Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"
статья по теме
Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших образцах вокально - хорового искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bogatova_k.docx | 24.79 КБ |
zashchita_doklada_.pptx | 1.36 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Е.Д. Богатова,
Челябинский педагогический колледж № 1
К вопросу воспитания эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокально-хорового искусства
Необходимыми условиями формирования и развития современного человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Анализируя современные требования к формированию и развитию личности младшего школьника можно констатировать, что постановка и исследование проблемы воспитания эмоциональной культуры младших школьников обусловлено глубокими социально-культурными изменениями в жизни российского общества, переосмыслением существующей системы общечеловеческих ценностей, современными достижениями педагогической науки в области музыкального образования и практики.
В младшем школьном возрасте, по утверждению А.Н.Зиминой, у ребенка еще не сформировались принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления, и понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека [2]. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, в том числе вокально-хорового, так как оно по своей природе обладает музыкально-эстетическим потенциалом, формирующим личность ребёнка. По нашему мнению, воспитание эмоциональной культуры младшего школьника представляет собой одну из актуальных и важных социально-психологических и музыкально-педагогических задач.
Принимая во внимание позицию основоположников российской вокально-хоровой школы, а также современных исследователей природы музыкального творчества, вокального и хорового исполнительства Э.Б.Абуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.Б.Гонтаренко, Л.Б.Дмитриева, Н.М.Малышевой, А.Г.Менабени, В.П.Морозова, Г.П.Стуловой и др., можно определить, что обращение, в первую очередь, к огромному пласту отечественной музыкальной культуры, классической музыке, традициям вокально-хоровой исполнительской школы России может оказаться одним из основополагающих факторов становления художественного мира и эмоциональной культуры обучающихся.
Уроки вокально-хорового искусства по мнению ученых, хорошая психо-физиологическая релаксация организма, снятие внутреннего напряжения, зажатости, усталости, возможность творческого самовыражения личности. Следует подчеркнуть, что специфика вокально-хорового искусства как коллективной формы исполнительства способствует развитию позитивных человеческих качеств: уверенности в себе, раскованности, коммуникабельности, дружелюбия, ответственности, справедливости, эмоциональной открытости и др. Указанные качества, по нашему мнению, являются составляющими эмоциональной культуры.
Для теории и методики воспитания эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста представляют несомненную ценность работы исследователей в области педагогики и психологии, искусства и творчества, диагностики и формирования творческих способностей личности: О.П.Апраксиной, Г.М.Бреслава, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, Д.Н.Кирнарской, А.Н.Леонтьева, В.И.Петрушина, С.Х. Раппопорта, О.А.Сергеевой, Б.М. Теплова, В.Н.Шацкой, П.М.Якобсона и др.
Анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы показал, что понятие эмоциональной культуры сложно и неоднозначно. Одним из первых определение эмоциональной культуры дал П.М.Якобсон. По его мнению, эмоциональная культура есть «комплекс явлений, представляющих собой в значительной мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявились на более ранней возрастной ступени» [4]. К настоящему времени термин «эмоциональная культура» статуса научного гражданства не получил, однако, по мнению О.И.Сергеевой, эмоциональная культура в современном мире является главным определителем успеха взаимодействия, общения и субъектных отношений [3]. Не претендуя на всесторонний анализ данного понятия, мы предлагаем определение эмоциональной культуры, сформированное с учетом имеющихся точек зрения.
Эмоциональная культура понимается нами как часть базовой культуры, направляющая личность к эмоционально-творческой деятельности и способствующая совершенствованию своего внутреннего мира на основе эмоционально-чувственного развития.
В результате изучения научно-практического и методического материала по теме исследования мы пришли к выводу, что в музыкально-педагогических исследованиях и методических разработках для учителей музыки данной проблеме не уделяется достаточно внимания. Поэтому особую актуальность приобретает наша исследовательская работа, посвященная проблеме воспитания эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокально-хорового искусства, где эмоциональная культура рассматривается нами как центральное звено в развитии личности, определяющее дальнейшее развитие ребенка.
Отметим, что в последние годы вокально-хоровое движение в России набирает силу. Создаются новые коллективы, проводятся фестивали и конкурсы. Все больше юных исполнителей интересуются вокально-хоровым искусством. Однако нынешний этап развития вокально-хорового искусства в общеобразовательной школе переживает серьёзный кризис. Одной из основных причин самоликвидации школьных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы, то есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. В такой ситуации роль учителя на уроке музыки и возрождение традиций вокально-хорового исполнительства в школе становится весьма актуальной. Вернуть учащихся в мир музыкально-эстетических ценностей сегодня является первоочередной задачей, так как, согласно О.А.Апраксиной, музыкальное искусство есть особая форма отражения действительности, в которую важную роль играют чувства и эмоциональная сфера [1].
Известный педагог-музыкант Ю.Б.Алиев для собственной школьной практики разработал рациональный путь, который заключается в параллельном разучивании академического и легкого эстрадного репертуара, отвечающего, однако, требованиям хорошего вкуса. Придерживаясь точки зрения ученого, мы считаем, что учителя музыки в начальной школе должны помнить о том, что наряду с произведениями высоких художественных достоинств необходимо иметь в исполнительском активе эстрадные – лирические, шуточные, развлекательные песни. Репертуар, предлагаемый детям для разучивания, должен быть разнообразным по тематике, но близким и понятным им по содержанию. На сегодняшний день существует огромное количество разнообразного высокохудожественного песенного репертуара, написанного современными российскими композиторами для детей (А.Бызов, Е.Поплянова, А.Ермолов, В.Семёнов, И.Серебренников, А.Соснин, Л.Марченко, Г.Арутюнов и многие др.)
По нашему мнению, используя на уроках музыки вокально-хоровой репертуар классического и современного направления мы сможем успешно формировать целый комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ладовое чувство и т.д. Следовательно, вокально-хоровое искусство может являться благодатной почвой для воспитания эмоциональной культуры младших школьников и занять достойное место в учебно-воспитательном процессе. Для того, чтобы восприятие младшими школьниками вокально-хорового искусства сыграло свою роль в воспитании их эмоциональной культуры, очень важно, во-первых, как можно раньше сформировать у них музыкально-эстетический и вокальный вкусы, научить ценить подлинные художественные произведения вокально-хорового жанра, и, во-вторых, развить эмоциональные способности детей, прежде всего – их эмоциональное восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость.
Опираясь на лучшие достижения музыкальной педагогики и психологии в области музыкально-эстетического воспитания школьников хочется отметить, что воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки есть динамический процесс, предполагающий реализацию системы педагогических средств.
Нам бы очень хотелось внести свой вклад в воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки, воспитывая их на лучших образцах вокально-хорового искусства. В связи с этим, опираясь на материалы исследования, нами было создано методическое пособие «Эмоциональный мир вокального искусства». Данное пособие представляет собой методический материал по вокально-хоровой работе, включающий комплекс вокальных упражнений для начинающих вокалистов и нотно-песенный репертуар с аннотацией.
Методическое пособие «Эмоциональный мир вокального искусства» было апробировано на базе челябинской общеобразовательной школы-лицея № 35 в 3/б классе. В результате апробации мы пришли к следующим выводам:
- практически у всех учащихся наблюдается положительная динамика в уровне развития эмоциональной культуры, что подтверждает значимость методического пособия;
- дети наиболее эмоционально реагируют на живое исполнение детских вокальных произведений классического и современного репертуара, что способствует эффективному усвоению и пониманию законов вокального искусства;
- дети открыты для восприятия новых эмоциональных ощущений, что активизирует познавательный интерес к вокально-хоровому искусству;
- восприятие вокально-хорового искусства является благоприятным для эмоционально-чувственного опыта ребенка, что способствует воспитанию эмоциональной культуры младших школьников.
Таким образом, в результате теоретических и практических поисков мы пришли к следующему выводу: чем раньше дети будут слышать, исполнять высокохудожественную вокально-хоровую музыку, накапливать опыт эмоционального переживания и осознания столь ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, тем быстрее начнут привыкать к языку народной, классической и современной вокальной музыки, и тем успешнее будет проходить процесс воспитания эмоциональной культуры.
Библиографический список
- Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О.А.Апраксина - М.: 1983. – 98с.
- Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста [Текст]/ А.Н. Зимина. - М.: Владос, 2000. – 304с.
- Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников. Гуманизация образования [научно-практический журнал] [Текст]/ О.А. Сергеева. – М.: 2008- №6. - С.98-102.
- Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание [Текст] /П.М. Якобсон. – М.: Знание, 1976. – 64с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования состоит в потребности использования возможностей вокально-хорового искусства на уроках музыки для воспитания эмоциональной культуры младших школьников.
Федеральный закон «Об образовании Р.Ф.» от 29.12.2012 №273 – ФЗ. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
Основой исследования явились труды учёных: Л.С. Выготского , Г.М. Бреслава , А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, С.Х. Раппопорта , С. Л. Рубинштейна, О.Л. Сергеевой, Б.М. Теплова, В.И. Петрушина, П.М. Якобсона и др.
Глава I . Теоретические основы воспитания эмоциональной культуры младших школьников. Понятия: эмоции, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная культура Рассмотрены точки зрения ученых: А. В. Запорожец, С.Л. Рубинштейна, О.П. Радыновой , .И.Петрушина, О.А.Сергеевой, М.П. Якобсона и др.
Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний (настроения, чувства, аффекты), отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Эмоциональная отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Эмоциональная культура - является частью базовой культуры, направляющей личность к эмоционально – творческой деятельности, способствующая совершенствованию внутреннего мира человека на основе эмоционально – чувственного развития.
Музыкальное искусство особая форма отражения действительности, в которую важную роль играют чувства и эмоциональная сфера
Основой исследования явились труды учёных: Н.Тевлина , Н.Черноиваненко , Л.Дмитриева , О. Апраксиной , Г. Стулова , В.Емельянова , В. Шереметьева и др
Степень успешности педагога уровень культуры; духовно – нравственного начала; творческое самосовершенствование; способы мотивации
Глава II . Вокально-хоровое искусство как средство воспитания эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки Понятия: вокально – хоровое искусство, урок музыки Рассмотрены точки зрения учёных и педагогов музыкантов: Б.В. Асафьева, Е.И. Юдиной, Л.А. Безбородовой,Л.А . Виноградовой, О.А. Апраксиной, Л. А. Дмитриева, Г. Стулов, В. П. Емельянова, В.В. Шереметьева и т.д.
Урок музыки – это урок искусства, основная форма эмоционально – культурного воспитания школьников. Вокально – хоровое искусство – является музыкально – эстетической ценностью для людей. Оно способствует формированию музыкальной культуры и целенаправленно воспитывает гармонически развитую личность.
Основоположники российской вокально – хоровой школы: Э. Б. Абуллина , Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, О . А. Блоха, И. Н. Вилинской , Н. Б. Гонтаренко , Л . Б. Дмитриева, Н. М. Малышевой, А. Г. Менабени , В . П. Морозова, Г. П. Стуловой и др.
Глава III . Апробация методического пособия «Эмоциональный мир вокально-хорового искусства» Методическое пособие «Эмоциональный мир вокального искусства» является практическим дополнением к урокам музыки в начальных классах. Данное пособие представляет собой методический материал по вокально – хоровой работе, включающий комплекс вокальных упражнений и песенный репертуар с аннотациями, направленный на воспитание эмоциональной культуры младших школьников
Заключение 1 . Младшие школьники открыты для восприятия новых музыкальных ощущений, что активизирует познавательный интерес к вокально – хоровому искусству. 2. Восприятие и участие в процессе вокально – хорового деятельности является благоприятным для эмоционально-чувственного опыта ребенка, что способствует воспитанию младших школьников эмоциональной культуры. 3. Дети наиболее эмоционально реагируют на визуально-слуховое восприятие вокальной музыки, что влияет на эмоциональную идентификацию себя и музыки.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»
Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....
Знакомство с профессиями как элемент формирования экономической культуры младших школьников
Обучающиеся, начиная с 1 класса, получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскры...
Презентация на тему: «Методы организации учащихся на уроках физической культуры младших школьников»
В данной презентации раскрывается понятие урок физической культуры, его основные части, а так же описываются методы организации учащихся на уроках физической культуры младших школьников....
Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.
Тема занятия: «Знакомство со спортивными играми с мячом с использованием имитации технических элементов». Цель: Научиться представлять и имитировать элементы спортивных игр без мяча и с мячом. ...
Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...
«Формирование личностных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства»
Теоретические подходы к проблеме формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.Возможности уроков изобразительного искусства в формировании личностных рез...
Курсовой проект: "Развитие экологической культуры младших школьников, через организацию web-квеста "Цветы в музыке и изобразительном искусстве"
Курсовой проект создан на базе ГБПОУ "ЧПК №1" в 2020 г....