленность;
- уровень успешности обучающегося в учебной деятельности и отношение обучающегося к ней, контрль за «взлетами» и «падениями», причины и отношение студента к неудачам.
6.4.Со стороны родителей:
- контроль морально-психологического состояния, уравновешенности, прогноз качества расходования денежных средств, осторожность в получении необоснованных кредитов, поддержание ресурсности;
- характер отношения к подростку (ребенок – «цель» или ребенок – «средство»);
- характер оказываемой помощи в ситуациях затруднения;
- контроль морально-психологического состояния у подростков, их переживания, интимные мысли, уровень доверительности;
- характер потребности воспитания, отношение к потребностям, вещам, отношение к деньгам, влияние референтной группы на отношение к вещам;
- случаи неуравновешенности, замкнутости, побегов из дома;
- референтная группа подростка, возможная включенность в асоциальные группировки, характер влияния интернета, возможные бойкоты, поддверженность к вымогательству, физическому насилию, моральному унижению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для специальности 260807 Технология продукции общественного питания.Пособие представляет собой руководство для студентов и препода...
Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для специальности 260807 Технология продукции общественного питания Основная цель данного пособия – формирование практическ...
Методические рекомендации по организации работы предметных цикловых комиссий в колледже
Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию студентов, являются цикловые комиссии (ЦК).Содержан...
Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями
Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор, преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной поз...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ МИНИ – ФИРМЫ
Представлен тематический план занятий на "Учебной мини-фирме" и даны краткие описания содержания занятий...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений
Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам. Они адаптированы к деятельности опреде...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО дня
В группах продлённого дня организацией образования комплексно решаются проблемы своевременной подготовки доиашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью позволяющей ребёнку преодоле...