«Приемы стимуляции познавательных процессов в ходе урока п/о».
статья на тему
«Приемы стимуляции познавательных процессов в ходе урока п/о».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Приемы стимуляции познавательных процессов в ходе урока п/о». | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО, 14.04.2016г.
Мастер п/о Арютина М.Ю.
«Приемы стимуляции познавательных процессов в ходе урока п/о».
Применение активных методов процесса обучения позволяет развить познавательную активность обучаемых на занятиях по п/о, а использование информационных технологий позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизировать деятельность учащихся, повысить творческий потенциал личности. Познавательный интерес помогает учащимся на уроках п/о успешно учиться и осваивать свою профессию.
Использование средств наглядности на уроке п/о имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики учащихся и расширения педагогических возможностей мастера п/о. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность учащихся. Средства наглядности я использую при изложении учебного материала, в ходе самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и других видах деятельности. Средства наглядности на уроке могут быть различными. Среди них часто использую: демонстрация изделия в натуральную величину, вывешивание плакатов, зарисовку на доске, применение технических средств обучения (компьютер, проектор), выдача раздаточного материала в виде всевозможных таблиц, инструкционных карт.
Создание ситуации успеха важно в учении. Важно психологически настроить обучаемых к тому, что их деятельность будет успешной, создать настрой на положительный результат учения. Достигается это различными способами, поддержкой стремления к успеху, похвалой в процессе работы на уроке, показом положительных итогов деятельности учащихся в группе. Большое значение имеет создание успеха для слабоуспевающих учеников. Контролируя поэтапно работу учеников, стараюсь выбрать такой момент, когда уверена в положительном результате деятельности обучающихся. Огромное значение в стимуляции познавательных процессов является метод познавательных игр. Игру можно использовать, как средство возбуждения интереса к учению. Увлекательная ситуация позволяет усвоить значительный объем информации, углубить, систематизировать знания. Часто использую в своей практике урок – соревнование. Группу можно поделить на пары или подгруппы и учащиеся активно и с большим интересом соревнуются и радуются своими достижениями. Похвала в таких случаях имеет большое значение. На следующем уроке ребята, как правило, еще с большим интересом работают.
Для того, чтобы урок п/о стал интересным я использую и применяю различные технологии. Введение элементов активного обучения, таких как проблемное изложение, дидактическая игра, проектирование, помогает обучающимся осваивать новые знания и умения в профессии и развивать познавательную деятельность. Элементы проблемного обучения возможно применять на каждом занятии на всех этапах, весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблемы. Метод проблемного изложения целесообразно использовать в процессе формирования новых умений и навыков, и тем более усовершенствований приобретенных ранее.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность. Способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирование культуры личности.
Возможность использовать различные средства для предъявления обучающимся информации указывает на то, что мастеру п/о необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ презентации по обработке изделия занимает меньше времени на изложение материала, чем это необходимо для изложения этой информации с помощью устных инструкций, позволяет так же показ презентации давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучаемых. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. На уроках п/о, с целью активизации творческого мышления я провожу деловую игру «Профессия швея».
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс п/о на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ученику намного интересней воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статической неозвученной картинкой, а динамичными видео – и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Воспитывая у обучаемых творческое отношение к труду, я не оставляю без внимания, ни одной, даже самой маленькой, попытки внести в труд свое, оригинальное. Не беда, если предложение учащегося нереально и его нельзя применить на практике. Главное создать условия учащимся, чтобы они могли творить.
Приорететным направлением работы мастера п/о является создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной деятельности.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Использование в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученикам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебной деятельности.
Поощрение стремления учащихся находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учеников в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Создание педагогических ситуаций общения на занятиях п/о, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Приемы стимуляции появления первых слов
Мамам и папам хочется, чтобы их малыш был здоровым и развивался полноценно во всех отношениях. Важным событием в жизни семьи становится появление речи у ребёнка. Общение с маленьким ребёнком — в...
Обобщение педагогического опыта «Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического профиля»
Обобщение педагогического опыта преподавателя Атаевой Дианы Руслановны Тема: Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического про...
Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"
Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познав...
Работа студента. Презентация на тему: «Развитие познавательных процессов на уроках физкультуры»
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды. Можно сказать, что когда говорят о сп...
Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...