Сборник заданий для самостоятельной работы по дисциплине: «Психология» для специальности Сестринское дело. Тема: «Психология пациента».
методическая разработка на тему

Каримова Файруза Рашитовна

Сборник содержит задания и упражнения, выполнение которых поможет студентам лучше понять и усвоить материал, повторить пройденное и контролировать полученные знания, а преподавателю – организовать  дифференцированный подход к обучению темы «Психология пациента».
Решение проблемно – ситуационных  задач, представленных в сборнике,  поможет в формировании профессиональных умений, навыков конструктивного общения, навыков  взаимодействия  с больным.
Сборник заданий  предназначен для аудиторных и внеаудиторных занятий. Задачи могут быть использованы на всех этапах учебного процесса: с целью мотивации, введения нового материала и  как методический материал для оценочного фонда на всех этапах обучения.   Использование данного сборника позволит сэкономить время на выполнение и оформление работы, также сконцентрировать внимание на самых важных её этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx107.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник заданий для самостоятельной работы

по дисциплине: «Психология»

для специальности  Сестринское дело

Тема: «Психология пациента».

Составитель: Ф.Р. Каримова.

Пояснительная записка.

Высокий уровень взаимоотношений медицинских работников в стационаре, высокая дисциплинированность, культура и качество обслуживания благоприятно влияют на лечебный процесс. В этих условиях больной начинает чувствовать, что он на пути к выздоровлению.

Средний медицинский работник, который постоянно находится среди больных, непосредственно общается с ними, должен всегда учитывать психические особенности, чувства, переживания пациентов и их психосоматическое состояние. Для лучшего понимания состояния больного и характера его переживаний медработнику необходимо знать социальное, семейное и должностное положение больного.

При беседе с больным нельзя забывать, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. Беседа с больным дает представление о его культурном уровне, интеллекте, образованности, личных особенностях. Эти знания помогают установить контакт и найти индивидуальный подход к больному.

При беседе больной нередко насторожен и тревожен, поэтому медработник должен контролировать свои высказывания. Медперсонал должен стремиться вселить в больного уверенность в благоприятный исход болезни, поднять настроение.

             Представленный сборник заданий составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины «Психология» для студентов третьего курса по специальности 060501 Сестринское дело.

Сборник содержит задания и упражнения, выполнение которых поможет студентам лучше понять и усвоить материал, повторить пройденное и контролировать полученные знания, а преподавателю – организовать  дифференцированный подход к обучению темы «Психология пациента».

            Решение проблемно – ситуационных  задач, представленных в сборнике,  поможет в формировании профессиональных умений, навыков конструктивного общения, навыков  взаимодействия  с больным.

             Сборник заданий  предназначен для аудиторных и внеаудиторных занятий. Задачи могут быть использованы на всех этапах учебного процесса: с целью мотивации, введения нового материала и  как методический материал для оценочного фонда на всех этапах обучения.   Использование данного сборника позволит сэкономить время на выполнение и оформление работы, также сконцентрировать внимание на самых важных её этапах.

Желаю успехов в изучении психологии!

 Психология соматического пациента. Реакция личности на боль.

1.Назовите общие особенности психологии соматического пациента.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие выделяют причины психологических изменений у человека?

Общие

?

3.Назовите нарушения психики при соматических болезнях.

Расстройства сознания:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Расстройства памяти:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Эмоционально – волевые расстройства:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

     ___________________________________________________________________________

4. Охарактеризуйте типы внутренней картины болезни по М.Боухалу:

  • Нормальная - ___________________________________________________________
  • Пренебрежительная - _____________________________________________________
  • Отрицающая - ___________________________________________________________
  • Нозофобная -  ___________________________________________________________
  • Ипохондрическая - _______________________________________________________
  • Нозофильная - __________________________________________________________
  • Утилитарная - ___________________________________________________________

 5. Какие варианты отношения к болезни выделяет А.Е. Личко:

  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________

Общение с пациентами различного профиля, возраста.

Особенности работы с инокурабельными больными.

Профессиональное общение.

1.Какие основные три фактора влияют на характер реакции на болезнь?

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделяют следующие типы личностного реагирования на болезнь:

2. Дайте характеристику этим типам:

  • Адекватная реакция -  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Переоценка тяжести заболевания - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • «Уход в болезнь» - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. При каких соматических болезнях происходит нарушение психики?

  • Может наблюдаться в острой стадии тяжелого инфаркта миокарда. Больной чувствует себя «здоровым», нарушает постельный режим, может отказываться от лечения.______________________________________________________________

  • Существует психогенный вариант__________________, обусловленный механизмами психологической защиты в трудной для человека ситуации (например, при подозрении на злокачественные новообразования).

  •  Попытка скрыть имеющиеся признаки психической или соматической болезни (получение водительских прав) ____________________________________________

  •  Умышленное  усиление имеющихся физических или психических расстройств

 ( при призыве в армию)_________________________________________________

  • Предъявление несущественных у больного расстройств. Обычно мотивом симуляции являются, как и при аггравации, какие-либо корыстные цели.__________________________________________________________________

  • Более сложно распознать_____________________, когда пациент предъявляет симптомы ранее перенесенного заболевания или сознательно задерживает симптомы уже закончившейся болезни.

  4.Выделяют следующие типы внутренней картины болезни:

  •  Нормальная _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Пренебрежительная-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Отрицающая ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Тревожный __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Апатический                        __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Эгоцентрический __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Паранойяльный __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I. Ситуационные задачи. Определите для каждой ситуации вид барьера общения. Проверьте по эталону.     

Задача № 1.

В палату к пациенту вошла медсестра и с возмущением говорит пациенту, что он до сих пор не приготовился и не подошел на процедуру, которую ему назначил врач. Пациент, читая книгу и не поняв в чем его обвиняют, отказывается идти на процедуру.

Задача № 2.

Старшая медсестра вызывает к себе в кабинет постовую медсестру и сообщает ей, что пациенты ее отделения не соблюдают распорядок лечебного отделения,  т.е.  после обеда многие пациенты во время послеобеденного «тихого сна»  ходят по коридору, сидят в холле на диване, выходят на балкон. В 22 часа не готовятся ко сну, а смотрят телевизор в палате. При этом постовая медсестра не соглашается с замечаниями старшей медсестры.

Задача № 3.

В приемное отделение поступила девушка 27 лет с подозрением на О. аппендицит. Врач, осмотрев ее решает госпитализировать девушку в хирургическое отделение. Медсестра приемного отделения просит пациентку пройти в соседнюю комнату для санитарной обработки. В процессе раздевания в сан. комнату вошли санитарки и стали обсуждать планерку. Пациентка не стала дальше  раздеваться, высказав свое возмущение поведением санитарок, и отказалась от проведения манипуляции.

Эталон

Задача № 1  - Барьер – последовательность взаимодействий.

Задача № 2 - Барьер – правил общения.

Задача № 3 - Барьер – репертуар действий.

II. Ситуационные задачи. Определите для каждой ситуации вид эффекта общения. Проверьте по эталону.   

 Задача № 1

Пациент 45 лет находится в течение месяца на лечении в кардиологическом отделении. Он очень сомневается во всех процедурах, которые ему проводят по назначению врача, не верит в успех лечения. При проведении процедур спорит с медсестрой, на лице часто ухмылка, может не явиться на назначенные исследования. Медсестра попыталась побеседовать с пациентом, но он не слушает ее, грубит, прячет глаза. Медсестре удалось выяснить в ходе беседы, что пациент имеет негативный опыт общения с медперсоналом.

Задача № 2

В неврологическом отделении находится одинокая пациентка 75 лет, которая при беседе со знакомой рассказала, что постовая медсестра К. относится к ней не так, как к другим пациенткам. В палате часто присаживается к ней, рассказывает ей о своей дочки, оберегает ее от негативной информации, угощает ее собственной выпечкой.

Во время совместного чаепития медсестра К. рассказала, что 2 недели назад у нее умерла мама и она очень тяжело переживает потерю близкого человека, а в пациентки она видит черты своей мамы и ей после общения с ней легче смирится с утратой.

Задача № 3

В терапевтическом отделении на лечении находится женщина 50 лет. Женщина замужем, имеет двух дочерей, которые живут в другом городе и не имеют возможности часто навещать ее. Женщина очень чутко относится к своему здоровью, на процедуры приходит за 30-40 минут до назначенного срока, внимательно слушает и записывает все, что ей говорит медсестра. Делится с ней своими семейными проблемами. Ежедневно после процедур пытается отблагодарить ее небольшим подарком (шоколадкой, конфеткой).

Эталон

Задача № 1 - Эффект общения – отрицательный трансфер

Задача № 2 - Эффект общения – контртрансфер

Задача № 3 - Эффект общения – положительный трансфер

Упражнения на формирование навыков эффективного общения с пациентом.

Упражнение 1.

Сядьте со своим другом и задайте ему четыре конкретных вопроса о том, как он провел день. Запишите, что вы в результате узнали об этом.

Теперь задайте два целенаправленных вопроса об этом же. Отметьте,  насколько больше вы узнали.

Задайте один общий вопрос об этом дне. Запишите результаты.

Рассмотрите все три метода, и взвести преимущества и недостатки каждого вопроса и ответа.

Упражнение 2.

 Подумайте о том содержании, которое передают приведенные ниже примеры. Говорят ли слова о другом, чем действия? Каково, по вашему мнению, возможное настроение каждого из говорящих?

Пример А: Человек: "Нет, сестра, никакой проблемы. Со мной все в порядке". Пациент сидит прямо, руки сжаты, не смотрит в глаза.

Пример Б: Сестра: "Вовсе не я создаю сложную атмосферу". Сестра стоит, скрестив руки на груди, с агрессивным и вызывающим выражением лица.

Не противоречит ли одно другому? Как вы интерпретируете то, что говорят пациент в примере А и сестра в примере Б.

Упражнение 3. Тренировка памяти.

Вспомните свой последний поход в магазин. Вспомните следующие детали:

  • День.
  • Время.
  • Погода.
  • Что вы купили.
  • Кто встретился вам по пути туда и обратно.
  • Кто вас обслуживал.
  • Что вы забыли купить.
  • Что вы купили.

Сколько времени вам понадобилось, чтобы вспомнить эту информацию? Было ли это для вас трудно или легко?

Приложение 1.

Психологический тест «Умеете ли вы слушать»?

Инструкция: На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:

  • Почти всегда                           -        2 балла.
  • В большинстве случаев        -        4 балла.
  • Иногда                        -        6 баллов.
  • Редко                                -        8 баллов.
  • Почти никогда                -        10 баллов.

Список вопросов:

  1. Стараетесь ли Вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?
  2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?
  3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?
  4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестными или малоизвестным человеком?
  5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?
  6. Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
  7. Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?
  8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы?
  9. Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются  неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
  10. Бывает ли у Вас снисходительно – менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

Обработка и интерпретации:

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня»


Приложение 2.

Психологический тест «Умеете ли Вы общаться»?

Тест подготовил И. Юсупов, доцент кафедры психологии Казанского педагогического института.

Если «да», то поставьте 2 очка; «не знаю, затрудняюсь, иногда» - 1 очко; «нет» - 0 очков.

  1. Волнуетесь ли вы в ожидании самой деловой встрече?
  2. Откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет невмоготу?
  3. Испытываете ли вы неудовольствие или смятение при неожиданном поручении выступать с докладом?
  4. Избегаете ли вы необходимости поехать в командировку в незнакомый город без гарантий поселения в гостинице?
  5. Делитесь ли вы своими переживаниями с неблизкими вам людьми?
  6. Раздражаетесь ли вы при общении незнакомого человека на улице с просьбой показать дорогу, назвать время?
  7. Считаете ли вы, что существует непреодолимое непонимание людей разных поколений в жизненных вопросах?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить своему знакомому о том, что он забыл вернуть вам 50 руб., взятые в долг несколько месяцев назад?
  9. Промолчите ли вы если в кафе предложили недоброкачественное блюдо?
  10. Начнете ли первым разговор с попутчиком в вагоне, если придется ехать несколько часов?
  11. Избегаете ли вы длинных очередей?
  12. Избегаете ли конфликтную ситуацию между сослуживцами?
  13. Вы категорически не соглашаетесь с чужим мнением о произведениях литературы и искусства, если у вас иная точка зрения?
  14. Промолчите ли Вы, если услышите ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу?
  15. Предпочитаете вы взяться за перо, когда есть возможность изложить свое мнение устно?

Если вы набрали 30-32 очка, вы не коммуникабельны, отчего страдаете больше всего сами, но и близким с вами не легко?

25-29 очков Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. Новая работа, новые контакты надолго выводят вас из равновесия.

19-24 очка Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно, новые проблемы не пугают. С людьми сходитесь с оглядкой, в спорах участвуете неохотно.

14-18 очков Вы любознательны, с интересом слушаете разговорчивого собеседника. Собственную точку зрения отстаиваете без вспыльчивости.

9-13 очков Вы весьма общительны. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным темам, поводам. Вам нравиться быть в центре внимания. Вам не достает терпения, настойчивости при решении серьезных проблем.

4-8 очка Должно быть вы рубаха - парень (это относится и к женщинам). Общительность ваша бьет ключом, вы всегда в курсе всех дел. Охотно берете слово по любому поводу, всюду чувствуете себя в "своей тарелке" смело беретесь за любое дело,  хотя не всегда можете его довести до конца.

3 очка Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы. Вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны, невольно и часто становитесь причиной всяких конфликтов. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Не мешает поработать над собой, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.

Приложение 3.

ШЕСТЬ ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ.

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2.   ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ.

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3.ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ.

             Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА.

Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о своей болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это так же поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично, задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно них. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе больше узнать о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ.

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите подробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он ответит: "Иногда в глазах меркнет свет", продолжайте задавать вопросы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?"

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ.

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

                                             

                     

Приложение 4.

10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

                        

10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора - это можно!

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!

Приложение 5.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Приведенная таблица показывает различия между агрессивным, уверенным, неуверенным поведением человека.

Невербальный компонент

Агрессивность

Уверенность в себе

Неуверенность в себе

Выражение лица

Напряженное, сердитое выражение, пристальный взгляд.

Расслабленное, приятное, твердое выражение, хороший зрительный контакт; глаза на уровне собеседника.

Нервозное выражение, глаза часто опущены вниз.

Поза

Руки на бедрах, расхаживание взад и вперед, вторжение в чужое пространство; часто стоит, когда остальные сидят; обычно старается доминировать.

Расслабленная, прямая поза;

соблюдение личного пространства

Согнутая, неудобная поза;

может прислониться к чему - либо или готов убежать.

Тон голоса

Громкий, требовательный, угрожающий, повелительный.

Твердый, уверенный и теплый,

 проявляющий уважение к другому человеку.

Тихий, дрожащий и слабый, трудноразличимый.

Жесты

Резкие, стремительные, сжатые кулаки.

Соответствующие моменту.

Нервные и беспокойные.

Вербальные компоненты речи

Обвинительный, атакующий, старающийся унизить и победить любой ценой.

Искреннее проявление чувств, обычно выражающие то, что человек думает.

Стремление скрыть смысл слов, оправдаться, повиноваться другому человеку.


Используемая литература:

1. Большая энциклопедия психологических тестов – М, Изд-во ЭКСМО, 2006.

2. Дубровина И.В. Психология – М, ИЦ «Академия», 2007.

3.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб: Питер, 2005, 713 стр.

4.Столяренко, Л.Д. Психология: учебное пособие для студентов среднего профессионально образования / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 444с.

5. Сухов, А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 240с.

6. Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2008. – 416с.

7. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 368 с.

5. Пациентка 63 лет, находящаяся на лечении в кардиологическом отделении, услышала на профессорском обходе сказанную для молодых врачей фразу: «В последнее время инфаркт помолодел». В тот же день почувствовала себя хуже, снизилось настроение, стала высказывать мысли, что ее жизнь подходит к концу. Какой раздел медицинской психологии изучает причины изменения состояния пациентки?

А)  Патопсихология.

Б) Психосоматика.

В) Деонтология.

Г) Нейропсихология.

Д) Психопрофилактика.

6. Больная 50 лет в анамнезе черепно-мозговая травма с потерей сознания, в последние годы – повышение АД, гепатохолицестит, головные боли, утомляемость, плохой сон. Конфликтна, раздражительна, требовательна, эгоистична. Память ослаблена, интересы ограничены физиологическими потребностями и вопросами соматического здоровья, склонна к застреванию на неприятных эмоциональных переживаниях. Какой метод исследования наиболее оправдан для оценки психологического состояния данной пациентки:

А)  Наблюдение.

Б) Естественный эксперимент.

В) Лабораторный эксперимент.

Г) Клиническая беседа.

Д) Психодиагностическое исследование.

7.  Один из пациентов стоматологического отделения постоянно конфликтует с другими больными и персоналом. Какой метод обследования наиболее оправдан для оценки психологического состояния данного пациента?

А)  Наблюдение.

Б) Естественный эксперимент.

В) Лабораторный эксперимент.

Г) Клиническая беседа.

Д) Психодиагностическое обследование.

8. Пациент психиатрического стационара стремится скрыть имеющиеся у него нарушения восприятия, говорит, что он здоров, его ничего не беспокоит. Какой метод обследования наиболее оправдан для оценки психического состояния пациента?

А)  Наблюдение.

Б) Естественный эксперимент.

В) Лабораторный эксперимент.

Г) Психодиагностическое тестирование.

Д) Ничего из указанного.

Личность и болезнь. Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека. Акцентуации личности. Тактика поведения медицинского работника с пациентами, которые имеют акцентуированные черты личности.

Контрольные  вопросы

  1. Дайте определение понятия личности.__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятия характер, темперамент, способности.__________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятий «нормальный характер», акцентуации характера.________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опишите основные черты эмотивного типа акцентуации личности.

  1. Опишите основные черты демонстративного типа акцентуации личности.

Тестовые задания

1. Понятие «акцентуированная личность» было введено:

А. Е. Блейлером

В. Э. Крепелином

С. К. Леонгардом

D. Е. Личко

Е. П. Ганнушкиным

2. Какие свойства личности обусловлены биологически?

А. Темперамент

В. Направленность

С. Навыки

D. Знания

Е. Духовные потребности

3. Какой тип ВНД по И.П.Павлову соответствует флегматическому темпераменту?

А. Слабый

В. Мыслительный

С. Сильный, уравновешенный, инертный

D. Сильный, неуравновешенный

Е. Сильный, уравновешенный, подвижный

4. Женщина 24 лет по характеру обидчивая, впечатлительная, глубоко переживает даже незначительные неприятности. Необщительна из-за патологической стеснительности. Не может отстаивать свою точку зрения. Какой тип темперамента описан?  

А. Сангвиник

B. Меланхолик

C. Холерик

D. Флегматик

E. Ни одно из них

5. Врач 29 лет, добросовестный работник, выполняет отлично свои профессиональные обязанности. Несколько медлителен  работе. Хороший товарищ, заботливый семьянин. Отказался перейти на более высокооплачиваемую работу: «Я здесь привык». Какой это тип темперамента?

А. Холерик

B. Художественный тип

C. Флегматик

D. Меланхолик

E. Сангвиник

6. Молодой человек отличается высокой самооценкой, ранимым самолюбием, гордостью. Очень тщеславен, крайне болезненно реагирует на замечания в свой адрес, стремится к славе, любит похвалы. Какая система свойств характера соответствует этому описанию?

А. Отношение к вещам

B. Отношение к коллективу

C. Отношение к себе

D. Отношение к работе

E. Отношение к своему здоровью

7. Подросток 14 лет перестал прислушиваться к родителям, стремится во всем доказывать свою правоту, игнорирует советы родителей. Требует отношения к себе как к взрослому человеку. Стал неуважительно относится к учителям, возмущается, когда ему делают замечания. Какую личностную реакцию демонстрирует подросток?

А. Группирование со сверстниками

В. Эмансипации

С. Хобби - реакция

D. Обусловленные сексуальным влечением

Е. Обусловленные воспитанием

8. Какому термину соответствует данное определение – «совокупность врождённых и приобретенных психических черт характерных для данного индивида, которые определяют его уникальность»?

А. Характер

В. Интелект

С. Личность

D. Темперамент

Е. Способности

9. Направленность личности это:

А. Интересы личности

В. Мировоззрение

С. Идеалы

D. Трудовая и социальная активность

Е. Всё перечисленное

10. Больной 48 лет, с 20 лет злоупотребляет спиртными напитками. Со слов жены, последние 10 лет изменился характер: стал грубым, не заботится о семье, о детях престарелых родителях. Часто меняет места работы в связи с тем, что нарушает трудовую дисциплину и конфликтует с начальством. Снизились профессиональные знания и навыки. Какая форма аномального развития личности у больного?

А. Психопатия

В. Психопатизация личности

С. Психопатическое развитие

D. Олигофрения

Е. Акцентуация личности


 Внутренняя картина болезни. Типы отношения к болезни

Контрольные вопросы

  1. Что такое внутренняя картина болезни?

  1. Что такое ипохондрическое отношение к болезни?

  1. Что означает понятие диссимуляция?

Тестовые задания

1. Пациентка 30 лет, поступила в неврологическую клинику с жалобами на выраженные головные боли, головокружения, потерю сознания, возникшие после разговора с мужем о разводе, на котором настаивает муж. По данным неврологического обследования патологии со стороны головного мозга не выявлено. Какое отношение к своей болезни у данного больного?

А. Симуляция

В. Аггравация

С. Диссимуляция

D. Утилитарное

Е. Нозофильное

2. Пациентка Т., 38 лет, на приеме у врача предъявляет жалобы на головные боли, головокружения, тошноту, приступы рвоты и потери сознания. На рекомендацию врача пройти стационарное обследование и лечение говорит, что «мне уже ничего не поможет, вы мне выпишите каких-нибудь таблеток, я дома по принимаю и ни у кого не буду отнимать время». Какое отношение к своей болезни у данного больного?

А. Депрессивное

В. Анозогностическое

С. Нозофобное

D. Нозофильное

Е. Ипохондрическое

3. Пациент 39 лет, страдающий гломерулонефритом повторно обращаясь к терапевту просит снова назначить дополнительные исследования, чтобы исключить наличие злокачественной опухоли почки, т.к. считает, что у него рак, а данные прошлых исследований не достоверны. Какое отношение к своей болезни у данного больного?

А. Симуляция

В. Аггравация

С. Нозофобное

D. Ипохондрическое

Е. Депрессивное

4. При госпитализме больные:

А. Притворяются больными

В. Скрывают признаки болезни

С. Опасаются выписки из больницы

D. Преувеличивают субъективные жалобы

Е. Пренебрежительно относятся к болезни

5. Больной, госпитализированный в стационар по поводу острого панкреатита, обеспокоен тем, кто будет заботиться о семье во время его отсутствия, как отреагирует начальник, кто сможет продолжить начатое им исследование на работе. Понимает, что его болезнь требует длительного лечения и может перейти в хроническую. Чем обусловлена внутренняя картина болезни у пациента?    

А. Характером заболевания

В. Акцентуацией личности

С. Неблагоприятными условиями на работе

D. Степенью чувствительности к боли

Е. Характером больничной обстановки

6. Больная К. 36 лет повторно госпитализируется в психиатрический стационар с диагнозом: Шизофрения. Из журнала наблюдений: больная ночь не спала, с кем-то разговаривала, периодически на кого-то кричала, пыталась ударить, находясь одна в палате. Утром в разговоре с врачом говорит, что эту ночь крепко спала, отрицает наличие галлюцинаций. Какое отношение к своей болезни у данного больного?

А. Симуляция

B. Аггравация

C. Диссимуляция

D. Нозофобное

E. Утилитарное

7. Пациент 52 лет, поступил на судебно-психиатрическую экспертизу после совершения преступления. Врачам говорил, что потерял память, не помнит, что случилось, где он был, что делал, сейчас не может писать, читать и считать. Данные психологического и неврологического обследования патологии не выявили. Какое отношение к своей болезни у данного больного?

А. Симуляция

B. Аггравация

C. Диссимуляция

D. Утилитарное

E. Нозофильное

8. Больной П., 43 лет находясь в терапевтическом отделении с диагнозом: ГБ 3 ст., прединфарктное состояние, требует выписки из стационара т.к. ему необходимо срочно лететь в командировку. Какое отношение к своей болезни у данного больного?

А. Симуляция

B. Анозогностическое

C. Нозофобное

D. Нозофильное

E. Пренебрежительное

9. Пациентка стоматолога долго не решается войти в кабинет к врачу, в тревоге ходит по коридору. Зайдя в кабинет, медленно проходит к стоматологическому креслу, долго не решается в него сесть. При осмотре полости рта жалуется на сильную боль при прикосновении к зубам, причем болевые ощущения не имею четкой локализации. Глаза полны страха. Какой фактор определяет внутреннюю картину болезни у пациентки?

А. Характером заболевания

В. Повышенная болевая чувствительность

С. Особенности личности

D. Характер эмоциональной реактивности

Е. Поведение стоматолога

10. Больна 27 лет на приёме у стоматолога очень волнуется, кури потные, дрожащим голосом жалуется на зубную боль. Спрашивает врача, можно ли обойтись без обработки бормашиной. Какая сфера внутренней картины болезни проявилась у данной пациентки?  

А. Информационная

В. Волевая

С. Сензитивная

D. Эмоциональная

Е. Рациональная

Состояние психических функций и болезнь. Особенности познавательных процессов у стоматологических больных.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение ощущений, восприятий, представлений.

  1. Охарактеризуйте иллюзии и их виды.

  1. Охарактеризуйте виды нарушений памяти.

  1. Охарактеризуйте нарушения мышления

  1. Охарактеризуйте нарушения интеллекта.

Тестовые задания

1. Больная длительное время находится в больнице по поводу психического расстройства. Во время обхода всякий раз утверждает, что каждую ночь ее «воруют инопланетяне», «увозят на планету «Z», издеваются над нею, а к утру возвращают ее обратно в психиатрическое отделение». Какой вид расстройства памяти наблюдается в данном случае?

А. Фиксационная амнезия

В. Репродукционная амнезия

С. Гипомнезия

D. Псевдореминисценции

Е. Конфабуляции

2. Девочка 8 лет. В 3-х летнем возрасте перенесла менингококковую инфекцию в тяжелой форме с менингококковым сепсисом. Плохо справляется с заданиями, не смогла освоить программу 1-го класса общеобразовательной школы. Какое расстройство интеллекта имеет место в данном случае?

А. Инфантилизм

В. Олигофрения

С. Деменция

D. Пограничная умственнаяая отсталость

Е. Ни один из ответов

3. Студент ВУЗа. Стремится «во всем быть лучшим: в школе – золотая медаль, в университете – диплом с отличием». Не признает выходные, мало спит, все время посвящает подготовке к занятиям, чтобы достичь свою цель.. Какое нарушение мышления описано?

А. Детализация

В. Аффективное мышление

С. Навязчивые мысли

D. Сверхценные идеи

Е. Ускорение мышления

4. Больная 38 лет. Страдает эпилепсией с 7-летнего возраста. Доставлена в приемное отделение после эпилептического припадка. Врачу было затруднительно собрать анамнез, поскольку больная не могла выделить главное и приводила взамен все мелкие подробности своей жизни и болезни.  . Какое нарушение мышления наблюдается у больной?

А. Аффективное мышление

В. Ускорение мышления

С. Замедление мышления

D. Детализация

Е. Навязчивые идеи

5. Мальчик 4 лет был высажен отцом из машины на проселочной дороге за плохое поведение в салоне (дрался с младшей сестрой). Испугался, громко плакал. Возвращен в машину через 5 минут. После этого появилось нарушение плавности речи. Определите симптом.

А. Дизартрия

В. Аграмматизм

С. Косноязычие

D. Мутизм

Е. Заикание

6. Больной 26 лет. Родился в состоянии тяжелой асфиксии. С раннего детства отставал в физическом и психическом развитии. Учился во вспомогательной школе. Овладел примитивной специальностью. Не способен к сложным обобщениям и абстрактному мышлению. Говорит простыми предложениями. Внушаем, легко попадает под чужое влияние. По характеру добродушно-ласковый. Определите нарушение интеллекта?

А. Инфантилизм

В. Олигофрения

С. Деменция

D. Пограничная умственная отсталость

Е. Ни одно из перечисленного

7. Больная,17 лет, перенесла тяжелое ОРВИ. Жалуется, что её раздражают звуки, даже негромкие, болезненно переносит дневной свет, просит закрыть шторы. Какое нарушение восприятия наблюдается у больной?

А.Гиперестезия
В. Гипестезия

С. Анестезия
D. Парестезия
Е. Сенестопатия

8. Девушка рассказывает своей подруге о том, что случилось с ней накануне вечером. Подруга с удивлением заявляет, что именно это происходило с героиней фильма, который они вчера вечером вместе смотрели, девушка категорически настаивает на своей версии. Какое нарушение памяти у девушки?

А. Криптомнезия

В. Гипермнезия.

С. Амнезия.

D. Гипомнезия.

Е. Парамнезия.

9. Больная с высокой температурой рассказывает в мельчайших подробностях даже о незначительных событиях своего детства. Какое расстройство памяти у больной?

А. Гипермнезия

В. Амнезия

С. Парамнезия

D. Гипомнезия

Е. Симптом «никогда не виденного»

10. К врачу обратился пациент с жалобами на появление мыслей о том, что было бы, если бы солнце взошло на западе, а не на востоке. Пациент понимает всю нелепость таких мыслей и относится к ним с полной критикой, но избавиться от них не в силах. Какое нарушение мышления имеется у данного человека?

А. Сверхценные идеи

В. Замедление мышления

С. Навязчивые идеи

D. Аффективное мышление

Е. Ускорение мышления

Влияние болезни на эмоционально-волевую сферу человека. Состояние сознания у больного, критерии ясного сознания.

Контрольные вопросы

  1. Приведите классификацию эмоций.

  1. Охарактеризуйте нарушения эмоций.

  1. Охарактеризуйте нарушения эффекторно-волевой сферы.

  1. Дайте определение понятий "сознание" и "самосознание".

  1. Опишите критерии ясности сознания.

  1. Охарактеризуйте виды физиологического изменения сознания..

  1. Опишите симптомы выключения сознания.

Тестовые задания

1. Больная, 34 года, длительно страдающая эпилепсией,  не может быстро переходить от одного вида деятельности к другому. Какое свойство внимания нарушено?

  1. Глубина
  2. Устойчивость
  3. Объем
  4. Направленность
  5. Переключаемость

2. Женщина 22 лет, получив известие о внезапной смерти подруги, побледнела и упала на пол. Не отвечала на вопросы, не реагировала на обращения, лежала в одной позе, не двигалась. Через 3 минуты открыла глаза, недоуменно осмотрела и себя, и окружающих. Спросила, что с ней произошло. Поднялась на ноги, села на стул, жалуясь на шум в голове и на боль в руке, которой ударилась при падении. В каком состоянии сознания находилась больная?

A. Кома

B. Сопор

C. Оглушенность

D. Обморок
E. Аффективно-суженное

3. Девушка 18 лет, после ДТП доставлена в приемное отделение. Во время беседы с врачом контакт затруднен, взгляд неосмысленный, на вопросы отвечает односложно, после длительной паузы, иногда совсем не отвечает или невпопад. В каком состоянии сознания находилась девушка?

A. Оглушенность

B. Сопор
C. Обморок
D. Кома
E. Аффективно-суженное

4. У больного с язвенной болезнью желудка осенью наблюдается подавленное, тоскливое настроение, глубокая печаль, уныние. Какое нарушение эмоций наблюдается у больного?

А. Апатия

В. Слабодушие

С. Эйфория

D. Депрессия

Е. Фобия

5. У больной, после перенесенного энцефалита, наблюдается безразличие к окружающему и к себе, снижение потребностей, побуждений и волевой активности. Какое нарушение эмоций наблюдается у больной?

А. Апатия

В. Абулия

С. Эйфория

D. Депрессия

Е. Фобия

6. Больной, 32 лет, доставлен машиной скорой помощи в реанимационное отделение после отравления угарным газом.. Лежит, глаза закрыты, на вопросы не отвечает. Сухожильные рефлексы угнетены. Зрачковый, корнеальный и конъюнктивальный сохранны. Определите состояние сознания больного?

А. Аффективно-суженное

В. Сопор

С. Обнубиляция

D. Кома

Е. Оглушенность

7. После отравления большой дозой сибазона, принятого с суицидальной целью, больная доставлена в реанимационное отделение. Внесена на носилках, на вопросы не отвечает. Лежит с закрытыми глазами, не реагирует на болевое раздражение (инъекции). Сухожильные рефлексы отсутствуют, зрачковые, корнеальные отсутствуют. Определите состояние сознания больной?

A. Сопор

В. Обнубиляция

C. Аффективно-суженное

D. Оглушенность

Е. Кома

8. Больной 57 лет. Состояние после гипертонического криза сопровождается мерцанием ясности сознания, которое проявляется недостаточной сообразительностью, недопониманием некоторых вопросов врача, удлинением латентного периода ответных реакций. Определите состояние сознания больного?

A. Сопор

В. Обнубиляция

C. Сомнолентность

D. Оглушенность

Е. Кома

9. Юноша, 17 лет, мучительно переживал ссору с девушкой. Находясь в состоянии алкогольного опьянения заявил, что «был оскорблён в лучших чувствах», «его любовь была жестоко растоптана и вся его жизнь уже не имеет смысла»;  предпринял попытку самоубийства. К какому типу расстройств инстинкта самосохранения относится данное состояние?

А. Усиление активно-оборонительной реакции

В. Усиление пассивно-оборонительная реакции

С. Ослабление

Д. Искажение

Е. Ни одно из перечисленного

10. Во время бракосочетания одним из гостей оказался молодой человек, который незадолго до этого оставил невесту. Увидев его за столом, невеста очень расстроилась, начала вспоминать неприятные слова, сказанные им при расставании. Вдруг вскочила, набросилась на молодого человека, стала душить его с криками:«ты предатель». Когда успокоилась, испытала сильное чувство неловкости, вынуждена была уйти домой. В каком состоянии сознания находилась девушка?

А. Ясное сознание

В. Утомление

С. Аффективно-суженное сознание

D. Сопор

Е. Обморок

Психосоматические расстройства

Контрольные вопросы

  1. Какие заболевания относятся к «психосоматическим»?

  1. Перечислите основные теории, которые объясняют патогенез психосоматических расстройств.

  1. Основные принципы лечения психосоматических расстройств:

  1. Укажите характерные психологические особенности больных с психосоматическими заболеваниями.

Тестовые задания

1. Мужчина 45 лет с впервые установленным диагнозом онкологического заболевания, после беседы с врачом, стал замкнутым, перестал общаться с соседями по палате, избегает встреч с родными, общий фон настроения снижен, больной тревожен, стал раздражительный, плохо спит ночью. Какой тип взаимосвязей между соматическим и психическим состоянием наблюдается у пациента?

  1. Психологические факторы как причина соматического заболевания.
  2. Психические расстройства, проявляющиеся соматическими симптомами.
  3. Психические последствия соматического заболевания.
  4. Психическое расстройство и соматическое заболевание, случайно совпавшие по времени.
  5. Соматические осложнения психических нарушений.

2. У больного 43 лет с хронически протекающим соматическим заболеванием при психологическом обследовании выявлены высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе. Для пациентов, с каким заболеванием эти черты личности наиболее характерны?

  1. Ишемическая болезнь сердца
  2. Тиреотоксикоз
  3. Язвенный колит
  4. Бронхиальная астма
  5. Ревматоидный артрит

3. Больному с гипертонической болезнью врач объясняет причину его состояния, говорит, что данные расстройства у него носят функциональный характер, что они временны и при соответствующем систематическом лечении затронутая функция будет восстановлена. Как называется этот психотерапевтический подход?

  1. Поведенческая терапия
  2. Гипнотерапия
  3. Психоанализ
  4. Арт-терапия
  5. Рациональная психотерапия

4. Психосоматические заболевания формируются, как правило, вследствие:

  1. Острых психических травм
  2. Хронических психических травм
  3. Неожиданных психических травм
  4. Внутриличностного конфликта
  5. Межличносостного конфликта

5. У больного 32 лет при психологическом исследовании выявлено своеобразие характера с потребностью в защите, поддержке и опеке в сочетании с уважением к силе, самостоятельности и независимости, к которым он стремится. В результате происходит столкновение двух взаимоисключающих потребностей (в опеке и самостоятельности), что приводит к неразрешимому конфликту. Для больных, с какими психосоматическими заболеваниями это наиболее характерно:

  1. Гастритом и язвенной болезнью
  2. Экземой и псориазом
  3. Артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца
  4. Неспецифическим язвенным колитом
  5. Бронхиальной астмой

6. Школьник 14 лет накануне годовой контрольной работы по алгебре, за результат которой очень переживал, так как не смог подготовится из-за выступления на соревновании по волейболу, почувствовал недомогание, общую слабость, боль во всем теле без четкой локализации. Какая форма психологической защиты наблюдается у школьника?

  1. Вытеснение
  2. Сублимация
  3. Регрессия
  4. Соматизация
  5. Замещение

7. У больного 45 лет после перенесенных нескольких приступов стенокардии появилась тревога, фиксация на работе сердца, мысли о том, что он болеет тяжелым сердечным заболеванием. Этот страх не проходит после клинического обследования и заверения врачей об отсутствии грубой сердечной патологии. У больного:

А. Навязчивая идея

В. Кардионевроз

С. Кардиофобия

D. Акцентуация характера

Е. Гиперестезии

8. Студентка 20 лет обратилась к врачу с жалобами на вздутие живота, позывы на дефекацию, учащение стула, которые появляются на фоне психоэмоциональных нагрузок во время сессии. В какой системе преобладают психосоматические реакции?

А. В системе дыхания

В. В пищеварительной системе

С. В сексуальной сфере

D. В мышечной системе

Е. В вегетативной системе

9. Больному с формирующейся на фоне длительного перенапряжения на работе артериальной гипертензией врач рекомендует проведение лечения у психотерапевта. Какой из перечисленных методов наиболее целесообразен?

  1. Поведенческая терапия
  2. Обучение методам релаксации
  3. Психоанализ
  4. Арт-терапия
  5. Рациональная психотерапия

10. При каком из перечисленных заболеваний профилактика должна быть направлена на устранение и коррекцию эмоционального перенапряжения?

А. Мочекаменная болезнь

В. Гепатит

С. Бронхиальная астма

D. Цистит

Е. Пневмония

 Психологические особенности больных с внутренними болезнями, детскими и геронтологическими заболеваниями

Контрольные вопросы

  1. Опишите психологические особенности больных  клиник внутренних болезней.

  1. Каковы особенности общения с больными старческого возраста

  1. Каковы особенности общения с психически больными.

Тестовые задания

1. Укажите психологические переживания, наиболее характерные в период, предшествующий развитию инфаркта миокарда:

  1. Возбуждение
  2. Раздражительность
  3. Недооценка тяжести болезни
  4. Предчувствие надвигающейся опасности, тревога
  5. Депрессия или апатия

2. Больному 45 лет, установлен диагноз хронический энтероколит. Испытывает необоснованный, навязчивый страх перед злокачественным новообразованием, которое он якобы у себя обнаружил. Больной навязчиво обращается к врачу с вопросами по этому поводу. Какова правильная тактика поведения врача, с учетом того, что диагноз злокачественного новообразования исключен по результатам полного соматического обследования.

  1. Игнорировать вопросы больного как несостоятельные
  2. Рекомендовать обратиться к психиатру
  3. Терпеливо доказать больному несостоятельность его подозрений
  4. Рекомендовать повторное соматическое обследование
  5. Рекомендовать обследование в специализированном  онкоцентре

3. Больной 38 лет,  проходит лечение в стационаре по поводу туберкулеза.  Психологически характеризуются чувствительностью, эмоциональной лабильностью, истощаемостью. На этом фоне легко возникают ситуационно обусловленные аффективные проявления, истерические реакции,  приводящие к конфликтам с другими больными и медицинским персоналом. Какова правильная тактика поведения врача?

  1. Выписать из отделения за нарушение режима
  2. Сделать строгий выговор больному
  3. Назначить успокаивающие средства 
  4. Ни в коем случае не обращать внимание
  5. Сделать строгий выговор персоналу 

4. У больного 38 лет,  который проходит лечение в стационаре, на фоне астении появляются приподнятое настроение с говорливостью, двигательной активностью, которые быстро сменяются гневливостью, напряженностью или безразличием.  При каком заболевании у некоторых больных могут проявляться подобные состояния?

  1. Прогрессирующий полиартрит
  2. Инфаркт миокарда
  3. Инфекционный гепатит
  4. Носительство ВИЧ
  5. Туберкулез

5. На прием к врачу терапевту пришла супружеская пара. Со слов жены стало известно, что в последние время муж стал утомляться при выполнении незначительной работы,  появилась раздражительность, склонность к сентиментальности, стал гипобуличен. Для какого заболевания характерна данная психологическая особенность.

  1. Язвенная болезнь
  2. Бронхиальная астма
  3. Инфаркт миокарда
  4. Гипертоническая болезнь
  5. Туберкулез

6. Больная 73 лет, находится в терапевтической клинике. Плаксива, в течение  дня отмечаются колебания настроения, на незначительные замечания необоснованно обижается, раздражительна. Для какого заболевания характерны данные психологические особенности

  1. Язвенная болезнь
  2. Инфаркт миокарда
  3. Церебральный атеросклероз
  4. Бронхиальная астма
  5. Туберкулез

7. Больной 54 лет, находящийся на лечении в кардиологическом отделении,  рассказал, что за несколько дней до госпитализации у него появилось ощущение «неясности в голове», ему было трудно сосредоточить внимание, появилось чувство надвигающейся опасности, тревога, тоска. Для какого заболевания характерны эти психологические особенности.

  1. Язвенная болезнь
  2. Инфаркт миокарда
  3. Церебральный атеросклероз
  4. Бронхиальная астма
  5. Туберкулез

8. Типичными психологическими особенностями пожилых людей с соматическими заболеваниями являются все нижеперечисленные за исключением:

  1. Эгоцентризма
  2. Альтруизма
  3. Недоверчивости
  4. Тревожности
  5. Снижение общительности

9. Больной 22 лет на приеме у врача испытывает чувство стыдливости, скованности, робости постоянно старается спрятать участки тела по одежду. Сообщил, что после начала заболевания стал раздражительным, малообщительным вспыльчивым, появились мысли о собственной неполноценности. Описанные психологические особенности характеры для больных, каким заболеванием?

  1. Хирургическим
  2. Инфекционным
  3. Онкологическим
  4. Кожно-венерическим
  5. Заболевания внутренних органов

10. В отделение госпитализирован ребенок 7 лет. Вялый, астенизированый, капризный, плачет, просит маму отвести его домой, отказывается разговаривать с врачом. Сопротивляется осмотру врача. Какая должна быть тактика врача-педиатра?

  1. Принудительно осмотреть ребенка
  2. Неосматривая ребенка, всю информацию о его состоянии выяснить у мамы.
  3. Применить элементы игры в ходе проведения осмотра ребенка
  4. Провести беседу с мамой о неправильном воспитании ребенка
  5. Ни одно из выше перечисленного

 

Психологические особенности больных с хирургическими, стоматологическими, гинекологическими заболеваниями

Контрольные вопросы

  1. Опишите психологические особенности больных хирургических стационаров.

  1. Опишите психологические особенности больных стоматологических клиник.

  1. Опишите психологические особенности пациентов акушерско-гинекологических клиник.

Тестовые задания

1. Молодой человек 28 лет, после лечения в стационаре по поводу последствий дорожно-транспортного происшествия избегает встреч со знакомыми людьми, уехал из родного города и начал жить в месте, где он прежде ни разу не был. При каких повреждениях у некоторых больных могут проявляться подобные действия, как следствие психологического переживания болезни?

  1. Черепно-мозговая травма
  2. Повреждения внутренних органов
  3. Нарушения походки, хромота
  4. Шрамы на спине
  5. Шрамы на лице

  1. У молодого человека 28 лет в детстве был обнаружен сколиоз. После этого по совету врача начал заниматься плаванием, однако стремился к нагрузкам, значительно превышающим рекомендованные. Благодаря упорным многолетним тренировкам добился значимых  спортивных результатов. Как называется эта форма психологического реагирования на физический недостаток:
  1. Рационализация
  2. Викарное замещение
  3. Сублимация
  4. Компенсация
  5. Гиперкомпенсация

3. Больной находится в хирургическом отделение с диагнозом киста поджелудочной железы для проведения оперативного лечения. В беседе с соседом по палате, который год назад был прооперирован по поводу аналогичного заболевания, узнал, что в послеоперационном периоде наблюдались осложнения, которые он лечит до сих пор. Посоветовавшись с женой, больной обратился к врачу с просьбой немедленно выписать его из отделения и категорически отказался от операции. Какая наиболее вероятная причина такого поведения бального?

  1. Подобная операция причинила знакомому или родственнику больного тяжелые последствия, деформации или даже смерть,
  2. Больной отрицает свою болезнь.
  3. Особенности личности больного.
  4. Неприятные собственные впечатления от прошлых операции.
  5. Негативное отношение жены к операции

4. Больная обратилась к пластическому хирургу с жалобами на «уродливую» формы носа. Просит помочь ей и исправить этот недостаток. В анамнезе 2 перенесенные пластические операции по коррекции формы носа. Обвиняет врачей, которые ёё оперировали в некомпетентности. Объективно при осмотре нарушений формы носа, требующих коррекции, не выявлено. Какая тактика врача хирурга в данной ситуации?

  1. Провести пластическую операцию по коррекции формы носа.
  2. Убедить больную в отсутствии дефекта носа
  3. Порекомендовать консультацию психиатра
  4. Направить на консультацию к ЛОР-врачу
  5. Направить на консультацию стоматологу

5. На приеме у врача стоматолога женщина 35 лет по поводу острой боли, напряжена, тревожна, испытывает страх перед стоматологическими манипуляциями. По характеру эмоционально лабильна, впечатлительна. Какая тактика врача-стоматолога на подготовительном этапе оказания стоматологической помощи

  1. Использование рациональной психотерапии
  2. Назначение психотропных препаратов
  3. Не обращать  внимание на эмоциональное состояние пациентки
  4. Порекомендовать консультацию психиатра
  5. В директивной форме посоветовать «взять себя в руки»

6. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:

  1. Предоперационная депрессия
  2. Предоперационный стресс
  3. Предоперационная фрустрация
  4. Предоперационная тревога .
  5. Предоперационная истерия

7. Больному 45 лет,  установлен диагноз злокачественного новообразования на стадии, при которой лечение неэффективно. Больной обращается к врачу с вопросами по поводу диагноза и прогноза. Какова правильная тактика поведения врача?

А. Игнорировать вопросы больного

В. Рекомендовать обратиться к главному врачу

С. Действовать индивидуально с учетом характерологических особенностей больного

D. Ни в коем случае не сообщать диагноз

Е. Предоставить возможность ознакомиться с историей болезни

8. Молодая женщина обратилась к врачу гинекологу на раннем строке беременности с жалобами на постоянную утомляемость, раздражительность, тревожные опасения за будущее ребенка, его здоровье. Активно расспрашивает врача о факторах негативно влияющих на здоровье плода, об особенностях родов. Определите тактику врача гинеколога.

  1. Порекомендовать консультацию психиатра
  2. Назначение психотропных препаратов
  3. Не обращать  внимание на эмоциональное состояние беременной
  4. Порекомендовать индивидуальные и групповые сеансы психотерапии в центре «Психологической помощи беременным»
  5. Все вышеперечисленное

9. Беременная женщина 35 лет на фоне нормально протекающей беременности обратилась к гинекологу с жалобами на  тревогу, опасения о невозможности выносить ребенка, страх за состояние плода, плохой сон. В анамнезе 3 спонтанных аборта.  По характеру женщина мнительная, эмоционально лабильна. Отношения с мужем теплые. Муж заботлив, внимательный, с нетерпением ждет рождения ребенка. Какой фактор является основным в развитии данной психологической реакции женщины.

  1. Отношения с мужем
  2. Личностные особенности женщины
  3. Наличие спонтанных абортов в анамнезе
  4. Психическое состояние беременной
  5. Соматическое состояние беременной

10. Какие факторы должен учитывать врач-стоматолог для установления, необходимого для качественного лечения, психологического контакта с ребенком?

  1. Возраст и стадию интеллектуального развития ребенка
  2. Личностно-психологические особенности ребенка
  3. Тип поведения ребенка во время стоматологического приема
  4. Тип родительского отношения
  5. Все выше перечисленное

Психологические аспекты зависимости

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия сверхценные увлечения

2. Перечислите зависимости пищевого поведения

3. Дайте определение понятия созависимость

4. Дайте определение понятия гемблинг

5. Критерии формирования «компьютерной зависимости»

6. Типы «компьютерной зависимости»

7. Дайте определение понятия «фанатизма»

Тестовые задания

  1. Мужчина 45 лет, проживает с женщиной злоупотребляющей алкоголем, верит постоянным обещаниям жены бросить пить, защищает перед родственниками когда те осуждают её за пьянство. Смирился с тем, что жена оставила работу, не заботится о семье и о детях. Иногда пьет спиртное вместе с женой «чтобы ей меньше досталось». Определите состояние мужчины.

А. Независимость

В. Созависимость

С. Алкоголизм

D. Зависимость

Е. Сверхценное увлечение

  1. Девушка 18 лет учащаяся ВУЗа. Увлечена «тяжелым роком», вместе с друзьями ездит в различные города, в которых гастролирует любимая музыкальная группа. В одежде придерживается рок-стиля. Не интересуется занятиями в ВУЗе, часто пропускает, не реагирует на замечания родителей и преподавателей, употребляет спиртные напитки, курит, пробовала легкие наркотики, не боится исключения из ВУЗа. Как называется такая форма зависимости.

А. Гемблинг

В. Наркомания

С. Алкоголизм

D. Фанатизм

Е.Токсикомания

  1. Больной 21 года, эндокринопат, рост 170см., вес 105 кг. Жалуется на постоянное чувство голода, употребляет большое количество пищи, иногда наедается до рвотной реакции. Старается сдерживать себя, но справиться с чувством голода не может. Между традиционными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) обязательно перекусывает, постоянно что-то жует. Определите форму пищевого поведения больного.

А. Неэстетичность

В. Анорексия

С. Извращение вкуса

D. Булимия

Е. Изменение скорости приема пищи

  1. Мужчина 40 лет увлечен игрой в рулетку. Регулярно вечер посещает казино, где проиграл значительную часть своего состояния. Не реагирует на просьбы жены прекратить играть, не заботится о детях. Уверен, что ему обязательно повезет и он не только вернет свои материальные потери, но и выиграет значительные суммы денег. На следующий день после проигрыша ходит в церковь и просит бога помочь ему. Как называется такая форма зависимости.

А. Религиозный фанатизм

В. Спортивный фанатизм

С. Гемблинг

D. Алкоголизм

Е. Интернет - зависимость

  1. Мужчина 42 лет злоупотребляет алкоголем, пьет почти ежедневно. Уволен с работы за пьянство. Жена развелась с ним, судьбой детей не интересуется. Живет с престарелой матерью, продает из дома вещи, перебивается случайными заработками. Курит до 10 сигарет в день, иногда в компании собутыльников принимает таблетки трамадола. Определите форму зависимости

А. Алкоголизм

В. Наркомания

С. Никотиномания

D. Гемблинг

Е. Фанатизм

  1. Больная 19 лет, рост 168 см., вес 34 кг. 2 года назад после насмешливого замечания знакомого парня почаще соблюдать жесткую диету, по нескольку дней не принимала пищу. Когда появлялось чувство голода наедалась, но тут же вызывала у себя рвоту. Настоящий все держится последние полгода. Понимает, то истощена, старается увеличить все, но самостоятельно не может, поэтому поступила в больницу. Определите форму пищевого поведения больной.

А. Булимия

В. Анорексия

С. Извращение вкуса

D. Неэстетичность

Е. Изменение скорости приема пищи

  1.  Студентка технического Вуза 19 лет после психотравмирующих переживаний (рассталась с женихом) по совету соседки стала посещать молебный дом сектантов-шестидесятников. В начале ходила туда не чаще 2 – 3 раз в месяц, после беседы с «проповедником» участила посещения и 2 месяца назад ушла из дому забрав все золотые украшения. Оставила институт. На просьбы матери вернуться домой говорит, что чувствует себя спокойно только среди её новых братьев и сестер. Продала многие личные вещи, зло лото все деньги отдала проповеднику считая его самым добрым и умным человеком на земле. Какой вид зависимости у девушки.

А. Спортивный фанатизм

В. Музыкальный фанатизм

С. Наркомания

D. Гемблинг

Е. Религиозный фанатизм

8. Девушка 25 лет после длительного и несистематического следования различным диетам, жалуется на наличие постоянного чувства голода, неисчезающего даже после обильного употребления пищи. Ест много, иногда до рвоты, однако это не ослабевает влечения к еде. Определите форму пищевого поведения больного?

А. Анорексия

В. Булемия

С. Извращение вкуса

D. Ускоренный метаболизм

Е. Гипогликемия

9. Девушка 25 лет, курит с 18 лет, любит покупать дорогие аксессуары для курения (мундштуки, портсигары, зажигалки). Процесс курения сопровождается демонстрацией красивых и дорогих принадлежностей для курения. Определите данный компонент условного рефлекса.

А. Элемент общения

В. Элемент ритуала

С. Элемент фетишизма

D. Стимуляция вкусовых ощущения

Е. Зависимое поведение

10. Девушка 26 лет, недавно окончила медицинский университет, перейдя на интернатуру столкнулась с массой проблем на работе (общение с недовольными родственниками, тяжелые больные, заполнение массы документации). После работы регулярно посещает магазины одежды, обуви, бижутерии не замечая потраченного времени, совершает необдуманные покупки, тратит на них большую часть заработанных денег. Принесённые домой покупки зачастую оказываются невостребованными, могут простоять упакованными на протяжении длительного времени. Проведённое в магазинах время идёт в ущерб домашней работе. Определите причину поведения девушки?

А. Фетишизм

В. Сверхценное увлечение

С. Асоциальное увлечение

D. Элементы ритуала

Е. Замена межличностного общения

        

 Психология суицидальности, танатологии и эвтаназии

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия суицид и суицидальное поведение

  1. Перечислите варианты суицидального поведения

  1. Дайте определение понятия танатология

  1. Дайте определение понятия эвтаназия

Тестовые задания

1. Динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма изучает:

А. Эвтаназия

В. Танатология

С. Суицидология

D. Реаниматология

Е.Криминология

2. Удовлетворение просьбы смертельно больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами называется

А. Эвтаназия

В. Общая танатология

С. Суицидология

D. Реаниматология

Е. Частная танатология

3. Больной находящейся в реанимационном отделении после тяжелой ЧМТ на протяжении последних 6месяцев находится в состоянии комы. Несмотря на проводенную операцию и активную медикаментозную терапию положительной динамики не отмечается. Врач-реаниматолог оценив состояние пациента как безнадежное, намеренно прекратил  поддерживающую терапию больного.

А.  Аффективное суицидальное поведение

В.  «Протестная» форма суицидального поведения

С. Пассивная эвтаназия

D. Активная эвтаназия

Е.  Частная танатология  

4. Одинокая пациентка 89лет, длительное время страдающая онкологическим заболеванием,  «прикованная» к постели, без положительной динамики заболевания настоятельно просила врача сделать ей укол для быстрой смерти. Объясняя свой поступок тем, что «я все равно умру, устала от болезни и нестерпимой боли». Врач пожалел больную и ввел ей «смертельный укол».

А. «Протестная» форма суицидального поведения

В. Общая танатология

С. Пассивная эвтаназия

D. Активная эвтаназия

Е.  Частная танатология  

5. Мужчина 43лет, временно безработный, совершил попытку самоповешенья после того, как получил уведомление из банка, что в случае не погашения раннее взятого кредита на его имущество уже наложен арест с дальнейшей   конфискацией. Определите тип психотравмирующей ситуации

А. Неудовлетворенных стремлений

В. Сильных, продолжительных травмирующих воздействий

С. Слабых, но продолжительных травмирующих воздействий

D. Внезапно нарушающая основные направленности личности

Е. Кратковременная, резко затрагивающая личность

6. Молодая женщина 24лет, совершила суицидальную попытку отравление медикаментами, после очередного конфликта со свекровью. Обвинила ее в неверности, что она плохая жена и хозяйка, недостойна ее сына. Определите тип психотравмирующей ситуации

А. Неудовлетворенных стремлений

В. Сильных, продолжительных травмирующих воздействий

С. Слабых, но продолжительных травмирующих воздействий

D. Внезапно нарушающая основные направленности личности

Е. Кратковременная, резко затрагивающая личность

7. Молодой человек 19лет, в присутствие своей девушки пытался выпрыгнуть в окно после того, как между молодыми людьми возник конфликт, девушка сказала, что больше его не любит и просила никогда ей не звонить и не искать с ней встречи. У нее появился более достойный парень. Определите вариант суицидального поведения

А. Истинное

В. Призывающее

С. Аффективное

D. Протестное

Е. Демонстративно-шантажное

 

  1. Больная Л. Совершила две попытки отравления, которые объясняет так «у меня ничего не выходит», «все против меня», «я больше не могу быть лучшей». Девочка тяжело переживает смену сельской школы на городскую гимназию: «Для меня это было травмой», изменился график жизни: «Учиться стало тяжелее, чтобы быть первой, мне надо все время заниматься», хроническое недосыпание, в коллективе адаптироваться не может. Определите форму суицидального поведения

А. Протест

В. Месть

С. Призыв

D. Избежание

Е. Самонаказание

  1. Больная П., 16 лет. Мать девочки на протяжении 3 лет злоупотребляет алкоголем, приводит в дом посторонних мужчин, продает личные вещи девочки, систематически избивает дочь. За последние 6 месяцев постоянно задумывалась об уходе из жизни, часто при побуждении возникали мысли «зачем я проснулась?», испытывала депрессивные переживания, ощущения безысходности, ненужности. Когда дома никого не было, нанесла самоповреждения. Определите вариант суицидального поведения

А. Истинное

В. Аффективное

С. Демонстративно-шантажное

D. Протестное

Е. Вызывающее

  1. Подросток 14 лет требовал от родителей купить ему дорогую одежду. Очень обиделся, когда они отказали ему. Плакал, кричал «Вы меня не любите, вы хотите моей смерти». Ушел в ванну и перерезал вену на левом предплечье. Затем вышел из ванны, испачканный кровью и заявил родителям «Вот теперь Вы будете плакать после моей смерти». Определите тип суицидального поведения.

А. Аффективное

В. Протестное

С. Истинное

D. Демонстративно-шантажное

Е. Вызывающее

Рекомендованная литература

  1. Волков В.Г., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь.- Томск. Медицина, 1995.-328с.
  2. Головаха Е.И., Панин Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев. Изд. Полит. Литературы Украины, 1989. - 187с.
  3. Клиническая психология: Учебник. – 2-е изд; дополн. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – 864 с.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем.    Киев: Вища школа,  1981. - 390 с.
  5. Лурия Р.А.. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. (Изд. 4-е) Москва,  Медицина,  1977. - 12с.
  6. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 320 с.
  7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство.   М.: МЕДпресс, 1998. - 587с.
  8. Полищук И.А., Видренко А.Е. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. - Киев. «Здоровье»,  1980. -  122с.
  9. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л-д. «Медицина». 1984. - 191с.
  10. Телешевская М.С., Погибко Н.И. Вопросы врачебной деонтологии.    Л-д. «Медицина», 1978.  -   158с.
  11. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства.    Москва. Медицина, 1985. -  380 с.

Скорая помощь при остром стрессе!

  • Умойтесь холодной водой.PE01480_.WMF
  • Выпейте воды или лучше сока.
  • Найдите в теле напряжённые мышцы и расслабьте их.
  • Потрясите кистями, руками, ногами.
  • Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд.
  • Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
  • Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто вы стонете.
  • Переведите нервное напряжение в мускульное – пробежитесь и помашите руками.
  • Помассируйте тело – прогладьте себя с ног до головы, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
  • Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щёк.
  • Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
  • Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок.
  • Уменьшите значение события. Скажите себе: «Это не конец света! Мы ещё поживём! Бывали дни и похуже! Я всё равно себя люблю!»
  • Пошлите всё к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
  • Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было хорошо и комфортно. Это то место, которое психологи называют «Безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы». Побудьте в нём несколько минут.
  • Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им.
  • Вы в полном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов

использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...

Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»

В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.В п...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Учебное пособие по дисциплине иностранный язык разработано  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего професси...

Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Иностранный язык ( немецкий)

Сборник заданий для самостоятельной работы по темам «Больница и иные медучреждения», « Работа медсестры и сестринские манипуляции»предназначен для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельно...

Сборник заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине "Банковский надзор и аудит"

Сборник практических заданий для самостоятельной работы учащихся на уроках по учебной дисциплине "Банковский надзор и аудит"...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (2 курс)

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.15 "Открытые горные работы" (2 курс)Общее количество часов - 16В д...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (1 курс)

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.14 "Маркшейдерское дело" (1 курс)Общее количество часов - 18В доку...