«Профессиональная этика во взаимоотношениях с воспитанниками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»
статья на тему
В основе взаимоотношений воспитанников социально -реабилитационного центра и педагогов этого учреждения лежат два мощных, во многом определяющих их специфику фактора. С одной стороны, это - остро переживаемый детьми и подростками устойчивый дефицит их общения с широким социумом или связанное с прошлым, нередко криминальным опытом недоверие к взрослым вообще и к педагогам, в частности, а с другой стороны - преимущественная ориентация этих взрослых не столько на личностное развитие своих подопечных, сколько на поддержание предусмотренного режимом порядка учреждения. Такая складывающаяся ситуация ведет к обособлению одних от других, взаимонепониманию, неудовлетворенности от общения и взаимодействия, а в конечном счете - и к «сбоям» в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_etika.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная этика во взаимоотношениях с воспитанниками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности воспитателя.
Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в
социализации ребенка, в его личностном развитии. Однако даже опытные педагоги сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют воспитательную работу, часто вызывая острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности. Общение с воспитанниками усложняется как объективными, так PI субъективными факторами, что вынуждает педагога вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения.
Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с детьми в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и ребенком внутри коллектива ( Н.В. Клюева).
Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин).
В основе взаимоотношений воспитанников социально -реабилитационного центра и педагогов этого учреждения лежат два мощных, во многом определяющих их специфику фактора. С одной стороны, это - остро переживаемый детьми и подростками устойчивый дефицит их общения с широким социумом или связанное с прошлым, нередко криминальным опытом недоверие к взрослым вообще и к педагогам, в частности, а с другой стороны - преимущественная ориентация этих взрослых не столько на личностное развитие своих подопечных, сколько на поддержание предусмотренного режимом порядка учреждения. Такая складывающаяся ситуация ведет к обособлению одних от других, взаимонепониманию, неудовлетворенности от общения и взаимодействия, а в конечном счете - и к «сбоям» в воспитательной работе.
Как показывает практика, большинство воспитанников центра имеют предшествующий опыт воспитания вне семьи. Алкоголизм родителей, жестокое обращение, невнимание со стороны старших членов семьи, общение с душевнобольными родственниками - понятно, что такой опыт «семейной» жизни не только затрудняет выполнение воспитательных задач, традиционно стоящих перед педагогом, но и порождает ситуацию, при которой акцент его усилий должен быть смещен в плоскость перевоспитания и исправления ребенка. Более того, вместо готовности сотрудничать воспитатель в данных обстоятельствах, как правило, особенно в начале «пути», сталкивается с недоверием, если не с враждебностью, стремлением уйти от контакта, неприятием новых условий и верностью традициям прошлой «семейной» жизни.
В тоже время те воспитательные задачи, которые и в профессиональном, и попросту в личностном плане призван решать взрослый в условиях социально - реабилитационного центра, предполагают выполнение им не только, а может быть, и не столько роли собственно педагога, сколько родительской роли, то есть, по сути дела, роли самого душевно близкого ребенку человека.
Воспитатель совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в реабилитационном центре.
Его работа не ограничивается соблюдением режимных моментов, выполнением учебных программ, а соединяет воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с воспитанниками. Воспитатель не воспитывает, а актуализирует исследовательскую активность самого ребенка, стимулирует его тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач.
Личность воспитывается личностью. Эта идея заложена в основу гуманизации учебно-воспитательного процесса в социально - реабилитационном центре.
Гуманистическое педагогическое взаимодействие - это диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное взаимодействие. Оно обеспечивает не просто передачу знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т. п. от педагога воспитанникам, но и их взаимообогащающее личностное развитие. Назовем общие направления воспитательного процесса:
• Самоизменение ( самосовершенствование) личности воспитателя как условие развития личности ребенка. Самосовершенствование личности воспитателя (снижение собственной внутренней конфликтности, приобретение умения становиться на точку зрения другого и т.п. ) вызывает самые различные, не всегда предсказуемые позитивные изменения в поведении и системе ценностных ориентации детей. Это составляет важное условие изменения жизненной позиции ребенка, совершенствования его личности.
• Бережное отношение к воспитаннику. Изначальный и очевидный смысл этого направления состоит в том, что взрослые, планируя и осуществляя свои воспитательные воздействия, должны исключить риск нанесения ребенку душевной травмы. Другой важный аспект данного направления заключается в том, что взрослый эмоционально принимает ребенка, верит в возможности его роста ( такое доверие вызывает естественный эмоциональный отклик ребенка, стимулирует развитие в отличие от всевозможных угроз и наставлений).
Наименее очевидный смысл этого направления заключается в том, чтобы адекватно оценивать то, что уже есть в ребенке. Для того чтобы выявить этот смысл, взрослым необходимо расстаться со свойственным им убеждением в своем превосходстве над ребенком, со взглядом на него как на существо, во всех отношениях менее совершенное. Важно осознавать, что ребенок предрасположен искренне радоваться, и удивляться как неизвестному, так и многократно испытанному, бескорыстно исследовать мир, что он - носитель творческих тенденций.
• Непрямое воздействие на воспитанника. Воспитатель, исключая наставления, создает ситуации, в которых у ребенка с высокой вероятностью возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру (организует систему поддержки: изменение отношения к воспитаннику со стороны других детей, повышение его статуса и т.п.; предоставляет подростку право самостоятельно разрешать трудные, конфликтные ситуации).
Мы живем в мире постоянных компромиссов и необходимо научиться находить альтернативы. Нахождение альтернативы означает возможность разрешить конфликт между взрослым и ребенком таким образом, чтобы каждый почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.
Педагоги должны помнить следующее:
• советы делают ребенка более зависимым от взрослого, они не способствуют, чтобы ребенок научился решать проблемы сам;
• ребенок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как делать. Он стремится включиться в обсуждение проблемы;
• каждый участник конфликта - человек, следовательно, к каждому нужно относиться достойно и с уважением: « То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее»;
• избегайте обвинений, которые лишь вынуждают ребенка защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия;
• скажите все, как есть; если вы чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно вы обратились к ребенку с вопросом;
• используйте совместные действия, вам следует дать ребенку понять, что вы должны объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен: «Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?» или « Две головы лучше одной»;
• важно, чтобы ребенок поверил в то, что вы искренне желаете, его помощи и с уважением относитесь к его идеям;
• будьте открытыми, избегайте оценок, осуждений или принижения предлагаемых ребенком решений: «Что мы думаем о тех решениях, к которым мы пришли?» или « Можно ли сказать, что какое-то решение лучше других?» решения отбрасываются, остаются только те, которые приемлемы для ребенка и педагога;
• решение не конкретизируется; ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям: «Мне хотелось бы попробовать. А тебе?»;
• подводя итог, можно сказать: « Похоже, что мы достигли согласия». Ведущим в педагогическом взаимодействии является принцип диалога.
Он связан с преобразованием позиций взрослого и ребенка в личностно -равноправные, в позиции со - учащихся, со - воспитывающихся, со-трудничающихся людей.
Общение строится с учетом адекватных возрастных (по уровню развития) и индивидуальных (личностных) особенностей и возможностей, способностей и склонностей всех воспитанников.
Формы поведения, реализующие установку на понимание, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:
- зрительный контакт;
- язык жестов (естественные раскованные открытые жесты и позы);
- внимательное слушание партнера, побуждающее высказывать мысли и чувства.
Воспитатель сам должен быть воспитан. Нельзя формировать личность воспитанника, не будучи самому той «прекрасной личностью», о которой так проникновенно писал А.С. Макаренко. В противном случае не поможет никакая педагогическая «техника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или пре...
Новые приемы арт - терапии для развития креативности несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.
Статья содержит подробную информацию о новом приеме арт - терапии с воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.
Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...
Презентация работы по программе "Мир глазами детей" арт- терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационных центров
В перезентации представленна проделанная работа по программе "Мир глазами детей"....
Программа тимуровского движения отряда ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Черногорска
Суть тимуровского движения, возрождаемого в нашем Центре- помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и труженики тыла должны почувствовать, что ...
Воспитание несовершеннолетних методами арт - терапии в условиях социально - реабилитационного центра.
Арт - терапия хорошо зарекомендовала себя в педагогической практике. Она эффективна при работе с детьми девиантного поведения, способствует повышению самооценки, улучшает настроение, развивает важные ...
Методические требования к занятиям, организованным для воспитанников социально – реабилитационных центров .
Презентация Методические требования к занятиям, организованным для воспитанников социально – реабилитационных центров ....