Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
статья на тему
Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yudina_v.a._stmsh.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Юдин Владимир Александрович,
мастер производственного обучения
ГБПОУ «Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства»
г. Южно-Сахалинск
Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
Повышение качества образования является первоочередной задачей для профессиональных образовательных учреждений. Решение этого вопроса связано с модернизаций содержания образования. Необходима подготовка рабочих и специалистов на уровне передовых мировых стандартов.
Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании.
При разработке профессиональной образовательной программы по профессии 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» учтено, что в соответствии с требованиями ФГОС объектами деятельности выпускников являются:
электроустановки, электротехнические изделия и приемники электрической энергии;
электрические сети, внутренние и наружные силовые и осветительные электропроводки, воздушные линии электропередач напряжением 0,4 кВ и 10кВ;
технологические операции по обслуживанию и ремонту электрического оборудования в сельскохозяйственном производстве.
Для освоения профессиональных компетенций по этой профессии в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций.
Каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т. д.
Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.» невозможно без с соблюдением следующих условий и правильно подобранных методов обучения, таких как :
- репродуктивных демонстрациях;
- проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
- имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).
- необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей ;
- материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве».
Материально-техническая база техникума имеет первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованным работодателем. Так, в техникуме имеется:
- «Электромонтажная мастерская», «Электромонтажный полигон»;
- Лаборатории: «Электроснабжения сельского хозяйства»; «Светотехники и электротехнологии»; «Электропривода сельскохозяйственных машин»; «Электрические машины и аппараты»; «Основы автоматики»; «Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления»; «Эксплуатации и ремонта электрооборудования и средств автоматизации».
Основываясь на том, что профессиональный электрик обеспечивает безопасное и надежное снабжение электроэнергией различных объектов, выполняя всю работу в соответствии с действующими сводами правил предъявляются высокие требования к качеству его подготовки.
Учебная практика также играет решающую роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения:
- приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений обучающихся перед формированием профессиональных знаний;
- ведущим методом учебной практики остается упражнение;
- основным средством учебной практики является производительный труд обучающихся;
- осуществляется неразрывная связь теории и практики;
- происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства.
Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:
- профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
- профессиональной самостоятельности;
- профессиональной мобильности.
Участие в конкурсах профессионального мастерства хорошо демонстрирует уровень профессионализма будущих электромонтеров и мотивирует на процесс обучения. Участие в Закрытом чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia «Молодые профессионалы» по компетенции «Электромонтаж», на мой взгляд, максимально помогает раскрыть все сформированные профессиональные компетенции конкурсантов. Условия конкурса таковы, что конкурсант выполнял задания, в которых понадобились все знания, за время обучения. Видны сразу все промахи, все недочеты, всё, чему студент недоучился. Это очень важно, особенно для выпускников, понять, над чем нужно поработать, к чему нужно стремится и в чём нужно развиваться дальше.
Конкурсы мотивируют на самосовершенствование, на самореализацию в своей профессии, на саморазвитие. Именно поэтому я считаю, что конкурсы в целом, а в частности WorldSkills, стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства и являются средствами мотивации к совершенствованию. Профессия «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» в настоящее время относится к числу востребованных профессий по стране.
Результативная деятельность:
- 60 % выпускников устраиваются на работу по своему профессиональному назначению;
- 17 % выпускников поступают учиться дальше по своему профилю;
- 5 % выпускников занимаются частным индивидуальным предпринимательством
- 10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;
- 3 человека из числа бывших выпускников: на должности мастер производственного обучения профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»;
Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере электроснабжение предприятий также выявило, что сегодня успех –выпускников-электромонтеров зависит от уровня профессиональных компетенций. В связи с этим возникла необходимость постепенно совершенствовать и расширять знания о современных и передовых технологиях, постоянно проходить стажировку на предприятиях.
Таким образом, анализируя показатели своей деятельности, можно сделать вывод, что занятия учебной практики в хорошо оборудованных мастерских имеют огромное значение в формировании профессиональной компетентности обучающихся, поскольку на занятиях учебной практики они приобретают практические навыки, столь необходимые для конкурентно-способного профессионала в современных условиях.
Список используемой литературы
- Белов А.А. «Проект организации самостоятельной работы студентов по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://nsportal.ru/npo-spo/energetika-energeticheskoe-mashinostroenie
- Логинова И.Е. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника". / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nsportal.ru/npo-spo/energetika
- Сайт WorldSkills [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.worldskills.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пакет Контрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся 1 курса по дисциплине « Литература» при проведении самообследования для профессии НПО 110800.02 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
ПакетКонтрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся1 курса по дисциплине « Литература» при проведении самообследования для профессии НПО 110800.02Тракторист – машин...
Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"
В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
Стендовый доклад «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
В докладе представлены материалы из опыта работы преподавателя дисциплин профессионального цикла по теме «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся ...
Доклад АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Доклад "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА" описывает пути формирования профессиональной компетентности специалиста, являются ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования. Профессия 35.01.13 Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства
Программа профессионального модуля (далее примерная программа) - является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО...
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ02. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования по профессии: 110800.01. «Мастер сельскохозяйственного производства»
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее &nda...