Обобщение опыта 2016
учебно-методический материал на тему

Герасимова Наталья Владимировна

Обобщение опыта на городском методическом объединении 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_2016.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Курчатова Курской области

Способы реализации дополнительной образовательной программы «Куафюр» в рамках «Дома детского творчества»

Автор опыта:  Герасимова Наталья Владимировна

Педагог дополнительного образования

МКУДО «ДДТ»

Курчатов, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ        3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА        5

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА        11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ                                                  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.  ДИСК С АВТОРСКИМИ  ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ

РАЗДЕЛ 1.  ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

В современном мире  многое постоянно меняется: переосмысливаются жизненные ценности и приоритеты, ставятся новые задачи, и находятся новые способы  их решения, но необходимость в работе педагога дополнительного образования остаётся постоянной. Каждый  родитель знает, что его ребёнок необыкновенно талантлив и индивидуален, но для развития своих творческих способностей ребёнку нужна помощь педагога. При этом для  его всестороннего развития недостаточно только общеобразовательной школы.

    Дополнительное образование более гибкое и мобильное, позволяющее создать на занятиях идеальные условия для развития творческих способностей ребёнка. Подчиняясь современному ритму, педагог тоже должен постоянно меняться, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность, свой собственный подход к процессу обучения и детям в целом.

     Дети выбирают не просто направление обучения,  но и педагога, который будет им не только учителем, но помощником на этом непростом пути. Здесь коммуникабельность и способность педагога находить общий язык с детьми и их родителями не менее важны, чем практические умения по программе.                        В любом возрасте человека прическа играет большую роль в его жизни. Именно прическа создает человеку имидж и стиль, способствует развитию индивидуальности, что особенно важно в подростковом возрасте. По мнению психологов, внутреннее состояние человека зависит от его внешнего вида, особенно волос, прически. И наоборот, состояние волос находится в прямой зависимости от нашего настроения и здоровья. 

Учащиеся подросткового возраста еще не знают, как выразить свою индивидуальность, поэтому не ставится задача – обучить детей «Высокому парикмахерскому искусству», а обучить их начальным навыкам парикмахерского дела, чтобы они смогли найти себя. Изучение курса помогает учащимся приобрести практические навыки, умение общаться, выражать себя в творчестве, устанавливать гармоничные отношения с самим собой и развивать вкус, а так же сориентироваться в выборе профессии.     Основной целью является развитие творческого потенциала каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую.

        Модифицированная  дополнительная образовательная программа «Куафюр» для средних школьников разработана на основе  «Сборника опытных учебных планов и программ для короткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих по профессии парикмахер» Москва, 1997 г. (Мин. общего и профессионального образования РФ.)

Отличительные особенности настоящей программы от авторской в том, что она  разработана на каждый год обучения, а именно, начальную ступень (1 уровень) и  предпрофильную ступень (второй уровень);

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС;  реализацией  УУД и отслеживанием  результативности обучающихся.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Программа «Куафюр» (мастер по выполнению причесок) предназначена для проведения теоретических и практических занятий со средними школьниками, желающими получить начальные профессиональные навыки по специальности «Парикмахер». Изучая ее, обучающиеся пройдут профессиональную пробу по специальностям, относящимся к типам: «Человек-человек», «Человек-художественный образ» и это поможет им понять необходимость постоянного личностного и профессионального самосовершенствования для успешности в будущей карьере и дальнейшей жизни.

Направленность программы - социально-педагогическая, социальная значимость-предпрофильная подготовка школьников 12-16 лет, их самоопределение в обществе, оказание бесплатных парикмахерских услуг социуму.    

          Актуальность  программы определяется включенностью образовательного процесса творческого объединения в процесс развития культурно-духовной динамики подростка, с учетом его индивидуальных склонностей, возможностей и потребностей в этом направлении деятельности, развитием способностей  к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта. Формирование в процессе обучения общекультурной и допрофессиональной компетентности.

Новизна  программы «Куафюр»  заключается в создании образовательного пространства на базе Дома детского творчества социально - значимой, практико-ориентированной деятельности обучающихся и становлению личности через творческое самовыражение.

         При разработке программы учитывались результаты моей педагогической деятельности, а так же предыдущий опыт работы по специальности парикмахер.

Главная позиция определяется в целенаправленном обучении детей по специально разработанной программе, позволяющей развить творческий потенциал каждого ребенка, влиять на формирование его личности, помочь в профориентации и адаптации в современном обществе.

Ценности, на утверждение которых направлена программа: интеграция в мировую и национальную культуру, достижениям российского парикмахерского искусства, приобщение к общечеловеческим ценностям, самоопределение воспитанника, творческое развитие его личности, взаимоотношений с собой и миром, нахождение им своего места в жизни. 

Цель программы: теоретическое и практическое освоение начальных навыков парикмахерского искусства.

Задачи программы

- обучить навыкам парикмахерского дела в домашних условиях с соблюдением всех требований охраны и гигиены труда на рабочем месте;

-способствовать развитию чувства красоты и гармонии, индивидуальности и стиля; целостного мировоззрения;

- формирование и развитие самооценочных и креативных (творческих) способностей;

Программа базируется на принципах:

- доступности: изучаемый материал доступен для понимания обучающихся, соответствует возрасту и психологическим особенностям воспитанников;

 - непрерывности: процесс обучения непрерывен от первого до второго года обучения, происходит своеобразное накопление опыта;

- последовательности: программа построена в логической последовательности изучения материала: от простых базовых стрижек до креативных причесок.

В основу учебного курса положен принцип системности, предполагающий:

 системность содержания, т. е. то необходимое и достаточное знание, без наличия которого ни программа в целом, ни любая ее тема не могут существовать;

  чередование теоретических и практических занятий, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков по парикмахерскому делу;

 системность контроля, логически завершающего каждый блок программы, приводящий к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки и профессиональные умения;

  рейтинговые формы контроля: предварительный, текущий и итоговый контроль.  

Развернутая процедура контроля дает возможность развивать у обучающихся навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности;

 систему деятельности педагога и воспитанников - применение инновационных технологий (проблемно-рефлексивный подход, проектирование воспитанниками своей жизнедеятельности, социальное самоуправление, тренинговые, диалоговые).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

1. Наблюдение за обучающимися в ходе выполнения творческих заданий.

 2. Тестирование.

3. Самооценка .

4. Взаимооценка.

5. Диагностические исследования.

 6. Анализ творческих работ.

 7. Итоговый контроль (итоговые занятия).  

 Итоговый контроль заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполненных практических заданий. Возможны следующие варианты контроля:

1. В игровой форме урока – соревнования, составление и разгадывание кроссвордов.

 2. В форме отчета по творческим мини-проектам (как индивидуальным, так и групповым).

 3. Презентации творческих работ («портфолио», фото выставка).

         Изучение курса помогает воспитанникам приобрести практические навыки, умение общаться, выразить себя в творчестве, установить гармоничные отношения с собой и миром, развить вкус, сориентироваться в выборе профессии. Формы образовательного процесса – инновационные, учитывающие взаимное влияние развития индивидуальностей педагога и ученика.

Творческий процесс создания причесок и стрижек находится в близком родстве с творчеством в любом другом виде человеческой деятельности.

       Цель педагога дополнительного образования  – выявление и развитие способности каждого обучающегося  к творческому самовыражению, как в области парикмахерского искусства, так и в социуме; профориентация; адаптация в  современном обществе.

     Чёткая и продуманная организация  образовательного процесса оказывает  на обучающихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала.  

     Девушки на учебу уже приходят с определенными  знаниями  по профессии, различным практическим опытом  и желанием научиться создавать красоту. Поэтому  следует им помочь, создавая условия для творческого развития их индивидуальных качеств. Результативность реализации программы оценивается по уровню приобретенных основных профессиональных знаний, умений и навыков, а также желания и способности творчески использовать полученные знания, умения и навыки. Учитывая активность воспитанниц  на занятиях. Умение самостоятельно использовать информацию, инициативность в выполнении творческих проектов. Высокая трудоспособность. Хорошая ориентировка в новых тенденциях по парикмахерскому делу.

Знание компьютерных технологий не только является источником информации, но и позволяет развивать и реализовывать творческие способности. В рамках месячника профессий «Вдохновение» девушкам предлагается  участвовать в конкурсе кроссвордов, коллажей и презентаций,  где они проявляют свой потенциал,  и  показывают  умения пользоваться информационными технологиями, выражают  свою индивидуальность. При составлении кроссвордов обучающиеся проявляют  заинтересованность  и изобретательность, включая сложные понятия и определения, не изучаемые на теоретических занятиях.    

Работа с натуральными объектами (на учебных манекенах) позволяет концентрировать внимание учащихся, вызывают любопытство, заинтересованность, желание изготовить что-либо собственными руками (украшения для причесок).        

         На своих занятиях я применяю информационные технологии, даю ссылки для поиска интересной информации по различным предметам. Например, по предмету «Основы физиологии кожи и волос» можно посмотреть учебные фильмы о различных заболеваниях и методах борьбы с ними, по предмету «Специальный рисунок» есть много информации по приемам выполнения рисунка головы, фигуры, элементам причесок, технике рисования.

     На уроках «Введение в профессию», «        Основы культуры профессионального общения»   используются  игровые методы, психологические тренинги общения,  где девочки развивают коммуникативные способности, учатся правильному общению с клиентами. Умение общаться  - основной   ключ парикмахера. Талантливый парикмахер - это всегда тонкий психолог, который   умеет развлечь человека во время выполнения прически, и проявить внимание к его внутреннему миру.

          Также мною используются различные виды задания -  заполнение схем, таблиц, разработка тестов, кроссвордов, разработка и выполнение рисунков исторических и современных причесок; работа в парах и малых группах  - творческие задания, подготовка рефератов и выступлений.

Эффективность занятий во многом зависит от комфортного психологического климата. Если ребенку будет неуютно в объединении, то он больше не придет, поэтому я стараюсь с первых дней наладить доброжелательные и доверительные отношения с детьми. Благодаря созданному благоприятному психологическому климату я могу решить сразу несколько задач, это: - качество учебного процесса; - посещаемость занятий; - организация творческой деятельности. Второй составляющей эффективности образовательного процесса является продуманность хода каждого занятия. Все дети на протяжении всего занятия должны быть заняты, иначе у них быстро пропадет интерес, и это так же отражается на посещаемости занятий. Чтобы занятие было интересным и увлекательным, я стараюсь придерживаться следующих правил:  чередование трудовой и познавательной деятельности;  включение в занятие игр;  организация творческой деятельности; тщательное продумывание практической части занятия. 

 За рамками программы детям проявившим интерес и желающим глубже изучить тот или иной раздел, предоставляется возможность вести исследовательскую работу по изученным темам. Дети разработали такие проекты: « Влияние окружающей среды на кожу и волосы», « Как правильно выбрать шампунь», исследовательскую работу «Роль витаминов в жизни человека» и др. , с которыми обучающиеся успешно выступили на научных  заседаниях и  конференциях.

         В рамках программы ведется воспитательная работа. Традиционными для нашего объединения стали такие мероприятия как «Путешествие в мир причесок», «Посвящение в профессию», «Косички милые мои». Оценки своему творчеству  дети получают так же  и  в интернет конкурсах.  Каждая группа имеет название своего салона и его символику.

         Ежегодно  у нас проводятся « Декада пожилого человека» «Декада инвалида», где  совместно с отделом соц. защиты администрации города мы  бесплатно оказываем парикмахерские услуги инвалидам и пенсионерам .

Традиционными стали встречи с интересными людьми, митинги к 9 мая, экскурсии в парикмахерские города, а так же в объединении проводятся беседы воспитательного характера. Такие как: «Магия личного обаяния», «Как развить и реализовать свои способности», «Береги здоровье смолоду» и др. Воспитанники объединения имеют возможность участвовать  в конкурсах, выставках, различного уровня как внутри учреждения, так  и городских и областных. 

Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность объединения осуществляется во всех направлениях. Это и участие в праздничных программах, взаимодействие с родителями на родительских собраниях, мероприятиях, выставках. Взаимодействие с родителями воспитанников благотворно влияет на формирование у детей нравственных и культурных ценностей, гражданской позиции, определяет приоритетные ориентиры личностного роста. Одной из эффективных форм работы с родителями считаю их участие в мастер-классах. Участвуя в мастер-классе, родители получают возможность творить совместно с детьми, где дети зачастую выступают в роли учителей, обучая своих родителей тому, чему научились в студии сами. Данная форма работы способствует поднятию авторитета детей в их собственных глазах и глазах родителей, а так же помогает придти к взаимопониманию.

РАЗДЕЛ 3.  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

 Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки. Во всём вышеперечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.

По окончании  успешного изучения данной программы обучающимся вручается свидетельство, которое учитывается при  поступлении в колледж  Информационных технологий  г. Курска по специальности парикмахер. Трое из моих выпускников получили высшее профессиональное образование в Воронежской высшей школе парикмахерского искусства. Моих выпускников можно встретить в парикмахерских нашего города, а так же и других городах. А те обучающиеся, которые не работают по данной специальности, полученные знания применяют в своих семьях, проще сказать стали домашними парикмахерами. 

За период моей работы в объединении  обучалось 203 ребенка, получили свидетельства 147, работают по профессии парикмахер 26 человек.

Конечно же,  наш труд не остается незамеченным. О нас рассказывают  на страницах местной прессы, и он  отмечен грамотами и благодарностями. Но самым большим  достижением  я считаю результаты своих выпускников, которые окончив наше объединение,  разлетаются во взрослую жизнь, оставляя себе добрую  память о нашем учебном заведении, и приводят к нам уже своих детей. 

Как показывает практика, дополнительное образование создает условия для личностного роста обучающихся, помогает реализовать собственные способности и склонности, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.

Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы в школе «раскрытие, развитие и реализация способностей обучающихся».

Особенностью процесса дополнительного образования является то, что оно предоставляет детям в их свободное время на фоне свободного выбора и добровольного участия выбрать свой образовательный путь и получить удовлетворяющих их конечный результат.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности формирует интерес к профессиональной деятельности, развивает самостоятельность,  возможность использовать различные варианты решения творческих  задач и наличие сформированного интереса к выполнению творческих заданий. Реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности и внеурочных форм работы, на которых обучающиеся  учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности.

         Творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях; стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела детей.

 Я нахожусь в постоянном поиске, к которому меня побуждают собственные творческие планы и интересы моих воспитанников. Я активно участвую в совместных мероприятиях Дома детского творчества, городских  мероприятиях: в семинарах, тематических совещаниях, в педагогических и методических конкурсах «Сердце отдаю детям», «Моя методическая коллекция», культурно-массовых мероприятиях, имею высшую  квалификационную категорию, занимаюсь самообразованием. В настоящее время обучаюсь в Курском государственном университете на факультете «Педагогика и психология образования» 4 курс.

В результате проделанной работы я сделала вывод, что залогом успешного развития творческих способностей  детей являются:

1.Систематическая работа с использованием различных техник на занятиях по парикмахерскому делу.

2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии техник, возможности самовыражения  через творческую деятельность.

3. Общение и взаимодействие с ребёнком.

4.Творческий и профессиональный  рост педагога.

Список используемой литературы:

  1.  Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева, Организация методической службы учреждений  дополнительного образования детей, Гуманитарный издательский центр « Владис», 2001г.;
  2. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» 3 / 2006г., Конструирование задач учебного занятия, стр.28-32
  3. В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.
  4. Л.Г. Логинова «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент». Москва «Мегаполис» 2008г.
  5. Е.Ю.Сухаревская, Технология интегрированного урока, /Педагогика нового времени/, издательство «Учитель», 2993г.;
  6. Станченкова Н.П. Нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования./ Дополнительное образование. -№ 11. - 2001. 
  7. Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей». Москва 2007 г.

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта

Обобщение опыта по теме Формирование оптимальных навыков чтения у младших школьников   учителя начальных классов  МБОУ «Сакмарская СОШ» Брынцевой Татьяны Николаевны   Представле...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Обобщение опыта классного руководителя

Суть моей работы– помочь студентам стать полноценной личностью.   Защитить студента – это значит создать условия для свободного    развития  его духовных и физических сил...

обобщение опыта «ИКТ- средство повышения эффективности преподавания дисциплины "Техническая механика" на практических и лабораторных работах",преподаватель ОГАОУ СПО "Белгородский строительный колледж" О.А. Новацкая

Презентация к выступлению на  Педагогическом Совете ОГАОУ СПО "Белгородский строительный колледж" преподавателя О.А. Новацкой "Обобщение опыта «ИКТ- средство повышения эффективности преподав...

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта преподавания физики (доклад к заседанию методического объединения)

Формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся в рамках предмета физикиЕсли формирование ключевых компетенций рассматривать как важнейший результат образования, то они должны «пронизывать» ...