Работа с родителями и студентами по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
статья по теме
Актуальность профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними связана с тем, что насилие в отношении несовершеннолетних или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со студентами и родителями по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними.
Актуальность профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними связана с тем, что насилие в отношении несовершеннолетних или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.
Основная причина жестокого обращения с несовершеннолетними - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Воспитательная работа в колледже реализуется в соответствии с
- Концепцией воспитания студентов
- Программами : «За здоровый образ жизни», «Юный патриот», «Социальная адаптация личности студента Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права», «Социальная реабилитация студентов «группы риска» Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права», «Социально-экономическая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Профилактика жестокого обращения с детьми»
- проектами :«Верный выбор», направленным на формирование у студентов негативного отношения к употреблению наркотических и психотропных веществ , «Главное, ребята, сердцем не стареть!»- формирующим волонтерские качества, гражданское самосознание, «Большая перемена»- направленным на профилактическую работу волонтеров со студентами « группы риска».
Основа всего-семья. Если у ребенка крепкие тылы, он избежит многих ловушек, проблем в своей жизни. «Если ребенок живет в мире, понимании и дружелюбии, он учится находить в этом мире любовь».
Мы пытаемся донести, что родители ответственны за психологическое состояние детей, что домашние проблемы всегда сказываются. Взаимоотношения в группе тоже важны, случаются переживания из-за учебы, но если дома комфортно, если его принимают таким, каков он есть, он чувствует себя защищенным. Он должен быть уверен, что в любой ситуации родители его поймут и поддержат. Задача службы социально-психологической поддержки- оказывать родителям квалифицированную помощь, активизировать воспитательные умения, повышать педагогическую культуру, поддерживать уверенность в собственных силах, транслировать положительный семейный опыт, способствовать установлению доверительных отношений родителей с детьми и педагогами. В работе мы придерживаемся девиза «Давайте будем вместе, а не рядом, давайте доверять друг другу, главное взаимопонимание. Чтобы его установить, мы должны не таить обиды, а проявлять доброжелательность и инициативу, так как наше взаимодействие является главным условием душевного благополучия, здоровья и развития наших студентов».
Цель программы «Профилактика жестокого обращения с детьми»:
-Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми
-Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Задачи:
- Информирование о формах и видах насилия, причинах и последствиях жестокого обращения взрослых с несовершеннолетними.
- Осознание последствий жестокого обращения для развития личности ребенка и формирования его жизненного стиля.
- Формирование навыков конструктивного общения среди несовершеннолетних.
- Формирование адекватных способов реагирования на проявление жестокости по отношению к несовершеннолетнему.
- Организация профилактической работы с родителями, с целью предотвращения жестокого обращения с детьми.
Цель:
- Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.
- Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Задачи:
- Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки студентов;
- Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- Осуществление консультативно-профилактической работы среди студентов, педагогических работников, родителей.
Работа с родителями
Работа со студентами
Работа с педагогами
Одной из задач службы социально-психологической поддержки-оказывать родителям квалифицированную помощь, активизировать воспитательные умения, повышать педагогическую культуру, поддерживать уверенность в собственных силах, транслировать положительный семейный опыт, способствовать установлению доверительных отношений родителей с детьми и педагогами.
В колледже проводится цикл родительских собраний по темам:
- «Адаптационный период-психологические аспекты»
- «Роль семьи в формировании личности ребенка»
- «Проблемы жестокого обращения в семье»
- «Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей. Рекомендации воспитателям и приемным родителям, опекунам»
- «Психологическая поддержка студента в семье» и др.
- Проводятся беседы, индивидуальные консультации с родителями.
В октябре проведена акция «Чтоб счастливыми расти-
надо маму завести!»
Родителям раздаются буклеты с рекомендациями по воспитанию, общению и взаимодействию с детьми.
Буклеты с информацией о формах насилия, административной и
гражданско-правовой ответственности.
Проводится анкетирование родителей с целью выявления неблагополучия в отношениях с детьми
Проанализировав итоги анкетирования родителей по вопросам взаимоотношения в семье, проявления жестокости
выявлено:
- 100% родителей считают, что конфликт эффективнее всего можно решить, поговорив с ребенком, без крика, применения физической силы и лишения удовольствий.
- 89% родителей считают возможным делать замечания своему ребенку;
- 31% родителей считает, что можно делать замечания чужому ребенку;
- 100% родителей считают неприемлемым кричать или ударить своего или чужого ребенка;
- чуть больше половины (54%) отмечают, что в семейных конфликтах между взрослыми, дети не участвуют и не бывают свидетелями этих конфликтов.
- 46% родителей отмечают, что иногда дети бывают свидетелями или участниками конфликтов между взрослыми.
- 77% родителей считают взаимоотношения в своей семье – хорошими;
- 19% - очень хорошими
- 4% - не очень хорошими.
Последствия жестокого обращения с детьми
Отвращение, стыд, вина, недоверие
Сексуальные нарушения
Несформированность социальных
ролей и своей роли в семье
Чувство собственной ненужности
Агрессивное поведение
Уход из дома
Суициды
уход в религиозные секты;
объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
агрессивное, преступное поведение несовершеннолетних;
сбежавшие из дома несовершеннолетние часто становятся жертвами насильников.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
- ПСИХОЛОГ
- ВРАЧ – ПСИХОТЕРАПЕВТ
- ВРАЧ – ПСИХИАТР
- ВРАЧ - ПСИХИАТР – НАРКОЛОГ
Для защиты прав детей в Российской Федерации созданы специальные институты
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
- Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области
- Органы опеки и попечительства
- Органы прокуратуры
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Отделение по делам несовершеннолетних полиции
- Телефон Доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия, действующие в Кировской области
- Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Кировской области
- Другие правозащитные органы и общественные организации
Среди студентов групп нового набора ежегодно проводится анкетирование с целью выявления неблагополучия в отношениях между студентами в студенческой среде, между родителями и детьми, а также изучаются взаимоотношения студентов и педагогов.
Результаты анкетирования студентов по вопросу выявления не благополучности отношений показали:
Между студентами и их родителями
- 65% студентов отметили, что дома их родители наказывали,
- на вопрос: «Должны ли наказывать родители?»
- 75% студентов считают, что «да».
- 60% студентов отмечают, что родители разговаривают с ними «нормально»
- 20%- по-дружески
- 23%- по-разному
В приказном тоне, как выяснилось из анкет, никто из родителей не общается.
На вопрос как наказывали дома
- 66% студентов отмечают «ругали»
- 63%- «читали нотации»
Никто из студентов не отметил, что выгоняли из дома; обижали; били.
- Самое страшное наказание большинство студентов считает «не общаться с родителями»-54%
Между учителями в школе и студентами
- 83% студентов отметили, что в школе их учителя не наказывали
- 16% ответили положительно
Между одногруппниками в колледже 100% студентов отмечают хорошие взаимоотношения.
О случившемся студент может рассказать:
- 84% -друзьям
- 52% -родителям
Со студентами проводится работа по изучению их характерологических особенностей, самооценки, самоактуализации студентов в группе и колледже, выявляется позиция, которую студент занимает в группе, колледже. Проводятся тренинги: «Групповой сплоченности», «Навыки взаимодействия с группой», «Я – друг», «Как преодолеть стресс». «Тренинги личностного роста» и др., также проводятся индивидуальные беседы, используются приемы песочной терапии, арт-терапии.
На классных часах проводится
-правовое просвещение : «Права, обязанности и ответственность родителей и несовершеннолетних», «Духовно-ценностные ориентации», «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего», «Толерантны ли мы», «Проблемы внутреннего и внешнего общения» «Я-личность», «Половое воспитание», «Искусство спора, разрешения конфликтов», «Предпосылки жизненного успеха» и др.
На встречи со студентами приглашаются специалисты из КДН, прокуратуры, правоохранительных органов, медицинские работники, социальный педагог и педагог-психолог
На дисциплинах психолого-педагогического цикла:
- -студенты получают знания, формируют умения и навыки по работе с детьми «Группы риска», изучают неблагополучные семьи, разрабатывают и реализуют комплексные программы по работе с педагогически запущенными детьми
Государственно-муниципальное управление:
- -Изучают Конвенцию ООН о правах ребенка, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании
-Участвуют в районных конкурсах «Подросток и закон», районных встречах на круглых
- Студенты специальности «Правоохранительная деятельность» проходят практику
- в КДН и ЗП ЦСПСи Д
взаимодействуют
- с УИИ
- -отделом по опеке и попечительству
- -отделом по работе с молодежью
- Волонтерский отряд «Главное, ребята, сердцем не стареть!» проводит акции
- «Телефон доверия»
- « Подари радость детям!»
- «Орден милосердия»
- «Белая акация», «Доброе сердце»
- Студенческий Совет выпускает независимую студенческую газету «Действуй!»
Понять мир эмоций студента может педагог, который умеет устанавливать прочные эмоциональные контакты с обучающимися. Высокий уровень эмоциональной культуры педагога-одно из условий эффективного взаимодействия со студентами, родителями студентов, которые проявляются в сотрудничестве, направленном на достижение общего результата деятельности и общения. Результаты анкетирования «Педагог глазами студентов» показывают, что подавляющее большинство студентов отмечают хорошие взаимоотношения с педагогами, на вопрос: «В чем или ком кроется причина не идеальных взаимоотношений с педагогом и кто должен изменить ситуацию, если взаимоотношения не складываются, почти все студенты отмечают, что проблема кроется в подавляющем большинстве случаев в них самих. (Основными причинами являются не подготовка к урокам, пропуски занятий).
Тема насилия, жестокого обращения также обсуждается на педагогических советах колледжа, методических объединениях для классных руководителей.
Темы: «Работа педагогического коллектива в период адаптации студентов», «Жестокое обращение с несовершеннолетними», «Насилие в семье, формы жестокого обращения», «Педагог глазами студентов», «Проявление жестокости среди несовершеннолетних».
На педагогических советах, методических объединениях классных руководителей педагоги знакомятся с действиями в случае обнаружения фактов жестокого обращения с обучающимися
- Организуйте разговор со студентом наедине и чем скорее, тем лучше.
- Не думайте, что студент обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
- Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги студента.
- Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
- Поддерживайте нормальный статус студента в группе.
- Не решайте за студента, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить отношение на уровне, комфортном для студента.
- Используйте выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.
В случае выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним:
- Каждый работник образовательной организации обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю.
- Информируются родители (законные представители).
- Руководитель самостоятельно, или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
- Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
- При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком , письменно информируются прокуратура и ПДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.
- Каждый работник образовательной организации обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю.
- Информируются родители (законные представители).
- Руководитель самостоятельно, или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
- Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
- При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком , письменно информируются прокуратура и ПДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет "Жестокое обращение с детьми"
Жестокое обращение с детьми...
Жестокое обращение
Жестокое обращение с детьми в семье -это одна из наиболее остро стоящих проблем в обществе. Какие виды жестокого обращения существуют? Как предупредитьжестокое обращение в семье?Результаты анкетирован...
«Виды насилия и жестокое обращение с детьми»
Виды и формы насилия над детьмиИзучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер зна...
План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ
План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ ...
Профилактика жестокого обращения с детьми
Что такое жестокое обращение с детьми.виды насилия.пути предотвращения и профилактики...
Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.
laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...