Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
методическая разработка по теме
Методическая разработка к семинару "Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе". Диагностика. Обеспечение образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_rezultatov_obucheniya_rebenka_po_dopolnitelnoy_obrazovatelnoy_programme.pptx | 88.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Контроль , или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося . В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся , постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам. Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности. Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями , поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности ( Таблица 4). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие. Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 5).
Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития. К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Танцевальный калейдоскоп"
Программа для детей 7 - 10 лет....
дополнительная образовательная программа работы вокального кружка
Данная программа представляет собой авторский курс вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе.
В данной методической статье описаны методики определения эффективности обучения по дополнительной образовательной программе,диагностика образовательно-воспитательного процесса на примере хореографиче...
Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.
Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся о способах приготовления ...
«Лес и человек»(дополнительная образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста срок реализации 5 лет срок обучения 5 лет)
1.1 Актуальность программыВоспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условия...
2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"
Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...