Использование ИКТ технологий в организации обучающего и воспитательного процесса.
статья на тему
Из опыта работы социального педагога
в реабилитационном центре для несовершеннолетних
Тестова Светлана Николаевна социальный педагог.
Использование ИКТ технологий в организации обучающего и воспитательного процесса.
В ГКУ Республики Хакасия «Социально реабилитационном Центре для несовершеннолетних» в городе Черногорске ежегодно получают услуги более 500 детей в год. Дети поступают в центр со всей Республики Хакасия с разными социальными статусами: нуждающиеся в социальном обслуживании, социально-опасное положение, оставшиеся без попечения. Сроки реабилитации и проживания у всех детей соответственно разные – от одного месяца до более полугода. При поступлении в центр психологом, социальным педагогом проводится первичная диагностика ребёнка при помощи, которой разрабатывается программа реабилитации. На ПМПК в центре рассматривается психологическое и социальное развитие несовершеннолетнего и индивидуально для каждого несовершеннолетнего определяется содержание коррекционно – реабилитационного и воспитательного процесса.
Я работаю в отделении с детьми от 3 до 10 лет. За год в стационаре проходят реабилитацию более 120 несовершеннолетних. Одной из важных задач коррекционно-развивающей работы с детьми является проблема создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации в социуме. Это проблема актуальна и для нашего учреждения. Поэтому в учреждении, проводится образовательная, воспитательная и коррекционно-развивающая работа (коррекционная направленность занятий, воспитательной деятельности, дополнительного образования, занятия с психологом, социальным педагогом и др.), позволяющая решать проблемы социальной адаптации.
В своей работе по оказанию помощи в освоении школьной программы я применяю информационно компьютерные технологии – это использование готовых обучающих программ. Используются для подготовки к занятиям следующие компакт-диски:
Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» - Москва, «Просвещение» 2013г.
Электронные приложения к учебнику М.И. Моро «Математика» для 1 и 2 классов - Москва, «Просвещение» 2013г.
Электронные приложения к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной для 1и 2 классов
Компьютерные игры по изучению Таблицы умножения.
Их использование позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению самоподготовки, закреплению школьного материала. Часто дети получают самостоятельное задание по нахождению информации в сети Интернет, по подготовке к домашнему заданию, особенно по «Окружающему миру». Результат сразу стал виден. Задания выполняются с удовольствием и интересом.
Общение с компьютером вызывает у ребят интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как информация предоставляется в привлекательной форме, что не только ускоряет процесс запоминания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребёнка с миром и взаимодействие педагога с ребёнком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека, будь это труд, познание, художественное творчество, либо общение со сверстниками и взрослыми. В организации воспитательного процесса внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к занятиям;
- работа с ресурсами Интернет;
- работа с компьютерной программой Windows Movie Maker.Ink , «Мультипликатор»;
- использование цифровых ресурсов: цифровой фотоаппарат, видеокамера, мультимедийная установка (проектор, экран)
В мой план воспитательной работы была включена программа кружковой деятельности по ранней профориентации «Игротека», разработанная на основе образовательной программы учреждения «Трудиться – всем пригодится».
Цель программы кружка: Развитие у дошкольников нравственно – эстетического восприятия и эмоционального отношения к профессиональной деятельности взрослых. Работа в кружке имеет комплекс задач, направленных на развитие социальной, нравственно – эстетической, нравственно – патриотической, гендерной стороны воспитания и развития детей. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала на занятиях можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. На занятии презентация должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Также во время занятий применяются игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. У нас с детьми есть возможность зафиксировать любую деятельность на цифровой фотоаппарат, обработать материал и собрать видеокопилку, которую можно демонстрировать на итоговых занятиях, использовать как дидактические пособия.
С появлением в Центре компьютерного класса и организацией кружковой работы с изучением компьютерных технологий, ребята под руководством педагогов учатся создавать мультфильмы, работая с программами: Windows Movie Maker.Ink, и недавно приобретённой и установленной на ноутбуки специальной программой «Мультипликатор». Эта программа очень проста в работе для детей. Работая с ней, они сразу видят результаты своего творческого труда. Создавая мультфильм, ребята знакомятся с профессиями: художника, сценариста и режиссера, оператора, изготовителя кукол и декораций, актёра и др. Созданные нами мультфильмы просматриваем со всеми детьми на мероприятиях, а также отправляем для участия в конкурсах.
Педагогами центра уже 4 года поддерживается дружба с клубом «Радость» ЦРТДиЮ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Контингент воспитанников постоянно меняется, но это не мешает проводить совместные мероприятия, приезжать друг к другу в гости. За время нашей дружбы, воспитанники совместно с педагогами проводили акции, показывали спектакли, изготавливали сувениры друг для друга. Предложение педагогов реабилитационного центра поделиться опытом создания анимационного фильма с нашими друзьями, ребятами из клуба «Радость» было принято с большим энтузиазмом.
Для организации совместной деятельности мы выбрали Технологию коллективно-творческой деятельности, именно эта технология помогает решать задачи раскрепощения личности, развитие её способностей к социальному творчеству, формирования гражданского самосознания, толерантного и уважительного отношения друг к другу в коллективе. В канун празднования 70-летия Победы в ВОВ над фашистской Германией мы с ребятами решили создать мультфильм о войне.
Технологическая цепочка КТД Подготовительный этап. (Предварительное формирование отношения к делу, создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, заинтересованности детей в новой деятельности). Педагоги провели встречу с детьми. Использовались игры на создание творческой атмосферы, раскрепощения. Ребята из клуба поделились своими достижениями, представили выставку своих творческих работ. В свою очередь воспитанники Центра показали мультфильмы, созданные ими, рассказали и показали с помощью презентаций, как создаётся мультфильм. На этом же занятии педагогами был дан психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач).
Коллективное планирование (следующая встреча) На занятии была представлена презентация «Как создать мультфильм» с использованием компьютерной программы Windows Movie Maker. Затем коллектив разделился на микрогруппы, и в форме «мозгового штурма» обсуждали ответы на вопросы: «Для кого?», «Где и когда?», «Как организовать?», «Кто участвует?», «Кто руководит?». После обсуждения выслушивались варианты ответов каждой группы, и осуществлялся совместный выбор лучшего варианта. Коллективная подготовка дела (выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана). В результате было принято решение создать мультфильм, посвящённый 70-летию Победы над фашистской Германией. Созданы творческие группы: сценаристы и режиссеры, операторы, изготовители кукол и декораций, группа озвучивания мультфильма. Были распределены обязанности, составлен план работы.
Собственно деятельность. Осуществление разработанного плана. На данном этапе, ребята с педагогами знакомились с историей Великой Отечественной Войны, получили информацию о главных этапах войны. Информацию о видах оружия используемых в ходе ведения боёв. В результате этих занятий был создан сценарий мультфильма, дети изготовили декорации, и атрибуты для мультфильма. Использовали картон, бумагу, текстиль, пластилин. Когда всё было подготовлено, приступили к съёмке кадров для мультфильма. Затем произвели монтаж мультфильма. Запись озвучивания велась через функцию диктофон по сотовому телефону. Подобрали музыку (использовались интернет ресурсы) и слова для озвучивания мультфильма. Вся творческая деятельность проходила в совместно с педагогами.
Завершение, подведение итогов. Провели круглый стол, на котором просмотрели мультфильм, и обсудили вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
Результаты коллективного дела. Был создан продукт совместной деятельности - мультфильм, посвящённый 70-летию Победы над фашистской Германией. Ребята пополнили запас знаний по истории Великой Отечественной Войны. На базе ЦРТДиЮ 6 мая проведено мероприятие, посвящённое 70-летию Победы над фашистской Германией. Дети подготовили песни, стихи о войне и Победе где и был показан наш мультфильм для детей и родителей.
В специально организованной творческой деятельности у детей формируется открытость и уважение к другим людям, способность понимать друг друга, сохраняя при этом свою индивидуальность. Опыт взаимодействия детей из нашего учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствовал формированию чувства уважения к сверстникам, эмпатии и гуманности. Повысился опыт общения между ними, навыки межличностного взаимодействия. Общение между детьми происходило на равных, не чувствовалось никаких преград и барьеров, дети подружились друг с другом.
Совместная деятельность получила преимущества социального характера: развитие самостоятельности детей через организацию коллективной деятельности; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять уважение.
Преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности; подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей». Преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).
Применение ИКТ в организации воспитательной деятельности позволяет оптимизировать воспитательный и образовательный процесс, индивидуализировать обучение и воспитание, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы в процессе социализации и адаптации несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы социального педагога в реабилитационном центре для несовершеннолетних | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы социального педагога
в реабилитационном центре для несовершеннолетних
Тестова Светлана Николаевна социальный педагог.
Использование ИКТ технологий в организации обучающего и воспитательного процесса.
В ГКУ Республики Хакасия «Социально реабилитационном Центре для несовершеннолетних» в городе Черногорске ежегодно получают услуги более 500 детей в год. Дети поступают в центр со всей Республики Хакасия с разными социальными статусами: нуждающиеся в социальном обслуживании, социально-опасное положение, оставшиеся без попечения. Сроки реабилитации и проживания у всех детей соответственно разные – от одного месяца до более полугода. При поступлении в центр психологом, социальным педагогом проводится первичная диагностика ребёнка при помощи, которой разрабатывается программа реабилитации. На ПМПК в центре рассматривается психологическое и социальное развитие несовершеннолетнего и индивидуально для каждого несовершеннолетнего определяется содержание коррекционно – реабилитационного и воспитательного процесса.
Я работаю в отделении с детьми от 3 до 10 лет. За год в стационаре проходят реабилитацию более 120 несовершеннолетних. Одной из важных задач коррекционно-развивающей работы с детьми является проблема создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации в социуме. Это проблема актуальна и для нашего учреждения. Поэтому в учреждении, проводится образовательная, воспитательная и коррекционно-развивающая работа (коррекционная направленность занятий, воспитательной деятельности, дополнительного образования, занятия с психологом, социальным педагогом и др.), позволяющая решать проблемы социальной адаптации.
В своей работе по оказанию помощи в освоении школьной программы я применяю информационно компьютерные технологии – это использование готовых обучающих программ. Используются для подготовки к занятиям следующие компакт-диски:
Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» - Москва, «Просвещение» 2013г.
Электронные приложения к учебнику М.И. Моро «Математика» для 1 и 2 классов - Москва, «Просвещение» 2013г.
Электронные приложения к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной для 1и 2 классов
Компьютерные игры по изучению Таблицы умножения.
Их использование позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению самоподготовки, закреплению школьного материала. Часто дети получают самостоятельное задание по нахождению информации в сети Интернет, по подготовке к домашнему заданию, особенно по «Окружающему миру». Результат сразу стал виден. Задания выполняются с удовольствием и интересом.
Общение с компьютером вызывает у ребят интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как информация предоставляется в привлекательной форме, что не только ускоряет процесс запоминания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребёнка с миром и взаимодействие педагога с ребёнком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека, будь это труд, познание, художественное творчество, либо общение со сверстниками и взрослыми. В организации воспитательного процесса внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к занятиям;
- работа с ресурсами Интернет;
- работа с компьютерной программой Windows Movie Maker.Ink , «Мультипликатор»;
- использование цифровых ресурсов: цифровой фотоаппарат, видеокамера, мультимедийная установка (проектор, экран)
В мой план воспитательной работы была включена программа кружковой деятельности по ранней профориентации «Игротека», разработанная на основе образовательной программы учреждения «Трудиться – всем пригодится».
Цель программы кружка: Развитие у дошкольников нравственно – эстетического восприятия и эмоционального отношения к профессиональной деятельности взрослых. Работа в кружке имеет комплекс задач, направленных на развитие социальной, нравственно – эстетической, нравственно – патриотической, гендерной стороны воспитания и развития детей. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала на занятиях можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. На занятии презентация должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Также во время занятий применяются игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. У нас с детьми есть возможность зафиксировать любую деятельность на цифровой фотоаппарат, обработать материал и собрать видеокопилку, которую можно демонстрировать на итоговых занятиях, использовать как дидактические пособия.
С появлением в Центре компьютерного класса и организацией кружковой работы с изучением компьютерных технологий, ребята под руководством педагогов учатся создавать мультфильмы, работая с программами: Windows Movie Maker.Ink, и недавно приобретённой и установленной на ноутбуки специальной программой «Мультипликатор». Эта программа очень проста в работе для детей. Работая с ней, они сразу видят результаты своего творческого труда. Создавая мультфильм, ребята знакомятся с профессиями: художника, сценариста и режиссера, оператора, изготовителя кукол и декораций, актёра и др. Созданные нами мультфильмы просматриваем со всеми детьми на мероприятиях, а также отправляем для участия в конкурсах.
Педагогами центра уже 4 года поддерживается дружба с клубом «Радость» ЦРТДиЮ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Контингент воспитанников постоянно меняется, но это не мешает проводить совместные мероприятия, приезжать друг к другу в гости. За время нашей дружбы, воспитанники совместно с педагогами проводили акции, показывали спектакли, изготавливали сувениры друг для друга. Предложение педагогов реабилитационного центра поделиться опытом создания анимационного фильма с нашими друзьями, ребятами из клуба «Радость» было принято с большим энтузиазмом.
Для организации совместной деятельности мы выбрали Технологию коллективно-творческой деятельности, именно эта технология помогает решать задачи раскрепощения личности, развитие её способностей к социальному творчеству, формирования гражданского самосознания, толерантного и уважительного отношения друг к другу в коллективе. В канун празднования 70-летия Победы в ВОВ над фашистской Германией мы с ребятами решили создать мультфильм о войне.
Технологическая цепочка КТД Подготовительный этап. (Предварительное формирование отношения к делу, создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, заинтересованности детей в новой деятельности). Педагоги провели встречу с детьми. Использовались игры на создание творческой атмосферы, раскрепощения. Ребята из клуба поделились своими достижениями, представили выставку своих творческих работ. В свою очередь воспитанники Центра показали мультфильмы, созданные ими, рассказали и показали с помощью презентаций, как создаётся мультфильм. На этом же занятии педагогами был дан психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач).
Коллективное планирование (следующая встреча) На занятии была представлена презентация «Как создать мультфильм» с использованием компьютерной программы Windows Movie Maker. Затем коллектив разделился на микрогруппы, и в форме «мозгового штурма» обсуждали ответы на вопросы: «Для кого?», «Где и когда?», «Как организовать?», «Кто участвует?», «Кто руководит?». После обсуждения выслушивались варианты ответов каждой группы, и осуществлялся совместный выбор лучшего варианта. Коллективная подготовка дела (выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана). В результате было принято решение создать мультфильм, посвящённый 70-летию Победы над фашистской Германией. Созданы творческие группы: сценаристы и режиссеры, операторы, изготовители кукол и декораций, группа озвучивания мультфильма. Были распределены обязанности, составлен план работы.
Собственно деятельность. Осуществление разработанного плана. На данном этапе, ребята с педагогами знакомились с историей Великой Отечественной Войны, получили информацию о главных этапах войны. Информацию о видах оружия используемых в ходе ведения боёв. В результате этих занятий был создан сценарий мультфильма, дети изготовили декорации, и атрибуты для мультфильма. Использовали картон, бумагу, текстиль, пластилин. Когда всё было подготовлено, приступили к съёмке кадров для мультфильма. Затем произвели монтаж мультфильма. Запись озвучивания велась через функцию диктофон по сотовому телефону. Подобрали музыку (использовались интернет ресурсы) и слова для озвучивания мультфильма. Вся творческая деятельность проходила в совместно с педагогами.
Завершение, подведение итогов. Провели круглый стол, на котором просмотрели мультфильм, и обсудили вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
Результаты коллективного дела. Был создан продукт совместной деятельности - мультфильм, посвящённый 70-летию Победы над фашистской Германией. Ребята пополнили запас знаний по истории Великой Отечественной Войны. На базе ЦРТДиЮ 6 мая проведено мероприятие, посвящённое 70-летию Победы над фашистской Германией. Дети подготовили песни, стихи о войне и Победе где и был показан наш мультфильм для детей и родителей.
В специально организованной творческой деятельности у детей формируется открытость и уважение к другим людям, способность понимать друг друга, сохраняя при этом свою индивидуальность. Опыт взаимодействия детей из нашего учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствовал формированию чувства уважения к сверстникам, эмпатии и гуманности. Повысился опыт общения между ними, навыки межличностного взаимодействия. Общение между детьми происходило на равных, не чувствовалось никаких преград и барьеров, дети подружились друг с другом.
Совместная деятельность получила преимущества социального характера: развитие самостоятельности детей через организацию коллективной деятельности; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять уважение.
Преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности; подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей». Преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).
Применение ИКТ в организации воспитательной деятельности позволяет оптимизировать воспитательный и образовательный процесс, индивидуализировать обучение и воспитание, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы в процессе социализации и адаптации несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся как средство повышения эффективности процесса обучения
Профессиональное мастерство современного рабочего предполагает знание основ современного производства и высокий уровень специальных умений и навыков. Тем не менее, оценка сформированности...
Использование информационных технологий для организации обучения на уроках химии
Применение современных образовательных технологий на уроках химии в ходе образовательного процесса...
Использование здоровьесберегающих технологий для устранения усталости в образовательном процессе.
Презентация для выступления на педагогическом совете по вопросу "Использование здоровьесберегающих технологий для устранения усталости в образовательном процессе"....
Доклад на ЦМК классных руководителей 2017 Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы
Доклад на ЦМК классных руководителей 2017 Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы...
Использование игровых технологий в организации урочной деятельности на уроках АФК
Адаптивная физическая культура дает возможность применять различные методы, средства и технологии на уроках. Одной из таких технологий, является — игровая....
Описание опыта «Использование игровых технологий в обучении обучающихся английскому языку»
Эксперты считают, что потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обяз...
Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы
ДОКЛАД на тему: «Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы»...