«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».
методическая разработка по теме
Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих технологий. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у школьников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Ново-Харитоновская средняя общеобразовательная школа № 10
с углубленным изучением отдельных предметов
Раменский муниципальный район
Московской области
Доклад педагога дополнительного образования Домниковой О.А на заседании кафедры искусства,
музыки и технологии.
«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».
2016 г.
Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих технологий. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у школьников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Исходя из опыта работы других педагогов, собственного опыта и изученной литературы по данной теме, пришла к выводу, что под здоровьесберегающей средой подразумевается совокупность условий, в которых ученики закрепляют навыки и умения с целью улучшения физического и психического здоровья. Если сопоставить различные стороны способностей детей в наши дни с аналогичными показателями совсем недавнего прошлого, то можно увидеть, в каком отношении наши дети успешно прогрессируют, в чём они отстают, что у них совсем неблагополучно и требует особого внимания с моей стороны. Такое сопоставление важно для оценки состояния здоровья детей. Исходя из этого, занятия ритмикой носят оздоровительно-педагогический характер. С позиции здоровьясбережения на уроке рассматриваются следующие аспекты:
- гигиенические условия в классе: чистота, температурный режим воздуха, рациональное освещение класса;
- организация внеурочной деятельности, создающей условия для возможности управлять здоровьем (разнообразие форм и методов обучения, разнообразие видов деятельности на уроках);
- создание комфортной образовательной среды.
Актуальность данной темы заключается в том, что современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Ребёнок, приходя в школу, уже имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Поэтому необходимо создать условия для коррекции этих недостатков, чтобы у воспитанников за период обучения улучшились не только показатели физического развития: гибкость, сила, выносливость, ловкость, координация - но и улучшилась осанка, появилась мотивация на ведение здорового образа жизни.
К реализации данной цели подхожу технологично, то есть продумываю каждый этап. Считаю, что только таким образом можно получить планируемые результаты обучения.
На первом этапе входящей диагностики стараюсь изучить возможности каждого ученика через разные формы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседу с родителями и медицинским работником. Определяю наличие и степень интереса к ритмике. Составляю обоснованное представление о возможностях каждого школьника в целом, определяю индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.
На втором этапе педагогического целеполагания, в соответствии с результатом диагностики, определяю цель и задачи своей работы. Чаще всего диагностика показывает высокий процент у первоклассников низкого уровня физического развития.
Поэтому цель своей профессиональной деятельности вижу в создании условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы на уроках ритмики.
Определяю следующие задачи своей работы:
Обучающие:
- обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Развивающие:
- развивать основные физические качества обучающихся;
Воспитывающие:
- воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
Для того, чтобы наиболее успешно решить эти задачи, я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии. Эти технологии важны для любого учителя. Поэтому строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся чередую виды деятельности, например, гимнастические упражнения, танцевальные элементы и танцы, этюды и музыкальные игры. На занятиях ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается на других уроках.
Занятия ритмикой положительно влияют и на умственное развитие детей - каждое задание нужно понять, правильно выполнить движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Такие занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников, они воздействуют на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Занятия ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Занятия ритмики побуждают учащихся включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами.
На третьем этапе изучения нового материала использую различные приёмы мотивации учащихся. Например, в начале урока всегда присутствуют такие элементы, как нацеливание на работу, определение желаемого состояния, цель заявляю в позитиве.
Частица НЕ не используется.
Я хочу сегодня на уроке…
Я хочу, чтобы в конце урока…
Для положительного эмоционального настроя на урок и создания ситуации успеха использую разминку «Проснулись - улыбнулись», после которой можно приступать к изучению материала.
Музыкотерапия также играет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребёнка. На занятии стараюсь так организовать деятельность, что у учеников не возникает ощущения выполнения задания. Они эмоционально включаются в процесс занятий, и тогда им становится легче выполнить физические или танцевальные упражнения. Ритмика должна стать для учеников любимым занятием, потому что именно этот урок позволяет ребенку не только приобрести двигательные навыки, но и расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкой и проявление собственной активности.
Для достижения поставленной цели и реализации задач использую следующие методы обучения:
- Наглядно-слуховой – прослушивание музыкального примера с последующим показом движений преподавателем.
- Словесный – беседа о характере музыки, её художественных образах; объяснение средств музыкальной выразительности; эмоциональный рассказ преподавателя о прозвучавшем произведении, необходимый для формирования у обучающихся ассоциативного восприятия музыки; аналитический: оценка результатов учебного процесса.
- Практический – предварительное изучение подготовительных танцевальных движений, упражнений с предметами; простейшие танцевальные композиции и сюжетные игры.
Гимнастические упражнения включаются во все уроки ритмики. Музыка здесь является сопровождением, фоном для того или иного упражнения, но она органически включается в содержание каждого урока, как необходимая составная его часть.
Разучивая с детьми гимнастические упражнения, добиваюсь от них осознанного отношения к своим действиям и тесной связи движения с музыкой. С самого начала приучаю детей к правильной оценке качества выполнения движений.
Комплексы гимнастических упражнений включают в работу основные группы мышц: мышцы верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы спины, мышцы ног. Систематическое повторение комплексов помогает закреплению навыков точного выполнения движений, укрепляет организм ребёнка, улучшает работу кровообращения, дыхания, способствует выработке должной осанки.
Большое внимание на ритмике уделяю изучению элементов танца. Эти движения использую не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Очень важно обогатить детей запасом движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно.
Яркое, эмоциональное слово преподавателя побуждает мысль, направляет в определённое русло детскую фантазию. Постоянно использую метод показа, уточняющего отдельные детали. К показу привлекаются и дети, нашедшие наиболее интересные и убедительные движение для воплощения образа. Коллективное творчество сплачивает детей, доставляет им большую радость.
Здоровьесберегающие технологии не только обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, но и учат использовать полученные знания в повседневной жизни, способствуют общему оздоровлению ребенка.
Четвертый этап – закрепление нового материала на уроках. Этот этап выполняет две основные функции: повторение материала, совершенствование изученного.
При закреплении материала использую разные типы упражнений:
Упражнение «Игра в мяч» (на закрепление, повторение и пр.). Когда человеку бросают мяч, его сознание занято контролем за движением и ловлей мяча. Бессознательное - проверкой знания изученного материала. Можно использовать «хлопки» как вариант игры.
Игра «Путешествие в страну Знаний». Заранее преподаватель готовит материал к уроку: вопросы, кроссворды, презентации, викторину на закрепление того или иного материала. Закрепление проходит в виде игры, дети с удовольствием принимают в ней участие, виден результат деятельности.
Виды заданий, требующих самостоятельности, как известно, разнообразны. И поэтому пятый этап - организация самостоятельной работы – не менее важен, чем всё остальное.
Игра «Делай как я». У каждого ребёнка есть желание побывать в роли лидера или помощника на уроке, самостоятельно без помощи преподавателя показывать упражнения и следить за правильным его исполнением. В этой игре дети могут проявить свою индивидуальность, самостоятельность.
Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей. Работа проводится с учётом возрастных особенностей школьников: их подвижности, впечатлительности.
К таким методам относятся методы свободного выбора, дети выбирают те танцевальные действия, которые им ближе и понятней. Они получают домашнее задание под названием «Создай свой образ», например: показать «танец куклы», и они должны изобразить движения отрывистые, резкие, как у куклы. Свое творчество дети показывают на открытых уроках и на школьных мероприятиях.
Образные упражнения и игры являются наиболее интересными для детей видами деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей детей: проявления фантазии, выдумки, активности. Обучение двигательными навыками проводится в увлекательной форме. Дети самостоятельно изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, подражают физкультурникам, солдатам, передают бег автомобиля, поезда, парение самолёта и т.д. Игры заставляют детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования (кто скорее, лучше, более чётко выполнит то или иное задание, кто проявится более ловким, смелым, находчивым).
Шестой этап – этап мониторинга. Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, школьных и отчётных концертах. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, преподавателям увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Результаты
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении позволяет получить следующие результаты:
- воспитанники умеют последовательно и правильно исполнять движения танцевальной разминки;
- умеют распознавать и передать движением характер музыки, ритмический рисунок;
- умеют выразительно, пластично исполнять танцевальные движения, изученные с преподавателем;
- проявляют мотивацию на ведение здорового образа жизни;
- проявляют положительные качества личности, дисциплинированности;
- умеют общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи.
Результатом деятельности:
- показатели сохранности контингента учащихся;
- положительные отзывы о работе преподавателя;
- личные достижения в профессиональных конкурсах;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы с использованием коуч-технологий, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала обучающихся – ключев...
Развитие личности обучающего средствами проектной технологии
С этой статьей выступала на собрании школьного методического объединения. В статье представлен опыт применения проектной технологии на уроках АЯ...
Статья "Создание здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры"
Статья посвящена созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках основ деловой культуры в условиях СПО....
педагогический проект: «Духовно-нравственное воспитание школьников, как основа гармонического развития личности в условиях колледжа-интерната».
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение духовно - нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование высоко - ...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"
Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...
Формирование 4 К компетенций у обучающихся начальной школы через урочную деятельность
Разработка учебного занятия с акцентом на формирование 4К компетенций.Урок русскогоязыка в 4 классе .Тема "Склонение имен существительных"...