Обобщения опыта
статья на тему

Изосимова Наталья Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_statya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педчтение 30.01 2016

«Контрольно-оценочные средства, как одно из условий реализации ФГОС»

Модернизация образования в организациях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. Отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного – это изменения в системе оценивания результатов освоение основной профессиональной образовательной программы.

Цель: систематизировать и совершенствовать работу по реализации компетентностного подхода через контрольно-оценочные средства.

В ФГОС третьего поколения в части Требований к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы, сказано, что «Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и профессиональных модулей; оценка компетенций обучающихся». Следовательно, подготовка обучающихся в рамках новых стандартов определяет необходимость переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся.

Разработку начала с анализа действующих оценочных средств и возможности их использования и перенастройки на компетентностно - ориентированные оценочные средства.

В таблице представлен перечень оценочных средств, позволяющих контролировать элементы профессиональных компетенций (знаний, умений), которые стали основой для моей работы в этом направлении.

Наименование 
оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.

Комплект контрольных заданий по вариантам

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов.

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:
А) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;
Б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;
В) Творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Комплект разноуровневых задач и заданий

Реферат

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а так же собственные взгляды на неё.

Темы рефератов

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской и научной темы.

Темы докладов, сообщений.

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная база преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/разделам дисциплины

На современном этапе основной задачей контрольно-оценочной деятельности становится не только то, в какой мере обучающиеся освоили формально – знаниевый компонент содержания образования, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач.

При формировании компетентностной модели подготовки специалиста, необходимо активно использовать инновационные оценочные средства, позволяющие вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств, творческих характеристик обучающегося [3].

Контроль получаемых знаний в компетентностной модели подготовки специалиста должен иметь  многоуровневую структуру.

Мною используется комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП – фонд оценочных средств.

В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию. Это и послужило причиной создания комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) в образовательной организации [1].

Для оценки уровня сформированности компетенций целесообразно использовать тесты, включающие открытые задания и творческие задания с разделением тестов по уровням сложности:

Первый уровень – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств). Предлагаю проводить этот уровень в узнаваемой форме компьютерного тестирования.

Вопросы задаются в открытой и закрытой формах по основным дидактическим единицам дисциплины.

Пример1

Задание. Инструменты, предназначенные для выполнения типового плана:

А) циркуль;   Б) кронциркуль;   В) карандаш.

Второй уровень - репродуктивный - тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста, и конструктивные тесты, в которых обучающимся в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д.

В качестве тестов второго уровня могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют «с места» применять известную разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получать необходимый ответ на поставленный в задаче вопрос.

Пример 2

Тема: Столярные инструменты

  1. Закончите мысль:

Циклевание  - это процесс  выравнивания ….

  1. Укажите, на каком рисунке (а или б)  ручка молотка насажена  неправильно:                      

Третий уровень – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)Тестами третьего уровня могут стать нетиповые задачи на применение знаний в реальной практической деятельности. Условия задачи формулируются близкими к тем, которые имели место в реальной жизненной обстановке. Его можно проводить в форме решения комплексных ситуационных заданий, выполнения заданий на составление технической документации, исследовательской или проектной работы обучающегося.

Так же составлено учебное пособие по междисциплинарному курсу 04.01. «Эксплуатация зданий». Цель использования методического материала, предложенного в  пособии – повышение активности на уроке при закрепление материала.

Работа с материалом позволяет преподавателю установить обратную связь одновременно со всей группой, вести индивидуальную работу и более качественно осуществлять функции обучения, контроля и управления.

Таким образом, система оценки результатов профессионального обучения является неотъемлемым компонентом основных профессиональных образовательных программ СПО, от которого зависит эффективность их реализации и качество подготовки квалифицированных кадров в организациях профессионального образования.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта

Обобщение опыта по теме Формирование оптимальных навыков чтения у младших школьников   учителя начальных классов  МБОУ «Сакмарская СОШ» Брынцевой Татьяны Николаевны   Представле...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Обобщение опыта классного руководителя

Суть моей работы– помочь студентам стать полноценной личностью.   Защитить студента – это значит создать условия для свободного    развития  его духовных и физических сил...

обобщение опыта «ИКТ- средство повышения эффективности преподавания дисциплины "Техническая механика" на практических и лабораторных работах",преподаватель ОГАОУ СПО "Белгородский строительный колледж" О.А. Новацкая

Презентация к выступлению на  Педагогическом Совете ОГАОУ СПО "Белгородский строительный колледж" преподавателя О.А. Новацкой "Обобщение опыта «ИКТ- средство повышения эффективности преподав...

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта преподавания физики (доклад к заседанию методического объединения)

Формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся в рамках предмета физикиЕсли формирование ключевых компетенций рассматривать как важнейший результат образования, то они должны «пронизывать» ...