Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"
учебно-методический материал на тему
Методические рекомендации к самостоятельной работе МДК 02.05. "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_samostoyatelnoy_rabote_mdk_02.05.docx | 39.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу
«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Ангарск, 2014 г.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» составлены в соответствии с ФГОС СПО специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Составила: Грязнова З.Х. , преподаватель первой квалификационной категории.
Слободчикова Елена Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Рецензенты: Артемьева Елена Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Изучение междисциплинарного курса «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» в педагогическом колледже должно максимально приблизить будущих специалистов к профессиональной деятельности воспитателя в области музыкального воспитания детей и обеспечить освоение общих и профессиональных компетенций в самостоятельной работе.
Самостоятельная работа призвана помочь студентам углубить, расширить и конкретизировать знания и навыки, полученные на аудиторных занятиях, при этом она является важным фактором его личностного и профессионального роста, необходимым условием становления его профессионально - педагогической позиции.
Данные методические рекомендации окажут помощь студентам в приобретении опыта самостоятельной работы, самообразования и успешному продвижению по собственному образовательному маршруту. Также способствуют овладению общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Задание 1. Составление опорного конспекта по вопросу «Проблема взаимосвязи музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка»
Цель: закреплять представления обучающихся об основных понятиях музыкального воспитания, понимать их взаимосвязь
Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 1
Инструкции к выполнению:
- Составьте конспект в соответствии с планом:
- Основные понятия
- История изучения проблемы
- Значение музыкального воспитания для развития ребенка
Критерии оценки выполнения задания:
- Конспект составлен в соответствии с планом
- Содержит схемы
Литература
О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания» с.9 -12
Задание 2. Описание основных компонентов понятия «эстетическое отношение к музыке».
Цель: формировать представление обучающихся о структуре понятия эстетическое отношение к музыке.
Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 1
Инструкции к выполнению:
- Изучите источники по теме «Музыкально - эстетическое сознание дошкольника»
- Опишите основные компоненты понятия «эстетическое отношение к музыке».
Критерии оценки выполнения задания:
- Конспект составлен в соответствии с планом
- Содержит схемы, таблицы
Литература
О.П.Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников» с. 42 - 44
Задание 3. Подбор иллюстраций к песням репертуара для одной из возрастных групп дошкольников.
Цель: осуществлять отбор наглядного материала к песенному репертуару дошкольников.
Формируемые компетенции: ПК 5.2, ПК 5.3.
Инструкции к выполнению:
- Познакомьтесь с песенным репертуаром для одной возрастной группы
- Познакомьтесь с требованиями к иллюстрациям.
- Подберите 5 иллюстраций к песням для одной возрастной группы
- Оформите материал в папку методических материалов к ПМ 02
Критерии оценки выполнения задания:
- Иллюстрации соответствуют требованиям
- Количество: 5 шт.
- Оформлены в папку методических материалов ПМ 02
Литература
От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы
Задание 4. Разработка таблицы основных певческих навыков и умений детей старшей группы.
Цель: способствовать усвоению знаний об основных певческих навыках и умениях детей дошкольного возраста, оформлять конспект в виде таблицы
Формируемые компетенции: ОК 4, ОК 1
Инструкции к выполнению:
- Познакомьтесь со статьей учебника
- Оформите таблицу основных певческих навыков и умений детей старшей группы
Певческие умения и навыки | Содержание | Методы и приемы развития |
Критерии оценки выполнения задания:
- Материал оформлен в таблицу в соответствии с требованиями
Литература
О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания» с.136
Задание 5. Подготовка и представление эскизов музыкального уголка для одной из групп детского сада с учётом возрастных особенностей детей.
Цель: формировать представления обучающихся об оформлении к музыкального уголка
Формируемые компетенции: ПК 5.2, ПК 5.3, ОК 1, ОК 4, ОК 5
Инструкции к выполнению:
- Познакомьтесь с требованиями к музыкальному уголку для разных возрастных групп
- Пользуясь интернет источниками, изучите примеры оформления музыкального уголка.
- Разработайте эскиз музыкального уголка для одной возрастной группы.
Критерии оценки выполнения задания:
- Эскиз отражает требования к музыкальному уголку
- Выполнен с учетом возрастных требований
- Творческий подход студентов
Литература
О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания» с.234,240
Задание 6. Подбор эскизов оформление зала к любому празднику в ДОУ.
Цель: формировать представления об оформлении зала к празднику, закреплять требования к дизайну оформления.
Формируемые компетенции: ПК 5.2, ПК 5.3, ОК 1, ОК 4, ОК 5
Инструкции к выполнению:
- Используя интернет источники, фотографии музыкального зала базового учреждения, подготовьте эскизы оформления музыкального зала к разным праздникам (10 эскизов)
Критерии оценки выполнения задания:
- Количество эскизов нее менее 10
- Эскизы отражают разнообразную тематику оформления
Задание 7. Подбор сюрпризных моментов на праздник для малышей.
Цель: овладевать навыками поиска и подбора материалов для проведения праздников в ДОУ.
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 5.
Инструкции к выполнению:
- Изучите методическую литературу по подготовке праздников в ДОУ
- Подберите 10 сюрпризных моментов для проведения праздников в младшей группе.
Критерии оценки выполнения задания:
- Количество сюрпризных моментов не менее 10 шт.
- Соответствие возрасту
Литература
Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»
Задание 8. Подбор игр-аттракционов на Новогодние праздники для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Цель: овладевать навыками поиска и подбора материалов для проведения праздников в ДОУ.
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 5.
Инструкции к выполнению:
- Изучите методическую литературу по подготовке праздников в ДОУ
- Подберите 10 игр-аттракционов для проведения праздников в младшей группе и старшей группе
Критерии оценки выполнения задания:
- Количество игр-аттракционов не менее 10
- Соответствие возрасту
Литература
Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»
Задание 9. Подготовка аннотации на любой сборник с праздничными сценарными материалами.
Цель: овладевать умениями анализировать материал, составлять краткую аннотацию на сборник песен.
Формируемые компетенции: ПК 5.3., ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Подберите сборник с праздничными сценариями
- Составьте краткую аннотацию к сборнику сценариев для праздника:
- Тематика праздников
- Возрастное предназначение
- Содержание праздников
Критерии оценки выполнения задания:
- Аннотация краткая
- Раскрывает основное содержание сборника
Литература
Л.Г. Горькова, Л.Г.Обухова Л.А. «Праздники и развлечения в детском саду»
Задание 10. Разработка плана проведения тематического занятия, посвящённого дню Матери - «Ты одна такая любимая и родная».
Цель: овладевать навыками планирования тематического занятия
Формируемые компетенции: ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Определите возраст детей
- Подберите материал к занятию
- Составьте план проведения тематического занятия
Программные задачи
Оборудование
Репертуар
Ход:
Части занятия | Содержание | примечание |
Критерии оценки выполнения задания:
• Конспект составлен в соответствии с требованиями
• Точно и грамотно определена цель и соответствует теме занятия
• Методы и приемы соответствуют поставленной цели
• Соблюдена структура занятия
Литература
О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания»
Задание 11. Разработка сценария праздника для детей младшего возраста, проводимого без подготовки на повторном материале с включением сюрпризных моментов.
Цель: овладевать умениями составления сценария для детей младшей группы
Формируемые компетенции: ПК 1, ПК 2.6, ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Познакомьтесь с требованиями к составлению сценария праздник.
- Подберите игры и сюрпризные моменты для праздника.
- Разработайте сценарий праздника для детей младшей группы.
Критерии оценки выполнения задания:
- Сценарий соответствует требованиям
- В содержание включены игры и сюрпризные моменты не требующие подготовки детей.
Литература
О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания»
Задание 12. Подготовка папки с методическим материалом (сценарии развлечений, утренников, наглядные пособия, эскизы, картотека и т.д.).
Цель: овладевать навыками представления практического опыта в форме папки методических материалов.
Формируемые компетенции: ПК 5.4, ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Оформите папку с методическими материалами по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» придерживаясь следующего содержания:
- сценарии развлечений,
- праздников,
- наглядные пособия,
- эскизы,
- картотека
Критерии оценки выполнения задания:
- папка оформлена в соответствии с требованиями
- имеет насыщенное содержание
Задание 13. Подготовка деловой игры «Занятие творчества в детском саду».
Цель: закреплять представления обучающихся о методике проведения творческих занятий в ДОУ
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Изучить методику организации творческих занятий в ДОУ
- Выполнить подготовку к деловой игре по следующим направлениям:
- Значение занятий творчества для развития театрализованной деятельности с ДОУ
- Содержание творческих занятий
- Структура занятия
- Роль воспитателя в организации творческих занятий
- Приемы вовлечения в занятие детей.
Литература
О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская «Теория и методика музыкального воспитания» с. 222
Задание 14. Подбор упражнений для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления.
Цель: отбирать материалы для организации театрализованной деятельности в ДОУ.
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Изучите методическую литературу по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
- Подберите 20 игр для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления.
Критерии оценки выполнения задания:
- Количество игр –не менее 20
- Подбор игр соответствует требованиям
Литература
Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников
Задание 15. Составление картотеки занятий театральной педагогики в ДОУ.
Цель: овладевать навыками составления картотеки занятий театральной педагогики
Формируемые компетенции: ПК 5.3, ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Выполнить подбор 10 занятий театральной педагогики
- Составить картотеку (цель, краткое содержание занятия)
Критерии оценки выполнения задания:
- Количество карточек – 10 шт.
- Для разных возрастных групп
- Соблюдены требования к оформлению картотеки
Задание 16. Анализ условностей сценической деятельности; разучивание ролей спектакля, упражнения по переводу литературного содержания на мимику, пластику поведения, сценическую речь и т.д.
Цель: овладевать навыками анализа работы по развитию сценических навыков в процессе работы над спектаклем.
Формируемые компетенции: ПК 2.7, ОК 1, ОК 2, ОК 4,ОК 7
Инструкции к выполнению:
- Выполните анализ условностей сценической деятельности
- Проведите разучивание ролей спектакля на примере конкретного сценария
- Подберите упражнения по переводу литературного содержания на мимику, пластику поведения, сценическую речь и т.д.
Литература
Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников
Задание 17. Составление комплекса игровых упражнений на развитие актерского мастерства.
Цель: овладевать умениям планировать работу по развитию актерского мастерства.
Формируемые компетенции: ПК 1, ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Выполните подбор игровых упражнений для развития актерского мастерства
- Составьте комплекс игровых упражнений
Навыки актерского мастерства | Игровые упражнения | Цель |
Критерии оценки выполнения задания:
- Комплекс содержит подбор игровых упражнений для всех навыков актерского мастерства
- Составлен по принципу последовательности
Литература
Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников
Задание 18. Подготовка картотеки наиболее употребительных норм по культуре речи с опорой на словарь Аванесова Р.И. «Русское литературное произношение».
Цель: способствовать овладению студентами навыков подбора материалов по культуре речи и произношению.
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Ознакомьтесь нормами по культуре речи
- Пользуясь словарем Аванесова Р.И. «Русское литературное произношение», составьте картотеку норм по культуре речи
- Количество карточек – 20 шт.
Критерии оценки выполнения задания:
- Оформление картотеки в соответствии с требованиями
- Количество карточек – 20 шт.
- Содержание соответствует заданию
Литература
Аванесова Р.И. «Русское литературное произношение»
Задание 19. Прослушивание в аудио - и видеозаписи художественного чтения мастеров слова – дикторов радио и телевидения, актеров театра и кино и анализ исполнения по соблюдению правил и норм произношения современного русского литературного языка.
Цель: способствовать овладению умений выполнять анализ художественного чтения в исполнении дикторов радио и телевидения.
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4
Инструкции к выполнению:
- Повторите нормы и правила произношения современного русского литературного языка.
- Прослушайте 2-3 записи художественного чтения
- Выполните анализ по вопросам:
- Соблюдения норм и правил произношения
- Выразительность исполнения
- Передача художественного образа
Критерии оценки выполнения задания:
- Анализ полный и глубокий
- Содержит оценку соблюдения правил и норм произношения современного русского литературного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для студентов по выполнению практических работ МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа по специальности ...
Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...
Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом в рамках основной профессиональной образовательной программы (О...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию контрольных работ по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо написанию контрольных работ по МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумомдля студентов специальности 44.02.01 Дошкольное обра...
Календарно-тематическое планирование "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для школьного отделения"
Календарно-тематическое планирование...
Контрольная работа по разделу "Музыка как вид искусства" МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Данный материал можно использовать для проверки знаний студентов 3 курса СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...