Акмеологическое сопровождение процесса обучения
проект на тему
В условиях продолжающейся модернизации системы среднего профессионального образования каждый преподаватель ищет свои пути повышения качества обучения и воспитания, создает образовательные программы, разрабатывает тактику и проекты современного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akmeologicheskoe_soprovozhdenie_podgotovki.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о методической работе преподавателя математики ФИЛИППОВОЙ Г.Л.
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В условиях продолжающейся модернизации системы среднего профессионального образования каждый преподаватель ищет свои пути повышения качества обучения и воспитания, создает образовательные программы, разрабатывает тактику и проекты современного обучения.
В решении современных педагогических проблем именно акмеологический подход является важным методологическим направлением , помогающим совершенствовать систему современного обучения и формирования человека до уровня его высших результатов.
Акмеология как наука о целостном развитии человека и о творческих периодах его жизни сформировалась в первой половине ХХ века и достигла своего интенсивного развития в последние десятилетия. Термин «акмеология» происходит от древнегреческого слова «акме», что означает вершина, пик, цветущая сила и слова «логос» понятие, учение. «Быть в акме» в переводе с древнегреческого означает «быть в полном цвете, на высшей ступени развития». В Древней Греции при составлении жизнеописания прославившихся мудрецов и философов указывались не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру в качестве мудрецов и философов, т.е. время, на которое приходился высший пик их деятельности время их расцвета, «акме». Так Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду».
В настоящее время акмеология получила самостоятельный статус. Это комплексная и интегративная наука, объектом изучения которой является человек в динамике его развития и самоопределения в разных жизненных сферах. Акмеология исследует условия и факторы реализации творческого потенциала человека и пути достижения им образовательных и профессиональных вершин разного уровня.
Акмеологическое сопровождение образовательного процесса помогает сформировать индивидуальные образовательные траектории каждого студента, ориентировать его на успех и на вершину творческой самореализации. Определенными способностями наделены все студенты, и задача преподавателя заключается в том, чтобы научить их применять свои способности, достигая наивысших результатов.
Акмеологическое сопровождение состоит именно в том, чтобы раскрыть и реализовать личностный потенциал каждого студента независимо от его стартовых возможностей. Поэтому необходимым условием для достижения студентом «акме» в процессе обучения является постоянная активная деятельность его по достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей. В процессе обучения происходит организованный преподавателем поиск информации, ее переработка, освоение, превращение в знания и применение их на практике.
Акмеология как наука о вершине творческого расцвета личности выделяет следующие критерии: творческая индивидуальность, процесс саморазвития, результат самосовершенствования.
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ
Роль этого вида внеучебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда происходит переход на стандарты нового поколения, в рамках которого реализуется компетентностный подход. Именно сейчас необходимо выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности. Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в реализации творческого потенциала каждого студента, в достижении дидактических целей:
- закрепление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях;
- самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование умений и навыков умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование убеждений и волевых черт характера, способностей к самоорганизации.
Достижение поставленных целей обучения анализируется с помощью контроля знаний (тесты, контрольные работы, самостоятельные работы, проверочные работы). На уроке у преподавателя ограничены возможности для проведения индивидуальной работы с каждым студентом. Выход из этого положения – внеаудиторная работа со студентами.
Формы внеаудиторной работы:
- индивидуальные консультации;
- групповые консультации;
- выполнение заданий по образцу;
- составление глоссария;
- подготовка презентации;
- выполнение практических работ.
К аспекте акмеологии современным и эффективным в преподавании математики считается стимулирование самостоятельной деятельности студентов, посредством применения акмеологических технологий.
В течение нескольких лет я работаю над внедрением акмеологических приемов в учебный процесс. Использование акмеологических премов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современного образования и внедрением нового поколения ФГОС.
Для создания на уроке акмеологического пространства необходимо учитывать 3 аспекта:
- педагогический;
- психологический;
- социальный.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности обучения, повышения качества образования – одна из актуальных и приоритетных в системе современного российского образования.
В основе акмеологических технологий обучения лежит принцип гуманизации образования, принцип обращения к личности и индивидуальности каждого студента. Акмеологические технологии направлены на устойчивое развитие личности, на формирование умений и навыков в достижении успеха в сложном современном социуме.
Акмеологическая технология особенно эффективно «работает» в рамках определенной учебной темы. В качестве наглядного примера возьмем тему 2-го курса по геометрии «Тела и поверхности вращения», рассчитанную на 12 часов.
Количество уроков, тема уроков | Стадии саморазвития студентов | Задачи | Методы и приемы работы | Рефлексия | Результат |
У-1,2,3 «Цилиндр» | Самоактуализация | Пробудить устойчивое желание и потребность в изучении нового материала | 1.Поисковая работа 2.Подготовка презентации 3.Составление глоссария | Письменная практическая работа №42 | Осознание роли урока в изучении данной темы, развитие интереса к предмету |
У-4,5,6,7 «Конус» | Самоорганизация | Формирование устойчивых навыков в организации самостоятельной работы | 1.Самостоятельная работа 2.Подготовка презентации 3.Составление глоссария | Практическая работа №43 | Осознание роли урока в практической деятельности |
У-8,9,10,11 Шар и сфера, их сечения | Самореализация | Формирование устойчивых навыков в организации поисковой и самостоятельной работы | 1.Практическая 2.Подготовка презентации 3.Составление глоссария | Практическая работа №43 | Осознание роли урока в практической деятельности |
У-12 Контрольная работа | Саморазвитие | Проверка сформированности устойчивых навыков в организации самостоятельной работы | 1.Самостоятельная работа 2.Подготовка презентации 3.Составление глоссария | Проверочная работа | Осознание роли урока в практической деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов
Статья. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов....
Программа психолого- педагогического сопровождения дистанционного обучения
Программа разработана для педагогов- психологов общеобразовательных организаций с целью гобеспечения эффективного психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ...
Программа психолого- педагогического сопровождения дистанционного обучения
Программа разработана для педагогов- психологов общеобразовательных организаций с целью гобеспечения эффективного психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ...
Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"
Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....
Материал для педагогического совета на тему: "Организация и методическое сопровождение производственного обучения обучающихся ГПБОУ «Сосновский агропромышленный техникум»
Учебная /Производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений и навыков самостоятельно решат...
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...
Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации в обществе....