Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения.
материал на тему
Дипломная работа по теме "Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr.doc | 434 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский педагогический колледж №1»
Кафедра педагогики и методики начального образовании
Выпускная квалификационная работа
Допущена к защите «__»______________2015г. Зам.директора по УВР ___________ ____/Г. М. Фотеева Зав. Кафедрой _____________/Т. С. Мартынова |
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Новиковой Светланы Васильевны Специальность 050146 Преподавание в начальных классах Руководитель: Лужбина Алла Анатольевна |
Пермь, 2015
Оглавление
Стр.
Введение…………………………………...……………….………3
Глава I. Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников в процессе освоения курса литературного чтения……………………………………………..……………………….6
- Проблема формирования читательского интереса у младших школьников в научной литературе……………………..…6
- Методические основы изучения литературного произведения в начальных классах..………………………………………………...……………...20
- Психолого – педагогические особенности младшего школьника……………………………………………..………………31
Глава II. Опытно - практическая работа по формированию читательского интереса у младших школьников в процессе освоения курса литературного чтения в начальной школе…………………………......36
- Описание опытной работы…………………………..36
- Результаты работы по формированию читательского интереса младших школьников……………………………47
Заключение…………………………………………………………
Библиографический список………………………………………
Введение
Чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребёнка дар слова, помогает познать мир и самого себя.
Но дети читать стали меньше. Почему? Не только компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать, но и сокращение числа уроков литературы в базисном плане повлияло развитию процесса «кризиса чтения».
«Кризис чтения» – это проблема очень актуальна на сегодняшний день. Поэтому привитие ребёнку интереса к чтению, развитие у него навыка чтения стало одной из главных проблем современного начального образования. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Школа, а не сам ребенок он определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идет в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он принимает как продолжение урока, за рамками класса. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Ребенок научился читать. Однако напрасно думают родители, что он возьмет книгу. Сядет в уголок и начнет с интересом читать. Ребенок только учится, и не получает удовольствия от собственного чтения. Очень важно в этот период продолжать читать ребенку вслух. Огромную роль в развитии интереса к чтению играют уроки литературного чтения в 1 классе.
Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Школа вооружает ребенка навыком чтения, т.е. формирует чтеца. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают. А это значит, что ухе в русле формирования навыков чтения школа должна воспитывать активного, вдумчивого читателя. Уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению, требования социального развития общества и обуславливают актуальность темы.
Проблема: как сформировать читательский интерес у младших школьников в процессе изучения литературного чтения?
Объект – процесс освоения курса литературного чтения в начальной школе.
Предмет – формирование читательского интереса у младших школьников.
Цель - выявление педагогических условий для формирования читательского интереса младших школьников
Задачи :
- Изучить научно – методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования читательского интереса у младших школьников.
- Выявить методический опыт формирования читательского интереса у младших школьников.
- Определить психолого – педагогический особенности младших школьников.
- Описать содержание методического материала, направленного на формирование читательского интереса у младших школьников.
- Описать результаты формирования читательского интереса.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование читательского интереса младших школьников будет успешным, если учитель на уроках литературного чтения будет использовать современные приёмы работы с литературным произведением.
Методы исследования: наблюдение; беседа; анкетирование; сравнение; обобщение.
Практическая значимость: возможность использования разработанных методических материалов на уроках литературного чтения в начальной школе.
База: МАОУ «Ленинская СОШ», 3 класс.
Контингент: дети младшего школьного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников в процессе освоения курса литературного чтения
- Проблема формирования читательского интереса у младших школьников в научной литературе.
Вопрос о формировании интереса к чтению был поднят в России еще Виссарионом Григорьевичем Белинским. В.Г.Белинский не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца 19 века. Об этом свидетельствует опыт учителей – словесников В.Я. Стоютина, В.И. Водовозова, В.П.Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей на опыт чтения В.Г.Белинского. «Он вдохнул - живую душу в школьную схоластику» - говорил Острогорский.
Если передовые педагоги стремились придать чтению детей творческий характер, то официальная школьная методика оставалась в те годы в рамках объяснительного чтения. Система объяснительного чтения, направленная на толкование отдельных слов художественного произведения, мешала целостному восприятию прочитанного и не вызывала у школьников интереса к чтению. К концу 19 века в России создалась кризисная ситуация с детским чтением, подобная той, которую мы переживаем сегодня.
Как Россия вышла из кризиса чтения?
Выход из неё наметился к началу 20 века, когда на помощь школе пришла теория творческого чтения, на основе которой разрабатывалась методология и соответствующая методическая система. Идея творческого чтения нашла теоретическое обоснование в трудах российских учёных Н.А.Рубакина, Л.С. Выготского, А.А. Потебни.
Интерес к этой проблеме проявили и философы. В 1916 году вышла в свет книга Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в которой косвенно были затронуты и вопросы творческого чтения.
Что касается методической системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда С.И.Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась – «Творческое чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизни целый перечень методов развития творческого чтения у детей разного возраста. Среди них – устное словесное рисование, выразительное чтение, театрализация, сочинение – размышление, творческий пересказ, читательский дневник.
В школьной педагогике система чтения выразилась в опыте учителя – словесника 30 – 40 –х годов М.А.Рыбниковой. В 60 – 80 – е годы создают свои работы профессионалы: И.Н.Тимофеева, Л.А. Виролайнен, О.Ф. Хузе, Л.И.Беленькая.
Творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребность в самореализации. На первый взгляд, кажется, что читающий человек ничего не создаётся, а лишь воспринимается творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. «Чтение – это жизнь произведения в осознании читающего человека» - писал А.М. Левидов [6;84].
Обращаясь к проблеме развития интересов школьников, определим, прежде всего, содержание понятия «читательский интерес». Сложность в определении этого понятия связана с тем, что в психологической науке отсутствует единое понимание «интересов».
Рассматривая читательский интерес как специфический феномен, мы соотносим это с характером процесса чтения. Чтение как специфическая деятельность представляет собой процесс получения и хранения информации.
Один из основных компонентов чтения, непосредственно включающий читательский интерес - это мотивация, как совокупность самых разных побудителей (потребностей, мотивов, чувств, желаний, интересов, норм, правил и т.д.) Мотивы чтения - внутренние побуждения читателя, основанные на вероятностном представлении о мере соответствия качеств книги его потребностям. Осознанная потребность в чтении побуждает читателя проявлять активность, заставляет прилагать усилия и преодолевать препятствия, чтобы восполнить неудовлетворенность в ситуации дефицита нужной информации.
Потребность представляет собой единство объективной нужды и субъективного побуждения. Она проявляется не только в состоянии неудовлетворенности, но и в виде читательских интересов и установок, разнообразных мотивов чтения. Различаясь по своему значению, потребности возникают в процессе формирования научного мировоззрения.
Удачным представляется определение Б.П.Умнова, считающего, что «читательский интерес - это избирательно-положительное отношение личности (или группы) к произведениям печати, значимость и эмоциональная привлекательность которых определяются их соответствием потребностям личности в чтении».
Потребность есть нужда в чем-либо недостающем, отсутствующем, необходимом для поддержания и развития материальной и духовной жизни человека, т.е. то, без чего существование затруднительно или невозможно.
Интерес же есть отношение, перерастающее в направленность личности к существующему и побуждающему к познанию предмету или к существующей деятельности. Сама познавательная деятельность приобретает особое значение и, отвлекаясь от потребности, перерастает в познавательный интерес. Нередко на почве осознанной потребности возникает и развивается интерес как эмоционально-познавательное отношение к предмету и к деятельности. В этом случае переживание необходимости овладеть знаниями и умениями предшествует интересу.
В некоторых же случаях интерес лишь впоследствии связывается с достаточно глубоким пониманием общественной необходимости получения этих знаний и умений.
Интерес, становясь стойким личностным качеством, перерастает в потребность высшего порядка - потребность в овладении недостающими знаниями, новыми сторонами деятельности, в овладении все большим мастерством. Это уже осознанная.постоянная и развивающаяся по мере удовлетворения ее потребность.
Следовательно, на известном этапе развития потребность приобретает черты интереса, а интерес перерастает в потребность второго рода - более обобщенную, более отвлеченную от результата стойкую духовную потребность в усвоении знаний. Таково диалектическое отношение между потребностью и интересом.
Существует два понятия детского чтения. В широком смысле - чтение детьми и подростками произведений художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики. В более узком, специальном значении - педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формирования нравственности. Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, зарабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус. Крупнейшие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М.Горький, Я.С. Гогебавшили, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Светловская, Л.И.Беленькая, З.И.Романовская, О.И.Никифорова, Т.Д. Полозова, Э.В. Какабадзе и др. в своих работах глубоко и основательно рассматривают такие существенные стороны данной проблемы, как назначение чтения, литературы в деле воспитания подрастающего поколения, вопросы психологической природы детского чтения, пути воспитания читателя. Однако результаты данных исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане. Разработанная Л.Н.Толстым система пробуждения и развития интересов отличается исключительной глубиной, оригинальностью и новизной подхода, для нее характерна неразрывная связь с гуманистическими идеалами. В работе «О народном образовании» (1874) Л.Н.Толстой с горечью пишет о печальных результатах школьного образования, убивающего всякую живую мысль, воображение и творческую фантазию ребенка, важнейшие процессы, без которых невозможно формирование глубоких интересов: «В той мысли, что для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика, согласны все педагоги противной мне школы. Разница между нами только та, что это положение о том, что учение должно возбуждать интерес ребенка, у них затеряно в числе других, противоречащих этому положению о развитии, в котором они уверены и к которому принуждают; тогда как я возбуждение интереса в ученике, наивозможнейшее облегчение и потому непринужденность, и естественность учения считаю основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения»[13,109]. Теория интереса Л.Н.Толстого - это, по существу, результат соединения научного эксперимента и перспективного творческого опыта. Оценивая данную теорию интереса в педагогическом и методическом плане, нужно помнить, что главная цель его педагогического эксперимента состояла в том, чтобы показать, при каких условиях, в процессе какого варианта воздействия на учащихся в системе обучения можно обеспечить в обыкновенной сельской школе не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и всестороннее развитие его познавательных и нравственных интересов, проявление всех творческих возможностей личности ребенка.
Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению; этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. В свою очередь, навык чтения не сформируется без познавательного интереса к выработке этого навыка. Эти два явления так прочно взаимосвязаны, что их трудно разграничить. В силу этого возникла необходимость изучить эти явления во взаимообусловленном единстве и создать систему обучения, которая обеспечит возникновение и развитие интереса к чтению в процессе формирования навыка чтения.
В специальной литературе термину "процесс чтения" дается разное истолкование, но С.Д. Пурцеладзе, В.И. Чистяков, И.В. Баранников, М.Н. Борисова, Д.Б. Эльконин, В.Г. Горецкий, М.М. Рубинштейн и др., единогласны в том, что чтение - это, в конечном итоге, понимание прочитанного. Следует отметить, что некоторые исследователи стараются дать более глубокое, всестороннее определение процесса чтения. Они признают ведущее значение осмысленного чтения, при котором слова и фразы становятся выразителями содержания и обретают способность возбуждать у читателя поток представлений, образов, картин, мыслей, чувств, стремление. Чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Задача первоначального обучения чтению заключается в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.
Принимая во внимание то положение, что овладение техникой чтения сложный и долгий процесс, требующий от ребенка больших усилий, многие ученые пытались облегчить ребенку эту трудность, создавая оригинальные системы обучения чтению - А.Н. Мосиава, Д.Б. Эльконин, 3.И.Ходжава, В.Ф. Ромишвили, Ш.А. Амонашвили, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. Перспективным представляется путь, предложенный экспериментальной системой Ш.А. Амонашвили, которая, по словам Г.Щукиной, использует мощного союзника обучения - интерес.
Тема формирования читательских интересов привлекала внимание и других ученых, таких как К.Д. Ушинский, В.П.Вахтеров, П.О.Афанасьев, С.П.Редозубов, Н.П.Кононыкин, Н.А.Щербакова, Н.Н. Щепетова, М.М.Рубинштейн, Н.Д.Молдавская, Л.С.Славина, В.Е.Сыркина, О.И.Никифорова, М.И. Оморокова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Особо необходимо отметить работу в этом направлении Н.Н. Светловской и О.В. Джежелей. Однако вопрос о педагогических условиях формирования читательских интересов ни в одном исследовании не ставился и не разрешался, хотя в практике обучения актуальность этой проблемы по-прежнему высока. Специально организованные исследования (Л.С.Дягилева, Р.А.Жданова, И.А.Свиридова) констатируют, что природный познавательный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться. Наблюдается снижение уровня положительного отношения к учению с 91% у первоклассников до 71% у четвероклассников.
Исходя из сказанного, действительно трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей и средств формирования читательских интересов у учащихся (Е.В.Квятковский, М.Д.Кобахидзе, А.И.Липкина, Т.К.Макарова, В.Ф.Чертов). Чтобы понять значительность этих открытий и сконцентрировать внимание на еще не решенных вопросах формирования младших школьников, важно учитывать, что в психолого-педагогической литературе существует два понятия детского чтения. В узком смысле слова - интерес к чтению, т.е. желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых комплексов.
Такой интерес характерен для начинающего ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, очень хочет суметь понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед окружающими еще и еще раз. В широком смысле слова - читательский интерес, т.е. активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста [8; 156].
В связи с увеличившимся интересом к вопросам психологии личности изучения содержание читательских интересов стало особенно популярным. Этой проблеме посвятили свои исследования Н.А.Рыбников, М.М.Рубинштейн, В.Е.Смирнов, А. Арямов, А.Н. Познанский, Н.Е. Виленкин и др. Изучение велось с материалистических позиций, согласно которым и читательские интересы учащихся рассматривались как продукт социальных отношений.
Чтение - довольно сложный индивидуально-социальный процесс. Индивидуальность его в том, что каждый читатель вступает с произведением в лично - индивидуальные отношения, он всегда по-своему обрабатывает текст произведения. Социален этот процесс потому, что в чтении всегда дано отражение действительности, « не лично-индивидуальное только, но и как плод общения с многообразной социальной средой не только автора, но и читателя, в которой они живут и действуют».
Читатель различно социально обусловлен, живет в разных социальных условиях, в разные эпохи, в разной среде, и то, что восхищало одну эпоху, может перестать звучать в других общественно - исторических условиях. Нужно учесть и то, что каждый читатель, в том числе и юный, откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности. «У одного, в соответствии с его индивидуальностью и жизненным опытом при чтении данного произведения особо разгорается чувство, так что оно иногда подчиняет себе и мысль; иногда ум, интеллект, рассудочность подавляют эмоционально-волевую сторону личности»
Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей воспитания и обучения, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений, навыков, но и о создании такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития. Решающая роль в создании условий, способствующих повышению познавательной активности учащихся, отводится интересу.
Существует множество определений читательских интересов, которые иногда рассматриваются лишь как разновидность познавательных интересов. Однако большинство исследователей (Н.А. Бодрова, Г.Г. Граник, Л.А.Концевая, Н.Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Г.Морозова, Л.А.Николаева, М.И. Оморокова, А.И. Рапопорт, И.З. Постоловский, Т.В.Рубцова, Б.П.Умнов) отмечает, что читательские интересы могут быть квалифицированы и как познавательные, и как эстетические. Несмотря на то, что в последние три десятилетия проблема формирования и развития читательских интересов младших школьников разрабатывалась во многих исследованиях, анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию данных интересов учащихся недостаточно высок. Наблюдения и практика работы в школе показывают, что учителя до сих пор интересует больше степень овладения учащимися программным материалом, но не глубокая продуманная работа по развитию у них интереса к знаниям, познавательной потребности.
Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает «иметь значение» [32]
Читательский интерес – это такие знания, умения, навыки, благодаря которым ученик может сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.
Формирование читательских интересов – это важная научно-педагогическая проблема. Её актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.
Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остаётся нерешённой в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
Поэтому проблема формирования и пробуждения интереса к чтению в процессе учебной деятельности и явлению культуры приобретает особое значение. Чтение – довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности, так, например, у одного в соответствии с его индивидуальным характером и жизненным опытом при чтении одной книги особенно разгорается чувство, у другого – ум, рассудочность подавляет, и оттесняют эмоционально-волевую сторону личности.
Придаётся особое значение изучению индивидуальностей, интересов младших школьников. Д. Н. Узнадзе считает, что на первом этапе овладения навыком чтения ребёнка интересует само чтение, оно доставляет ему удовольствие как процесс, а не только как средство ознакомления с интересным содержанием. Тенденция действия и улучшения механизма чтения, по словам Д. Н. Узнадзе, лежит в основе того обстоятельства, что ребёнок с целью интереса, удовольствия, развлечения начинает читать книги. Это положение и в настоящее время соответствует действительности, но со временем отношение ребёнка к чтению книг меняется, интерес исчезает[13. 101].
Ведущая роль в решении задачи формирования интереса к чтению, умении работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову принадлежит урокам чтения.
Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников, обнаруживается недостаточность разработки методики, обеспечивающей высокий эмоционально-эстетический уровень процесса чтения. Так, например, основное внимание уделяется развитию:
- технической стороны чтения (техника чтения),
- смысловой стороне чтения (обучение анализу художественного произведения).
Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. Поэтому следует учитывать в учебной деятельности по формированию интереса к процессу чтения и особенности читателей младшего школьного возраста.
Во-первых, младший школьник реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, – большая ценность для начальной школы. И хотя нынешняя школа ставит задачу эмоционального развития детей, решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения.
Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению.
В-третьих, следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые могут и не заметить.
В-четвёртых, присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
В-пятых, последняя особенность читателя младшего возраста – это отсутствие реакции на художественную форму.
В процессе чтения дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы. Ребёнок сам их не замечает, а значит, пропускает мимо без осмысления, просто не может понимать, что это.
Таким образом, особенности восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу чтения. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
Так происходит влияние книги на читающего ребёнка. И очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, – понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному. Скорей всего, эти две стороны восприятия книги равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) – законам индивидуального развития ребёнка.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.
Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней — непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции — истинная культура чтения.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.
Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
В развитии интереса школьника прослеживаются следующие этапы: подготовительный, этап формирования умения читать (интерес, связанный с темпом и правильностью чтения), этап подготовки мотивированного и осознанного целостного подхода к процессу чтения (активно - деятельностный интерес: умение донести мысль до слушателя), этап чтения «про себя» (интерес к чтению с точки зрения творческого читателя) и этап подведения итогов (творческое увлечение чтением). Данные этапы тесно взаимосвязаны между собой. Их характеризуют такие факторы как понимание роли и значения чтения в жизни человека, способность выразить себя в слове, стать квалифицированным читателем. Продолжительность данных этапов и степень выраженности указанных факторов для каждого этапа различна. Поскольку существует генетическая взаимосвязь между этапами читательских интересов и общим уровнем развития младших школьников, это зависит от особенностей формирования интереса и от уровня развития конкретной личности.
Сказанное выше позволяет считать, что основная цель исследования - выявление педагогических условий формирования читательских интересов младших школьников - достигнута. Поставленные задачи решены в полном объеме.
Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем.
Таким образом.
- Методические основы изучения литературного произведения в начальных классах.
Термин «литературное чтение» необходимо понимать в двух значениях: как метод обучения и как подготовительная ступень освоения предмета «Литература».
В литературном чтении для начальных классов условно различают два периода: подготовительный и основной. Второй год обучения относят к подготовительному периоду, поскольку у второклассников не сформированы способ чтения текста целыми словами и беглый темп чтения.
Навык чтения как автоматизированное умение не складывается к концу второго года обучения. В связи с этим работа над овладением собственно чтением, т.е. техническими навыками чтения разных текстов, совершенствованием чтения молча и выразительного чтения, продолжается на протяжении всего периода обучения в начальных классах и организуется в процессе анализа произведений. Данное направление, а именно сочетание работы над формированием навыка чтения с работой над произведением, и составляет одну из важнейших особенностей учебного предмета. При обучении чтению и пониманию любого текста учитель должен ориентировать учащихся на структуру текста и его признаки: наличие темы, основной мысли, абзацев, различных связей между предложениями, поскольку текст характеризуется целостностью, связностью, последовательностью.
Учебный предмет «Литературное чтение» комплексно решает задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского, речевого развития ребёнка. Данный аспект литературного чтения отражает следующие его особенности: освоение литературных произведений в сочетании с активной творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы; освоение и формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений, ориентировку в мире книг; одновременная работа над языком художественного произведения и развитием речи детей; работа с детской книгой как особым объектом изучения.
В круг чтения детей входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. На основе чтения и осмысления литературных произведений разных жанров у младших школьников расширяется читательский кругозор. Законы литературы предполагают анализ произведения в единстве его содержания и формы на основе учета жанровой специфики его. Одним из существенных недостатков школьного анализа художественного произведения в начальных классах является игнорирование родо-видо-жанровой специфики словесного искусства.
А.Б. Есин, выделяет такие научно – методические принципы изучения литературных произведений в начальных классах, которые основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства слова, а их интерпретация учитывает психические особенности детей младшего школьного возраста:
- принцип целенаправленности. Этот принцип гласит: изучение произведения, в том числе и его анализ должны быть целенаправленным. Из этого принципа следуют два методических вывода. 1) Основная цель каждого урока литературы – освоение художественной идеи произведения. 2) Каждый вопрос учителя, каждое задание, которое выполняют ученики, преследуют определенную цель, являются шагом на пути достижения цели урока, на пути освоения идеи произведения.
- принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного. Смысл этого принципа заключается в том, что анализ текста проводится только после целостного, непосредственного эмоционального восприятия детьми произведения. Если произведение объемное и не может быть прочитано вслух за 20–25 минут, то принцип может быть нарушен, потому что младшим школьникам тяжело слушать даже хорошее чтение в течение 30–40 минут – они отвлекаются, а значит, восприятие неизбежно текста искажается. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия. Иначе говоря, организованный на уроке процесс осмысления текста произведения должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия ребенка, расширяя зону его ближайшего развития. Но восприятие одного и того же произведения у разных детей одного возраста все-таки будет индивидуально окрашено и различаться как глубиной, точностью, так и эмоциональностью.
- принцип учета потребностей ребенка. Анализ произведения должен быть мотивированным, вытекать не только из целей и задач учителя, а из потребностей ребенка разобраться в прочитанном или услышанном. Специфика восприятия произведения учениками младшего школьного возраста заключается в том, что у них нет потребности в перечитывании и анализе текста. Дети уверены в том, что все поняли правильно. Учитель должен пробудить в детях потребность перечитать текст, показав им, что они еще не все поняли, не все заметили, что в тексте есть много загадок, которые они в силах разгадать.
- принцип внимательного отношения к тексту произведения. Анализ требует внимательного отношения к тексту произведения. На практике этот принцип неоправданно нарушается: это и сокращение произведений в хрестоматиях, изучение отдельных глав книг; это и беседы на уроке, при которых ученики практически не обращаются к тексту произведения, а только делятся своими эмоциями.
- принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания. Этот принцип говорит о том, что анализу подлежит не жизненная ситуация, а изображение этой ситуации. Этот принцип вытекает из известного положения о единстве формы и содержания в произведении. В итоге мы стремимся показать ребенку, что в литературном произведении важно не только содержание, но и его художественная форма.
- принцип избирательности. Анализ произведения должен быть избирательным. Дело в том, что на одном уроке и даже нескольких уроках литературное произведение не может быть рассмотрено во всех его аспектах. Принцип избирательности подсказывает, что из всего разнообразия художественных элементов мы должны отобрать для анализа лишь те, которые наиболее ярко выражают идею автора. Учитель всегда стоит перед проблемой выбора материала для анализа и осуществляет его, руководствуясь дидактическими принципами целесообразности, доступности и перспективности для развития ребенка.
- принцип целостности. Анализ произведения, будучи избирательным должен оставаться целостным. Этот принцип означает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны. Отбирая материал для анализа, мы должны помнить о том, что наша цель – освоение идеи произведения, которая растворена в художественной форме и содержании. Поэтому каждый элемент произведения рассматривается как носитель идеи.
- принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка. Школьный анализ литературного произведения призван способствовать литературному развитию детей. Наблюдая в процессе анализа за спецификой произведения, ученики осваивают первоначальные литературоведческие представления и читательские умения, а значит, развиваются как читателя и как личности.
- принцип синтеза. Анализ текста завершается синтезом. Разложив текст на его элементы для того, чтобы осознать их роль в структуре целого, в итоге следует вернуться к произведению как художественному целому, т.е. к его идее.
Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования (ФГОС НОО)
С 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию: тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения.
Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретации и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Анализ примерной программы по «Литературному чтению» в начальной школе показал, что приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования, , а читательский интерес является важным компонентом читательской компетенции.
В программе представлено условное распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Курс рассчитан на 448 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель). Во 2 – 4 классах – по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Проанализировав содержание курса можем отметить, что на начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.
На уроках используются разные виды речевой и читательской деятельности, такие как аудирование (слушание); чтение; работа с текстом; круг чтения; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений); чтение: работа с информацией; межпредметные связи: с уроками письма (русского языка); с уроками изобразительного искусства; с уроками труда.
В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания – слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Изучение и обобщение опыта учителей по теме "Формирование читательского интереса младших школьников"
Современный урок литературы – это сочетание уже известных методов и приемов обучения и их творческое видоизменение, нацеленное на создание положительной устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника.
Основные направления в формировании читательского интереса определились в результате изучения опыта учителей.
1. Проекты, развивающие интерес к чтению.
Метод проектов связан с развитием и формированием читательского интереса, так как он дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их совместное сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен и тем, что в ходе его выполнения учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проекты нацелены как на изучение личности ученика, так и на выявление и пробуждение его явных или потенциальных задатков, интересов.
Проект “Талантливые читатели” реализуется в тесном контакте с родителями и включает в себя:
1) тестирование родителей, которое помогает им обратить внимание на круг чтения ребенка и показывает пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;
2) тестирование учащихся различных возрастных групп, цель которого помочь раскрыть себя как читателя и личность;
3) игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;
4) анкетирование детей и родителей “Читательские пристрастия моей семьи”;
5) изучение читательских дневников;
6) составление картотеки детского чтения;
7) анализ сочинений школьников, направленных на рефлексию читательского опыта (“Моя домашняя библиотека”, “Я – читатель”, “Исповедь читателя”…);
8) большое количество экскурсий;
9) памятки для родителей, помогающие им осуществлять комплексный контроль за умением самостоятельно работать с книгой.
С целью расширения читательского опыта учащихся и учета их интересов можно организовать “три круга” чтения (программные произведения для чтения и изучения, произведения для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, произведения для внеклассного чтения).
Проект «Семейные чтения» подразумевает коллективное обсуждение на тематическом родительском собрании книги, предложенной учителем, и прочитанной предварительно и родителями, и детьми.
2. Организация разнообразных форм внеклассных мероприятий
Внеклассное чтение - одно из важнейших направлений в работе учителя-словесника, которое способствует развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, является опорой школьного курса.
Главным звеном в работе по развитию читательского интереса школьников является организация литературных игр и литературных праздников, в процессе которых развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений", которое растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.
3. Взаимодействие учителя и библиотекаря в формировании читательской культуры.
В сотрудничестве учителя и библиотекаря важными компонентами являются совместные действия по привитию любви к чтению, бережному отношению к книге, формировать которые помогают проекты «Книжкина больница», «Передай добро по кругу», «Клуб любителей чтения» , «Книжное меню для книжного банкета», «Читательский дневник». Вместе с библиотекарем школьники учатся системе работы с книгой, знакомятся с поэтапным освоением методов чтения (осмысленно, выразительно, вдумчиво), совершенствуют умение пересказа прочитанного (подробно, выборочно, сжато).
Помощь учащимся в выборе книг, подходящих им по уровню может стать связующим звеном в поиске верного начала, а содержание читательских дневников учащихся поможет учителю и библиотекарю оценить читательские навыки и предпочтения учащихся.
4. Роль Интернета в развитии читательского интереса
Для современных детей и подростков Интернет — это, помимо развлечения, один из способов доступа к нужной информации. Детским увлечением Интернетом и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов.
5. Взаимодействие с родителями
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи своей страны.
Таким образом, стандарт и программа создают условия для успешного формирования читательской компетентности, которая не может существовать без читательского интереса. Сформировав читательский интерес, мы можем сформировать читательскую компетенцию.
- Психолого-педагогические особенности младшего школьника.
Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. Поэтому следует учитывать в учебной деятельности по формированию интереса к процессу чтения и особенности читателей младшего школьного возраста.
Во-первых, младший школьник реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, – большая ценность для начальной школы. И хотя нынешняя школа ставит задачу эмоционального развития детей, решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения.
Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению.
В-третьих, следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые могут и не заметить.
В-четвёртых, присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
В-пятых, последняя особенность читателя младшего возраста – это отсутствие реакции на художественную форму.
В процессе чтения дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы. Ребёнок сам их не замечает, а значит, пропускает мимо без осмысления, просто не может понимать, что это.
Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:
- снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
- уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы - (4 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
- наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, мультимедийные средства).
Наиболее ярко существующие противоречия наблюдаются в начальной школе. В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет "Внеклассное чтение" исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения. К тому же, сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения. Учителя сконцентрированы на сугубо традиционной стороне педагогического процесса: научить читать. Поэтому, я считаю, сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: "Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса".
Исследователи качества чтения учащихся начальной школы указывают на постепенное снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников, указывают на современные черты кризисной модели детского чтения: детский читательский негативизм, превалирование в репертуаре чтения «малышовских» книг, замена чтения программных произведений дайджестами, утрата чувства культуры и эстетики языка.
Психологическая проблема исследования
- кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников.
- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности, возросло.
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).
Как же пробудить интерес к книге и чтению?
Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, можно использовать некоторые «хитрости».
Например, если ваш ребёнок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых мультипликационных героях – Винни Пухе, или Карлсоне, можно даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, т.е. полноценной книгой не являются и довольно примитивны, но это всё же текст и книга, а не только подвижная картинка. Постепенно после этого можно попробовать заинтересовать и другими историями, которые уже больше похожи на книги в привычном смысле слова.
Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Ребёнок помладше, скорее всего, не отстанет от вас, пока вы не дочитаете ему историю до конца, а для детей, которые уже знакомы с алфавитом и первыми навыками чтения, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать самостоятельно.
Среди способов разнообразить процесс чтения более активными занятиями стоит назвать также рисование героев истории. Кроме этого, можно лепить их из пластилина, делать аппликацию, вырезать из бумаги, можно даже сшить понравившегося героя или вышить его – что вашему ребёнку по душе.
Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями.»
Таким образом, особенности восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу чтения. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором. Так происходит влияние книги на читающего ребёнка. И очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, – понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному. Эти две стороны восприятия книги равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) – законам индивидуального развития ребёнка.
Заключение (от курсовой)
Современный урок литературы – это сочетание уже известных методов и приемов обучения и их творческое видоизменение, нацеленное на создание положительной устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника.
Руководствуюсь словами В.Г. Белинского: «Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет».
Глава 2. Опытно - практическая работа по формированию читательского интереса у младших школьников в процессе освоения курса литературного чтения в начальной школе.
2.1. Описание опытной работы
Опытно - практическая работа по формированию читательского интереса младших школьников в процессе освоения курса литературного чтения проводилась на базе МАОУ "Ленинская СОШ". В ней приняли участие учащиеся 3 класса (11 человек). Опытно - практическая работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для того чтобы провести опытно - практическую работу, необходимо определить главную цель: - выявление педагогических условий формирования читательских интересов младших школьников.
Мы предположили, что если использовать на уроках литературного чтения современные приёмы работы с учащимися, то можно сформировать читательский интерес.
Исследование проходило в 3 этапа.
Цель констатирующего этапа – выявить уровень читательского интереса у учащихся 3 класса посредством опроса.
Цель формирующего этапа – разработать и апробировать уроки, задания, способствующие формированию читательского интереса младших школьников.
Цель контрольного этапа – определить эффективность уроков, направленных на формирование читательского интереса младших школьников посредством анкетирования и опроса.
В опросе на констатирующем этапе приняли участие 11 учащихся 3 класса.
Для определения уровня читательского интереса был предложен опросник «Узнай свой читательский интерес»
Фамилия имя отчество, класс
- Я выполняю задания по литературному чтению на «хорошо» и «отлично»
- Мне нравится вслух рассуждать о причинах поступков героев книги.
- Я согласен с мнением: «Лучше один раз прочитать, чем сто раз услышать!»
- Когда мне читают вслух – важно звучание и интонация голоса (родители, братья, сестры, учитель)
- Читая, я часто замечаю в книге вещи, которые другие упускают.
- Как здорово, когда сложные вещи выражены в книге в простой и понятной форме.
- Я люблю читать летом
- Я могу читать в перерывах между уроками
- Я легко могу подбирать слова, когда надо выразить мысль
- Я люблю сравнивать разных героев по прочитанному материалу.
- У меня лучше получается думать, когда я читаю
- Для меня важно, чтобы автор писал интересно
- Мне важно потрогать книгу руками
- Мне нравиться читать в тишине
- Мне нравится читать одному
- Читая, я всегда сравниваю то, что написано в книге, свои знания, свой собственный опыт
- Описываемые в книге природные процессы и явления вызывают у меня интерес и любопытство
- Я всегда задумываюсь – для чего я читаю?
- Прочитав книгу, я рассказываю о ней товарищу.
- Мне интересно читать только то, что хочется самому.
- Прочитав книгу, я могу рассуждать о том, что такое хорошо, и что такое плохо.
- Я запоминаю прочитанное лучше, если обсуждаю книгу с мамой, папой, другом, учителем.
- Мне нравится читать в группе ре6бят.
- Я люблю читать
- Читая, я вижу себя частичкой большой Вселенной
- Мне нравится читать вслух.
На формирующем этапе нами были спроектированы и проведены уроки литературного чтения с использованием ИК технологий по темам следующих разделов - «Поэтическая тетрадь 1»: С.А.Есенин «Черёмуха»; «Итоги Поэтической тетради 1» и «Люби живое»: М.Пришвин «Моя Родина»; И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек»; В.Бианки «Мышонок Пик»; В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». Учащиеся активно и с интересом работали с презентациями на этапе введения нового материала: была представлена дополнительная информация об авторе, его творчестве и изучаемом произведении. В ходе урока учащиеся были ознакомлены и приняли участие в составлением правил, памяток, заданий для учащихся и советов родителям и педагогам.
Урок на тему С.А.Есенин «Черёмуха» был проведен с помощью презентации и аудио записи стихотворения. По итогам урока была разработана памятка «Работа над стихотворением»
- Скажите название стихотворение и его автора.
- Прочитав стихотворение, скажи, о чем рассказывает поэт?
- Перечитай стихотворение еще раз. Попробуй нарисовать картины к стихотворению.
- Какие выражения применил автор, чтобы мы лучше представили природу и героев произведения?
- Какие чувства выражает автор в стихотворении?
- Что тебе понравилось в стихотворении?
- Подготовься к выразительному чтению стихотворения.
В начале урока по теме «Итоги Поэтической тетради 1» было рассказано стихотворение «Черемуха» по составленной памятке, после чего был проведен итоговый тест с помощью презентации.
К изучению творчества М.Пришвина мы приступили с составления памятки « Работа над рассказом»
- Как называется рассказ? Кто его написал?
- Прочитай рассказ. Когда происходит описываемое действие?
- Назови действующих лиц. Что ты о них знаешь и можешь сказать?
- Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из главных героев понравился тебе и чем именно?
- О чем ты думал, читая рассказ?
Рассказа «Моя Родина»
Данные памятки и правила были оформлены учащимися на уроке, а затем дома помещены на рабочем месте.
По окончании формирующего этапа мы вновь проанализировали формуляры в школьной библиотеке. Результат: ……….А также было проведено анкетирование учащихся, которое показало, что 6 человек из 11 стали чаще обращаться в библиотеку для чтения книг, которые они могли выбрать самостоятельно в соответствии со своим читательским интересом, как правило, это были произведения авторов, чье творчество изучалось на уроках литературного чтения.
Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем.
Таким образом, изучив литературу по проблеме формирования читательского интереса мы пришли к выводу, что одним из условий развития читательского интереса у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом
2.2. Результаты работы по формированию читательского интереса младших школьников.
Для выявления результативности мы использовали опросники, тестирование, анкетирование, мини-сочинения, ответы на проблемные вопросы «Тетради по литературе». Эти методы сочетают в себе как контрольный, так и обучающий элементы. После каждой работы обязательно проводился анализ и работа над ошибками. Часто использовался метод взаимопроверки, когда каждый ученик проверяет работу соседа по парте.
Опросник «Узнай свой читательский интерес»
Подсчет суммы баллов и рекомендации.
0 – 6 «Новичок». В нашей разрядной системе специалистов по чтению тебе присваивается начальный четвертый разряд. | У тебя все впереди… как много книг тебе предстоит прочесть! Попробуй, и тебе, скорее всего, очень понравится. Ведь книги есть разные. А я именно тебе рекомендую «Приключения В. Швыршвырма» автора Тоона Теллегена. Очень занимающая книга для начинающих. Но, может быт, ты хочешь вырасти не только ростом, но и среди своих друзей? Тогда начни с неё, и не останавливайся на достигнутом! |
7-14 «Средний читатель, не хуже всех». Поэтому и нашей разрядной системе ты можешь с гордостью носить третий перспективный разряд. | Да, читатель ты уже не начинающий. Сразу видно что книжки тебе интересны. А вот что именно тебе интересно? Давай поговорим вместе. Ведь чтение поможет тебе добитьс я в жизни больших успехов. Главное на этом этапе – движение вперед – к новым вершинам чтения. Рекомендую тебе «Капитан Сорви - голова»., «Остров сокровищ», «Белый Бим – черное ухо», «Белый отряд», «Властелин Колец», «Три мушкетера», «Ким». |
15-20 «Любитель книг». Теперь ты по праву заслужил второй разряд среди своих сверстников. | Ты любитель книг.. без книги – как без рук: чувствуешь себя не в своей тарелке. Дерзай и становись профессионалом. Для твоего уровня предлагаю серьезный двухтомник «Сказок и историй» Андерсена, шесть книг Александра Волкова – о путешествиях в Волшебную страну девочек Элли и Энни. Фрэнк Баум – четыре книги о стране Оз. |
21 и выше баллов. «Настоящий специалист в книжном чтении первого разряда». | Ты не только свой человек в мире чтения, многому уже научился, но можешь даже консультировать друзей в выборе новых книг. Продолжай в том же духе, и становись настоящим пропагандистом чтения – залога успешной взрослой жизни. Чтение – это правильный выбор. Тем не менее, знай, что настоящий профессионал чтения не соревнуется в количестве прочитанных книг. Конечно, важно освоить нормальную для чтения – понимания скорость. Но главное – понимать, что ты читаешь, и делать выводы. Почаще советуйся с родителями4 они плохого не порекомендуют. |
Результаты проведения опросника в начале практики.
Результаты проведения опросника в начале практики
Качество знаний по предмету в 3 классе составило 83%. В классе моего преподавания я вижу положительную динамику развития интереса детей к чтению. Было проведено анкетирование среди учащихся 3 класса. В результате выявилось, что 60 % читают художественную литературу. Из них 50% регулярно посещают библиотек. У многих ребят есть домашние библиотеки, которые также являются ресурсами для организации внеклассного чтения.
Сказанное выше позволяет считать, что основная цель исследования - выявление педагогических условий формирования читательских интересов младших школьников - достигнута. Поставленные задачи решены в полном объеме.
Заключение
Данная исследовательская работа была направлена на выявление условий формирования читательского интереса, разработку дидактических материалов, направленных на его развитие в 3 классе.
Для реализации поставленной цели были проанализированы исследования, посвященные изучению процесса развития читательского интереса у младших школьников различным аспектам изучения читательского интереса посвятили труды известные педагоги, психологи и методисты:
Исследования показывают, что в младшем школьном возрасте наблюдается ухудшение целого ряда характеристик чтения школьника, снижения уровня их грамотности. В век кино, телевидения и интернета происходит замена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребёнка к печатному слову во многом зависит от взрослых, в том числе педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом., который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Нами были разработаны и апробированы семь конспектов уроков литературного чтения (Приложение 1). Кроме того, с целью привлечения учащихся к чтению и формирования читательского интереса в дидактические материалы уроков была включена разработка детьми памяток, заданий и советов для родителей и педагогов по примерному шаблону,
В результате проведенной работы по формированию читательского интереса младших школьников в процессе освоения курса литературного чтения в начальной школе, количество учащихся, которые имеют высокий уровень сформированности читательского интереса, увеличилось на 5 человек, соответственно количество учащихся, имеющих средний уровень сформированности читательского интереса уменьшилось на 5 человек. Прежним осталось количество учащихся, имеющих низкий уровень сформированности читательского интереса – 1 человек.
Библиографический список
- Абакумова С.И.Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. Брокгауз – Эфрон. 925. 136 с.
- Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. В 2-х т. М:Гослитиздат, 1959. 516 с.
- Богданова О.Ю., Леонов С.А. Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 2009
- Интернет- источники
- Ительсон Л. Б. Учебная деятельность, её источники, структура и условия : хрестоматия по возрастной и педагогической психологии; Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981. – 368 с.
- Курочкина М. Методы развития творческих способностей младших школьников // Воспитание школьников. - 2009. - № 4. - С. 48-51.
- Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
- Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994.
- Мещеряков Н. Я., Гришин Л. Я. О формировании читательских умений на уроках литературы // Литература в школе. – 1976. – № 3. – С. 29–42.
- Михалков С.В. Учись читать// Начальная школа. 2003. №3
- Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М. : Педагогика, 1976. – 185, 246 с.
- Острогорский В.П. Вопросы преподавания литературы. Историко – методические очерки. Издательство «Учпедгиз», М., 1959
- Примерная рабочая программа по Литературному чтению
- Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 16.О народном образовании - 1874
- Узнадзе Д. Н. Мотивы интереса к учебным предметам. – М., 1924.
- Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М. : Просвещение, 1986. –142 с.
- Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"
ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...
Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
Выпускная квалификационная работа "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"...
«Формирование личностных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства»
Теоретические подходы к проблеме формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.Возможности уроков изобразительного искусства в формировании личностных рез...
Статья "Особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи"
В статье можно ознакомиться с информацией об особенностях формирования читательского интереса у детей с ТНР. Основные трудности с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса и ...
Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений
Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым ...
Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ
Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу психологического воздействия на ребенка путем погружения его в мир...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Светлана Васильевна, спасибо
Светлана Васильевна, спасибо за материал. Вы молодец! Вами проделана очень полезная работа.