Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних). Пакет контрольно-измерительных материалов
методическая разработка на тему

Каштанова Мария Николаевна

Методическая разработка.

 

Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних).

Пакет контрольно-измерительных материалов.

 

Описание критериев  оценки  осуществляемой профилактической работы имеет некоторую сложность связанную с тем, что результативность  внедряемого комплекса, а именно  достоверный  результат  оценки его  эффективности может быть получен спустя некоторое время, так как любой процесс профилактики имеет пролонгированный характер.  

Эффективность профилактической деятельности – многоплановое явление. Определение критериев ее результативности  имеет большое значение, как для научной, так и для практической стороны деятельности. В первом случае они служат важнейшим инструментом для исследования результативности проводимых мероприятий, во втором – являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в профилактической  работе, а потому могут выступать в качестве стандартов и системы нормативов.

Критерии могут содержать количественные и качественные показатели, то есть носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность процесса профилактики, а именно  результативность  внедряемого комплекса, с  другой – систему показателей, отражающих  изменения в отдельных личностях, социальных группах, на которых направлена профилактическая работа.

Для оценки результативности профилактических мероприятий предлагается  рассматривать две группы критериев:

1 группа критериев:

Интенсивность профилактической работы в образовательной среде, включающая в себя:

- сохранность и динамика количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители);

- восприятие профилактических мероприятий самими участниками.

2 группа критериев:

Рассматривает влияние, оказываемое мероприятиями на ее адресатов, то есть изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменений в образовательном учреждении:

- стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

- положительные изменения в оценке социальной ситуации в образовательных учреждениях района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних).

Пакет контрольно-измерительных материалов.

Пояснительная записка.

Описание критериев  оценки  осуществляемой профилактической работы имеет некоторую сложность связанную с тем, что результативность  внедряемого комплекса, а именно  достоверный  результат  оценки его  эффективности может быть получен спустя некоторое время, так как любой процесс профилактики имеет пролонгированный характер.  

Эффективность профилактической деятельности – многоплановое явление. Определение критериев ее результативности  имеет большое значение, как для научной, так и для практической стороны деятельности. В первом случае они служат важнейшим инструментом для исследования результативности проводимых мероприятий, во втором – являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в профилактической  работе, а потому могут выступать в качестве стандартов и системы нормативов.

Критерии могут содержать количественные и качественные показатели, то есть носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность процесса профилактики, а именно  результативность  внедряемого комплекса, с  другой – систему показателей, отражающих  изменения в отдельных личностях, социальных группах, на которых направлена профилактическая работа.

Для оценки результативности профилактических мероприятий предлагается  рассматривать две группы критериев:

1 группа критериев:

Интенсивность профилактической работы в образовательной среде, включающая в себя:

- сохранность и динамика количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители);

- восприятие профилактических мероприятий самими участниками.

2 группа критериев:

Рассматривает влияние, оказываемое мероприятиями на ее адресатов, то есть изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменений в образовательном учреждении:

- стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

- положительные изменения в оценке социальной ситуации в образовательных учреждениях района.

Критерии оценки  результативности  внедряемого комплекса дополнительных мер  по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

Критерии оценки  результативности    профилактики асоциального поведения несовершеннолетних

Способ измерения

Приложение в пакете контрольно-измерительных материалов

Интенсивность профилактической работы  в образовательной среде Кировского района

Сохранность и динамика роста количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители)

Количество обучающихся, вовлеченных в профилактические мероприятия;

Численный показатель

----------

Количество обучающихся  «группы риска», вовлеченных в профилактические мероприятия;

Численный показатель

----------

Количество педагогов, вовлеченных в профилактические мероприятия;

Численный показатель

----------

Количество родителей, вовлеченных в профилактические мероприятия;

Численный показатель

----------

Восприятие профилактических мероприятий самими участниками

Отзывы обучающихся о мероприятиях;

Опросник для обучающихся

Приложение 1

Отзывы педагогов о мероприятиях;

Опросник для педагогов

Приложение 2

Отзывы родителей о мероприятиях;

Опросник для родителей

Приложение 3

Отзыв специалиста о работе участников в ходе мероприятия

Лист наблюдений

Приложение 4

Влияние, оказываемое  профилактической работой  на  ее адресатов, изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменений в образовательном учреждении

Стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

Процент обучающихся, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

Диагностика

Опросник для родителей и педагогов;

Самооценочный опросник для обучающихся

.

Приложение 5

Приложение 6,7

Приложение 8

Процент обучающихся  «группы риска», имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

Процент педагогов, повысивших свою профессиональную компетентность в ходе осуществляемой с ними работы;

Опросник для педагогов

Приложение 9

Процент родителей, положительно оценивающий   работу по повышению их компетентности в вопросах профилактики асоциального поведения несовершеннолетних;

Опросник для родителей

Приложение 10

Пакет контрольно-измерительных материалов:

Приложение 1

Уважаемые ребята!

Благодарим Вас за работу на занятии.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

(выбрав ответ, сделайте отметку в соответствующем поле таблицы)

Вопрос

да

нет

1

Было ли Вам интересно на занятии?

2

Было ли Вам комфортно на занятии?

3

Как Вам кажется, было ли это занятие полезным лично для Вас?

4

Можете ли Вы сказать, что из этого занятия вынесли для себя что-то важное?

5

Ваши пожелания:

                                                                                          Спасибо.

Приложение 2

Уважаемые родители!

Благодарим Вас за участие.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

 Выбрав ответ, сделайте отметку в соответствующем поле таблицы)

Вопрос

да

нет

1

Было ли Вам интересно на занятии?

2

Было ли Вам комфортно?

3

Была ли тема занятия актуальной для Вас?

4

Хотите ли Вы посетить другие занятия этого цикла?

5

Ваши пожелания:

                                                                                                              Спасибо.

Приложение  3

Уважаемые педагоги!

Благодарим Вас за участие в нашем общем деле.

Будем благодарны за ответы на следующие вопросы:

Выбрав ответ, сделайте отметку в соответствующем поле таблицы)

Вопрос

да

нет

1

Было ли Вам интересно на занятии?

2

Было ли Вам комфортно?

3

Была ли тема занятия актуальной для Вас?

4

Сможете ли Вы использовать полученную информацию в Вашей дальнейшей работе?

5

Ваши пожелания

                                                                                                                 Спасибо.

Приложение 4

Лист  наблюдений специалиста  за поведением группы во время занятия

Перед Вами десять пар противоположных по смыслу утверждений,

между которыми расположены шкалы от «0» до «10» (таблице).

Оцените  эти утверждения, основываясь на свои впечатления, ощущения,  понимание обстановки, обведя соответствующий бал на шкале.

1

Уровень мотивированности участников к работе на занятии - низкий

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Уровень мотивированности участников к работе на занятии - высокий

2

Включенность участников в работу на занятии – низкая

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Включенность участников в работу на занятии – высокая

3

Дисциплина, правила поведения в группе - не соблюдались

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дисциплина, правила поведения в группе – соблюдались очень хорошо

4

В ходе групповой работы во взаимодействии участников было ярко выраженное  соперничество

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В ходе групповой работы участники конструктивно взаимодействовали друг с другом.  

5

В процессе занятия  группе  развился  открытый конфликт

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В процессе занятия участники  были друг к другу очень благосклонны      

6

Во время занятия были ситуации с уходом участников; высказывания по поводу того, что занятие не интересно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все участники положительно высказывались о пользе занятия  и проявили  интерес к затрагиваемым темам

                                                                                                                     Спасибо.

Приложение 5

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Дж. ГИЛФОРДА и М. САЛЛИВЕНА Адаптация теста Е.С. Михайловой (Алешиной)

Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности.

Методика исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).

Методика является стандартизированным психологическим тестом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма проста в использовании.

Возможность использования в широком возрастном диапазоне, начиная с 9 лет.

Выбор методики определен в связи с тем, что есть  установленная  корреляция низкого уровня социального интеллекта, социально-психологической компетентности с проявлениями асоциального поведения и  внешней агрессии подростков.

Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста: субтест № 1 - "Истории с завершением", субтест № 2 -Труппы экспрессии", субтест № 3 - "Вербальная экспрессия", субтест № 4 - "Истории с дополнением".  Три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.

Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий.

Время проведения теста около 40 мин.

Приложение 6

Опросник для родителей.   Позволяет  оценить наличие изменений в поведении обучающихся,  в результате проведения с ними  занятий  по профилактике асоциального поведения    

Уважаемы родители!

В течение____________ с Вашими детьми проводились занятия по неспецифической профилактике асоциального поведения. Пожалуйста, ответьте на вопросы, оценивая изменения, которые,   возможно, произошли  с Вашим ребенком.

Вопросы

варианты ответов

  1. Обсуждал ли с Вами Ваш ребенок то, что происходило на занятиях

да

нет

  1. Что из обсуждений Вам наиболее запомнилось:

  1. Произошли ли изменения в поведении Вашего ребенка (прочитайте суждение и выберите один из вариантов ответа)

Ребенок стал смелее высказывать свою точку зрения, мнение по какому либо вопросу, при этом стараясь его аргументировать

да

нет

Ребенок стал увереннее  в себе, более открыто идет на контакт с окружающими

да

нет

Ребенок стал внимательнее  относиться к окружающим и членам своей семьи

да

нет

В Вашей семье стало меньше конфликтов, причиной которых являются Ваши разногласия с ребенком по вопросам его отношения к близким, к жизненным ценностям

да

нет

Стал ли Ваш ребенок чаще принимать участие в решении  семейных  вопросов

да

нет

Увеличилось ли время Вашей совместной деятельности с ребенком

да

нет

Спасибо.

Приложение 7

Опросник для педагогов.   Позволяет  оценить наличие изменений в поведении обучающихся,  в результате проведения занятий  по профилактике асоциального поведения    

Уважаемый классный руководитель!

В течение ________________ с  учащимися Вашего класса  проводились занятия по неспецифической профилактике асоциального поведения. Пожалуйста, ответьте на вопросы, оценивая, которые,  возможно,   произошли с учащимися .

Вопросы

варианты ответов

  1. Обсуждали  ли  ребята Вашего класса между собой или с Вами то, что происходило на занятиях

да

нет

  1. Что из обсуждений Вам наиболее запомнилось:

  1. Произошли ли изменения в поведении учащихся  Вашего класса (прочитайте суждение и выберите один из вариантов ответа)

Учащиеся  стали  смелее высказывать свою точку зрения, мнение по какому либо вопросу, при этом стараясь его аргументировать

да

нет

Учащиеся стали  увереннее  в себе, более открыто идут на контакт с окружающими

да

нет

В классе стало меньше конфликтных ситуаций

да

нет

Учащиеся стали активнее проявлять себя в решении классных вопросов

да

нет

Изменилось ли восприятие ситуации  учащимися  в вопросах связанных с пониманием ценности жизни, семьи, друзей и т.д.  

да

нет

Спасибо.

Приложение 8

Рефлексия обучающихся по итогам прохождения занятий по неспецифической профилактике асоциального поведения.

Цель: получение участниками обратной связи от своих одноклассников.

Материал: бумага, ручки.

Участники сидят в общем кругу.

Ведущий раздает каждому по 1 листу бумаги и ручке.

Ведущий.

Прошу вас подписать свое имя в верхней части листа и передать свой лист соседу справа. Получившему лист от соседа, надо написать на нем одну личностную черту или особенность поведения, характерную для данного человека (как вам кажется), ставшей очевидной для вас при общении с этим человеком, в результате прохождения курса занятий по программе. После того как написали, по условному сигналу ведущего передается соседу справа и т.д.

Возможно обсуждение

Вопросы:

— Согласны ли вы с тем, что написали одноклассники?

— С чем вы согласны, а с чем — нет?

— Есть ли что-то, что вас удивило?

— Ожидали ли вы именно таких результатов?

Приложение 9

Уважаемые педагоги!

Благодарим Вас за посещение занятий направленных на повышение информационной компетентности  по  актуальным вопросам  профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, а также  за  посещение обучающих семинаров.

Оцените,  пожалуйста, по 10-балльной шкале предложенный Вам материал и ответьте на вопросы:

  1. Информативность представленных  мероприятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Актуальность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Практическая значимость

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что Вам показалось наиболее интересным и важным:______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Что бы Вы могли использовать в своей работе  с подростками (какие приемы, методы, формы работы):_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Какие подходы к организации профилактической работы Вы считаете наиболее перспективными:______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Какую тему по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, Вы хотели бы еще рассмотреть:_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

                                                                                                                         Спасибо.

Приложение  10

Уважаемые родители!

Благодарим Вас за посещение занятий направленных на повышение информационной компетентности  по  актуальным вопросам  профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Оцените,  пожалуйста, по 10-балльной шкале предложенный Вам материал и ответьте на  вопросы:

  1. Актуальность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Информативность (получение достаточной информации по рассматриваемым вопросам)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Практическая значимость (возможность использования полученной информации в общении со своим ребенком)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что Вам показалось наиболее интересным и важным:___________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую тему по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, Вы хотели бы еще  рассмотреть:________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

                                                                                                                         Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке розыска и профилактической работе с несовершеннолетними обучающимися, самовольно ушедшими из общежития

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке розыска и профилактической работе с несовершеннолетними обучающимися, самовольно ушедшими из общежития...

Профилактика и коррекция асоциального поведения детей-сирот и лиц из их числа

Программа предназначена для работы с детьми-сиротами и составлена из опыта работы социального педагога колледжа...

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ....

Профилактика асоциального поведения подростка в деятельности учителя

Для того чтобы начать работу с ребенком, склонным к асоциальному поведению, необходимо выяснить причину отставания по предмету, определить действительный уровень знаний, после чего «возвратить е...

Выступление на педагогических чтениях по теме «Роль педагога в профилактике асоциального поведения среди студентов»

В современном обществе видны позитивные перемены, но при этом сохраняются социальные проблемы, влияющие на становление личности подрастающего поколения. Все больше подростков становятся приверженцами ...