Консультация для педагогов "Жестокое обращение с детьми"
консультация
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 291»
Консультация «Не оставайтесь равнодушными !!!
Жестокое обращение с детьми».
Консультацию подготовил:
старший воспитатель
Терешкова Елена Александровна
Апрель 2016 г.
Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровы и счастливы.
Но что для Вас слово «наши»?
В погоне за собственным счастьем мы перестали замечать, что происходит вокруг; или замечаем, но делаем вид, что нас это не касается, что мы никак не можем повлиять на ситуацию…
А между тем все чаще мы слышим о жестоком обращении с детьми со стороны родителей. Дети подвергаются насилию как физическому, так и психическому, превращаются в неполноценных людей, лишаются детства, здоровья, счастья.
Мы осуждаем таких родителей, но одного осуждения явно недостаточно. Мы реально можем оказать помощь детям, оказавшимся в трудной ситуации.
Если рядом неблагополучная семья – не закрывайте глаза на то, что в ней происходит, не затыкайте уши, если рядом от боли и голода плачут дети. Снимите трубку телефона, позвоните в органы опеки или в милицию, протяните детям руку помощи, может быть, именно вы предотвратите большую беду с маленьким человеком.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Выделяется четыре основных типа насилия:
физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
психологическое насилие – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха. Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.
Последствия эмоционального насилия, такие как неразвитость или разрушение эмоциональных отношений с ближним семейным окружением. Выделяют два синдрома: синдром «аффективной тупости», для которого характерны холодность, отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, и, как следствие, отвержения себя и других, и синдром «аффективной зависимости», которому свойственны ненасытная жажда любви, постоянный страх потерять объект привязанности, зависимость и тревожная неуверенность в себе и в других.
Последствия ситуаций, которые можно квалифицировать как психологическое насилие не менее серьезны. К примеру, ребенок в семье, где оба родителя алкоголики или наркоманы подвергается психологическому насилию. Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные потребности. В результате он становится зависимым от потребностей, желаний, надежд и страхов семьи. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Для того, чтобы удержать внимание взрослого на себе, ребенок прекращает выражать собственные потребности и становится со – зависимым. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.
Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста, являются:
- для детей до 3 лет - страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
- для дошкольников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
Когда ребенок стал жертвой насилия - это однозначно отражается на его несформировавшейся психике, восприятии окружающего, самоосознания. Соответственно меняется и поведение ребенка, но как именно это проявится в каждом частном случае спрогнозировать довольно сложно – все очень индивидуально. Но в любом случае, в поведении ребенка появится то, что раньше было ему не свойственно. Распространённая реакция, когда ребенок пострадал от насилия – желание «спрятаться», убежать от окружающих в свой внутренний мир. Появляется недоверие к себе самому и ко всем вокруг. Иногда ребенок в подростковом возрасте начинает «впадать в детство», а, бывает, что после пережитого, наоборот очень быстро «взрослеет». Для детей, которые пережили физическое или сексуальное насилие, характерно своего рода оппозиционное поведение – «не хочу и не буду»! Ребенок может чувствовать стыд из-за произошедшего, и на подсознательном уровне у него возникает желание наказать себя. Он становится внешне как будто более жестоким, может начать вести достаточно опасный образ жизни (употребление алкоголя, курение, несвойственная возрасту заинтересованность противоположным полом), внутри же будучи ещё более уязвимым, чем это было до страшного прецедента. Но поведение становится довольно сильным фактором влияния на образ жизни, в частности, и на круг общения, вместе со всеми вытекающими последствиями, которые будут тянуть новые неприятности. Это ещё один аргумент в пользу важности быстрого и своевременного реагирования со стороны родителей. Вот ещё один вариант реакции детей на пережитое насилие – они начинают вести себя вызывающе или агрессивно. Это один из способов психологической защиты. В любом случае немотивированная агрессия ребенка – повод для беспокойства. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо: похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме; проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем; объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах; держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соц. педагогу, руководителю). Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно: реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок); оградить ребенка от реакции других детей; уделить ребенку максимум внимания; дать понять, что проблему можно решить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет "Жестокое обращение с детьми"
Жестокое обращение с детьми...
«Виды насилия и жестокое обращение с детьми»
Виды и формы насилия над детьмиИзучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер зна...
Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»
Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»...
План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ
План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ ...
Профилактика жестокого обращения с детьми
Что такое жестокое обращение с детьми.виды насилия.пути предотвращения и профилактики...
Жестокое обращение с детьми
Жестокое обращение с детьми...
Как предотвратить жестокое обращение с детьми
Как предотвратить жестокое обращение с детьми...