Обобщение опыта преподавания физики (доклад к заседанию методического объединения)
статья по теме

Сахарова Ирина Васильевна

Формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся в рамках предмета физики

Если формирование ключевых компетенций рассматривать как важнейший результат образования, то они должны «пронизывать» содержание всех учебных дисциплин, в том числе и физики.

Проанализировав классификации ключевых компетенций, содержание курса физики, можно выделить ключевые компетенции, которые возможно и целесообразно формировать в процессе обучения физике, используя для этой цели ее дидактический потенциал. К ним относятся:

Ÿинформационно-методологическая (знания различных источников информации и их особенностей, методов и цикла познания);

Ÿдеятельностно-творческая (знания структуры деятельности, принципов организации рациональной деятельности, этапов творческой деятельности; умение осуществлять рациональную творческую деятельность);

Ÿэколого-валеологическая (знания физических параметров окружающей среды и их влияния на человека, физических характеристик и возможностей человеческого организма, методов оценки состояния и защиты окружающей среды; умение оценивать экологическую ситуацию, определять физические характеристики своего организма; бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающей среды, стремление к гармонизации с природой; наличие опыта деятельности в области экологии и здоровьесбережения). 

Своей основной задачей считаю: научить учащихся мыслить (независимо от психологических особенностей и уровня начальной подготовки), перейти к компетентностному обучению: от привычного для студентов в школе теоретического обучения к практическому, прикладному.

Необходимо придерживаться  модели деятельности учителя по формированию ключевых компетенций: 

Ÿпроведение комплексной педагогической диагностики (рефлексия,  наблюдение, анкетирование, тестирование, заполнение листов самодиагностики, педагогические консилиумы и др.)

Например, «Ресторан»: Предлагаю ученикам представить, что сегодняшнее занятие они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…)

Ÿформулирование целей обучения физике (согласно уровням усвоения).  Например,

1. «познакомить», «дать понятие»

2. «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать»

3. «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать»

Ÿотбор содержания учебного материала (доступность, физиологические особенности: у старших подростков продолжают развиваться высшие формы мыслительной деятельности – теоретическое, формальное, рефлексивное мышление)

выбор форм учебно-познавательной деятельности учащихся  (Информационные технологии занятия в виде презентаций: разработаны сценарии мультимедийных уроков по темам «Тепловые двигатели и проблемы экологии», «Люди и атомы», интегрированный урок «Космос источник вдохновения» и другие) На обзорно-обобщающих уроках я практикую мультимедийные презентации, созданные учащимися ― «Молекулярная кухня», «Энергетика Красноярского края», «Радио» и другие. )

Ÿкомплексная оценка уровня сформированности ключевых компетенций (опрос, диктант, творческие задания, зачет, тестирование и др.)

Ÿкорректирование и дальнейшее проектирование учебного процесса (по результатам диагностики)

Сегодняшний повар – это знаток в области физики.

Весь процесс ведения урока должен быть построен таким образом, чтобы решались проблемы, требующие непрерывного размышления и поиска, а не просто запоминания или применения уже готового материала. Надо помнить, что только в самостоятельном преодолении препятствий вырабатывается характер и появляется уверенность в собственных силах. Поэтому такие ситуации надо постоянно создавать на уроках. Этому отлично способствует профилирование преподавания предмета, то есть максимальное приближение изучаемых физических законов и явлений к будущей профессиональной деятельности сегодняшних учащихся.

Как преподаватель естественных наук в профессиональном лицее направляю или, по крайней мере, стараюсь (времени не достаточно) связать свой очередной урок с практикой и трудовой деятельностью учащихся по специальности.

Предложенные учебные элементы профилированной программы можно использовать в качестве примеров к изучаемому теоретическому материалу.

Например: при изучении темы «Механическое движение и его характеристики» в качестве примера поступательного движения можно рассмотреть, а лучше показать, пригласив мастера п/о, движение руки кондитера и кондитерского мешка при украшении торта; также можно показать различные виды траекторий в виде узоров на торте; при изучении темы «Основы МКТ. Взаимодействие молекул» в качестве примера на взаимодействие молекул можно привести следующий  пример: если при украшении торта, крем из кондитерского мешка выпускать непосредственно на сухой бисквит, то ввиду слабого притяжения между молекулами бисквита и крема, крем будет сползать с поверхности бисквита. Поэтому у кондитеров есть маленькая хитрость – сначала на поверхность бисквита механическим путем наносят тонкий слой крема и лишь, потом наносят узор. В этом случае крем не падает, так как молекулы крема между собой хорошо притягиваются. Доказательством притяжения молекул также служит явление смачивания, поэтому здесь целесообразно привести пример пропитки бисквитов разными сиропами. А при изучении темы «Свойства ионизирующих излучений» в качестве учебного элемента можно рассмотреть вопрос о питании на радиоактивно-зараженных территориях и о радиопротекторных свойствах пищи (см. приложение №2).

А можно весь урок связать с поварским искусством, например повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» можно провести в виде «экскурсии на кухню». На этот урок можно пригласить мастера производственного обучения или преподавателя оборудования, которые будут непосредственно проводить саму «экскурсию», а роль преподавателя физики на данном уроке вовремя задать нужный вопрос из раздела молекулярной физики и внимательно выслушать ответ учащегося (см. приложение №3).

Творческие исследовательские задания.

Для привития учащимся стойкого интереса к предмету и своей будущей профессии, как на уроках, так и в качестве домашнего задания,  можно использовать творческие исследовательские  задания, экспериментальные задачи (см. приложение №4)

Решение качественных задач.

В ходе любого урока при объяснении нового материала, проведении различного вида опросов и контрольных работ можно постоянно задавать учащимся нестандартные вопросы производственного характера. Подбор таких вопросов можно посмотреть в приложении № 5.

Занимательные опыты.

Иногда, во время урока, чтобы разрядить напряженность, связанную с изучением нового материала, целесообразно провести занимательный эксперимент, связанный с изучаемой темой. Такие эксперименты также могут быть профилированы. Подбор различных занимательных опытов с производственным содержанием можно посмотреть в приложении № 6.

Домашний эксперимент.

После обсуждения темы на занятиях, ребятам предлагается дома проделать экспериментальные задания, тем или иным образом связанные с их будущей профессией и сделать выводы по их результатам (см. приложение №7).

Внеаудиторная работа.

Развивать познавательные интересы учащихся,  закреплять знания, приобретенные на уроках физики, активизировать мыслительную  деятельность учащихся, раскрывать их творческий  потенциал,  а также формировать познавательный  интерес  к  предмету и профессии можно не только на уроках, но и в самостоятельной работе.Учебная конференция либо Internet-квест.

1.Метод проектов. Темы: «Почему курица варится, а яйцо лопается?»

ŸФормы отчетов: 1) презентация Power Point; 2) создание буклетов или шпаргалок; 3) демонстрация опытов одногруппникам.

2Планирование и проведение эксперимента: «Выращивание кристаллов»

Удачный подбор форм и методов организации деятельности учащихся (проведение наблюдения - написание реферата - выполнение опыта, эксперимента - изготовление физического прибора, модели - решение экспериментальной задачи - написание реферата  ) позволяет успешно формировать ключевые компетенции. Именно в процессе самостоятельного выполнения различных видов деятельности и при условии заинтересованности в них у школьников формируются указанные компетенции. Опять же, планирование самостоятельной работы с учетом профилирования. Например, темы внеаудиторной работы:

1.        Определение массы различных продуктов, единицы измерения массы, масса брутто, масса нетто.

2.        Простые и сложные вещества, отличительные особенности продуктов (сахар, мука, мясо)

3.        Пластичность при приготовлении карамели, желе.

  Перспективными задачами в реализации формирования ключевых компетенций В преподавании физики по моему мнению, остаются:

1.      Обеспечение дифференциации содержания дидактического материала, создание учащимся условий выбора.

2.      Выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету физика, индивидуальных учебных планов.

3.      Системное применение в образовательном процессе урока проектных и исследовательских методов, конструктивное использование информационно-коммуникационной технологии, проектной технологии, а также активных методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся в рамках предмета физики

Если формирование ключевых компетенций рассматривать как важнейший результат образования, то они должны «пронизывать» содержание всех учебных дисциплин, в том числе и физики.

Проанализировав классификации ключевых компетенций, содержание курса физики, можно выделить ключевые компетенции, которые возможно и целесообразно формировать в процессе обучения физике, используя для этой цели ее дидактический потенциал. К ним относятся:

  • информационно-методологическая (знания различных источников информации и их особенностей, методов и цикла познания);
  • деятельностно-творческая (знания структуры деятельности, принципов организации рациональной деятельности, этапов творческой деятельности; умение осуществлять рациональную творческую деятельность);
  • эколого-валеологическая (знания физических параметров окружающей среды и их влияния на человека, физических характеристик и возможностей человеческого организма, методов оценки состояния и защиты окружающей среды; умение оценивать экологическую ситуацию, определять физические характеристики своего организма; бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающей среды, стремление к гармонизации с природой; наличие опыта деятельности в области экологии и здоровьесбережения).  

Своей основной задачей считаю: научить учащихся мыслить (независимо от психологических особенностей и уровня начальной подготовки), перейти к компетентностному обучению: от привычного для студентов в школе теоретического обучения к практическому, прикладному.

Необходимо придерживаться  модели деятельности учителя по формированию ключевых компетенций:  

  • проведение комплексной педагогической диагностики (рефлексия,  наблюдение, анкетирование, тестирование, заполнение листов самодиагностики, педагогические консилиумы и др.)

Например, «Ресторан»: Предлагаю ученикам представить, что сегодняшнее занятие они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…)

  • формулирование целей обучения физике (согласно уровням усвоения).  Например,

1.         «познакомить», «дать понятие»

2.        «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать»

3.        «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать»

  • отбор содержания учебного материала (доступность, физиологические особенности: у старших подростков продолжают развиваться высшие формы мыслительной деятельности – теоретическое, формальное, рефлексивное мышление)

выбор форм учебно-познавательной деятельности учащихся  (Информационные технологии занятия в виде презентаций: разработаны сценарии мультимедийных уроков по темам «Тепловые двигатели и проблемы экологии», «Люди и атомы», интегрированный урок «Космос источник вдохновения» и другие) На обзорно-обобщающих уроках я практикую мультимедийные презентации, созданные учащимися ― «Молекулярная кухня», «Энергетика Красноярского края», «Радио» и другие. )

  • комплексная оценка уровня сформированности ключевых компетенций (опрос, диктант, творческие задания, зачет, тестирование и др.)
  • корректирование и дальнейшее проектирование учебного процесса (по результатам диагностики)

Сегодняшний повар – это знаток в области физики.

Весь процесс ведения урока должен быть построен таким образом, чтобы решались проблемы, требующие непрерывного размышления и поиска, а не просто запоминания или применения уже готового материала. Надо помнить, что только в самостоятельном преодолении препятствий вырабатывается характер и появляется уверенность в собственных силах. Поэтому такие ситуации надо постоянно создавать на уроках. Этому отлично способствует профилирование преподавания предмета, то есть максимальное приближение изучаемых физических законов и явлений к будущей профессиональной деятельности сегодняшних учащихся.

Как преподаватель естественных наук в профессиональном лицее направляю или, по крайней мере, стараюсь (времени не достаточно) связать свой очередной урок с практикой и трудовой деятельностью учащихся по специальности.

Предложенные учебные элементы профилированной программы можно использовать в качестве примеров к изучаемому теоретическому материалу.

Например: при изучении темы «Механическое движение и его характеристики» в качестве примера поступательного движения можно рассмотреть, а лучше показать, пригласив мастера п/о, движение руки кондитера и кондитерского мешка при украшении торта; также можно показать различные виды траекторий в виде узоров на торте; при изучении темы «Основы МКТ. Взаимодействие молекул» в качестве примера на взаимодействие молекул можно привести следующий  пример: если при украшении торта, крем из кондитерского мешка выпускать непосредственно на сухой бисквит, то ввиду слабого притяжения между молекулами бисквита и крема, крем будет сползать с поверхности бисквита. Поэтому у кондитеров есть маленькая хитрость – сначала на поверхность бисквита механическим путем наносят тонкий слой крема и лишь, потом наносят узор. В этом случае крем не падает, так как молекулы крема между собой хорошо притягиваются. Доказательством притяжения молекул также служит явление смачивания, поэтому здесь целесообразно привести пример пропитки бисквитов разными сиропами. А при изучении темы «Свойства ионизирующих излучений» в качестве учебного элемента можно рассмотреть вопрос о питании на радиоактивно-зараженных территориях и о радиопротекторных свойствах пищи (см. приложение №2).

А можно весь урок связать с поварским искусством, например повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» можно провести в виде «экскурсии на кухню». На этот урок можно пригласить мастера производственного обучения или преподавателя оборудования, которые будут непосредственно проводить саму «экскурсию», а роль преподавателя физики на данном уроке вовремя задать нужный вопрос из раздела молекулярной физики и внимательно выслушать ответ учащегося (см. приложение №3).

Творческие исследовательские задания.

Для привития учащимся стойкого интереса к предмету и своей будущей профессии, как на уроках, так и в качестве домашнего задания,  можно использовать творческие исследовательские  задания, экспериментальные задачи (см. приложение №4)

Решение качественных задач.

В ходе любого урока при объяснении нового материала, проведении различного вида опросов и контрольных работ можно постоянно задавать учащимся нестандартные вопросы производственного характера. Подбор таких вопросов можно посмотреть в приложении № 5.

Занимательные опыты.

Иногда, во время урока, чтобы разрядить напряженность, связанную с изучением нового материала, целесообразно провести занимательный эксперимент, связанный с изучаемой темой. Такие эксперименты также могут быть профилированы. Подбор различных занимательных опытов с производственным содержанием можно посмотреть в приложении № 6.

Домашний эксперимент.

После обсуждения темы на занятиях, ребятам предлагается дома проделать экспериментальные задания, тем или иным образом связанные с их будущей профессией и сделать выводы по их результатам (см. приложение №7).

Внеаудиторная работа.

Развивать познавательные интересы учащихся,  закреплять знания, приобретенные на уроках физики, активизировать мыслительную  деятельность учащихся, раскрывать их творческий  потенциал,  а также формировать познавательный  интерес  к  предмету и профессии можно не только на уроках, но и в самостоятельной работе.Учебная конференция либо Internet-квест.

1.Метод проектов. Темы: «Почему курица варится, а яйцо лопается?»

  • Формы отчетов: 1) презентация Power Point; 2) создание буклетов или шпаргалок; 3) демонстрация опытов одногруппникам.

2Планирование и проведение эксперимента: «Выращивание кристаллов»

Удачный подбор форм и методов организации деятельности учащихся (проведение наблюдения - написание реферата - выполнение опыта, эксперимента - изготовление физического прибора, модели - решение экспериментальной задачи - написание реферата  ) позволяет успешно формировать ключевые компетенции. Именно в процессе самостоятельного выполнения различных видов деятельности и при условии заинтересованности в них у школьников формируются указанные компетенции. Опять же, планирование самостоятельной работы с учетом профилирования. Например, темы внеаудиторной работы:

1.        Определение массы различных продуктов, единицы измерения массы, масса брутто, масса нетто.

2.        Простые и сложные вещества, отличительные особенности продуктов (сахар, мука, мясо)

3.        Пластичность при приготовлении карамели, желе.

  Перспективными задачами в реализации формирования ключевых компетенций В преподавании физики по моему мнению, остаются:

1.        Обеспечение дифференциации содержания дидактического материала, создание учащимся условий выбора.

2.        Выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету физика, индивидуальных учебных планов.

3.        Системное применение в образовательном процессе урока проектных и исследовательских методов, конструктивное использование информационно-коммуникационной технологии, проектной технологии, а также активных методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка заседания методического объединения воспитателей учебного курса 6-х классов «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов Пансиона воспитанниц МО РФ»

Тема заседания МО является актуальной, т.к. адаптация ребенка в любой среде вызывает ряд проблем. В учебном учреждении закрытого типа в то же время есть больше возможных путей повышения эффективности ...

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранных языков МАО "Лицей №29".Цифровые образовательные ресурсы

При подготовке к урокам английского языка и внеурочной деятельности я широко применяю  различные цифровые образовательные материалы сети Интернет...

Протокол заседания методического объединения ГКУ СО МО СЦ Пушкинский " Применение инновационных технологий в воспитательной работе".от 19.08.2024г.

Протокол заседания методического объединения ГКУ СО МО СЦ Пушкинский " Применение инновационных технологий в воспитательной работе".от 19.08.2024г....

Протокол заседания методического объединения воспитателей ГКУ СО МО СЦ Пушкинский от 12.12.2023г на тему "Итоги методической работы педагогического коллектива в 2023г

Протокол заседания методического объединения воспитателей ГКУ СО МО СЦ Пушкинский от 12.12.2023г на тему "Итоги методической работы педагогического коллектива в 2023г...

Протокол заседания методического объединения ГКУ СО МО СЦ Пушкинский от 10.03.2024г. на тему " Создание условий в семейном центре для успешной социализации воспитанников".

Протокол заседания методического объединения ГКУ СО МО СЦ Пушкинский от 10.03.2024г. на тему " Создание условий в семейном центре для успешной социализации воспитанников"....