Педагогический совет по теме «Успешный преподаватель… Успешный студент… Взаимодействие — взаимопонимание — сотрудничество»
методическая разработка на тему
Создание успешности обучающимся - одна из главных задач педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_pedsoveta.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий педагогического совета
1 слайд Тема педагогического совета «Успешный преподаватель… Успешный студент… Взаимодействие — взаимопонимание — сотрудничество»
2 слайд Техникум = Преподаватели, мастера П.О + студенты
Успешность техникума зависит от успешности участников образовательного процесса
- В чём заключается их «успешность»?
- Какими качествами должен обладать успешный преподаватель и
успешный студент?
3 слайд
В современной системе образования существует проблема: создания особых психолого-педагогических условий для развития и проявления успешности обучающихся.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы: создать каждому обучающемуся ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости.
Создание ситуации успеха начинается с отношения к студенту как к личности, что предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение воспитанника, проникаться его состояниями, чувствами. Другими словами, правильно организованная система образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать или сформировать потребности и способности каждого обучающегося, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для студента.
4 слайд «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение,
рождающееся от успеха» Сухомлинский В.А.
«Успех» в словаре русского языка рассматривается в трех значениях как:
- удача в достижении чего-нибудь
- общественное признание
- хорошие результаты в работе, учебе.
Успешность человека и определяется личностью, и является движущей силой развития личности.
Невозможно отрицать тот факт, что успешных людей воспитывают успешные взрослые.
Люди, занимающиеся педагогической профессией испытывают на себе особые нагрузки в плане предъявления своих успехов обществу, в связи с тем, что реальный результат педагогической деятельности «оттянут во времени», т.е. проявляется не сразу. Но это только одна сторона медали – «внешняя успешность». Основанием оценки педагога как успешного, служит гармоничное соотношение внешней и внутренней успешности. Под внутренней успешностью нужно понимаем внутреннюю удовлетворенность педагога своей деятельностью и ее результатами.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу преподавателя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и обучающимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
5 слайд Рассмотрим критерии успешности преподавателя.
Организуется работа в группах. Группы получают тексты и задание.
1 группа – преподаватели общеобразовательных дисциплин получают текст «Педагогические критерии успешности преподавателя (педагогическая деятельность)»
2 группа – преподаватели спецдисциплин получают текст «Психологические критерии успешности учителя (психолого-педагогическое общение)»
3 группа – мастера ПО получают текст «Личностные критерии успешности учителя»
ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте текст, выберите критерии успешности преподавателя и представьте нам информацию.
Группы выполняют задание (5 -7 мин) и затем представляют результат
( сформулированные критерии успешности преподавателя).
6 слайд
1 группа – преподаватели общеобразовательных дисциплин «Педагогические критерии успешности преподавателя (педагогическая деятельность)»
1. Уровень обученности (ЗУН)
2. Уровень сформированности ОУУН
3. Самообразование, исследовательская работа
4. Образование и повышение квалификации.
5. Способность к самоанализу, самодиагностики, рефлексии.
6. Инновационная деятельность
7 слайд
2 группа – преподаватели спецдисциплин «Психологические критерии успешности учителя (психолого-педагогическое общение)»
1. Интерес, мотивация
2. Сознательное обучение
3.Отношения «ученик – учитель»
4. Учет индивидуальных особенностей ученика
8 слайд
3 группа – мастера П.О. «Личностные критерии успешности учителя»
1. Эмоциональность
2. Выразительность речи
3. Творческое начало личности
4.Организаторские способности
5. Чувство юмора
6. Настойчивость, дисциплинированность
9 слайд
На сегодняшний день преподаватель и мастер П.О. в техникуме - это наставник, он направляет деятельность студента, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.
Давайте вашими глазами посмотрим на некоторые вопросы и, работая в группах, сформулируйте ответы на них.
«Глазами преподавателей и мастеров П.О.»
- Успешный преподаватель (мастер ПО) – это …
- Успешный студент – это …
- Считаете ли вы себя успешным? ДА - …… человек, НЕТ …..- человек
- Что необходимо успешному преподавателю (мастеру ПО) чтобы создать успешного студента?
Группы выполняют задание и затем представляют результат (свои ответы)
10 слайд Успешный преподаватель – это преподаватель, глубоко владеющий предметными и психолого - педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь обучающимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
А сейчас мы посмотрим как на эти вопросы смотрят наши студенты демонстрация слайдов «Глазами наших студентов»
11 слайд Успех – это …
- достижения человека, в какой либо сфере;
- достижение цели;
- хорошая учеба;
- когда у тебя все получается;
- когда ты чувствуешь себя счастливым;
- когда добиваешься лучшего для себя;
- отличная работоспособность, желание работать и добиваться лучшего результата;
- когда во всех начинаниях дела идут на «Ура»;
- добиться своими силами того, что у тебя не получается
12 слайд Успешный преподаватель (мастер ПО) – это …
- человек, который поддержит в трудную минуту;
- профессионал в своем деле;
- просто хороший человек;
- тот, кто преуспевает в работе с учениками;
- тот, кто обладает спокойствием;
- всегда, желающий помочь;
- тот, который будет делать все для своих подопечных;
- тот, кто добивается своих целей;
- тот, кто помогает в учебной деятельности;
- добрый, отзывчивый, ответственный, строгий,
- честный, справедливый, понимающий, решительный,
- терпеливый, смелый, уступчивый, целеустремленный
13 слайд Успешный студент – это студент, который…
- уважительно относится к преподавателям;
- не опаздывает на линейку;
- хочет учиться;
- преуспевает в обучении;
- преуспевает в спорте и жизни техникума;
- участвует во всех соревнованиях;
- хорошо учится;
- не бросает учебу;
- добивается цели;
- не отказывается от поставленной цели;
- с хорошей работоспособностью, внимательностью, решительностью, настойчивостью;
- принимает участие в любой самодеятельности;
- желает участвовать в конкурсах
14 слайд Считаете ли вы себя успешным человеком (личностью)?
Из 48 опрошенных студентов ДА – 79 % (38 студентов)
НЕТ – 21 % (10 студентов)
15 слайд Что необходимо успешному преподавателю (мастеру ПО) чтобы создать успешного студента?
- Нужно понимать студента, помогать ему в решении любой проблемы;
- Найти правильный подход к любому студенту;
- Необходимо оказывать помощь студенту;
- Быть понимающим и не очень строгим человеком;
- Хорошо обучать, объяснять учебный материал;
- Применять индивидуальный подход;
- Быть добрым;
- Быть терпеливым;
- Необходимо уважительное отношение;
- Хорошее отношение;
- Поддерживать студента во всем;
- Любить свою работу;
- Находить общий язык со студентами;
- Быть требовательным, но добрым
А сейчас предоставляю слово нашим коллегам, они поделятся своим опытом работы по созданию успешности студентам нашего техникума.
16 слайд Что же все таки необходимо успешному преподавателю чтобы создать успешного студента? И какими умениями он должен обладать.
1. Чётко управлять учебным процессом и внеурочной деятельностью студентов
2. Хорошо знать и любить свою дисциплину
3. Уметь терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда студенты будут делать так, как он планирует. Обучать, предпочитая тёплое, человеческое общение со студентами
4. Быть всегда организованным, собранным, активным, энергичным, подготовленным к работе
5. Считать своей главной задачей внимание к личности студента, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания
6. Владеть образовательными технологиями, уметь объяснять, спрашивать, организовывать работу студентов, применяя разные методы
17 слайд УСПЕШНОМУ ТВОРЧЕСКОМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ НЕОБХОДИМО
ОБЛАДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ УМЕНИЯМИ:
- проектировочные умения (уметь написать сценарий урока, составить проект урока или какого-либо мероприятия);
- адаптационные умения (уметь приспосабливаться к различным ситуациям);
- коммуникативные умения (уметь грамотно общаться);
- организационные умения (уметь организовать деятельность студента, какое-то мероприятие и т.п.);
- умения контроля и самоконтроля (уметь организовать проверку знаний, умений, навыков и сформированных компетенций);
- исследовательские умения (уметь организовать и провести исследовательскую деятельность)
18 слайд Подведем итог
Студент должен получать удовольствие от обучения
Когда мы удовлетворены – мы счастливы
Когда мы счастливы - мы достигаем желаемого
Достигнув желаемого - мы успешны
19 слайд УСПЕХ - ЭТО НЕ СТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ ИМЕЕШЬ,
СКОЛЬКО ТО, КЕМ ТЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ СТАНОВИШЬСЯ,
ТО КАК ТЫ ПОСТУПАЕШЬ
Тексты для группы №1
Педагогические критерии успешности преподавателя
(педагогическая деятельность)
О работе педагога, во-первых, судят по конечному результату – это уровень обученности (ЗУН) наших воспитанников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам различных конкурсов. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения педагогов, поэтому каждый преподаватель знаком с предложенным критерием не понаслышке.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:
• учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
• учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);
• учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)
Самообразование, исследовательская работа. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы педагога становится его самообразование, целью которого является овладение педагогами теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
Способность к самоанализу, самодиагностики, рефлексии. Педагоги, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:
• размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал);
• размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Инновационная деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию образовательного учреждения.
Тексты для группы №2
Психологические критерии успешности учителя
(психолого-педагогическое общение)
«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».
Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
Рассмотрим вопрос об успешности педагога, его зависимости от того смысла, который имеет для обучающегося изучаемое им.
Интерес, мотивация. Чем интереснее для ученика учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.
«Что интересует моих воспитанников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
Сознательное обучение. Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ученика того, почему, зачем надо учиться.
Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором педагог не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.
«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его; нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
Взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия преподавателя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества воспитанника с педагогом и другими воспитанниками обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с педагогом действия, далее – к подражанию и самообучению.
Учет индивидуальных особенностей ученика. Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении занятий и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств педагога. К числу наиболее важных качеств педагога относят внимательность и наблюдательность. Педагог не должен спрашивать воспитанников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
• как на занятии создана установка быть внимательным;
• как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания воспитанников (яркость, новизна, структурирование и пр.);
• как организована смена видов деятельности на занятии:
• как учитываются возрастные особенности внимания воспитанников;
• как организована активность воспитанников на уроке;
• как организована деятельность учеников, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Известно, также, что между воспитанниками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения.
Тексты для группы №3
Личностные критерии успешности учителя
Специфической чертой деятельности преподавателя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности педагога выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик педагога, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима. Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др. Из многочисленных существующих диагностических методик выделили такие качества личности педагога, которые, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
Эмоциональность. В состав этого качества входит:
– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
–адекватность эмоционального состояния педагога на деятельность воспитанников;
– доброжелательность реакции педагога на возбуждение;
–уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи педагога.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:
Общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
Общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Творческое начало личности. Педагог, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных занятий, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате воспитанникам с педагогом неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На занятии скучно!»
Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого педагога, так и для создания хорошего коллектива.
Чувство юмора. Обучающиеся любят разных педагогов, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.
Настойчивость, дисциплинированность. Два эти качества характеризуют развитие воли педагога. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.
Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
«Глазами преподавателей и мастеров П.О.»
- Успешный преподаватель (мастер ПО) – это………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Успешный студент – это……………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Считаете ли вы себя успешным? ДА - …… человек, НЕТ …… - человек
- Что необходимо успешному преподавателю (мастеру ПО) чтобы создать успешного студента?.................................................................................................... .......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педагогическому совету школы "Учитель и ученик:общение и сотрудничество в образовательном процессе"
Стендовый материал позволит более полно раскрыть тему межличностного общения участников образовательного процесса, принципы развивающего диалога в педагогическом общении....
Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя детского дома»
Логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успеш...
Презентация педсовета по теме «Успешный преподаватель… Успешный студент… Взаимодействие — взаимопонимание — сотрудничество»
Создание успешности обучающимся - одна из задач педагога...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах
В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...
Проектная работа "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников"
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. П...
Сообщение на педагогическом совете в рамках социального сотрудничества с МБОУ "СШ №3"
Тема выступления "Образовательные средства формирования УУД обучающихся по области методического назначения"...