Воспитание толерантности у подростков в условиях реабилитационного центра. Методические рекомендации.
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_u_podrostkov_1.docx | 152.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности у подростков в условиях реабилитационного центра.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………. ..4
2.Что такое толерантность?.................................................7
3. Методы и приемы работы с детьми……………………7
4. Приложение №1.
Игры на формирование толерантности. …………………10
5.Приложение №2
Тест: “Самооценка толерантности личности” …………..21
6. Приложение 3.
«Жила-была на земле девушка по имени Любовь» ……..24
«На свете жил один король» ……………………………..25
Список литературы………………………………………..28
Пояснительная записка
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не
хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Главной целью воспитательной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются социализация воспитанников и возвращение их в общество. Важнейшая часть этого процесса - воспитание толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Среди российских ученых этой проблемой занимались А. Асмолов, Л. Байбородова, Б. Вульфов, Б. Гершунский, Е. Клепцова, О. Кравцов, М. Магура, А. Погодина, М. Рожков, Г. Солдатова, Л. Шайгерова, О. Шарова, О. Щеколдина.
Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Изучением сформированности толерантности у подростков занимаются психологи и педагоги: И. Дроздецкая, О. Кравцов, Е. Маркелова, С. Мутерперель. Е. Маркелова утверждает, что подросток не умеет еще контролировать свои эмоциональные порывы, имеет высокий уровень тревожности, это делает его не успешным и не толерантным в общении и социальных контактах . Исследователь О. Кравцов указал, что в период подросткового самосознания и самостановления личности происходит условное деление социальной среды на группы «Чужие» и «Свои». При определенных условиях, учитывая юношеский максимализм, это может служить основой для развития, толерантных черт личности, поскольку категория «Свои» приобретает однозначно положительных черт, а «Чужие» превращаются в явно негативную категорию, что неизбежно приводит к поиску врага. Так же проблемным моментом является не только деление на «Чужих» и «Своих», а также использование ненормативной лексики, проявление вербальной агрессии и предубежденности по отношению к другим людям. Так исследователь С. Мутерперель отмечает, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения.
Для реабилитационного учреждения социальной защиты проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Так как в реабилитационный центр поступают дети из семей группы риска, с трудной жизненной ситуацией, обусловленной пренебрежением основными потребностями ребенка со стороны ответственных за него лиц, из неполных семей, где преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия жизни (эмоционально-конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, отсутствия должного внимания и заботы со стороны родителей о ребенке). В сложившейся жизненной ситуации, в период нахождения в реабилитационном центре, начинает складываться взаимодействие между воспитанниками, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным укладом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Решить эту проблему можно, научив ребенка быть толерантным.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного действия, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Данный сборник материалов предназначен для воспитателей, работающих с подростками в реабилитационных центрах.
Что такое толерантность?
Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Одна из них — проблема толерантности среди подростков. Проблема толерантности прежде всего, связана с коммерциализацией отношений, утратой прежних идеалов и ценностей, глобализацией и т. д.
Слово «толерантность» является синонимом слова «терпимость», именно так оно звучит в переводе с латинского. Толерантность людей — это самое важное условие мира и согласия в семье, коллективе, обществе. Ведь социальные взаимоотношения постоянно изменяются, порождая то гармонию, то одностороннее преобладание, а то и столкновение непосредственных интересов. У разных людей различные взгляды на жизнь, труд, любовь и др. Всегда ли мы уважаем мнение других? Надо ли стремиться к тому, чтобы другой человек разделял ваши взгляды? Стоит проявлять нетерпимость или быть толерантным? Толерантность — это человеческая добро-детель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
Методы и приемы работы с детьми
Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому способствуют игры и беседы для сплочения детей, формирования у них доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия, сопереживания, содействия. У детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.
Использую элементы технологии Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей. ( Приложение № 2)
Игротерапия . В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например, игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия».
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный». Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Арттерапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, рисунков, схем и карт.
Работа в группах, подгруппах; беседы, лекции; обсуждение; видеолектории.
Слушание музыки, национальной музыки разных народов.
Одной из наиболее эффективных, познавательных, развивающих и доступных для реализации детьми подросткового возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет подросткам использовать возможности Интернета с созидательной стороны, а не со стороны разжигания национальной розни, травли других народов.
Система занятий и коллективно-творческих дел, которые я провожу с детьми: «Что такое толерантность»?, «Злость и агрессия», «Эмоции и чувства», «Прощать- значит любить», «Я и мир вокруг тебя» воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ребятам успешно адаптироваться не только к жизни в реабилитационном центре , но и за его пределами.
Приложение№1
Игры на формирование толерантности.
Перед началом следует сообщить детям следующие правила :
1.уважительное отношение к участникам игр;
2. уважение к говорящему;
3. обращение друг к другу по именам.
1. Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями».
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
1. Попросите участников встать в круг.
2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:
· каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
· каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
· каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;
· каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).
3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
4. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.
№2. Оценка сплоченности группы. «Считаем до двадцати».
1. Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по всей комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.
2. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти). При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.
3. Если игра никак не ладится, надо подбадривать участников, чтобы они не чувствовали себя слишком напряженно. Возможно, придется время от времени смешить игроков, потому что эта игра очень непороста.
4. Игра продолжается до тех пор, пока участники получают от нее удовольствие. Часто участники забывают о времени и делают все для того, чтобы добиться успеха.
На первый взгляд задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти по крайней мере до десяти. После каждого провала проходит обсуждение итогов: участники могут снять напряжение и подумать о том, кок решить проблему.
№3 Игра Соглашение с инициативой других. «Воображаемый мяч».
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.
1. Ознакомление участников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.
2. Из участников группы назначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»
3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть у второго игрока появится желание покатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.
4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.
5. После игры обсуждаются следующим вопросы:
а) Как идет в группе совместная работа?
б) Все ли участники были задействованы в этой игре?
в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?
г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?
д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?
е) Все ли игроки старались одинаково?
ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?
з) Как можно улучшить совместную работу?
№4 Наблюдение за собой и другими. «Я тоже».
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.
2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.
3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.
4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.
5. Игру можно проводить несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.
Замечания: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т. д.
№5. Повышение самооценки. «Мой вклад».
Материалы: разноцветные нитки. Количество цветов из расчета – один цвет на четыре человека. От каждого цвета надо отрезать по четыре куска длинной 50 см. таким образом каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.
1. Членам группы раздаются отрезанные куски ниток. Команду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь не обязательно должна идти о данной игре. Участник может порассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечаю на следующие вопросы:
а) Какой опыт принес я с собой в группу?
б) Что я умею делать?
в) Как я могу способствовать общей работе?
Постепенно из отдельных нитей образуется длинная «лента». На выполнение задания отводится 10 минут.
2. Когда отрезки нитей в маленьких группах уже сделаны, начинается следующий этап игры. Получившиеся «ленты» поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть пряжи, которая объединяет всех.
3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, что он хочет внести как свою долю в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые категории.
4. В заключении тренер обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, года различные ресурсы объединяются друг с другом.
№6 Упражнение. Настройка на группу. «Передача ритма».
1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
2. Участники легко держат друг друга за руки.
3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.
6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.
Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.
№7. Уважительное отношение к другим. «Круг доверия».
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.
2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.
3. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.
Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.
№8. Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. «Картина» на спине».
1. Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.
2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 5 минут.
3. В следующем раунде игроки меняются ролями.
4. В конце игры партнеры обсуждают следующие вопросы:
а) Насколько каждый был доволен «художником»?
б) Удалось ли настроиться на совместную работу?
в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?
Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Игру можно провести, разделив группу на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.
№9. Акклиматизация в группе. «Мастер».
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы расходятся по игровому залу. Каждый участник с закрытыми глазами отправляется на поиски Мастера, однако сначала никто не знает, кто из них является Мастером.
2. Тренер стоит с открытыми глазами и следит за безопасностью участников.
3. Все члены группы закрывают глаза и начинают движение по комнате. Через минуту тренер кладет одному из участников руку на плечо , не говоря при этом ни слова. Таким образом, он выбирает Мастера. Мастер знает, что все его ищут. У него есть некоторые привилегии: во время игры он может молчать о открывать глаза.
4. Все идут с закрытыми глазами друг мимо друга, держа руки перед собой ладонями наружу.
5. Когда два игрока встречаются, они спрашивают друг друга: «Мастер?». Они знают, однако, что Мастер молчит. Поэтому когда какой-нибудь игрок встречает Мастера и задает вопрос, Мастер не отвечает. Игрок, который обнаружил Мастера, может открыть глаза, положить Мастеру руку на плечо и идти за ним. Следующий, нашедший Мастера в свою очередь открывает глаза и присоединяется к ним и так далее. Все ученики, идущие за Мастером, также должны молчать.
6. Через некоторое время за Мастером идет толпа учеников. Каждый ученик кладет руку на плечо стоящего перед ним. Игра заканчивается, когда все окажутся в одной цепочке.
№10. Диагностика достигнутого уровня доверия в группе. «Тест на доверие».
1. На середину круга ложится какой-либо предмет, например, ваза или книга. Группе объясняется, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый должен встать на определенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Кто встает, вплотную к нему, то тем самым говорит о высокой, по его мнению, степенью доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние.
2. Воспитатель просит участников поэксперементировать с различными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.
3. Когда все найдут свои места, предлагается всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию.
4. Теперь каждый кратко объяснит, что хотел выразить своим выбором места. Кроме того, можно комментировать выбранное положение и высказывания других членов группы.
5. В заключении можно подытожить результаты игры: доверие в группе – не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может другого проникнуться доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленно и связанно с конкретным опытом. С другой, доверие очень легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. При этом люди часто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей.
Приложение №2 |
Тест: “Самооценка толерантности личности”
Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам.
Предлагаемый тест, позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.
Вопросы и ответы | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что мои знания оцениваются необъективно | |||
2. Я стараюсь работать, не помогая другим | |||
3. Я переживаю за качество своей работы, а не других | |||
4. Я бываю настроен агрессивно | |||
5. Я не терплю критики в свой адрес | |||
6. Я бываю раздражителен | |||
7. Я стараюсь выделиться, где это возможно | |||
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | |||
9. Я не терплю конкуренции | |||
10. Своим недругам я всегда даю отпор | |||
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности | |||
12. Стараюсь не вникать в проблемы других | |||
13. У меня возникают конфликтные ситуации | |||
14. Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру | |||
15. При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность | |||
16. Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы | |||
17. Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус | |||
18. Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки | |||
19. Я думаю, что религия разъединяет людей | |||
20.Я думаю, что я должен жить на земле своих предков | |||
21. Я думаю, что смешанные браки нежелательны | |||
22. Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет | |||
23. Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста | |||
24. Не терплю людей, просящих милостыню | |||
25. Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях |
|
Результат.
Более 50 баллов – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. 25-50 баллов – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. До 25 баллов – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Во время проведения теста звучит песня В.Шаинского «Если с другом вышел в путь».
Таким образом, все эти задания позволяют активизировать интерес воспитанника в начале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры.
Приложение №3
Тексты сказок для анализа и беседы.
«Жила-была на земле девушка по имени Любовь»
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто
лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
-А кого выбрали бы вы?
- Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту?
«На свете жил один король»
На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой. Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить. Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел. Не в королевской власти?
И вот король в карету сел. - И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!
Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл... Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.
- О мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой. Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...
Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом - вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова - Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то...
- А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...
Вот лето кончилось. Жара. Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Еще немного - и ура! Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой - Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова. Распилишь и уложишь...» Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный
путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!
- Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
- Как вы думаете, почему изменился король?
- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
- Чему нас учит эта сказка?
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
Список литературы:
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. – М.: Мысль, 2000-2001. Интернет-версия издания. [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm
- Погодина А. А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников: диссертация... - Ярославль, 2006. – 281 с.
- Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. – 192 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис: 2000. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или пре...
Новые приемы арт - терапии для развития креативности несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.
Статья содержит подробную информацию о новом приеме арт - терапии с воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних....
«Профессиональная этика во взаимоотношениях с воспитанниками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»
В основе взаимоотношений воспитанников социально -реабилитационного центра и педагогов этого учреждения лежат два мощных, во многом определяющих их специфику фактора. С одной стороны, это - остро пере...
Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что являе...
Воспитание несовершеннолетних методами арт - терапии в условиях социально - реабилитационного центра.
Арт - терапия хорошо зарекомендовала себя в педагогической практике. Она эффективна при работе с детьми девиантного поведения, способствует повышению самооценки, улучшает настроение, развивает важные ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
презентация МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ...
Методические рекомендации по формированию в процессе обучения и воспитания нетерпимости к идеологии экстремизма и терроризма у обучающихся СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» (для преподавателей и кураторов)
Данные методические рекомендации (далее - МР) могут быть использованы в работе преподавателями и кураторами учебных групп. МР способствуют обеспечению методической поддержки для решения образовательно...