«Формирование личностных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства»
статья
Теоретические подходы к проблеме формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnye_rezultaty.docx | 91.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование личностных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства»
Содержание
1.1 Некоторые вопросы формирования личностных результатов младших школьников 7
Список использованных источников 50
Введение
С вступлением в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального образования целью образования становится общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую компетенцию, как умение учиться, и поэтому возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) начального общего образования [27] определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (далее ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащегося, в том числе социальной и личностной. В результате развития личностных универсальных действий формируется личностная позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. [2]
Необходимость реализации требований государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в области создания новой, личностно ориентированной модели развивающего обучения младших школьников ставит перед образовательными учреждениями всех видов задачу: организовать обучение выполнению универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют сформировать у школьников способность к самоорганизации своей деятельности.[2]
В настоящее время активизировали исследования вопросов, связанных с организацией деятельности младших школьников с целью формирования способности к УУД в ответ на радикальные перемены, происходящие и в стране в целом, и в системе образования.[2]
Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что в разные периоды вопросом организации образования на деятельностной основе занимались такие выдающиеся деятели в области психологии и педагогики как: Ш. А.Амонашвили, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
После 90-х годов появляются методики организации обучения на деятельностной основе по различным учебным предметам. Их авторами являются: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А. В. Горячев, Д.Д.Данилов, Г.В. Дорофеев, Т.А. Ладыженская, Е.Л.Мельникова, Л.Г. Петерсон, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, Н.П. Холина и др.
ФГОС НОО второго поколения 2009-го года вносит изменения в государственную образовательную политику. На основе потенциала, сформированного советской педагогической школой, постулируются новые требования, акцентирующие внимание на развитии личностных качеств ученика, его духовно-нравственном воспитании. Для практической реализации этого перехода законодательно закрепляется смена основного метода обучения с объяснительно-иллюстративного на деятельностный, и вводится оценка результатов обучения на основе сформированности метапредметных и личностных результатов, помимо уровня предметных знаний, умений и навыков, то есть формирования УУД. Активное участие в разработке теоретических аспектов данного вопроса внесли: Ю.В. Агапов, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В.Молчанов, Н.Г. Салмина и др. Теоретико-методологической базой разработки нового образовательного стандарта служат деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Параллельно исследовали пути формирования способностей к выполнению УУД в своих диссертациях такие исследователи как: Т.К. Александрова, В.В.Белич, М.В. Гамезо, Т.Н. Гурьева, М.В. Малхасян, Э.В. Миндзаева, А.М.Суковых и др.[4]
Научная проблема исследования: каковы теоретические и методические основы формирования УУД у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Главная его особенность – направленность на развитие способностей и творческого потенциала обучающегося, формирование образного мышления, интуиции, эмоциональное оценивание предметов окружающего мира. Уроки изобразительного искусства направлены на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира.
Исходя из этого, можно сказать, что тема «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках изо» является актуальной.
Объект исследования: формирование личностных УУД детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: возможности уроков изобразительного искусства в формировании личностных результатов младших школьников
Цель исследования: изучение особенностей формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
- изучить состояние вопроса по исследуемой проблеме в современной педагогике;
- изучить сущность понятий «универсальные учебные действия» и «личностные универсальные учебные действия;
- изучить возрастные особенности формирования личностных УУД у учащихся младшего школьного возраста;
- рассмотреть возможности формирования личностных УУД у младших школьников средствами уроков изобразительного искусства;
- проанализировать программу по изобразительному искусству и отдельные уроки изо с точки зрения формирования личностных УУД.
В нашей работе мы использовали следующие методы:
-изучение и анализ научной литературы по исследуемому вопросу;
- сравнительный анализ;
- классификация и систематизация материала;
- обобщение;
-изучение и обобщение опыта педагогов- практиков.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав (теоретический и практический уровни), заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства
В данной главе поставлены задачи проанализировать состояние теоретического исследования проблемы формирования личностных УУД у младших школьников; выявить, что должны отражать личностные результаты освоения образовательной программы; определить содержание трёх блоков личностных УУД; определить степень зависимости формирования личностных УУД от возрастных особенностей учащихся; выяснить возможности предмета «Изобразительное искусство» для формирования личностных УУД и провести с этой целью анализ программы по изо под редакцией Неменского.
Некоторые вопросы формирования личностных результатов младших школьников
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования. Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым [ 2 ]
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.[9]
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В центре внимания исследовательской работы стоят личностные результаты.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. [13]
Личностные УУД делят на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этическое оценивание.
Самоопределение.
В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению. Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья
Самоопределение:
1.Формирование основ гражданской идентичности личности:
-чувство сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества.
-осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе сознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3.Развитие Я-концепции и самооценки личности:
-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование. Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения
Смыслообразование:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
-развития познавательных интересов, учебных мотивов,
-формирование мотивов достижения и социального признания,
-мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-эстетическое оценивание. Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности. Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.
Нравственно-этическая ориентация включает:
-формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности:
-ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)
-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм.
-формирование моральной самооценки.
-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается,
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья.
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. [7]
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
- Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
-Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
- Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
-Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
- Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
-Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
-Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
-Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе
- объяснять, что связывает тебя:
- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми,
- с природой;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
-Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских ценностей,
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования
У выпускника будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;
-развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-установка на здоровый образ жизни;
-чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
-эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;
Выпускники получат возможность для формирования:
-положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции;
-установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
Для полноценного развития личностных универсальных учебных действий необходимо знание возрастных особенностей учащихся. [1 ]
Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4 ) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 9 лет.[11]
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.[14]
Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.[13]
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возможности уроков изобразительного искусства в формировании личностных результатов младших школьников
Формированию личностных УУД в начальной школе способствуют все учебные предметы. Но мы остановимся на том, какие возможности для формирования личностных универсальных учебных действий предоставляет изобразительное искусство.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка. В основу программ, разрабатываемых учителями изо, входят не только идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, но и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.[7]
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. [29]
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип пот родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы по изобразительному искусству.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.[3]
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.[10]
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:[26]
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Авторы программы по изобразительному искусству- Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А. Горяева, А. С. Питерских. «Просвещение», 2013г. [26 ] По этой программе так же, как и по другим, в результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе поделено на отдельные темы по классам.[26]
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Данная тема даёт богатый материал для развития личностных УУД. Учащиеся учатся видеть красоту линий, пятен, развивается их творческое воображение, они на собственном примере убеждаются в том, насколько тесна связь искусства с окружающей действительностью. Именно на первых занятиях необходимо пробудить интерес к изобразительному искусству. Они приобретают опыт эстетических впечатлений, учатся видеть красоту родной природы во всё её разнообразии, в чём заключается одна из сторон эстетического образования. Этому наиболее способствуют темы, которые так и сформулированы: «Мир полон украшений», «Красоту надо уметь замечать», «Узоры на крыльях», «Красивые рыбы», «Украшения птиц», «Узоры, которые создали люди», «Как украшает себя человек». Здесь же формируются основы экологической культуры. Если окружающий мир прекрасен, то зачем его уничтожать? Его надо беречь и сохранять! А это уже и формирование активной жизненной позиции. Кто сохранит природу, если не я? Этому соответствует и предлагаемая программой в конце первого класса экскурсия в парк, и праздник весны.
Тема 2 класса —« Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Как и в предыдущей теме, здесь большой выбор возможностей для формирования личностных УУД. Продолжается формирование духовной культуры личности, овладение ею культурным национальным наследием. Велико эстетическое воздействие данного курса на учащихся. Дети учатся видеть красоту цветочной поляны, радуги на грозовом небе, осеннего леса, осеннего листопада. В них воспитывается бережное отношение к природе, экологическое мышление, развивается наблюдательность и внимание к природе, умение видеть красоту в обычном. Особо нужно сказать о таком уроке, как «Музеи искусств». Здесь дети знакомятся с ведущими музеями нашей страны и зарубежья. Важно на данном этапе сформировать у учащихся понятие о том, что музеи – это хранилища культурного наследия человечества. Это необходимо для воспитания патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, для усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Дети должны знать историю своего народа, своего края (так, например, говоря о музеях России и мира, почему бы не упомянуть прекраснейший дворец Бутина в Нерчинске Забайкальского края), основы культурного наследия народов России и человечества. Появляется возможность воспитания в детях чувства ответственности и долга перед Родиной.
Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Эта тема также очень плодотворна для развития личностных УУД. Продолжается (а иначе не может и быть) экологическое воспитание учащихся, то есть воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Этому способствуют такие темы, как «Осенний вернисаж», «Букет цветов», «Натюрморт». Но увеличивается количество уроков, которые посвящены красоте, созданной руками человека. Выделяются уроки по народно-декоративному искусству. Прежде всего это «Красота букетов из Жостово», «Дымковская глиняная игрушка», «Хохлома», «Гжель». На этих уроках продолжается формирование основ культурного наследия народов России. На новый этап выходит знакомство с музеями искусств. Дети знакомятся с музеями, в которых хранятся натюрморты, пейзажи, портреты, скульптуры, музеями народно-декоративного искусства. Все это позволяет сформировать в детях такие личностные универсальные учебные действия, как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве. У них начинает развиваться понимание неразрывной связи всей своей жизни с деятельностью пластических искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира. Они учатся видеть и ценить труд художников, создавших неповторимый облик родного города на протяжении веков. Всё это способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка средствами художественной выразительности.
Тема 4 класса - « Каждый народ - художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции. В данном классе формируются личностные представления о своеобразии национальных культур и их взаимосвязи. Учащиеся должны постичь, что многообразие культур не случайно, что каждая культура отражает связь народа с природой, связь природных условий с архитектурой, связь представлений о духовной красоте человека с жизнью природы и т. д. Для учащихся должно стать открытием то, что каждая культура – это целостная художественная личность. Тема «Древние города нашей земли» даёт возможность сформировать такие личностные УУД, как патриотизм, интерес к истории родной страны, чувство гордости своей Родиной и народом. Тема «Древние соборы» не только познакомит учащихся с соборами Москвы, но и даст возможность для того, чтобы показать учащимся духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим.
Особую роль для формирования личностных УУД играет заключительная тема 4 класса «Искусство объединяет народы». Здесь мы видим, что для искусства лазных стран и народов характерны общие нравственные ценности. Все народы воспевают материнство, мудрость старости. Великой темой искусства является сопереживание. Высоко ценятся герои, борцы и защитники.
Обучение изобразительному искусству в 4 классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание многообразия культур народов Земли.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
На всех уроках изобразительного искусства формируется ответственное отношение к учению, не только формируется уважительное отношение к труду, но и развивается опыт участия в социально значимом труде. Дети лепят из глины по образцу дымковской игрушки, создают макеты города и т. д.[24]
По окончании 4-го класса они уже могут самоопределиться, что они знают, что они умеют, что создают и к чему стремятся. На каждом уроке, как и на других, они учатся оценивать свои поступки и поступки. Они уже не делят мир на «своих» и «чужих», почувствовав уважение к истории и культуре всех народов.
Вывод: Задачи, поставленные в данной главе, выполнены. Выяснено, что теоретическим разрешением поставленной задачи занимались и продолжают заниматься многие видные деятели педагогической науки. Дана характеристика личностные УУД, которые делятся на 3 блока: 1) самоопределение; 2) смыслообразование; 3) нравственно-этическое оценивание. Кроме того, была определена высокая степень зависимости формирования личностных УУД от возрастных особенностей учащихся. Анализ целей, задач и планируемых результатов школьного курса «Изобразительное искусство», а также тематического содержания программы под редакцией Неменского показал, что уроки изо в начальной школе – это благотворная почва для формирования личностных результатов и младших школьников.
Глава 2 Практические аспекты проблемы формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства
В данной главы проанализированы формы и методы работы на уроках изобразительного искусства с целью формирования личностных УУД. Кроме того рассмотрен опыт учителей-практиков, их статьи в журнале «Начальная школа». Дано обоснование критериально-диагностической базы сформированности личностных результатов младших школьников.
2.1 Анализ актуального состояния педагогической практики по формированию личностных результатов младших школьников
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.[5]
Для развития личностных УУД на уроках изобразительного искусства возможно использование разных образовательных технологий: [ 3; 5]
- технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
- проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
- ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности;
- технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели. [25]
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе можно использовать различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД.[21] Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. [25]
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.[28]
Метод проектов и компьютерных презентаций – особый вид деятельности. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).[23]
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации, а следовательно, развитию личностных УУД.
Прежде чем приступить к занятиям по изобразительному искусству, учащихся необходимо к ним подготовить. Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.[29]
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
На этих уроках необходимо развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Обратимся к практической деятельности учителей изобразительного искусства. Так в журнале «Начальная школа» в № 4 за 2011 год напечатана статья кандидата педагогических наук О. В. Ожерельевой «Гармония жилья и природы», в которой представлен урок изобразительного искусства в 4 классе.[15] Вид урока: художественно-конструкторская деятельность. Цель урока: познакомить с образом традиционного русского дома — избы. Но данная тема даёт простор для формирования личностных УУД. На материале урока можно гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой; воспитывать интерес к искусству, умение доводить работу до конца, трудолюбие.
Во вступительном слове учитель говорит о том, что строения, жилища существуют не сами по себе, а в мудрой согласованности с природным окружением, образуя гармоническую целостность. Особенности искусства нашей Родины складывались в древности, развивались с историей народа, где всегда присутствовала гармония жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни. Природа в разных уголках нашей земли разная. Русского человека издавна окружала природа с нежными березовыми рощицами и мощными дубравами, с полянами и тихо текущими реками, с ее огромными просторами. В русской природе есть необычайные сочетания тишины, нежности и огромного размаха, мощи. На уроке учитель предлагает прослушать музыку С. Рахманинова, почувствовать, как композитор передал в широкой, напевной мелодии красоту русского пейзажа с его необозримыми просторами полей и лесов. В презентации на экране сменяются слайды с картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Грицая, В. Стожарова. Учащиеся не только смотрят, но и стараются понять, почувствовать сердцем, о чем хотели сказать художники-пейзажисты.
В результате учащиеся могут сделать вывод о том, что так глубоко и проникновенно могли передать красоту русской природы только люди, любившие свою родину, свою землю, свой край. Вот почему они могли увидеть красоту в будничном, давно привычном. И не только увидеть, но и воспеть в прекрасных произведениях. Теперь красоту земли русской мы видим во многом их глазами. Облик русского человека складывается в окружении этой природы. Затем выясняется, что такое изба. Какими мастерами были русские строители, сооружавшие избы без гвоздей, без крючьев, с помощью одного только топора. На уроке выясняется история возникновения слова «изба», объясняется, почему именно дерево было основным материалом. Затем учащиеся знакомятся с построением избы.
После идёт практическая часть. Из прикладного материала дети коллективно составляют работу по группам составляют композицию и рисуют пейзаж; вырезают из бумаги шаблоны изб разных размеров и наклеивают соломку на подготовленную основу; вырезают мелкие ажурные детали и наклеивают их на соломенные избы.
В этом же номере журнала есть работа преподавателя педагогического училища, (г.Бутурлиновка, Воронежская область) Кузнецовой В. П. «Использование разных материалов на занятиях изобразительной деятельностью». [15] В училище готовят учителей изобразительного искусства, чья подготовка должна соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к специалисту для современной школы. В своей статье Кузнецова отмечает, что современный учитель должен быть профессионалом, воспитателем. Федеральный государственный образовательный стандарт определил систему ценностей школьного образования. Их можно формировать как в учебной деятельности, так и во внеучебной. В базисный образовательный план заложена внеурочная работа во второй половине дня. Направления внеурочной работы различные. Время, отведенное для занятий с детьми, используется исходя из их интересов. Темы занятий соответствуют формированию гуманного отношения к миру, природе, человеку. Вот некоторые темы: «Мой край родной», «Цветущее дерево —символ жизни», «Зимние фантазии», «Живой мир моего края» и т.д. В своей статье Кузнецова подробно комментирует технику исполнения работы по каждой теме. Учащиеся получают возможность не только увидеть красоту, но сами её создавать.
Очень интересна с точки зрения формирования личностных УУД и статья «Рисуем друга» Ирины ЖУЧАЯ, учителя изобразительного искусства МОУ Прогимназии № 208 «Веста», г. Тольятти. («Начальная школа», № 1 за 2015 год).[18] Ирина делится с читателями своими наработками уроков изобразительного искусства. Она представляет урок изо в 1 классе на тему «Мой четвероногий друг». Кроме достижения собственно образовательных целей (развивать воображение и творчество; формировать графические умения и навыки; ознакомить детей с характерной формой тела животных; учить определять пропорции и соотношения частей их тел, подбирать цветовые отношения) урок помогает привить детям лучшие человеческие качества (доброту, сострадание, любовь к «братьям нашим меньшим» и т. д.). Учитель загадывает загадки о животных, показывает иллюстрации. И в то же время она обращается к истории живописи. От неё дети узнают, что изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. Многие художники любили писать животных, восхищаясь их окрасом, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Животных изображали карандашом, красками, углем такие знаменитые русские художники, как И.Репин, В.Суриков, В.Серов, В.Ватагин и др. А некоторые все свое творчество посвятили изображению животных, как, например, Е.Чарушин. Художник, изображая пейзаж и животных, всегда показывает свое отношение к ним. Почему мы называем животных «братья наши меньшие»? А ведь, например, лев больше и сильнее нас! Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве, называется анималистическим жанром. Учитель объясняет, как рисовать любимое животное, чтобы оно не заскучало (что помогает учащимися определить эмоциональный настрой).
Особый интерес вызывает интегрированный урок (№ 3-4 за март-апрель 2017), проведённый Надеждой Моргачёвой и Ларисой Бутко, учителями МБОУ «СОШ № 24» г. Абакана, Республика Хакасия, 4 класс «Жизнь луга» (окружающий мир и изо).[19] Данный урок даёт большие возможности для нравственного и эстетического воспитания детей. Ребята слушают прекрасные стихи о лугах. Затем они ведут беседу с учителями о луге как одной из экосистем. Луг нельзя раскрасить одной краской, он пестрит разнотравьем. Жизнь на лугу многообразна. Там можно встретить птиц, насекомых и зверей. Все обитатели приспособлены жить на лугу: кузнечик зеленый, как трава, бабочки разноцветные, как цветы. Но самое главное на лугу – это солнце, именно оно даёт тепло, свет и энергию для жизни. Учащиеся отгадывают загадки об обитателях луга, любуются их изображениями. Жизнь луга удивительна и многообразна. Все его жители нужны друг другу. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мертвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве, – дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы. Благодаря разрушителям поддерживается высокое плодородия луговых почв. Человек не должен нарушать целостность этого живого комплекса.
Далее перед учащимися ставится проблема, связанная с экологией, которую необходимо решить. Учитель знакомит учащихся с текстом: «Наташе очень нравились разноцветные бабочки. Она вспомнила, что где-то дома у нее есть старенький сачок. «Вот бы составить коллекцию бабочек!» – подумала Наташа. Учительница меня похвалит. Девочка взяла сачок и отправилась на луг. Поймать бабочек было несложно, и через час у нее в баночке их было уже пять штук. Они бились в закрытой банке, как будто просили её: «Отпусти нас! Не убивай нас!» Насаживать бабочек на булавку Наташа не смогла – было жалко. «Пусть умрут сами», – подумала она. Утром она увидела на дне банки безжизненных бабочек. Они были не такие красивые, как на полянке. Наташа не захотела составлять коллекцию и выбросила банку с бабочками». Учащиеся обсуждают поведение Наташи. Определяют, как же должен вести себя на лугу человек, чтобы не навредить природе, формулируют правила поведения на лугу.
В этом же номере журнала «Начальная школа» есть статья Ирины Гулиной, учителя МОУ «Гимназия № 1 г. Волоколамска», Московская область на тему «Рисуем одуванчик» (3 класс).[19] Ирина сама чётко определила личностные результаты своего урока: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; формировать у детей нормы поведения на природе. Учитель дала не только биологические данные об одуванчике, его практическую значимость, но и дала детям возможность увидеть красоту этого, казалось, бы, неприметного цветка. На языке цветов «одуванчик» означает счастье и преданность. Все цветы украшают природу и быт человека, радуют глаз. Цветы – удивительное создание природы. Они поражают своим многообразием, пышностью, яркостью, красотой, запахом. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности Одуванчик – портрет солнца. Поэтесса назвала его так за то, что цветок одуванчика внешне напоминает маленькое солнышко. Далее под звуки «Вальса цветов» П. И. Чайковского учитель рассказывает легенду об одуванчике.
Большим опытом работы в данном направлении делится научный сотрудник Центра непрерывного художественного образования, учитель ИЗО Татьяна Сапожникова в статье «Изобразительное искусство в жизни школы» (№ 1 за 2014 год).[16]Она отмечает, что «первая четверть для учителя является самой ответственной, так как ребята второго, третьего и четвертого классов после летних каникул уже успели забыть о своей любви к предмету «изобразительное искусство», а первоклассники только начинают привыкать к школе. Если на первых уроках педагог не сумеет увлечь детей, то в дальнейшем работать с ними будет непросто. Понятно, что это касается любого школьного предмета, но урок ИЗО часто считается неважным и ненужным, поэтому учителю необходимо показать не только детям, но и родителям, что изобразительное искусство является неотъемлемой частью жизни школы. Первоклассники, знакомясь с предметом «изобразительное искусство», изображают гуашью солнышко с разными характерами, осенние пейзажи и цветы. Второклассники – цветы и пейзажи, работают не только гуашью, но и пастелью, а вместе с мастером Украшения создают декоративные коврики из осенних листьев. Третьеклассники, изучая тему «Искусство в твоем доме», из доступных материалов конструируют народную игрушку и нарядные сервизы. На уроках изобразительного искусства не всегда есть возможность использовать глину и пластилин, поэтому объемные работы могут быть выполнены из плотной бумаги.
Программа «Изобразительное искусство» (предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского) уже с первых уроков знакомит первоклассников с многообразием видов художественного творчества. Ребята должны научиться наблюдать, обучиться рисованию, украшению и конструированию, освоить разные художественные материалы и техники. Естественно, что начинать знакомить малышей с искусством необходимо в игровой форме. Игра и сказка понятны и близки всем малышам, так как позволяют забыть про страх и дают чувство уверенности в себе, и, конечно развивают образное мышление, наблюдательность, воображение и творческие способности. Любая тема урока должна стать для ребенка не только открытием, но и радостью общения с учителем. Учитель должен понимать, что результат на каждом уроке в 1-м классе необходим не только для соблюдения требований Федерального государственного стандарта. Видимый результат необходим каждому ребенку. Ругать за неточный рисунок детей нельзя, можно только советовать дорисовать детали или немного исправить композицию (если рисунок получается слишком маленьким).[14]
Заканчивая знакомство с работой учителей-практиков, хочется отметить ещё и урок учителя ГБОУ СОШ № 566 г. Москва Кострюковой Елены. Урок проходил в 3 классе .(№ 11 за 2014 год). Тема – «Мамин платок». Сколько прекрасных слов говорят дети о своих мамах, самых близких людях на земле! Учащиеся с помощью учителя знакомятся с историей платка. В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор или украшая повседневный и праздничный женский наряд. Ведь осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи- важный этап личностного развития ребёнка.
Если говорить в общем о материале журнала «Начальная школа», то следует отметить, что в данном журнале много работ, направленных на развитие личностных УУД. Это и теоретический материал например, статья Марины Кузнецовой, кандидата педагогических наук, Центр начального образования ФГНУ ИСМО РАО, «Система оценки качества начального образования») [17], и богатейший практический материал об истории России, её великих людях, городах-Героях, традициях русского народа, геральдике отдельных городов, городах, входящих в Золотое кольцо – то есть обо всём, что является нашей национальной гордостью и на чём должно воспитываться подрастающее поколение. Ведь формировать личностные УУД можно разными путями:
- через материал учебных предметов (что находит отражение и в рабочих программах по предметам);
- через воспитательные мероприятия класса и школы (отражение в плане воспитательной работы);
- через различные внеурочные занятия, главной целью которых и является развитие личностных качеств.
2.2 Обоснование критериально-диагностической базы сформированности личностных результатов младших школьников
Как же можно оценить личностные результаты обучения? Это можно сделать через проведение специальной диагностики. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ (обращенных ко всему классу)
Существует целая система мониторинга сформированности личностных результатов в основной школе. [22]
Доцент, педагог-психолог Лиознова Е.В. считает, что оценка личности понятие субъективное. «Раз речь идет о мнении, будем помнить, что оно, по определению, субъективно (так как вся психика – субъективное отражение объективного мира). Поэтому желательно использовать разные мнения или создавать стандартизованные инструменты (тесты), которые минимизируют субъективность трактовки результатов и специально проверяются на валидность (мера соответствия того, насколько методика и результаты соответствуют задачам исследования)». [12]. Оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит ОО поднять их эффективность. «В современных условиях информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время». [12]
Для проведения мониторинговых исследований существенным и важным является вопрос о том, в каких классах каждой ступени обучения проводить оценку личностных результатов. Так как мы рассматриваем систему мониторинга в основной школе, то наши предложения по этому вопросу сводятся к следующему:
1. Входной контроль. Его целесообразно проводить в первом полугодии 5 класса, на этапе перехода в основную школу. Кроме того, входной контроль есть своего рода точка отсчета, которая позволит нам наблюдать динамику развития.
2. Промежуточный контроль. Проводится обычно в середине или конце 7 класса, т.к. этот период обычно характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
3. Итоговый контроль. Является результатом и проводится в середине или конце 9 класса, т.е. на этапе завершения основного общего образования. В период с 7-го по 9-ый классы происходят изменения, соответствующие старшему подростковому возрасту. Эти изменения существенны с точки зрения показателей развития.
Используются следующие методы исследования в качестве инструментария для определения сформированности личностных результатов:
Наблюдение;
Тестирование, анкетирование;
Альтернативные методы исследования;
Портфель достижений ученика;
Оценка уровня развития личности.
Среди критериев оценки выбраны следующие:
1. Поведение
- проявляет активность, инициативу, открытость;
- опирается на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор;
- регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;
- оценивает жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями;
- оценивает (поступки) в предложенных ситуациях, отмечает конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
2. Особенности общения
- проявляет контактность, доброжелательное отношение в общении;
- принимает другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением;
3. Мотивация
- проявляет заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство);
- проявляет заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
- проявляет заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью).
Результаты личностного развития определяются и уровнем воспитанности ученика. Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает, как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В качестве базовых были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:
1. мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;
2. система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;
3. уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;
4. уровень сформированности нравственной культуры;
5. уровень развития коммуникативных умений и навыков;
6. направленность личности (на себя, на общение, на дело).
За основу мониторинга уровня воспитанности часто берут методику Н.П. Капустина, так как она максимально близка к требованиям к личностным результатам ФГОС. В ней отражены такие критерии как:
Любознательность \эрудиция
Трудолюбие
Бережное отношение к природе
Отношение к школе
Красивое в жизни школьника
Отношение к себе
На этапе предварительной диагностики использовалась методика «Что мне нравится в школе?» (по Н. Г. Лускановой). Эта методика позволяет выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
На дальнейших этапах обучения с помощью различных опросников проверяем умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. [12, 6]
Задание в общем виде: дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. Поступки, как правило, конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде.
Где фиксируются результаты? В «Портфолио ученика». [ 8 ]
Основные разделы «Портфеля достижений»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
-показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Результативность
При проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности: результаты не всегда являются точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, индивидуальные особенности каждого; педагогу сложно провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.[8]
Изучение личностных результатов весьма актуально, поскольку современное образование направлено на формирование качественных характеристик у обучающихся. По динамике формирования личностных характеристик можно делать выводы о характере развития общества, поскольку этот процесс зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей .
Личностные результаты более детально представлены в форме характеристик личности обучающихся. Их перечень в частности представлен в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [8] (далее — Концепция) — в виде современного национального воспитательного идеала, а в Стандарте в виде портрета выпускника начальной школы (представлены далее). На основе характеристик, представленных в этих официальных документах образования, составим обобщенный список личностных качеств младшего школьника, необходимых для дальнейшего исследования: патриотизм, любознательность, ответственность, уважение ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность.
Знание младшими школьниками нравственных гуманистических ценностей и ориентация на них играет существенную роль в становлении нравственной сферы развития личности. В исследования С. Г. Якобсон показано, что уже в дошкольном возрасте у детей есть определенные представления о добре и зле, сформированные, в основном. на основе восприятия сказочных героев, которые они могут использовать для оценки своего поведения и поведения одноклассников. Приведём в пример одну из методик.[ 12 ]
Методика «Если бы я был волшебником »
Цель: диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: Представь, что у тебя есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять (Список желаний учитель заранее выписывает на доске). Какие бы ты выбрал (-а)? Запиши их номера. Если хочешь, объясни свой выбор (письменно).
Список желаний:
Быть человеком, которого любят.
иметь много денег.
Иметь самый современный компьютер.
иметь верного друга.
Мне важно здоровье родителей.
Иметь возможность многими командовать.
иметь много слуг и ими распоряжаться.
иметь доброе сердце.
Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Высокий уровень – 5 положительных ответов;
Средний уровень – 3-4 положительных ответа;
Ниже среднего – 2 положительных ответа;
Низкий уровень – 1 положительный ответ.
Вывод: Современная эпоха – это время информационной цивилизации, а она требует формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни. Вот почему сегодня в образовании меняется его философско-методологическая основа. Являясь приоритетным направлением общественного развития, оно должно стать ориентированным на интересы государства, социума, на интересы личности. Школа настоящего, - это школа, где технологии учителя создают сами, проектируя образовательные процессы «от ребенка», от его потребностей, мотивов, возможностей, способностей. Надо сказать, что общество всегда предъявляло высокие требования к учителю. Изменения, происходящие в последние годы, потребовали еще более качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и открытости учителя. В структуре личности всегда гармонично сочетаются научные и социальные интересы и потребности, требовательность к себе, самокритичность. На сегодняшний день арсенал новейших образовательных технологий очень богат и все они могут быть использованы на уроках изобразительного искусства От учителя требуется правильно выбрать необходимую форму работы на уроке.
Для определения уровня сформированности личностных УУД разработаны и уже внедрены в практику критерии определения данного уровня, разработаны различные методики определения уровня организации личности ученика. Важно то, что диагностика должна проводиться не от случая к случаю, а в системе. Это поможет своевременно выявить недостаточный уровень развития личностных УУД и принять меры для его повышения.
Заключение
Анализ предметного содержания программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского, позволяет выявить, общую направленность изучения изобразительного искусства: сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям художественной культуры. Вклад образовательной области искусства в становление личности ребенка заключается в развитии эстетического восприятия мира, творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно - творческой деятельности, в которых можно проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Велика роль деятельности учителя по формированию личностных УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО. В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том, чтобы воспитать активного, любознательного, позитивного школьника, что можно достичь, формируя личностные универсальные учебные действия.
Каждый человек в жизни играет социальные роли: в отношениях на работе мы коллеги, в отношениях с детьми мы мамы, в отношениях с друзьями мы подруги, в семье мы жены, мамы, бабушки. Начиная с младшего школьного возраста, мы должны учить детей играть социальные роли, чтобы вырастить их достойными гражданами нашей страны.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что личностные действия делают учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются направленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формированием ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоциональное оценивание.
Уроки изобразительного искусства направлены на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира.
Изучение личностных результатов весьма актуально, поскольку современное образование направлено на формирование качественных характеристик у обучающихся. По динамике формирования личностных характеристик можно делать выводы о характере развития общества, поскольку этот процесс зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей
Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, но преобладающими являются личностные УУД.
Таким образом, формирование личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства является актуальной проблемой процесса учебной деятельности.
Цель, поставленная автором работы, достигнута. Вытекающие из неё задачи выполнены.
Список использованных источников
1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.-Екатеринбург, 2000.
2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
3. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
4.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000 - 72 c.
5.Гульчевская В. Г. "Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие". Издательство: АРКТИ, 2010
6.Гущин Ю.Ф.Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Татур А.О., Челышкова М.Б. Российский опыт построения и актуальные проблемы развития образовательного тестирования. //Российский и зарубежный опыт построения систем образовательного тестирования. Материалы к семинару. – М.: «Образование от А до Я», 2000.
7. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2014.
8. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. – № 3.
9.Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пособие для студентов ВУЗов. - Москва.: ТЦ Сфера, 2009.
12.Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений – М. Издательский центр «Академия», 2002.
13.Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: новые практики формирования и оценивания / под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. — СПб.: КАРО.
14.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
15. «Начальная школа», № 4 за 2011 год.
16. «Начальная школа», № 1 за 2014 год.
17.«Начальная школа», № 3 за 2014 год.
18. «Начальная школа», № 1 за 2015 год.
19.«Начальная школа», № 3-4 за 2017 год.
20. «Начальная школа», № 5-6 за 2017 год.
21. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007.
22.Нилова Н. В. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС. Из опыта работы учителя начальных классов, руководителя МО МБОУ № 32 Г. Хабаровска
23.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
24.Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе/Е.Е.Рожкова.-М.,:Просвещение,1976.
25. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии". М, 1998
26.УМК:Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А.Изобразительноеискусство.Рабочие программы.Предметная линия учебников под ред.Б.М. Неменского.-М.: Просвещение 2013.
27.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2013
28.Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность /под ред. С.С.Татарченковой. С-Пб.: КАРО, 2008
29.Щербакова А.В. Искусство и художественное творчество детей/А.В.Щербакова.-М.:1981.-253с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"
ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...
Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"
Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших образцах вокально - хорового искусства....
Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования по 3-х годичной программе «Воспитание творчеством»
Современные требования к формированию творческой личности требуют и современных подходов. Здесь-то и возникает необходимость в диагностике художественных и творческих задатков и опреде...
Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения.
Дипломная работа по теме "Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения"....
Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений
Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым ...
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...
Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ
Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу психологического воздействия на ребенка путем погружения его в мир...