Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»
учебно-методическое пособие на тему

Железнякова Екатерина Анатольевна

В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.

В пояснительной записке раскрываются основные цели и задачи методической разработки, определены знания и умения, которыми должен овладеть студент при выполнении данных работ.

Содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента разбито по темам, внутри которых определены задания практико-ориентированного характера (открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы).

В методической разработке указаны критерии оценки заданий. Оценка индивидуальных образовательных достижений студентов производится в соответствии с универсальной шкалой и специально разработанными количественными критериями оценки по каждому заданию в практической работе.

Данный вид учебной деятельности направлен на более глубокое изучение темы образовательной программы по данной дисциплине. Она развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, активность, настойчивость в достижении поставленной цели и играет ведущую роль в формировании навыков познавательной деятельности, вырабатывает способность анализировать факты и явления, учит самостоятельно мыслить. Все виды самостоятельной работы направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.

Методическая разработка имеет практическое значение, так как может быть использована при проведении занятий по дисциплине «История».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_srs.docx124.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Сборник заданий

для самостоятельной работы обучающихся

по специальностям СПО

по дисциплине «История»

Сызрань, 2013 г.


Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК ________________________

Протокол  № ____   от «___»________г.

Председатель ЦМК _______________

                           /______________/

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________________

/Н.А.Шигина/

Разработчик:

Железнякова Е.А., преподаватель ГБОУ СПО «СМГК»

Рецензенты:

Дурыманова Е.С., преподаватель ГБОУ СПО «СМГК»

Федотов Ю.В., доцент кафедры ПЛА и УКМ СГАУ, член методического совета факультета летательных аппаратов


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……...…………………………………………………..

3

Самостоятельная работа 1 «Римская империя»………………………………..

5

Самостоятельная работа 2 «Русская правда – первый свод законов Древней Руси»………………………………………………………………………………

6

Самостоятельная работа 3 «Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного»……..…..……………………………………………………………….

7

Самостоятельная работа 4 «Россия  - великая европейская держава» ……….

10

Самостоятельная работа 5 «Революция 1905-1907 г.г.» ………………………

11

Самостоятельная работа 6 «Двоевластие» ……………………………………..

13

Самостоятельная работа 7 «Распад СССР и образование СНГ»……………...

15

Порядок оформления отчета о работе………………………............................

17

Используемая литература………………………………………………………..

19

Приложение ………………………………………………………………………

20


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История» разработан в соответствии с требованиями  рабочей программой учебной дисциплины «История» (базовый уровень) по профессиям СПО «Техническое регулирование и управление качеством», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Сети связи и системы коммутации», «Информационные системы (по отраслям)», «Страховое дело», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».

Цель выполнения самостоятельных работ по дисциплине «История»:

Сформировать у обучающихся навыки работы с информационными ресурсами и установления причинно-следственных связей между историческими фактами и пространственно-временными рамками

Задачи:

  1. Развитие у обучающихся фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании общей истории общества.
  2. Оказание помощи в овладении обучающимися научно-исторического мышления, понимания закономерностей исторических процессов, их взаимообусловленности в мировой истории.
  3. Рассмотрение отечественного опыта исторического развития России.
  4. Привитие навыков составления отчетов по работам.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, презентации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты

Задания содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения заданий обучающиеся могут использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями и балльной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки заданий практической работы № N». На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план выполнения самостоятельной работы и выбрать информационные источники.

Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся производится в соответствии с универсальной шкалой и специально разработанными количественными критериями оценки по каждому заданию в работе. Качественная оценка самостоятельной работы обучающегося указывается в примечании: уровень выполнения практической работы (научный, социальный, философский), выделение основных аспектов вопросов, определение актуальных зон вопросов.

Основные принципы организации выполнения работы являются:

  • активность, что определяет  необходимость сотрудничества обучающихся и обмена информацией с преподавателем;
  • индивидуализация обучения, что проявляется в учете преподавателем индивидуальных особенностей обучающегося при оценке выполненной работы;
  • регламентация обучения, что обеспечивает необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студентов;
  • научность, что определяет уровни решения для достижения поставленных задач на основе научных знаний;
  • наглядность, что обеспечивает представление информации в доступном виде;
  • учет трудоемкости, что дифференцирует уровень сложности и объема предложенных заданий в работе.

Выполненные работы оформляются в соответствии с требованиями: титульный лист, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники. Содержание предложено в разделе «Порядок оформления отчета по работе». Допускается выполнение работы в рабочей тетради при выполнении заданий в аудитории на практическом занятии, согласно календарно-тематическому плану.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1  

Тема: «Римская империя»

Задания к работе:

  1. Прочитайте §1-4 глава III Цивилизация древнего Рима в Пособии для учебных заведений Хачатуряна В.М. «История мировых цивилизаций», §10-12 Учебника для 10 кл. Загладина Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» и текст дополнительную информацию о Римской империи.
  2. Рассмотрите карты 1-4. В тетрадях письменно ответьте на вопросы:
  1.  Карта №1. Опишите процесс колонизации Древней Италии.
  2.  Карта №2. Опишите территориальное пространство Римской империи во II в.н.э.
  3.  Карты №3 и №4. В чем причины распада Римской империи?
  1. В тетрадях письменно ответьте на вопросы:
  1. Почему плебеи не имели права на надел земли из общинного поля и занимались ремеслом, торговлей?
  2.  В чем сущность патриархального рабства?
  3. Какое влияние колонии оказывали на римской цивилизации?
  1. Прочитайте доп. информацию и Римской империи. Зарисуйте в тетради структурно-логическую схему «Характеристика периодов развития Римской империи». Заполните пропущенные строчки правильными ответами.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

«ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ»

  1. Сформулируйте вывод, отвечая на вопросы:

А) Почему Римская империя является развитой цивилизацией?

Б) Почему римскую республику называют аристократической?

В) Каковы были идеалы в обществе Рима?

Г) Перечислите основные причины распада Римской империи.


Критерии оценки работы:

Задания

Баллы

Примечание

Задание 2.1. Опишите процесс колонизации Древней Италии.

15

+5 баллов при научном уровне выполнения, выделение основных аспектов вопроса, определение актуальных зон вопроса

Задание 2.2. Опишите территориальное пространство Римской империи во II в.н.э.

15

Задание 2.3. В чем причины распада Римской империи?

25

Задание 3.1. Почему плебеи не имели права на надел земли из общинного поля и занимались ремеслом, торговлей?

10

Задание 3.2. В чем сущность патриархального рабства?

10

Задание 3.3. Какое влияние колонии оказывали на римской цивилизации?

10

Задание 4. Структурно-логическая схема..

50

Оформление структурно-логической сетки в соответствии с требованиями и интернет-ресурсов + 10 баллов

Задание 5. Вывод

15

+5 баллов при выделении основных аспектов вопроса

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2

Тема «Русская правда – первый свод законов Древней Руси»

Задания к работе:

  1. Прочитайте текст «Русская правда – первый свод законов Древней Руси». Ознакомьтесь с дополнительными историческими фактами.
  2. Заполните таблицу, кратко записывая основные исторические факты. Используйте при работе учебник Павленко Н.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для 10 кл. общеобразоват. Учреждений» -  §6-7 (стр.40-58)

Таблица №1 «Характеристика законодательства Древнерусского государства»

Основные редакции

Краткая характеристика редакций

«Краткая»

«Пространная»

«Сокращенная»

  1.   Объясните причины создания общерусского законодательства в Киевской Руси: социально-экономическая, политическая, религиозная.
  2. Наличие в Древнерусском государстве соседской общины славян приводит нас к признанию того, что члены ее имели определенный круг прав и обязанностей как во взаимоотношениях между собой, так и вне общины. Опишите источники создания «Русской правды»: обычаи славянских народов, социально-экономические нормы поведения при феодальном строе, укрепление монархии, договоры высшей власти с народом.
  3. Сделайте вывод о роли «Русской правды» в развитии Древнерусского государства.

Критерии оценки работы:

Задания

Баллы

Примечание

Задание 2. Таблица №1 «Характеристика законодательства Древнерусского государства»

50

+5 баллов при научном уровне выполнения, выделение основных аспектов вопроса, определение актуальных зон вопроса

Задание 3. Объясните причины создания общерусского законодательства в Киевской Руси: социально-экономическая, политическая, религиозная.

25

Задание 4. Опишите источники создания «Русской правды»:  обычаи славянских народов, социально-экономические нормы поведения при феодальном строе, укрепление монархии, договоры высшей власти с народом.

25

Задание 5. Вывод

15

+5 баллов при выделении основных аспектов вопроса

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3

Тема: «Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного»

Задания к работе:

  1. Ознакомьтесь с текстом §19 стр.169 «Боярское правление», §20-23 учебника И.И.Павленко «История России с древнейших времен до конца XVII века»
  2. Выполните задания в тетради.
  1. Таблица №1 «Реформы Ивана Грозного». Заполните таблицу, вписывая пропущенные события или их пояснение (стр.175-182)

Название события

Пояснение события

В начале 40-х Ивану IV был приставлен духовный наставник, человек государственного кругозора, умный и строгих правил

16.01.1547 г.

Реформы в управлении государством – Собор примирения

Новый Судебник 1550 года

Отличительная черта характеризуется …

Привилегии монастырей ….

Судебные пошлины …

Крестьянский вопрос выражался в …

Значение Судебника 1550 года в управлении государством

Губная реформа

Земская реформа

Реформа самоуправления

Вид вознаграждения …

Перераспределение власти …

Реформа вооруженных сил

1551 год – созвание собора для улучшения церковного порядка и благочиния

Значение реформ

Структурный характер выражался в …

Высшие сословно-представительные органы …

Органы местного самоуправления …

  1. Таблица №2 «Деятельность Избранный рады». Заполните таблицу, вписывая пропущенные события или их пояснение (стр.175, 178-180, 183-185, 188)

Название события

Пояснение события

Правительственный кружок, который князь А.М. Курбский назвал Избранной радой.

Система приказов

Податная реформа

Казанское взятие

Главной целью во внешней политике с Казанским и Астраханским ханствами …

В 1548-1551 гг. ….

В 1552 году …

В 1556 году …

Сибирское ханство

В 1581 году  Ермак …

Внешнеполитические разногласии членов Избранной рады и царя по Крамскому ханству привели к прекращению деятельности Избранной рады

  1. Таблица №3 «Сущность опричнины». Заполните таблицу, вписывая пропущенные события или их пояснение (стр. 190-192, 194)_

Название события

Пояснение события

Декабрь 1564 года

Под давлением народа, бояр и духовенства Иван Грозный возвращается на царство, но выдвигает условие, которое должно приняться без оговоров наделения царской семьи уделом

Земщина

Смысл опричнины (цели)

1568 год

1570 год

Отмена опричнины

  1. Таблица №4 «Итоги Ливонской войны». Заполните таблицу, вписывая пропущенные события или их пояснение (стр. 188-189, 193, 195

Название события

Пояснение события

1558 год

1560 год

1563 год

Между Великим княжеством Литовским и королевством Польским была заключена уния. Москве приходилось иметь дело с Речью Посполитной, военный потенциал которой превосходил возможности России.

Россия воевала на два фронта – в Литве и Ливонии и против крымского ханства Девлет-Гирея. Все это разоряло и ослабляло российское государство. В 1578 году был избран на польский престол Стефан Баторий и перешел к освобождению своих земель. Речь Посполитная, нуждавшаяся в мире как и Россия, пошла на заключение Ям – Запольского перемирия.

Ям – Запольское перемирие

1583 год

  1. Выполните тест в тетради.

Инструкция по выполнению заданий с 1 по 10:

  1. Выберите ответ, соответствующий правильному варианту ответа.
  2. Запишите полностью правильный ответ в столбец 3 .
  3.  Вариант ответа: 1 - Иван Грозный

1

Боярское правление наступило после смерти Елены Глинской в …

  1. 1538 г.                      2) 1540 г.                       3) 1570 г.                        4) 1533 г.

2

Причиной слабости центральной власти и волнений посадских людей Пскова, Устюга Великого, Коломны являются …

  1. распри между правящими элитами            2) жестокости молодого Ивана IV

3

Избрание Ивана IV на царство определено датой …

  1. 16.01.1549                                2) 16.01.1547                                 3) 16.07.1547

4.

При венчании на царство на голову Ивана IV надели шапку Мономаха, что являлось актом идеологического и политического значения в статусном положении московского великого государя и получение …

  1. привилегий по ярлыку                2) слова в Избранной раде              
  2. 3) царского сана

5.

Собор 1551 года утвердил в Русской Церкви двоеперстное перстосложение, как единственно правильное и с дней апостольских существующее. Патриарх Никон заменил двоеперстного перстосложения для крестного знамения …, что означало «отцы и деды и прадеды издревле друг от друга приемлюще тако знаменовахуся»

  1. троеперстным                        2) одноперстным               3) крестным

6.

Принятие Судебника 1497 г. привело к введению Юрьева дня: в общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен …

1) двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня

2) периодом завершения годового цикла сельскохозяйственных работ и расчёта

7.

Своеобразные китайские стены на русский манер, которые создавали непрерывные линии препятствий для крымской конницы, называются …

  1. новгородскими воротами             2) засеченными линиями                                  3) границами ханства

8.

Венчан на царство Федор Иванович – последний царь из династии Рюриковичей в …

      1) 1584 году                                      2) 1597 году                               3) 1589

9.

Борис Годунов был избран на царство в …

  1. 1591 году                                      2) 1586 году                              3) 1598 году

10.

Синодик для церковного поминовения, написанный по указанию царя Ивана Грозного. Составлен с целью поминовения лиц, пострадавших в годы его правления называется …

  1. синодиком опальных                    2) синодиком опричников          

3) синодиком святых

6. Напишите вывод, ответив на вопросы:

А) Чем определялась потребность в реформах в середине XVI века.

Б) Какие реформы были проведены Иваном Грозным?

В)Дайте оценку методам централизации власти в конце правления Ивана Грозного.


Критерии оценки работы

Задания

Баллы

Примечание

Таблица№1 «Результаты реформ Ивана Грозного»

30

+5 баллов при сделанном выводе после задания, определение актуальных зон вопросов

Таблица №2 «Деятельность избранный Рады»

30

Таблица №3 «Сущность опричнины»

30

Таблица №4 «Итоги Ливонской войны»

20

Тест

30

Задание 6. Вывод

15

+5 баллов при выделении основных аспектов вопроса

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4

Тема: «Россия  - великая европейская держава».

Задания к работе:

  1. Ознакомьтесь с информацией по исторической эпохе Петра I в учебнике Н.И. Павленко «История России в XVIII-XIX вв. 10 класс» §40-46.
  2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, ответьте на вопросы, записав их в тетрадь:

2.1. Опишите предпосылки преобразований Петра I.

2.2. Дайте характеристику петровским реформам.

2.3. Сегменты экономики России при Петре I: промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки.

2.4. Дайте характеристику политике России: Нарва, Украина, Полтава, Прутский поход, Северная война.

2.5. Напишите вывод, ответив на вопросы:

А) Почему  про Петра I говорят, что он «прорубил окно для России в Европу» ?

Б) Какова значимость петровских реформ для политического и экономического  развития России в XVIII.

В) Как Петр I решал вопросы международных отношений?


Критерии оценки работы

Задания

Баллы

Примечание

Занятие 2.1. Опишите предпосылки преобразований Петра I

25

+5 баллов при научном уровне выполнения, выделение основных аспектов вопросов, определение актуальных зон вопросов

Занятие 2.2. Дайте характеристику петровским реформам

25

Занятие 2.3. Сегменты экономики России при Петре I: промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки

40

Занятие 2.4. Дайте характеристику политике России: Нарва, Украина, Полтава, Прутский поход, Северная война

40

Задание 2.5. Вывод

15

+5 баллов при выделении основных аспектов вопроса

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 5

Тема: «Революция 1905-1907 г.г.».

Задания к работе:

  1. Прочитать §20-23 Учебника для 11 кл. под редакцией Чудинова А.В. «»История» и дополнительную информацию, предложенную для рассмотрения в аудитории
  2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, ответьте на вопросы, записав их в тетрадь:

2.1. Каковы причины снижения мотивации крестьян и рабочих к повышению производительности своего труда?

2.2. Заполните таблицу№1 «Начало революции 1905-1907 г.г. в России»

Дата события

Краткое содержание, объясняющее событие, происходившее в это время

…………………………………………………………………………………

2.3. Заполните таблицу №2 «Реакция Николая II на революционные волнения»

Дата события

Краткое содержание, объясняющее событие, происходившее в это время

08.01.1905 г.

…………………………………………………………………………………

и т.д.

2.4. Заполните таблицу №3 «Революционные волнения после 9 января 1905 года»

Дата события

Краткое содержание, объясняющее событие, происходившее в это время

12-14.01.1905 г.

…………………………………………………………………………………

и т.д.

  1. Выполнить тест по практической работе №5.

Инструкция по выполнению заданий с 1 по 10:

1.Выберите ответ, соответствующий правильному варианту ответа.

2.Запишите полностью правильный ответ в столбец

3 .  Вариант ответа: 1 – Иван Грозный

1

Термин «большевик» появился в общественном движении России в …

  1. 1898 г.                      2) 1903 г.                       3) 1905 г.                        4) 1917 г.

2

Новый избирательный указ, увеличивший представительство дворян в Думе, был принят …

  1. 20.02.1906 г.           2) 09.07.1906 г.              3) 03.07.1907 г.              4) 23.02.1917 г.

3

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был опубликован в …

  1. 09.01.1905 г.           2) 17.10.1905 г.              3) 11.12.1905 г.               4)20.02.1906 г.

4

Выборный представительный орган рабочих, созданный в годы первой российской революции назывался …

  1. Профсоюз рабочих                  2) Учредительное собрание                   3) Совет рабочих

5

Ниже  перечислены  примеры, один из которых является итогом Первой революции 1905 г:

  1. ликвидация помещичьего земледелия;
  2. появление многопартийности;
  3. принятие закона о создании полковых комитетов солдатских депутатов в армии

6

Выберите два события, связанные с революцией 1905 -1907 гг:

  1. Созыв Учредительного собрания
  2. По делу декабристов было привлечено около 600 человек
  3.  «Кровавое воскресенье»
  4. Созыв I Государственной думы
  5. Установление режима «двоевластие»

7

Выберите только причины забастовки 3 января 1905 года:

  1. требование повышения зарплаты
  2. освобождение крестьян от крепостного права
  3. 8-часовой рабочий день
  4. отмена обязательных сверхурочных работ
  5. свержение временного правительства

8

Столкновения на Кавказе армян с азербайджанцами, продолжавшиеся в 1905—1906 годах, можно охарактеризовать как ...

  1. конфликты на национальной почве       2) социальный революционный конфликт

9

Утром 9 января 1905 года колонны рабочих общей численностью до 150 000 человек двинулись из разных районов к центру города. Возглавлял одну из колонн ….

  1. священник Гапон                    2) патриарх Московский                   3) П.А. Столыпин

10

Роспуск II Государственной думы с параллельным изменением избирательного закона (Третьеиюньский переворот 3 июня 1907 года) означал:

  1. переход к двоевластию        2) конец революции     3)  сотрудничество ГНЧК с РСДРП

4. Напишите вывод, ответив на вопросы:

А) Каковы изменения в социальной структуре и менталитете общества России в начале ХХ века.

Б) Каковы результаты реформирования экономики России в начале ХХ века

В) Назовите особенности парламентизма и противоречия в правовой системе России в начале ХХ века.


Критерии оценки работы

Задания

Баллы

Примечание

Таблица№1 «Начало революции 1905-1907 гг. в России»

25

+5 баллов при научном уровне выполнения, выделение основных аспектов вопросов, определение актуальных зон вопросов

Таблица №2 «Реакция Николая II на революционные волнения»

25

Таблица №3 «Революционные волнения после 9 января 1905 года»

25

Задание 2.1.

5

Тест

40

Задание 4. Вывод

15

+5 баллов при выделении основных аспектов вопроса

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 6

Тема: «Двоевластие»

Задания к работе:

  1. Прочитать §24-26 Учебника для 11 кл. под редакцией Чудинова А.В. «История» и дополнительную информацию, предложенную для рассмотрения в аудитории.
  2. Заполните предложенные таблицы:

2.1.Таблица №1 «Содержание основных исторических фактов в феврале-октябре 1917 года». Заполните таблицу, вписывая пропущенные события или их пояснение (см. текст)

№ п/п

Исторический факт

Содержание исторического факта

Двоевластие

Временное правительство

Советы

Приказ №1

Приказ №2

Петроградский Совет

Государственная Дума

Республиканская Россия

Февральская революция

Октябрьская революция

Лозунг - «Вся власть советам!»

2.2.Таблица №2 «Последовательность событий в феврале-октябре 1917 года». Заполните таблицу, вписывая краткое содержание события по указанной дате (см. текст)

№п/п

Дата события

Пояснение события

23-26.02.1917

27.02.1917

28.02.1917

01.03.1917

02.03.1917

06.03.1917

04.07.1917

01.09.1917

10-16.10.1917

24-25.10.1917

25-26.10.1917

2.3.Таблица №3 «Причины и следствия». Заполните таблицу, вписывая пояснение события (информация содержится в тексте или конспекте)

Название события

Пояснение события

Причины Революции октября 1917

Причины победы Советов в Революции февраль-октябрь 1917

Причины слабой военной защиты государственной власти в период Двоевластия

Деятельность Временного правительства по стабилизации политического кризиса в России

Последствия выхода большевиков из союза «Антланта» для «молодой» социалистической республики Советов.

3. Напишите вывод, ответив на вопросы:

А) Какими причинами был вызван экономический и продовольственный кризис?

Б) Объясните сущность двоевластия.

В) Каковы основные организационные действия большевиков в борьбе за власть.


Критерии оценки работы

Задания

Баллы

Примечание

Задание 2..1. Таблица№1 «Содержание основных исторических фактов в феврале-октябре 1917 года»

35

+5 баллов при научном уровне выполнения, выделение основных аспектов вопросов, определение актуальных зон вопросов

Задание 2..2. Таблица №2 «Последовательность событий в феврале-октябре 1917 года»

35

Задание 2..3. Таблица №3 «Причины и следствия»

45

Задание 3. Вывод

15

+5 баллов при выделении основных аспектов вопроса

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 7

Тема: «Распад СССР и образование СНГ».

Задания к работе:

  1. Прочитать в учебнике Чудинова А.В. «История: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)» §57-58, в учебнике Загладина Н.В. «История отеества ХХ – начало ХХ1 века §44-45 и предложенную в аудитории дополнительную информацию.

2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, ответьте на вопросы, записав их в тетрадь:

2.1. Ответьте на вопросы, рассмотрев  события Путча 1991 года (см. таблицу «Последовательность событий 19 августа 1991 года»):

  • Каковы были  результаты государственных реформ М.С. Горбачева?
  • Каковы были цели ГКЧП?
  • Какие структуры поддерживали интересы ГКЧП?
  • Какова была роль «Альфы»? В чем причина медлительности действий спецназовцев?
  • Какая заключалась общественная  ценность в обращении Патриарха всея Руси Алексия Второго?

2.2.Дайте характеристику процесса образования нового государства Россия: государственные символы, конституция РФ, переход на рыночную экономику, политические кризисы, «новое политическое мышление».

2.3.Дайте характеристику причинам распада СССР.

2.4.Дайте характеристику целям образования  СНГ.

2.5.Сделайте вывод о политических и экономических процессах в России за период 1990-1995 годов.


Критерии оценки работы

Задания

Баллы

Примечание

Задание 2.1. Ответьте на вопросы, рассмотрев  события Путча 1991 года

35

+5 баллов при научном уровне выполнения, выделение основных аспектов вопроса, определение актуальных зон вопроса

Задание 2.2. Дайте характеристику процесса образования нового государства Россия

25

Задание 2.3. Дайте характеристику причинам распада СССР.

45

Задание 2.4. Дайте характеристику целям образования  СНГ

45

Задание 2.5. Вывод о политических и экономических процессах в России за период 1990-1995 годов

15

+5 баллов при выделении основных аспектов вопроса

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


  1. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аудиторная самостоятельная работа является разновидностью самостоятельной работы студентов в процессе изучения общеобразовательной дисциплины «История». Данный вид учебной деятельности направлен на более глубокое изучение темы образовательной программы по данной дисциплине. Она развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, активность, настойчивость в достижении поставленной цели и играет ведущую роль в формировании навыков познавательной деятельности, вырабатывает способность анализировать факты и явления, учит самостоятельно мыслить. Все виды самостоятельной работы направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.

Основными принципами организации самостоятельной работы студентов являются:

  • активность- определяет  необходимость сотрудничества учащихся и обмена информацией не только с преподавателем, но и с другими обучающимся;
  • индивидуализация обучения - проявляется в учете преподавателем индивидуальных психологических особенностей учащихся при осуществлении педагогического обеспечения самостоятельной работы;
  • идентификация- обоснованность необходимости контроля самостоятельной работы учащихся, который актуален при использовании технических средств (видео–конференц–связь);
  • регламентация обучения- необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы учащихся;
  • научность – решение с участниками самостоятельной работы поставленные задачи на современном уровне научных знаний;
  • наглядность- представление информации в доступном виде;
  • учет трудоемкости - оптимальное планирование самостоятельной работы.

Виды самостоятельной работы:

  1. Репродуктивная самостоятельная работа. Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др.
  2. Познавательно-поисковая самостоятельная работа. Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.
  3. Творческая самостоятельная работа. Написание рефератов, практических работ,  участие в научно-исследовательской работе, подготовка проекта. Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.

Отчет по  работе – это внутренний документ образовательного учреждения для студентов и преподавателей. Преподаватель оценивает знания студентов путем проверки отчетов по практическим работам. Оценка производится согласно критериям оценки.

Для правильного оформления отчета необходимо знать структуру: титульный лист, правила оформления «содержания», введения, основной части, заключения и библиографии. Объем отчета по практической работе не должен превышать 15 страниц печатного текста.

Отчет выполняется на одной стороне листа формата А4 (297x210). При компьютерном наборе текста реферата используется 14-й черный шрифт Times New Roman.. В тексте выдерживается одинарный междустрочный интервал. Поля:  сверху – 2 см, снизу – 2 см, слева -3см, справа – 1 см.

Все страницы, кроме титульной, имеют сквозную нумерацию, выполненную арабскими цифрами (например 2,3,4.,5 и т.д.). Нумерация начинается со  2-й страницы. Номера страниц располагаются по центру верхнего поля страницы.

На титульном листе указываются:

  1. тема, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа;
  2. должность, фамилия, имя, отчество преподавателя, проверяющего работу;
  3. год написания отчета.

На второй странице отчета размещается оглавление, в котором отражается структура отчета с указанием страниц, соответствующих началу пунктов. Текст отчета набирается 14-м светлым прямым шрифтом Times New Roman. Заголовки пунктов нумеруются арабскими цифрами и набираются полужирным заглавным прямым шрифтом.

Содержание структуры отчета:

1. Введение.

Во введении обозначаются социальная значимость темы работы для общества или определяются проблемные зоны исторического периода.  Перечисляются вопросы, которые студент рассматривает по данной теме. Описываются информационные источники, которые используются при изучении вопросов темы. Объем Введения - не более одной страницы.

2. Основная часть.

Основная часть пишется в соответствии с разработанным планом. В основной части рассматривается история вопроса, раскрываются соответствующие теме понятия, освещаются различные подходы, определяются место и роль изученных исторических   фактов   и   закономерностей   в жизни общества в данном историческом периоде. Основная часть состоит из нескольких пунктов. Объем основной части – 6-10 страниц.

В тексте обязательны ссылки на использованную литературу. Ссылки приводятся в квадратных скобках сразу после текста, к которому относятся, с указанием порядкового номера источника в списке литературы и страницы. Например: Л.С. Выготский считал, что всякое восприятие имеет свое динамическое продолжение в движении [2].

3. Заключение.

В заключении подводятся итоги и содержатся выводы, к которым пришел студент в результате самостоятельно проведенного обзора информационных источников. Дается вывод по всем вопросам темы, рассматриваемых в данном отчете. Материал излагается своими словами, литературным языком. Объем этой части отчета не более одной страницы.

4. Библиографический список или СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Список использованной литературы включает не менее пяти источников: учебная литература, интернет-ресурсы. Источники располагаются в алфавитном порядке.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники

  1. АртемовВ.В.,  Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней. Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений, Москва, 2002 г
  2. Богуславский В.В., Правители России: Биографический словарь, Москва, 2006 г.
  3. Загладин Н.В,  Всемирная история: ХХ век: учебник для 10-11 классов основной школы, Москва, 2001 г
  4. Карамзин Н.М., История государства Российского, Москва, 1991 г
  5. Карпов С.П., История средних веков: учебник, Москва, 1998 г.
  6. Кузищин В.И., История Древнего Рима: Учебник,  Москва, 1982 г.
  7. Коровкин Ф.И.История Древнего мира: учебник для 6 класса сред. Шк,  Москва, 1992 г.
  8. Редер Д.Г., Черкасова Е.А.История древнего мира.Часть 1. Первобытное общество,  Москва, 1985 г.и Древний Восток. Учебное пособие для студентов ист. Фак. Пед. Инст
  9. Чудинов А.В., Гладышева А.В, .История: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень), Москва, 2011 г.

Интернет-ресурс

  1. Государственная символика http://www.statesymbol.ru/
  2. Государственные символы РФ. http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html
  3. Государство и право древней Руси. «Русская правда» - памятник права периода раннефеодальной монархии http://www.bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/3.htm
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Режим доступа: http://window.edu.ru/
  6. Законодательство Киевской Руси. Причины и предпосылки создания общерусского законодательства.Закон Русский. http://nsportal.ru/vuz/istoricheskie-nauki/library/zakonodatelstvo-kievskoi-rusi-prichiny-i-predposylki-sozdaniya-obshc
  7. Карты http://www.roman-glory.com/category/rim 
  8. Контекстный урок МХК http://art.1september.ru/article.php?ID=200801101
  9. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: http://www.openclass.ru/sub/
  10. Поздняя Римская Империя (III-V вв.). http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st11.shtml
  11. Причины возникновения древнерусского права http://uris.org.ua/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii/prichiny-vozniknoveniya-drevnerusskogo-prava
  12. Путч 1991 года http://www.opoccuu.com/190811.htm
  13. Распад СССР и образование СНГ http://rudocs.exdat.com/docs/index-64859.html?page=22
  14. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств http://www.protown.ru/information/hide/3710.html
  15. Римская империя http://pioss.net/blog/empire_and_superpower/538.html
  16. Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: http://www.edu.ru/
  17. Танченко Г.И. Методические разработки. http://tgi65.ucoz.ru/load/10_11_j_klass/18 
  18. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
  19. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
  20. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ №_1_

Тема практической: Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века

Дата сдачи «___» _____20__ г.

Работу выполнил (а) обучающийся

________________________

Группа ________________

Работу проверил преподаватель

__________________________

        

        г.Сызрань


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..

3

1.

Директивная модель экономики и результаты 11 пятилетки….

4

2.

Статистика демографических показателей…………………….

5

3.

Биографии Брежнева Л.И……………………………………..

8

 

Заключение………………………………………………………..

10

Интернет-ресурсы……………………………………………….

21


ВВЕДЕНИЕ.

При рассмотрении вопросов темы «Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века» актуально рассмотрено развитие общественно-политической жизни, где все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х – начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.

В данном отчете рассмотрены вопросы:

  1. Директивная модель экономики и результаты 11 пятилетки.
  2. Статистика демографических показателей
  3. Биографии Хрущева Н.С. и  Брежнева Л.И.

 Описать кратко источники, с которыми работаете


Вопрос № 1.  

Директивная модель экономики и результаты 11 пятилетки.

Директивные методы управления являются неотъемлемой частью экономических средств государственного регулирования, включающих инструменты прямого воздействия на отношения собственности, финансовую и кредитно-денежную систему, внешнеэкономическую деятельность и др. Экономические методы и средства прямого государственного регулирования столь же обязательны к исполнению, как и методы прямого административного воздействия. В условиях рынка именно эти методы являются доминирующими. Экономическое регулирование осуществляется в широких масштабах и в разнообразных формах. Тонкий баланс между свободным рынком и мерами регулирующего государственного воздействия на экономику в каждой отдельной стране может поддерживаться при разной степени прямого государственного вмешательства. В странах с развитой рыночной экономикой получили распространение два противоположных подхода к допустимой степени такого вмешательства - от сведения его к жёстко необходимому минимуму до признания решающей роли государства в достижении социально-экономического прогресса. Всё зависит от конкретных условий экономического развития. Главное при этом - правильно найти ту грань директивного государственного управления, за которой его цели и методы могут вступать в противоречие с интересами частных собственников капитала, вследствие чего нарушается нормальная и достаточная мотивация предпринимательской деятельности. Иными словами, государство может регулировать и контролировать, но не должно подавлять активность предпринимателей. Многообразие конкретных экономических методов директивного управления может быть сведено к следующим группам.

На 11-ю пятилетку общегосударственной была задача придать развитию страны еще больший динамизм за счет более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяженность магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку, национальный доход и общественный валовой продукт приросли еще на 19 процентов. Реальные доходы на душу населения, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились соответственно на 11 и 25 процентов. В годы пятилетки был сделан значительный шаг вперед в области экономического и социального развития страны. Возрос экономический потенциал Советского Союза. Во все отрасли народного хозяйства внедрялись новые, высокоэффективные орудия труда. Было начато серийное производство 19 тыс. новых образцов машин и оборудования. Внедрение новой техники и прогрессивных технологических процессов создавало условия для ускорения научно-технического прогресса.

Увеличились производство и закупка зерна, продукции животноводства, других сельскохозяйственных культур.

Успехи в развитии экономики позволили осуществить меры по подъему материального благосостояния трудящихся. Увеличилась зарплата рабочих, служащих, колхозников. Была повышена оплата труда работников некоторых промышленных отраслей, народного образования. Принимались меры по совершенствованию пенсионного обеспечения, были увеличены минимальные размеры пенсий. Продолжалось строительство новых благоустроенных жилых домов, культурно-бытовых объектов. За пятилетие свыше 50 млн. советских граждан улучшили свои жилищные условия.

Вместе с тем выполнение народнохозяйственного плана было сопряжено С преодолением ряда трудностей и недостатков Замедлились темпы роста промышленности и сельского хозяйства. Отставали от требований времени технический уронен», и качество многих производимых изделий Слабо велась работа по совершенствованию форм И методов управления, всего механизма хозяйствования

Негативные явления в экономическом развитии появились не сразу, они наметились в 70-х — начале 80-х годов, что привело к возникновению застойных явлений в экономике страны.

Задачи дальнейшего укрепления экономической и оборонной мощи, повышения благосостояния советских людей требовали ускорения развития народного хозяйства, выведения его на передовые рубежи научно-технического прогресса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В 70-х – начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по “остаточному” принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%. Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

Прописать все вопросы, рассматриваемые в содержании. Изложение заключения (вывода) проводится по логическому смыслу и периодизации.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Задачи статистики в рыночной экономике. Система показателей демографической статистики\ Банк рефератов\ Режим доступа: http://xreferat.ru/113/3841-1-zadachi-statistiki-v-rynochnoiy-ekonomike-sistema-pokazateleiy-demograficheskoiy-statistiki.html \ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Специальность: 09.02.02. «Компьютерные сети»

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык."  В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:09.02.02. "Компьютерные сети" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык."  В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:11.02.01."Радиоаппаратостроение" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованииями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" для СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами для ...

Сборник для самостоятельной работы по дисциплине "География"

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине История дизайна

Самостоятельная работа  - вид деятельности студентов, выполняемый ими по заданию преподавателя без его непосредственного участия, или любой вид деятельности, связанный с овладением знаний....

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "История"

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины ОГСЭ. 02    «История».Количество часов, отводимое на самостоятельную ра...