Воспитание несовершеннолетних методами арт - терапии в условиях социально - реабилитационного центра.
статья

Людмила Александровна

Арт - терапия хорошо зарекомендовала себя в педагогической практике. Она эффективна при работе с детьми девиантного поведения, способствует повышению самооценки, улучшает настроение, развивает важные социальные навыки. В статье описаны некоторые возможности использования рисунка в групповой работе для детей старшего и среднего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  МЕТОДАМИ АРТ- ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Автор: Ожерельева Людмила Александровна

Воспитатель ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»

                                                        «Все,  что человек  не  может  создать,  не знает и не помнит, он может нарисовать».

З.Фрейд

             Арт-терапия – один из методов психологического воздействия, состоящий из гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.

            Арт-терапия  хорошо зарекомендовала себя в педагогической практике.  Нужно отметить высокую эффективность арттерапии при работе с  детьми девиантного поведения.   Она способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных мыслей и эмоций, улучшает настроение, развивает важные социальные навыки.

            Категории детей, поступающие в наш центр, разнообразны по возрастным группам, по психологическому статусу и уровню личного развития. Это дети в основном из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, имеющие комплекс проблем. И для восстановления или компенсации отдельных личностных качеств детей необходим курс реабилитации, направленный на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушений личностного и социального статуса несовершеннолетних. Здесь может помочь  использование метода арт-терапии для решения различных внутренних конфликтов.

            Участие в арт-терапевтической работе может принимать любой человек, и здесь совсем не важны его творческие способности.  

            Колошина Т.Ю. считает, что искусство психотерапевтично по своей природе и сущности и выделяет три специфические особенности арт-терапии: метафоричность, триадичность и ресурсность. [4]

           Следовательно, используя методы арт-терапии необходимо учитывать эти особенности. Итак, метафоричность.  Метафору мы все используем тогда, когда надо до человека что – то донести, а простыми словами это не доносится. Арт-терапия использует только ее. Чем это хорошо? Это хорошо тем, что когда я не могу описать умными словами, слов не хватает или что – то еще, то любой человек всегда найдет метафору. Она понятнее. Например: «Золотые руки», «Каменное сердце», «Кот наплакал».

            Следующая особенность арт-терапии – это так называемая триадичность. Арт-терапия – единственное направление, которое имеет третьего участника этого процесса – это результат некого творчества. Это не артефакт, который порисовали, а потом выбросили. Это такой же равноправный участник атр-терапевтического процесса, как педагог и как ребенок. Отсюда возникает одно очень простое правило на уровне здравого смысла, которое заключается в следующем, никогда ничего не выбрасывайте, никогда ничего не уничтожайте. Человек, который что – то из себя вывел наружу в виде какого - то произведения искусства, для него это произведение искусства, это часть его,  а как можно выкинуть часть себя. Пока этот ребенок находится с вами, ничего не уничтожайте. Этого нельзя делать с детьми. Дело в том, что бессознательное метафор не понимает. Для него нет метафор. Допустим, если ребенок нарисовал маму, которая его обидела, а потом маму вы постригли ножничками. Что вы сделали на уровне бессознательного? Вы ее убили. Оно не понимает, что вы порезали листочек бумаги, а не собственно маму. Или: «Нарисуйте свой страх и сожгите». Я вас уверяю, будет хуже. Потому что это не так просто. Нарисовал то, что в себе не нравится и спалил. А вы знаете, что он нарисовал – это метафора. Все нужно сохранить. Потому что у человека может возникнуть потребность вернуться к этой метафоре, а вы небрежно выкинули ее в корзину месяц назад и это не восстановимо. Метафора ушла. Это неповторимо. Поэтому триадичность – это такая важная особенность, которую нужно понимать.

             И ресурсность – это третья особенность. Вся арт-терапия ресурсная, поэтому в тех случаях, когда не хватает ресурса, хотя ресурс есть. Игра, удовольствие, детство – конечно, это ресурс, но ребенок не может до него добраться. Чаще это случается с подростками. В этом случае прямое показание применить арт-терапию. Это любое кризисное состояние, потому, что у ребенка нет сил. Вот эти силы он и получит.  У воспитанника какая - то проблема. А педагог совершенно неожиданно предлагает нарисовать или слепить. Что ребенок часто делает? Пугается. Он говорит: «Я не умею». Основные таланты педагога уйдут на то, чтобы через это перешагнуть. Каким - то образом педагог должен уговорить попробовать. Тем не менее, ребенок боится. Чего он боится? А он потерял вот это вот удовольствие. Да и какое же это удовольствие, если «я боюсь». Это несочетаемо. Вдохновлять можно по – разному. И можно предложить ребенку один из способов, нарисовать вместе с педагогом. И глядя, как рисует педагог, ребенку сразу становится легче. Все, процесс пошел. Творчество должно приносить радость. Также надо вовремя закончить работу, если ребенку надоело. Эти условия необходимо соблюдать в первую очередь. Нельзя принуждать.

            Занимаясь коллективной изобразительной деятельностью, дети познают себя и окружающий мир, больше узнают о других. На занятиях арт-терапией человек дает волю своим эмоциям, чувствам, сомнениям, конфликтам, надеждам на бессознательном уровне.

            В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-этическое воспитание детей, развитие коммуникативных навыков, коррекция межличностных отношений. У несовершеннолетних вырабатывается умение работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе и ее содержании, радоваться собственным успехам и успехам других.

             Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – привлекательность, понятность, доступность средств и безопасность. Предлагаю несколько упражнений с использованием изобразительных средств, таких как карандаши, краски, цветные мелки, тушь и т. д.

       Возможности использования рисунка в групповой работе для детей старшего и среднего школьного возраста.

           1.  «Достраивание композиции»

Каждому ребенку дается лист бумаги (желательно формата А3) и задание нарисовать «Мой мир». Дети начинают рисовать задуманную композицию каждый на своем листе, но секунд через 30 педагог, предлагает передать листок соседу и тот дорисовывает еще какую – нибудь деталь и т. д. Передача листов осуществляется одновременно по команде воспитателя. Таким образом, рисунки передаются по кругу, обрастая разными деталями. Когда рисунки пройдут полный круг, и каждый получит свой рисунок, на котором он изобразил первую деталь композиции, то может сравнить этот замысел с тем, что в итоге получилось. Работы обсуждаются. Насколько получившиеся рисунки соответствуют первоначальным замыслам тех, кто их начинал рисовать? Что получилось в итоге? Какие возникают эмоции, чувства? Обычно упражнение вызывает повод для смеха и для спонтанно развивающихся обсуждений.

2. «Портрет нашей группы»

Выполнить эту работу предлагается на нескольких склеенных листах бумаги, чтобы формат был большой. Задание состоит в том, что каждый участник обводит контур своей ладони на любом поле листа, можно обе ладони. Кому как нравится. Все зависит от желания ребенка. И раскрашивает свою часть получившегося рисунка по своему усмотрению. А можно просто намазать ладонь краской и сделать отпечаток на бумаге. Детям обычно очень нравится выполнять это упражнение. Они с удовольствием обсуждают, где, чья рука? Почему он расположил ее  именно в этом месте листа и раскрасил таким образом?

Смысл этого упражнения в том, что оно дает возможность для самовыражения.

3. «Диалог в рисунке»

Рисуют одновременно два человека на одном листе бумаги двумя разными мелками. В ходе работы разговаривать не разрешается. По окончании диалога идет обсуждение. Причем в обсуждении начинают принимать участие не сами рисующие, а сторонние наблюдатели диалога. Кто первый начал диалог? Кто лидировал? О чем шла речь? Каждый ребенок высказывает свое мнение, а затем слово дается самим участникам.

Данное упражнение положительно влияет на психоэмоциональное состояние, снимает стресс, усталость, восстанавливает эмоциональное равновесие.

4. «Совместная работа трех человек»

Дети делятся на группы по три человека. Каждой тройке участников дается лист бумаги (формат А3) и предлагается тема: «Мир, в котором я хочу жить». Дети рисуют разноцветными мелками, молча, не разговаривая друг с другом. Общаться разрешается только жестами. При последующем обсуждении работ задаются вопросы. Хотел бы ты жить в этом мире? Расскажи свои ощущения? Что нравится? Что не нравится? Любимый персонаж. Как зовут? Далее каждый участник придумывает звук для картины и издает его. Потом все вместе издают эти звуки.

Упражнение направлено на повышение навыков эффективного общения, сплачивания ребят, формирование взаимного доверия, понимания  чувств других людей.

Конкурсы «Порисуем».

  1. «Веселый художник».

           Участник конкурса с завязанными глазами рисует на листе бумаги фигуру человека или животного. Или, также с завязанными глазами дорисовывает недостающую деталь на картине. Например, крышу дома, хвост собаке, уши Чебурашке и т.д.

  1. «Волшебная клякса»

             Предлагается лист бумаги. На нем участник ставит кляксу и закрывает второй половинкой листа. Затем проводит рукой по закрытой листом кляксе, чтобы получился симметричный рисунок. Полученное изображение дорисовывается ребенком до целого образа. Лист можно поворачивать.

Заключение.

Завершая разговор, отмечу, что  арт-терапия  является  хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Использование арт-терапевтических методов позволяет  помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить  эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Литература.

  1. Грецов А.Г.  Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Гиптиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувст. – СПб.:2001.
  3. Колошина Т.Ю., Трусь А.А.  Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – СПб.: Речь,  2010.
  4. Копытина А.И. Практикум по арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001.
  5. Лебедева Л.Д.  Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система  занятий – СПб.: 2007.
  6. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или пре...

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

«Профессиональная этика во взаимоотношениях с воспитанниками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

В основе взаимоотношений воспитанников социально -реабилитационного центра и педагогов этого учреждения лежат два мощных, во многом определяющих их специфику фактора. С одной стороны, это - остро пере...

Программа тимуровского движения отряда ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Черногорска

Суть тимуровского движения, возрождаемого в нашем Центре- помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и труженики тыла должны почувствовать, что ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

презентация  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ...

Методические требования к занятиям, организованным для воспитанников социально – реабилитационных центров .

Презентация   Методические требования к занятиям, организованным для воспитанников социально – реабилитационных центров ....