Обобщение опыта классного руководителя
статья по теме

Суть моей работы– помочь студентам стать полноценной личностью.   Защитить студента – это значит создать условия для свободного

    развития  его духовных и физических сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_kuznetsovoy_kak_kl_ruk.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

                                                

Сколько бы веков ни  пролетело над Землёй, сколько бы времени не прошло, всегда будут существовать педагоги,  готовые передать свой опыт и знания новым поколениям.

 

Суть моей работы– помочь студентам стать полноценной личностью.   Защитить студента – это значит создать условия для свободного

    развития  его духовных и физических сил.

2005 год – первая группа, первый год! Да, было страшновато на первом  родительском собрании, когда стояла перед родителями, и они  смотрели на меня: «Какой я педагог? Какой я классный руководитель?»

Первый курс – я- классная мама.

Позиция защиты  становится фундаментом моей работы. Ведь известно, что одной из жизненно  важных потребностей человека  является потребность в защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества  и т.д. В семье эту функцию осуществляет папа и мама, в товарищеской среде – ближайший друг, подруга, в колледже, где учат, дают знания – защита перекладывается на семью, поэтому  студенты не видят в преподавателях людей, на которых можно положиться.  Кто ближе стоит к личности растущего человека? – классный руководитель. Поэтому позиция защиты  становится одним из главных направлений  моей работы как классного  руководителя, основой индивидуального подхода.

-Для чего мы приходим в этот мир?

-Готовы ли мы к тому, что он требует от нас?

-Носителями каких  ценностей мы являемся?

-Ощущаем ли мы потребность делиться с другими самым человечным что есть в себе?

-Понимаем ли мы, что самоуважение – это первая ступенька к взаимоуважению?

         Самое главное, чему я должна  научить своих студентов, - это  стремиться задавать эти вопросы и искать  на них ответы.

 Научить их  оставаться  наедине со всеми: с собой, с людьми, с миром.

Проблема, над решением которой  я работаю-

проблема нравственного воспитания личности

В современном российском обществе особую актуальность приобретает проблема нравственного воспитания личности, так как  в нём отсутствует нравственный идеал, а это приводит к падению нравственности.

Нравственность - способ социальной регуляции, духовного освоения мира, ценностное отношение к миру, общественная форма отношений между людьми. Отношения людей принимают нравственный смысл тогда, когда они ориентированы на человека как высшую ценность.

Формирование нравственных убеждений, ценностей, мировоззрения является основой формирования всей личности в целом и в первую очередь ее направленности.

Важными  качествами  нравственной личности  являются честность, справедливость, доверчивость, общительность.

Такой человек не проявит силу и власть,   он не отказывается  от собственных позиций и ценностей,  всегда готов  к сотрудничеству,  способен  прийти на помощь, проявить сочувствие, сострадание, участие, у него есть потребность приносить радость другим людям  и всё  это не связано  с его  принадлежностью  к определённой социальной, этнической , религиозной  или  иной  группе.

Кратко это  можно сформулировать так:

Человек  способен  осуществлять бескорыстные действия в интересах  других людей.    

 Воспитание нравственной личности  оптимизирует  деятельность мышления, обуславливая спонтанность и свободу его проявления, уменьшает физическую и вербальную агрессию, способствует актуализации и развитию «Я-концепции», позитивного самоотношения.

Воспитание нравственной личности  обеспечивает  духовное освоение мира, ценностное отношение к миру, как общественной форме отношений между людьми.

Воспитание  человека является организованным процессом присвоения им общечеловеческих ценностей.

Специфика цели педагогической деятельности состоит в том, что она должна стать и целью педагога, и целью студента

В течении жизни у меня сложились  свои

 нравственные  ценности:

- в течение всей жизни служить  идеалам добра, красоты, истинности, справедливости;

 -строить свою работу со студентами на основе  доброжелательности, взаимного уважения и доверия;

-понимать и прощать свои и чужие ошибки,

-никогда не переносить своё плохое настроение на других;

-воспринимать человека как ценность;

-формировать студента, свободно осознающего  свои права и признающего права других людей;

-хранить вверенные мне тайны и не употреблять во зло  оказываемое мне доверие.

 Эти ценности помогают мне решать образовательные и воспитательные задачи и добиваться поставленной цели.

                        Моя  цель классного руководителя

 Воспитание  высокодуховной  личности, способной  к творческому созиданию.

Задача. Создание позитивного воспитывающего пространства  как средства развития и становления социально зрелой личности.

Эту задачу я реализую через  создание  условий для того, чтобы студенты  успешно развивались в доступных им видах деятельности (учебной, производственной, досуговой). Как могу я помогаю своим студентам  учиться, организовывать их досуг, создавать домашний (похожий на семейный) образ жизни,  общаться с педагогами и сверстниками в обыденной (бытовой) сфере.

Таким образом деятельность, общение, бытие (образ жизни) студента – это  основные средства, через которые я осуществляю физическое и нравственное воспитание, содействую (помогаю) развитию  его способностей.

                В своей работе я опираюсь  на

Качество   образования  достигается  в том случае, если

образование переходит в самообразование,

воспитание – в самовоспитание,

развитие – в саморазвитие и успешное осуществление профессиональной деятельности не только в будущем, но и в настоящем.

Педагогические условия

становления ценностных ориентаций  студентов колледжа

  • гуманистическая направленность воспитательного  процесса обучения
  • внедрение ценностных ориентаций  в воспитательный процесс;
  • использование технологий, развивающих  рефлексивные навыки  студентов  в процессе нравственного воспитания;
  • способность  классного руководителя  брать  на себя роль воспитателя,  наставника, поддерживать доверительные отношения  между собой и студентами,  опираться  на сильные стороны каждого студента, развивать доброжелательные  межличностные отношения студентов в группе.


Развитие студента я вижу как построение  «лестницы творческого восхождения».

Это последовательный переход человека к решению более сложных проблем, когда  идёт постепенное восхождение  от решения личных, далее «чужих», затем «субъективно неизвестных», а уж потом выход к определённой цели.  

Подниматься по лестнице студентам помогают родители и классный руководитель. Они же защищают их.

Помогать  студенту  подниматься по лестнице творческого восхождения и защищать его от неразрешимых  проблем - это суть моей педагогической практики.

Я пытаюсь строить лестницу творческого  восхождения для студента, учитывая его интересы и возрастные потребности.

Планируемый результат

-Надеюсь, что  мои студенты не будут бояться  жизненных трудностей и смогут преодолевать их.

-Верю, что  с моей помощью студенты моей группы достигнут в жизни больших успехов, чем без меня.

- Мне хочется, чтобы они были гуманными, терпимыми к окружающим.

-Хочу, чтобы всё в руках у них спорилось, и они всегда имели возможность заработать на свой кусок хлеба.

- Хочу, чтобы они  добивались  поставленной цели, не жалели для её достижения сил и времени.

- Мечтаю о том, чтобы мои студенты были прекрасными, любящими  родителями для своих детей, чтобы они ценили и любили свою семью так, как люблю её я.

ЛЕСТНИЦА

       ТВОРЧЕСКОГО  ВОСХОЖДЕНИЯ

4 КУРС        САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

                САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

ЗАДАЧИ:

-  помочь студентам в выборе жизненного пути;

- способствовать  профессиональному росту студента

3 КУРС             САМОВОСПИТАНИЕ

                           САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

ЗАДАЧИ:

-  помочь студентам осмыслить жизненные ценности;

- создать условия для  их профессионального роста

2 КУРС                                САМООБРАЗОВАНИЕ

ЗАДАЧИ:

-  помочь студентам в их нравственном развитии;

- содействовать  развитию их творческих способностей

1 КУРС                                                             САМОПОЗНАНИЕ

ЗАДАЧИ:

-  помочь студентам понять себя;

- создать благоприятный нравственно-психологический микроклимат в группе

Система    воспитательной работы  Кузнецовой Т.М.

                                         ЛИЧНОСТЬ

Заповеди классного руководителя

♦Доброта – это золотой ключик, подходящий к любой двери.

♦Улыбайся – и друзья придут к тебе.

♦Если хочешь иметь друга – стань другом сам.

♦Смейся всегда, когда можешь. Это самое  лучшее лекарство.

♦Будь деликатным – не лезь в чужую душу.

♦Никогда не бойся  повернуть назад с неверного пути.

♦Уважай личность студента.

♦Умей радоваться любому успеху студента.

♦Вся жизнь состоит  в том, чтобы получать и отдавать, забывать и прощать.

На 2 курсе студенты  придумали свои  заповеди и правила, которым следуют  все годы.

Заповеди группы:

♦Познай себя – это интересно.

♦Сотвори себя – это необходимо.

♦Утверди себя – это возможно.

♦Прояви себя – это реально!

Правила группы

  1. Правило присутствия
  2. Правило  «Здесь и теперь»
  3. Правило общей активности
  4. Правило важной информации
  5. Правило  разделения мыслями и чувствами

Ясно, что эти правила и заповеди тесно переплетаются с моими, и я думаю, что студенты  найдут для себя  то, что сделает их добрее, человечнее, научатся слышать не только себя, но и других. Тогда  из студентов получатся хорошие люди, они создадут хорошие семьи, вырастят хороших детей и будут успешными в жизни.        

Вот так, в процессе общения и происходит развитие личности студента, формируются его  духовные ценности.


Такой небольшой педагогический опыт в колледже приносит свои плоды. Группа прошла весь курс обучения. Осталось совсем немного до выпуска.

  За 4 года совместного существования мы достигли определённых успехов.

КАРТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Курс

Год обучения

Количество студентов

Успеваемость

Качество  успеваемости

1 курс

2005-2006

30

98%

10,3%

2 курс

2006-2007

27

100%

7,9%

3 курс

2007-2008

26

100%

19,2%

4 курс

2008-2009,

 1 семестр

27

100%

77,8%

  1. Создание в группе  благоприятной атмосферы для развития  студентов – исследование на 2 курсе

Спортивные достижения

Курс

Мероприятия

Результат

1 курс

Кросс «Новичок» в колледже для групп нового  набора

1 место среди девушек - Кустова Татьяна

2 место среди юношей -  Ефимов Михаил  

Первенство колледжа по волейболу

3 место команда девушек

2 курс

XXXIV л/а эстафета на приз газеты «Молодой специалист»

1 место  в КСХК

Первенство  края среди учебных заведений  СПО (2 группа):

по баскетболу

1 место среди уч. зав. СПО Пермского края (Болотов Михаил)

Первенство  края среди учебных заведений  СПО (2 группа):

  лыжные гонки

Сертификат участника получили Ефимов Михаил и Чусовлянкин  Дмитрий

 Зимнее первенство по л/а среди студентов колледжа

Чусовлянкин Дмитрий

3 курс

«Лыжня России 2007»

Приняли участие

Городской осенний легкоатлетический кросс

Чусовлянкин Дмитрий, Магзиева Эльфрида, Ефимов Михаил

Городской весенний  легкоатлетический кросс

Чусовлянкин Дмитрий, Магзиева Эльфрида, Ефимов Михаил

Блиц-турнир КСХК по баскетболу

4 место в колледже

4 курс

Городской  осенний легкоатлетический кросс

Чусовлянкин Дмитрий, Магзиева Эльфрида, Ефимов Михаил

Первенство колледжа по баскетболу

2 место в колледже

Болотов Михаил, Симонов   Сергей

 Защищают честь колледжа на краевых соревнованиях:

Чусовлянкин Дмитрий, Ефимов Михаил, по л/а – баскетбол.

Кустова Татьяна – кандидат в мастера спорта по тхэквондо, многократная чемпионка Пермского края неоднократная участница  и  призёр российских соревнований,  заняла  3 место в международном турнире  ТАй – ПЕН 2009 года  в Санкт-Петербурге.

                                       


   Творческая деятельность

Курс

Мероприятия

Итоги

1 курс

Кл.час «От всей души»

Лысакова Мария, Кустова Татьяна-диплом участника

Ярмарка талантов

Диплом группы - участника

Кл. час «Я – семья»

Благодарность  активным участникам

Интеллектуальный марафон на отделении АСОИУ

5 место

Студенческая    весна

Ефимов Михаил читал свои стихи

Кл. час «Вредные  привычки»

Участники дискуссии

2 курс

Кл.час «Миф и реальность»

Участники дискуссии

Кл.час «Карманные деньги»

Участники дискуссии

Кл.час «Новогодние традиции»

Активные слушатели

Кл.час «Ах, любовь, любовь»

Ефимов Михаил – чтение своих стихов, остальные –свои поздравления  друг другу.

Участие в конференции  НИРС

1 место  в номинации «Творческий проект» Сычёв Роман и Шляпников Владимир

Внеклассное мероприятие «Образование и карьера»

Готовили презентацию «Профессия – инженер-программист»

Студенческая    весна

Боди – арт, Суханова  Дарья, Лысакова Мария, Шляпников Владимир, Иванов Максим, Латыпов Марат

3 курс

Кл.час «Эстетические ценности современного человека»

Участники дискуссии

Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь» в КСХК

Лысакова Мария

Ток –шоу «Он и Она»

Активные слушатели

Участие  в  конференции  НИРС

Коурова  Татьяна – сертификат участника

Научные чтения «День науки на отделении АСОИУ»

Коурова  Татьяна – «Информационный гид по Кунгуру»  заинтересовал всю публику

Кл.час «Всё начинается с семьи»

Проведение социологического исследования «Ваше понятие о счастье», подготовка презентаций, их защита

Организация  студенческого турнира  в колледже CONTER-STRIK

Команда  победителей

Сычёв Роман, Иванов Максим, Латыпов Марат, Болотов  Михаил, Епифанов  Евгений, Чусовлянкин Дмитрий

4 курс

Кл.час «Нравственные качества человека»

Активные участники диспута

День самоуправления

Кустова  Татьяна, Коурова Татьяна, Чусовлянкин  Дмитрий  - преподаватели

Конкурсы   плакатов в КСХК

Лысакова Мария, Суханова Дарья, Коурова Татьяна

Кл. час «От всей души вас поздравляем»

Конкурс «23 февраля»

Кл. час «Праздничный коллаж к 8 марта»

Традиционные  поздравления с 8 Марта

Студенческая    весна

Коурова Татьяна  - монолог

Социализация  

12 человек  (44% студентов группы) совмещают учёбу и работу, из них 9 человек (треть группы)  по выбранной специальности.

Со 2 курса Шляпников Владимир работает лаборантом, затем системным администратором в МОУ СОШ № 1 г. Кунгура

с 3 курса работают

постоянно:

Коурова Татьяна – в кафе «Мечта», официант,

Кустова Татьяна в спортивном детском клубе «Лидер», тренер,

Орлова Екатерина – продавец,

Бронников  Александр – ди-джей, аранжировщик компьютерной музыки,

Акинфиева Марина ведёт техническое сопровождение  финансовой отчётности семейной сельскохозяйственной фирмы.

на временных работах:

Лысакова Мария – репетитор,

Сычев Роман, Гриневский Игорь, Гусев Алексей, - ремонт компьютеров,

Латыпов Марат, Ефимов Михаил – продавцы-консультанты компьютерной техники.

Характеристика группы

Группа состоит из 27 человек. Коммерческая,  на 1 курсе ребята имели слабо развитые учебные навыки, 20 чел из села, родители очень многих живут далеко. Каждый год в группу вливаются новые студенты из других учебных заведений, где они не смогли найти общий язык с преподавателями. В этой группе они находят себя. Особенностью  группы является её многонациональный состав (есть татары, башкиры, русские). Все люди уникальные, требующие особого подхода.

За годы работы в группе сформировался благоприятный нравственно-психологический микроклимат. Студенты  проявляют друг к другу  толерантность и даже дружбу.

В группе приняты собственные правила общения  и нравственные заповеди, которыми пользуются как  студенты так и классный руководитель.  Созданы условия для  самореализации. Студенты проявляют активность, участвуют во всех мероприятиях колледжа, организуют свои. Любят  заниматься  спортом, самодеятеятельностью, участвуют в исследовательской работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Обобщение опыта

Обобщение опыта по теме Формирование оптимальных навыков чтения у младших школьников   учителя начальных классов  МБОУ «Сакмарская СОШ» Брынцевой Татьяны Николаевны   Представле...

Обобщение пройденного материала по теме Обобщение пройденного материала по теме «Pascal»

Данная интерактивная презентация предназначена для обобщения и закрепления знаний учащихся по теме «Pascal».Презентация содержит 4 различных раздела заданий, а также  управляющие кнопки, что дела...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...