Методические рекомендации по организации работы методических объединений
методическая разработка
Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам. Они адаптированы к деятельности определенного образовательного учреждения дополнительного образования. При создании учитывались локальные и нормативные акты образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_metodicheskoy_rabote.docx | 65.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Автор-составитель:
Е.П. Гайдабура,
руководитель научно-
методического отдела
МБОУДО ДДЮТ
Всеволожск
2021
Оглавление
Порядок работы методического объединения 3
Документация методического объединения 4
Планирование работы методического объединения 4
Цели и задачи деятельности методического объединения 5
Содержание и структура плана работы методического объединения 7
Заседания методического объединения 8
Анализ работы методического объединения 9
Протокол заседания методического объединения педагогических работников 11
Совет: Для быстрого перехода на нужный раздел, нажмите CTRL и щелкните ссылку.
Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников
Настоящие методические рекомендации по организации методической работы в структурных подразделениях (далее Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи в организации и планирования методической работы в структурных подразделениях МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района (далее ДДЮТ).
Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам ДДЮТ. Они адаптированы к деятельности данного образовательного учреждения дополнительного образования. При создании учитывались локальные и нормативные акты образовательного учреждения. В методических рекомендациях представлены шаблоны плана и анализа работы, протоколов заседаний и т.д. Материал структурирован по разделам и имеет содержание с гиперссылками для удобства работы с данным документом в электронном виде.
Методические рекомендации разработаны с учетом всех ниженазванных нормативно-правовых документов.
Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации методической работы в структурных объединениях и методических объединений педагогических работников ДДЮТ в целях приведения документации к единообразию.
Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 февраля 2017 г. №1642.
- Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования».
- Устав МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района.
- Программа развития ДДЮТ.
- Положение о методическом объединении педагогических работников ДДЮТ Всеволожского района.
- Положение о наставничестве в ДДЮТ.
Основные понятия и термины
Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия. Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Цель методической работы – это оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации процесса обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов. Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами: научности, гуманитаризации, системности, актуальности и востребованности, культуросообразности.
Методическое объединение педагогических работников (МО) - это объединение педагогических работников одного структурного подразделения и направленности, а так же близких профилей деятельности. МО организуется при наличии не менее 3 педагогических работников (по Положению о МО) по одному или нескольким видам деятельности; осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной, инновационной работы. Педагогические работники дополнительного образования в МО занимаются методической работой: разработкой частной методики по своему направлению, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам. Работа МО организуется на основе планирования, методической темы, принятой к реализации педагогическим коллективом, индивидуальных планов профессионального самообразования педагогов.
Методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры педагогов и развитию их творческого потенциала. Деятельность МО является частью методической работы учреждения.
Порядок работы методического объединения
«Руководитель МО назначается учреждением ежегодно по представлению общего собрания МО из числа специалистов, компетентных в вопросах содержания деятельности данного профиля, обладающих организаторскими способностями, коммуникативной культурой. Квалификационные требования к руководителю МО – специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование, высшую категорию и стаж педагогической деятельности не менее 3-х лет» (из Положения о методических объединениях педагогических работников, п. 4.4).
Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. (Смотрите главу «Планирование работы методического объединения»)
Заседания методического объединения проводятся не реже четырех раз в год. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе заседания методического объединения. Рекомендации подписываются руководителем методического объединения. Заседания МО рекомендуется проводить в различных формах. (Смотрите главу «Формы проведения заседаний методического объединения») В конце года руководитель производит анализ работы МО.
Документация методического объединения
В своей деятельности руководитель МО для организации работы учитывает следующие документы:
- Нормативные документы и инструктивно-методические письма по методической работе.
- Устав ДДЮТ Всеволожского района.
- Положение о МО педагогических работников ДДЮТ.
- Программа развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
Руководитель МО ведет следующую документацию:
- план работы МО на текущий учебный год (включая сведения о МО);
- протоколы заседаний МО;
- анализ работы МО за учебный год;
- информационные и аналитические справки;
- методические разработки участников МО.
Документы хранятся у руководителя МО. В соответствии с Положением о методических объединениях педагогических работников, п. 4.3: «В конце учебного года заместитель директора по УВР анализирует работу МО и принимает на хранение (в течение 3 лет) план работы, протоколы заседаний МО, анализ работы МО за прошедший год». Планы и анализ работы представляются так же в научно-методический отдел в начале и конце учебного года соответственно. Координирует деятельность МО научно-методический отдел.
Планирование работы методического объединения
Из Положения о МО педагогических работников ДДЮТ:
«4.1. План работы методического объединения составляет руководитель МО не позднее 1 октября. Методическое объединение проводит не менее 4-х заседаний за учебный год; практические семинары с организацией тематических занятий, массовые мероприятия.
4.2. Заседания МО педагогических работников оформляются в виде протоколов.
Планирование работы методического объединения заключается в разработке мероприятий по различным направлениям деятельности с указанием сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей, руководителей и лиц, ответственных за организацию и контроль исполнения.
Последовательность разработки плана работы включает:
• определение цели деятельности и задач для ее достижения;
• составление перечня мероприятий, подбор исполнителей и ответственных за их выполнение;
• сбор и анализ исходных данных, необходимых для планирования;
• определение ограничений, т.е. условий, требований и запретов, которые следует учитывать при планировании;
• анализ различных вариантов плана и выбор наиболее рационального;
• документирование плана и доведение его до исполнителей.
При планировании деятельности методического объединения следует руководствоваться:
- Нормативными документами и локальными актами, рекомендациями (Федеральных, региональных, муниципальных органов управления, внутренних актов образовательного учреждения).
- Планом работы ДДЮТ на текущий учебный год.
- Программой развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
- Санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения.
- Графиками проведения основных мероприятий.
- Результатами анализа работы методического объединения за истекший учебный год.
Цели и задачи деятельности методического объединения
Тему, цель и основные задачи деятельности МО руководитель формирует, исходя из основных задач с учетом специфики работы. Цель и задачи деятельности МО должны отражать основные цели и задачи образовательного учреждения на текущий год, учитывать Программу развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
Поставленные цели должны быть конкретны и измеряемы. Это облегчает выработку критериев для оптимизации решаемых задач и позволяет оценивать эффективность функционирования МО.
Цели могут быть такими:
- Обеспечение качества дополнительного образования, реализации дополнительных общеразвивающих программ.
- Проверка, отработка и внедрение лучших традиционных и инновационных образцов педагогической деятельности.
- Совместная работа над планированием и реализацией целевого проекта №__ «Название», в котором отражены основные мероприятия программы, обеспечивающие модернизацию образовательного процесса в учреждении (из проекта «Программы развития ДДЮТ на 2021-2025 годы»).
- Профессиональное взаимное общение и обмен педагогическим опытом.
- Выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности учащихся и педагога ДО.
- Создание разнообразных условий для повышения педагогического мастерства педагогов.
- Внедрение дистанционного обучения в педагогический процесс: «Использование современных информационных технологий и Интернет-ресурсов в качестве источника трансляции и пропаганды деятельности учреждения (образовательная, просветительская, конкурсная, рекламная и т.д.). Повышение качества функционирования официального сайта, страницы учреждения в социальной сети «ВКонтакте» и на видеохостинге «YouTube». Осуществление учебного процесса с применением дистанционных образовательных платформ» (из проекта «Программы развития МБОУДО ДДЮТ на 2021-2025»).
- Развитие кадрового ресурса учреждения через развитие системы профессионального роста педагогических работников и привлечение молодых специалистов по актуальным и востребованным направлениям дополнительного образования («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).
- Поддержка и расширение инновационной деятельности педагогов посредством внедрения современных технологий, реализации инновационных практик и интеграционных проектов, участия в работе инновационных образовательных площадок разного уровня («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).
В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:
- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников;
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
- организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках воспитательной работы по направленности;
- обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы образовательного учреждения;
- выявление, поддержка и развитие творческих способностей детей;
- формирование навыков здорового образа жизни через творческие объединения дополнительного образования;
- создание условий для самореализации личности и социализации;
- воспитание высоких нравственных и гражданских качеств;
- создание условий для реализации творческого потенциала педагогов;
- совершенствование научно-методического обеспечения методического объединения;
- активизация творческого потенциала педагогических работников.
Внимание! Задачи являются «ступеньками» к достижению поставленной цели (целей). Приоритетные направления работы (виды деятельности) для каждого МО – свои.
Содержание и структура плана работы методического объединения
По форме представления план работы МО состоит из двух частей:
Сведения о МО | План работы МО |
Сведения предоставляют информацию о МО в данном учебном году: название МО, цель работы, задачи, основные виды деятельности, руководитель, состав МО. Сведения о МО представляются в виде таблицы:
1. Сведения о МО
Раздел | Содержание |
Название | Полное наименование методического объединения педагогических работников |
Цель | Сформулировать цель деятельности МО в данном учебном году |
Задачи | Сформулировать задачи деятельности МО |
Основные виды деятельности | Перечислить основные виды деятельности, осуществляющиеся МО. Можно выбрать из «Примерного перечня вопросов и мероприятий по направлениям деятельности методических объединений» |
Руководитель | Ф.И.О. руководителя МО, должность |
Состав | В состав методического объединения входят __ педагогических работников: (перечислить педагогических работников, участников МО с указанием должности и структурного объединения) |
План работы МО представляется в виде таблицы с перечислением основных мероприятий с указанием времени, места, краткого содержания и ответственных за исполнение (по форме «Плана работы учреждения на месяц»). Таким образом, будет удобнее формировать план работы структурного подразделения на месяц.
В плане обязательные разделы:
- Методические заседания (указывается тема заседания, форма, краткая информация);
- Консультации;
- Открытые занятия;
- Организационная и аналитическая деятельность;
Остальные разделы будут исходить из выбранных видов деятельности, на усмотрение руководителя МО.
2. План работы МО
№ п/п | Дата, время, место проведения | Мероприятия | Ответственные |
Методические заседания | |||
Консультации | |||
Открытые занятия | |||
Мониторинг, диагностика, анкетирование | |||
Организационная и аналитическая деятельность | |||
Сентябрь | Планирование работы МО на текущий год | ||
Май | Анализ работы МО за прошедший год | ||
Методическая продукция | |||
В течение года | Сбор и систематизация информационно-методических материалов для педагогов | ||
Ноябрь | Создание методической продукции: «Название. Педагог» |
Руководитель МО _______________ / ________________________ /
Заседания методического объединения
Каждое заседание МО педагогических работников должно быть спланировано и подготовлено. Заседания рекомендуется проводить в различных формах, некоторые из которых представлены ниже. Возможно проведение заседаний с помощью видеоконференций.
Формы проведения заседаний методического объединения:
Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель МО, педагоги заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам.
Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые занятия, занятия элективных курсов, массовых мероприятий, мастер-классов и т. д.).
Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов МО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины.
Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 педагогов, которые делятся своим опытом, высказывают мнение по общей проблеме.
Конференция – подведение итогов работы (напр., над единой методической темой, по теме проекта и т.д.). Доклады участников должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и др. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. По итогам конференции принимается решение.
Деловая игра – форма заседания, в которой педагоги овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов МО. В конце игры подводятся итоги.
Мастер-класс – форма заседания, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Предполагается, что педагог («мастер») передаёт остальным педагогам свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Методический ринг – состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы.
Творческие отчеты – организация отчетов учителей по темам самообразования.
Педагогическая мастерская - форма обучения или совместной деятельности, альтернативная традиционному уроку, лекции, семинарскому занятию, мастер-классу, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества; форма передачи автором мастерской концепции и технологии своего педагогического опыта (своей педагогической системы).
и другие.
Анализ работы методического объединения «Название»
за ________ учебный год
В состав методического объединения входили __ педагогов: (Перечислить)
Целью методического объединения являлось ________.
Ставились следующие задачи:
1.
2.
3.
Анализ по основным видам деятельности
(в соответствии с целями и задачами)
Н-р:
- Создание и развитие учебно-методического комплекса, разработка заданий и редактирование учебных материалов для Приложений к ДОП.
- Проведение заседаний методического объединения (указать темы и даты проведения, указать причину, если заседание не проводилось):
- Повышение квалификации педагогов через самообразование и КПК
4. Работа по инновационной деятельности.
5. Проведение тематических и индивидуальных консультаций для педагогов по всем вопросам учебной, методической, воспитательной, социальной, инновационной, экспериментальной и др. деятельности в учреждении.
6. Организационная и аналитическая деятельность
Руководителем МО были выполнены следующие документы:
7. Выводы: Положительное в работе, что требует доработки, предложения.
Цели и задачи в основном достигнуты. Работу методического объединения педагогов за ________ уч.год можно считать удовлетворительной.
8. Примерные задачи МО на следующий год
Руководитель МО ________________ / ____________ /
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
ПРОТОКОЛ
заседания методического объединения педагогических работников __________________(название)______________________
Тема: «____________________________________________»
__.__.2021 №__
Присутствовали: ___ участника(ов) МО:
1.
2.
3.
4.
5.
Приглашенные:
1.
2.
Повестка дня:
1.
2.
3.
Выступили:
- По первому вопросу слушали
Постановили:
2. По второму вопросу слушали
Постановили:
3. По третьему вопросу слушали
Постановили:
Методические рекомендации по итогам работы методического объединения:
Руководитель МО ____________________ / __________________ /
(К протоколу прикладывается лист регистрации)
Библиографический список
- Горбатова О.Н., Коханенко Д.В. В помощь руководителю муниципального методического объединения педагогов. Методические рекомендации по повышению эффективности работы муниципального методического объединения педагогов // Составители: Горбатова Ольга Николаевна, Коханенко Дмитрий Васильевич // [Электронный ресурс] // Сайт: «metod-obr.ru» , Режим доступа: http://metod-obr.ru/images/geography/metod_rekom_MMO.pdf
- Мельницкая Э.Ю. Основные формы и виды методической продукции в работе педагога дополнительного образования. Методическое пособие // Составитель: Мельницкая Э.Ю.// [Электронный ресурс] // Сайт: «Мега-талант», Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskoe-posobie-osnovnye-formy-i-vidy-metodicheskoy-produkcii-v-rabote-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-89884.html
- Попова О.А. Практические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников. Методическая разработка // Составитель: О.А. Попова// [Электронный ресурс] // Сайт: «DOCPLAYER», Режим доступа: https://docplayer.ru/37132666-Prakticheskie-rekomendacii-po-rabote-metodicheskih-obedineniy-uchiteley-predmetnikov.html
- Рекомендации по планированию работы методических объединений// [Электронный ресурс] // Сайт: «https://sch2098s.mskobr.ru/», Режим доступа: https://sch2098s.mskobr.ru/files/rekomendacii_po_planirovaniyu_raboty_mo.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования
Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений среднего профессионального образования организовать самостоятельную деятельность студентов на основании деятельност...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...
Методические рекомендации по организации работ по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся
Принципы профилактике аутоагрессивного поведения:· принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого человека;·...
Методические рекомендации по организации работы предметных цикловых комиссий в колледже
Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию студентов, являются цикловые комиссии (ЦК).Содержан...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ МИНИ – ФИРМЫ
Представлен тематический план занятий на "Учебной мини-фирме" и даны краткие описания содержания занятий...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО дня
В группах продлённого дня организацией образования комплексно решаются проблемы своевременной подготовки доиашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью позволяющей ребёнку преодоле...