Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (1 курс)
методическая разработка
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.14 "Маркшейдерское дело" (1 курс)
Общее количество часов - 18
В документе приведен тематический план, рекомендуемые источники информации, задания для самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srs_psihologiya_obshcheniya_md-171.docx | 53.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
(индекс и наименование дисциплины)
Основной профессиональной образовательной программы 21.02.14 «Маркшейдерское дело» на базе полного среднего образования.
Алдан
2017 г.
Согласовано Заведующими кафедр/Предметно-цикловой комиссией Протокол №_______ от _____________ | Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по ППКРС/ППССЗ _______________ |
Согласовано Научно-Методическим советом техникума Протокол №_______ от _____________ | Утверждены Зам. директора по УПР «____» __________ 20___г. |
Разработчик:
Дмитриенко Л.С. педагог-психолог _____________________
(ФИО) (должность) (подпись)
Макет
- Пояснительная записка
Психология общения является дисциплиной вариативной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ
Основными целями самостоятельной работы по учебной дисциплине (МДК) являются:
- развитие общих и профессиональных компетенций,
- умение приобретать научные знания путем личных поисков,
- формирование активного интереса и вкуса к творческому самостоятельному подходу в учебной и практической работе.
На самостоятельную работу в курсе изучения дисциплины отводится 18 часов.
- Тематический план СРС
№ | Тема | Вид работы | Количество часов | Методы контроля |
1 | Тема 2. Характеристика общения. Тема 2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений. | составление таблицы «Анализ социальных ролей» | 2 | анализ таблицы |
2. | Тема 2.2 Виды и функции общения | Составление опорного конспекта по теме «Слушание в межличностном общении» | 2 | проверка конспекта |
3 | Тема 2.3 Общение как обмен информацией (коммуникация). Коммуникативные барьеры. Вербальная коммуникация | Презентация «Обратная связь в говорении и слушании» | 1 | проверка выполнения индивидуальных заданий |
4. | Тема 2.4. Невербальная коммуникация. | Реферат «Имидж личности» | 2 | проверка рефератов |
5. | Тема 2.5.Общение как взаимодействия (интеракция). | Подготовка слайдовых презентаций по теме «»Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия» | 1 | Просмотр и анализ мультимедиа презентаций. |
6. | Тема 2.6. Конфликт как особая форма взаимодействия. | составление таблицы с примерами из художественных фильмов и ситуаций из жизни | 1 | Анализ конфликтогенов на примере художественных произведений и ситуаций из жизни. |
7. | Тема 2.7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция). | Определение уровня эмпатии (опросник Юсупова). | 1 | анализ результатов |
8. | Тема 2.8. Механизмы межличностного восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. | Подготовка самопрезентации. | 2 | Обсуждение, анализ, выработка рекомендаций |
9. | Тема 3.Общение и индивидуальные особенности человека Тема 3.1. Общение и темперамент. | Определение типа своего темперамента (опросник Г. Айзенка). | 1 | анализ особенностей темперамента ив общении |
10. | Тема 3.2 Эмоции и чувства в процессе общения. Саморегуляция. | Подготовка сообщений по теме. | 2 | Выступление с сообщениями. |
Всего | 18 часов |
II. Рекомендуемые источники информации:
1. Интернет-ресурсы
2. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М. 2013. – 192 с. – (Профессиональное образование).– Допущено + URL: http://znanium.com
3. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. - (Профессиональное образование).
4. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебник / Н. С. Ефимова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование).
5. Столяренко Л.Д. Психология общения: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа №1
Тема 2. Характеристика общения
Тема 2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Цель: систематизировать знания о социальных ролях.
Задание: Заполнение таблицы «Анализ социальных ролей».
Форма представления задания: таблица.
Контроль качества выполненной работы: проверка таблицы.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие заполненной таблицы заданию; аккуратность и правильность заполнения таблицы; логичность; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Используя лекционный материал и дополнительные источники информации заполнить таблицу «Анализ социальных ролей».
Самостоятельная работа №2
Тема 2. Характеристика общения
Тема 2.2. Виды, функции общения.
Цель: раскрыть основные понятия темы; систематизировать знания
Задание: Составление опорного конспекта по теме.
Форма представления задания: конспект
Контроль качества выполненной работы: просмотр конспекта, устный опрос.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие конспекта теме; аккуратность и правильность написания опорного конспекта; логичность; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Используя лекционный материал и дополнительные источники информации, записать основные понятия темы.
Конспект
Основные виды систематизированной записи текста
- Аннотирование - предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
- Планирование - краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
- Тезирование - лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
- Цитирование - дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
- Конспектирование - краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Рекомендации по составлению конспекта
- Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
- Выделите главное, составьте план;
- Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
- Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
- Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от обучающегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Cамостоятельная работа №3
Тема 2. Характеристика общения
Тема 2.3 Общение как обмен информацией (коммуникация). Коммуникативные барьеры. Вербальная коммуникация.
Цель: изучить и систематизировать материал об общении как обмене информацией (коммуникации).
Задание: Написание сообщения по теме (на выбор студентов).
Форма представления задания: письменное сообщение.
Контроль качества выполненной работы: Выступление.
Требования к выполнению.
Выполнение сообщения должно способствовать углубленному усвоению материалов программы, повышению квалификации и приобретению навыков в области решения практических задач и ситуаций из области психологии общения. Его выполнение требует от студента не только теоретических знаний из области психологии общения, но и умения анализировать, сопоставлять, делать обобщения, выводы и предложения. Обучающемуся предоставляется право выбора темы сообщения.
Тема сообщения
ФИ студента
1. Организация времени и пространства при общении
2. Коммуникативные барьеры в общении
3. Авторитарная и диалогическая коммуникация
4. Вербальные средства общения
5. Невербальные средства общения
6. Особенности невербальной коммуникации в разных культурах
7. Управление вниманием при общении
8. Обратная связь в общении
На качество сообщения существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. В зависимости от темы при написании сообщения могут быть использованы разнообразные материалы: монографическая, учебная литература, нормативно-правовые акты различного уровня, статистические данные, данные словарей и энциклопедий.
Подготовка сообщения включает следующие этапы.
1. Выбор темы и изучение необходимой литературы.
2. Определение цели и задач исследования.
3. Составление плана работы.
4. Сбор и обработка фактического материала.
5. Написание текста и оформление сообщения.
6. Защита сообщения.
К сообщению предъявляются следующие требования:
1) четкость построения;
2) логическая последовательность изложения материала;
3) глубина исследования и полнота освещения вопросов;
4) убедительность аргументаций;
5) краткость и точность формулировок;
6) конкретность изложения результатов работы;
7) доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
8) грамотное оформление.
При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный).
Сообщение в печатном виде проверяется преподавателем, который определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям.
Критерии оценивания сообщения:
- соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы – 2 балла;
- соответствие целям и задачам дисциплины – 1 балл;
- способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса – 1 балл;
- качество публичного выступления – 1 балл.
Самостоятельная работа №4
Тема 2. Характеристика общения
Тема 2.4. Невербальная коммуникация.
Цель: изучить и систематизировать материал об использовании невербальных средств общения.
Задание: Составить викторину по теме.
Форма представления задания: викторина.
Контроль качества выполненной работы: выступление.
Требования к выполнению.
Составление викторины должно способствовать углубленному усвоению материалов программы, повышению квалификации и приобретению навыков в области решения практических задач и ситуаций из области психологии общения. Его выполнение требует от студента не только теоретических знаний из области психологии общения, но и умения анализировать, сопоставлять, делать обобщения, выводы и предложения.
Самостоятельная работа №5
Тема 2. Характеристика общения
Тема 2.5 Общение как взаимодействие (интеракция).
Цель: систематизировать и презентовать материал по теме «Интерактивная сторона общения»
Задание: Подготовьте и оформите электронную слайдовую презентацию
Форма представления задания: мультимедиапрезентация
Контроль качества выполненной работы: просмотр мультимедиапрезентации
Критерии оценки выполненной работы:
- отсутствие орфографических ошибок;
- использование научной терминологии;
- информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной.
Критерии оценивания, анализирующие дизайн презентации
- общий дизайн, оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации;
- диаграммы и рисунки в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию;
- текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами.
Требования к выполнению:
На основе изученного материала по теме оформить презентацию работы
Создавая презентацию вам необходимо определить
- конкретное количество слайдов, назначение каждого из них;
- основные объекты, которые будут размещены на слайдах.
Также необходимо соблюдать требования к оформлению мультимедийных презентаций, слайдов:
- Стиль
- соблюдайте единый стиль оформления
- избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой информации
- вспомогательная информация не должна преобладать над основной
- Фон
Для фона выбирайте холодные тона (синий, зеленый).
- Цвет
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Анимационные эффекты
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации
- Содержание информации
- используйте короткие предложения и слова
- заголовки должны привлекать внимание аудитории
- Расположение информации на странице
- предпочтительно горизонтальное расположение информации
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Шрифты
- для заголовка – не менее 24
- для информации – 16-18
- нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации
- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Объем информации
- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации
- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
- Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
Самостоятельная работа №6
Тема 2. Характеристика общения
Тема 2.6 Конфликт как особая форма взаимодействия.
Цель: изучить и систематизировать материал о конфликтном взаимодействии.
Задание: Анализ конфликтогенов на примере художественных произведений и ситуаций из жизни.
Форма представления задания: таблица.
Контроль качества выполненной работы: проверка таблицы.
Требования к выполнению.
Составление таблицы должно способствовать углубленному усвоению материалов программы, повышению квалификации и приобретению навыков в области решения практических задач и ситуаций из области психологии общения. Его выполнение требует от студента не только теоретических знаний из области психологии общения, но и умения анализировать, сопоставлять, делать обобщения, выводы и предложения.
Материалы для анализа:
ФРАЗА ИЛИ ДЕЙСТВИЕ ИЗ ТЕКСТА. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОГЕНА
1. "Кто это?" - спросила меня подруга... Я не сразу смогла ответить... "Да какой-то господин, живет здесь, в нашем доме", - неловко пробормотала я. "Почему же ты так покраснела, если ты его даже не знаешь?" - дразнила меня подруга. И именно потому, что она осмелилась издеваться над моей тайной, кровь еще сильнее прилила к моим щекам. От смущения я ответила грубостью: "Бестолковая гусыня!" - сказала я сердито. Но она расхохоталась еще громче и злей, и я почувствовала, что слезы бессильного гнева наполняют мои глаза. Я готова была задушить ее.
2. Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный, с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер. (Булгаков М.А. "Собачье сердце")
3. Он не встал, не поздоровался, даже не взглянул на них. Он являл собой великолепный образчик хамства, свойственного победителю.
4. Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: "Дурачок ты, Славочка".
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: "Ты - дурачище!"
Борище взял тетрадище,
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеище
Да как треснет Борищу в шеицу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
5. В автобус вошла девушка - стройная и симпатичная. Проходя по проходу, она случайно, так как автобус дернулся, толкнула мужчину средних лет. "Ну ты, корова!" - отреагировал тот. В ответ девушка предложила ему выйти с ней на следующей остановке, что он и сделал. Выйдя, она достала из сумочки баллончик и брызнула ему в лицо. Мужчина упал, а девушка вскочила в автобус и уехала.
6. Житейская ситуация. Муж зашел на кухню и, случайно задев стоящую на краю стола чашку, уронил ее но пол. Жена: "Экий ты неуклюжий. Всю посуду в доме перебил". Муж: "Потому что все не на своем месте. Вообще в доме бардак". Жена: "Если бы от тебя было хоть какая-то помощь! Я целый день но работе, а тебе с твоей мамочкой только бы указывать!.."
Самостоятельная работа № 7.
Тема 2. Характеристика общения
Тема 2.7 Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция).
Цель: определение уровня эмпатии.
Задание: пройти тест, обработать и проанализировать результат.
Форма представления задания: анализ.
Контроль качества выполненной работы: просмотр анализа; устный опрос.
Критерии оценки выполненной работы: результат соответствует классификатору. Аккуратность выполнения; логичность анализа полученного результата; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Используя материалы теста «Определение уровня эмпатии (опросник Юсупова)»,диагностировать свой уровень эмпатии.
ТЕСТ ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ (И.М. ЮСУПОВ)
Инструкция: Прочитав в опроснике утверждения, отметьте ваше мнение, выбрав одну из шести градаций: «не знаю» - 0, «никогда или нет» - 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, «всегда или да» - 5.
ОПРОСНИК
ОТВЕТЫ
Не знаю
"0"
Никогда или нет
"1"
Иногда
"2"
Часто
"3"
Почти всегда
"4"
Всегда или да
"5"
1.
Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии "Жизнь замечательных людей"
2.
Взрослых детей раздражает забота старших.
3.
Мне нравится рассуждать о причинах успехов и неудач других людей.
4.
Среди всех музыкальных передач предпочитаю "Современные ритмы".
5.
Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6.
Больному человеку можно помочь даже словами.
7.
Посторонним не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8.
Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.
9.
Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10.
Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11.
Я равнодушен к критике в свой адрес.
12.
Мне больше нравится рассматривать портреты, чем пейзажи.
13.
Я всегда всё родителям прощал, даже если они были неправы.
14.
Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.
15.
Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16.
Родители относятся к своим детям справедливо.
17.
Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18.
Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.
19.
Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
20.
Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.
21.
Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22.
В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
23.
Все люди необыкновенно озлобленны.
24.
Глядя на постороннего человека, я хочу угадать, как сложится его жизнь.
25.
При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
26.
В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
27.
Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.
28.
Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29.
Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30.
Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31.
Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.
32.
Если ребенок плачет, то на есть свои причины.
33.
Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34.
Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одногруппники иногда задумчивы.
35.
Беспризорных домашних животных следует уничтожать.
36.
Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.
Обработка результатов исследования следует начинать с определения достоверности данных. для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю» - 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да» - 2, 7, 11, 13, 16, 18,23. Кроме того, следует выяснить, сколько ответов «всегда или да» получено на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько ответов «всегда или да» получено для одного из утверждений в парах: 1 и 3, 3 и 36, 17 и 28.
Если общая сумма 5 и более, то результат исследования не достоверен, 4 - сомнителен, не более 3 - результат может быть признан достоверным.
Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, незнакомым людям.
Диагностические шкалы эмпатии
Необходимо подсчитать количество баллов по каждой шкале и общее количество баллов. Неравномерное распределение количества баллов по шкалам свидетельствует о разном проявлении эмпатии в отношениях с окружающими людьми. Чем выше результаты по шкале, тем выше уровень эмпатического понимания. Общее количество баллов свидетельствует о следующих уровнях эмпатии:
От 82 до 90 баллов. Очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание, вы очень чутко реагируете на настроение собеседника. Люди часто обрушивают на вас свое эмоциональное состояние, взрослые и дети охотно доверяют свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от холодного приветствия знакомого. Ваша впечатлительность не дает заснуть. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.
От 63 до 81 балла. Высокая эмпатийность: вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Окружающие ценят вас за душевность. Должно быть, дети тянутся к вам. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.
От 37 до 62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что ее правильно примут. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, что мешает вашему полноценному восприятию людей.
От 12 до 36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
0 баллов и менее 12. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и людьми, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в затруднительном положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно и не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
Самостоятельная работа №8
Тема 2. Характеристика общения
Тема 2.8 Механизмы межличностного восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.
Цель: изучить и систематизировать материал о влиянии имиджа на восприятие человека.
Задание: Подготовить самопрезентацию.
Форма представления задания: самопрезентация.
Контроль качества выполненной работы: публичное выступление.
Требования к выполнению.
Подготовка самопрезентации должна способствовать углубленному усвоению материалов программы, повышению квалификации и приобретению навыков в области решения практических задач и ситуаций из области психологии делового общения. Ее выполнение требует от студента не только теоретических знаний из области психологии делового общения, но и умения анализировать, сопоставлять, делать обобщения, выводы и предложения.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие содержания самопрезентации изучаемому вопросу; грамотность формулирования собственной позиции, оценки и ее аргументация.
Последовательность выполнения:
1. Прочитайте материал учебников и интернет-источники.
2. Выпишите приоритетные качества, которые вас характеризуют.
3. Выберите качества, которые достались вам от природы; качества, которые характеризуют вас с профессиональной стороны; нравственные ценности и способность к межличностному общению; жизненный и профессиональный опыт личности.
4. Проанализируйте свой имидж.
5. Выделите стороны своего имиджа, над которыми вам еще необходимо поработать.
Самостоятельная работа №9
Тема 3. Общение и индивидуальные особенности человека.
Тема 3.1 Общение и темперамент.
Цель: определение типа своего темперамента.
Задание: пройти тест, обработать и проанализировать результат.
Форма представления задания: анализ результата.
Контроль качества выполненной работы: проверка анализа.
Критерии оценки выполненной работы: результат соответствует классификатору. Аккуратность выполнения; логичность анализа полученного результата; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Используя материалы теста «Личностный опросник Г.Айзенка», диагностировать свой тип темперамента.
Личностный опросник Г. Айзенка
Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, но обязательно отвечайте.
Обработка данных
При совпадении ответов с ключом начисляется один балл. Подсчитайте сумму баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности.
Показатель А (искренность ответов)
Присвойте балл каждому ответу «Да», если вы дали его на вопросы №№ 6, 24, 36. Присвойте балл каждому ответу «Нет», если вы дали его на вопросы №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям) Присвойте балл каждому ответу «Да», если вы дали его на вопросы №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56. Присвойте балл каждому ответу «Нет», если вы дали его на вопросы №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной чувствительности, возбудимости) Присвойте балл каждому ответу "Да", если вы дали его на вопросы №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если по шкале А получено более 4 баллов - результаты считаются недостоверными, так как ответы были неискренни.
Cамостоятельная работа №9
Тема 3. Общение и индивидуальные особенности человека.
Тема 3.2 Эмоции и чувства в процессе общения. Саморегуляция.
Цель: изучить и систематизировать материал об управлении эмоциональным состоянием в процессе общения.
Задание: Написание сообщения по теме (на выбор студентов).
Форма представления задания: письменное сообщение.
Контроль качества выполненной работы: Выступление.
Требования к выполнению.
Выполнение сообщения должно способствовать углубленному усвоению материалов программы, повышению квалификации и приобретению навыков в области решения практических задач и ситуаций из области психологии общения. Его выполнение требует от студента не только теоретических знаний из области психологии общения, но и умения анализировать, сопоставлять, делать обобщения, выводы и предложения.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы сообщения.
Тема сообщения
ФИ студента
1. Стрессы в общении
2. Причины стрессов в деловом общении
3. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении
4. Техники релаксации в практике общения.
5. Использование приемов саморегуляции в деловом общении.
6. Профилактика стрессов в деловом общении.
На качество сообщения существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. В зависимости от темы при написании сообщения могут быть использованы разнообразные материалы: монографическая, учебная литература, нормативно-правовые акты различного уровня, статистические данные, данные словарей и энциклопедий.
Подготовка сообщения включает следующие этапы.
1. Выбор темы и изучение необходимой литературы.
2. Определение цели и задач исследования.
3. Составление плана работы.
4. Сбор и обработка фактического материала.
5. Написание текста и оформление сообщения.
6. Защита сообщения.
К сообщению предъявляются следующие требования:
1) четкость построения;
2) логическая последовательность изложения материала;
3) глубина исследования и полнота освещения вопросов;
4) убедительность аргументаций;
5) краткость и точность формулировок;
6) конкретность изложения результатов работы;
7) доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
8) грамотное оформление.
При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный).
Сообщение в печатном виде проверяется преподавателем, который определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям.
Критерии оценивания сообщения:
- соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы – 2 балла;
- соответствие целям и задачам дисциплины – 1 балл;
- способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса – 1 балл;
- качество публичного выступления – 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. специальность 38.02.01 3 курс
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯпо выполнению самостоятельной работы поПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.специальность 38.02.013 курс...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (2 курс)
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.15 "Открытые горные работы" (2 курс)Общее количество часов - 16В д...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы к учебной дисциплине ПМ.03 Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей. Для специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомоб
Методические указанияпо выполнению самостоятельной работык учебной дисциплине ПМ.03 Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей...
Методические указания по выполнению самостоятельных работ к учебной дисциплине Эксплуатация крана при производстве работ (по видам) основной образовательной программы (ОП) по профессии СПО 190629.07 Машинист крана (крановщик).
Методические указанияпо выполнению самостоятельных работ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.03 Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления для специальности 08.02.08
В методической разработке «Методические указания для выполнения самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ.03 Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации си...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования общеобразовательный цикл социально-экономический профиль 1 курс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации составлены в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине история, включая указания по выполнению индивидуального проекта.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы...