Доклад
консультация на тему

Материал для внеклассной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_lichnostno.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад кл.руководителя Сыромятниковой Л.В.

Сущность личностно-ориентированного воспитания.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность учащегося, его самоценность, субъективность процесса учения.

В педагогических работах, посвящённых вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определённых социальных функций и «реализатора» определённых моделей поведения.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Личностно-ориентированное воспитание – основа гуманистической педагогики.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется особый подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание. Оно создаёт новые механизмы моральной саморегуляции, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. Воспитание, ориентированное на личность, её жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей.

Что касается собственно-личностных функций, выделяют следующие:

Мотивирующая- личность принимает и обосновывает свою деятельность;

Опосредующая- личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность изнутри не всё выпускает, сдерживает, придаёт социальную форму;

Критическая- личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то, что создано самою личностью, а не навязано извне;

Рефлексивная- конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я»;

Смыслотворческая- личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов;

Ориентирующая- личность стремится к построению личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения;

Творчески-преобразующая. Творчество- форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придаёт творческий характер;

Самореализующая- личность стремится обеспечить признание своего «Я» окружающими.

Функции личностно-ориентированного образования:

-гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья;

- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;

- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.

Принципы построения личностно-ориентированной системы воспитания.

Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.
             Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания детей подросткового возраста, исходила в основном из признания ведущей роли (детерминации) внешних воздействий, (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности. Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; 

Реализация личностно-ориентированной системы обучения
требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно
построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности подростка, ее коррекции и педагогической поддержки.        

Развитие способностей подростка — основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.

Реализация личностно-ориентированного воспитания требует разработки такого содержания, куда включаются не только научные знания, приема и методы познания.  Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (детей, учителей, родителей).        

Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития подростка; создание благоприятных  условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития подростка в сравнении с самим собой, а не с другим).

Технология личностно-ориентированного воспитания подростков.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы воспитания подростков, как отмечалось выше, является признание его индивидуальности, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого подростка, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.

ЛОП осуществляется в группе с первого дня обучения. Предварительно, знакомясь с личными делами обучающихся необходимо отметить тех кто может в данный момент хорошо обучатся, а кто окажется более слабым. Для этого составляется план адаптации. Хотя он рекомендуется только для 1 курсов, но я считаю,  что он необходим на весь срок обучения. Так, например, на 2 курсе я уже вплотную объясняю обучающимся значение их специальности, необходимость изучения тех или иных дисциплин ориентируемых на дальнейшее обучение. Причем такие беседы провожу индивидуально с каждым или во время посещения общежитии и квартир. Группы агрономов – сложные группы. Поэтому волей не волей среди них образуются «группы риска». В том году у меня в группе было 12 человек из 32 состоящей в этой группе. В этом году 5 из 20. В течении этого года я их стараюсь нагрузить дополнительной работой, дать какие-либо задания, привлечь для участия в мероприятиях и т.д. В беседах с родителями выявляются некоторые стороны характера, поведения, состояния здоровья. На это тоже надо обращать внимание, так как эти дети требуют еще большего внимания и общения. Даже если и не получается что-то с такими детьми все равно их не следует оставлять без внимания. Капля камень точит – и в конце концов они должны понять, все что делается это только для их блага. ЛОП позволяет выявить сильные и слабые стороны обучающихся: где-то подтолкнуть, где-то подбодрить, а где-то и поругать. В том году в группе было 4 хорошиста, а в этом 8 человек. Иногда бьешься бьешься а ничего не выходит: значит не верный путь, надо менять стратегию, кнут не помогает, примени пряник (Немыкин – стали хвалить и он стал лучше учиться).

Сильное действие оказывает взаимное лечение, любовь (как положительная, так и отрицательная) значит и тут требуется дополнительное вмешательство. Успехи в проведении классных часов , мероприятий, совместных уборках, экскурсии позволяют формировать направления деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"

Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка...

Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения

Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц»  Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...

Стендовый доклад, как часть публичного доклада директора по результатам деятельности БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» за 2017 год

Стендовый доклад презентует основные профессиональные достижения преподавателей методической комиссии (кафедры) Менеджмента и студентов специальностей 43.02.10 "Туризм" и 43.02.11 "Гост...

Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»

Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...

Доклад по ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ и презентация к докладу. Аширова Луиза Харисовна. Тема: «Сестринская помощь при гипертонической болезни». 06. 2018 г.

В июне 2018 г. студентка группы С-401: Аширова Луиза Харисовна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУЮ ...