"Россия - Родина моя"
классный час на тему
Содержание:
1. Цели классного часа.
2. План литературно-музыкальной композиции.
3. Список источников информации.
Цель:
1. Воспитание личности, формирование у студентов творческого мышления, пробуждение познавательного интереса к историческому прошлому нашей Родины.
2. Воспитание любви к Родине, преданности своему Отчеству, своему народу.
3. Воспитание патриота, гражданина, будущего защитника Отечества.
Проведению этого мероприятия предшествует большая подготовительная работа: студенты колледжа готовят творческие рефераты, проводят конкурс их работ, в соответствии с темой оформляется зал, вывешиваются плакаты, высказывания выдающихся людей о патриотизме, о Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_-_rodina_moya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Россия – Родина моя!»
Содержание:
- Цели классного часа.
- План литературно-музыкальной композиции.
- Список источников информации.
Цель:
- Воспитание личности, формирование у студентов творческого мышления, пробуждение познавательного интереса к историческому прошлому нашей Родины.
- Воспитание любви к Родине, преданности своему Отчеству, своему народу.
- Воспитание патриота, гражданина, будущего защитника Отечества.
Проведению этого мероприятия предшествует большая подготовительная работа: студенты колледжа готовят творческие рефераты, проводят конкурс их работ, в соответствии с темой оформляется зал, вывешиваются плакаты, высказывания выдающихся людей о патриотизме, о Родине.
Литературно-музыкальная композиция проводится по следующему плану:
Вступительное слово преподавателя (ведущего).
Литературно-музыкальная композиция: прославление России, Руси восемью чтецами в стихотворной форме.
Первый ведущий говорит о значении Отечества.
Второй - рассказывает о древнерусской летописи.
Песня «Родина» («Вижу чудное приволье»).
Монтаж стихотворения М. Пляцковского «Родина».
Песня «С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера, слова М.Матусовского).
Стихотворение М. Ждангадиева «Я землю родную хочу обнять».
Ведущие напоминают о самобытных традициях, национальной культуре, о великом русском языке.
Стихотворение «Нет в мире подобных России раздолии».
Ведущие говорят о свободе и независимости своей Родины.
Стихотворение А.Сафонова.
Ведущий - о победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
Стихотворение «Родина» К.Симонова;
Песня В. Баснера «На безымянной высоте»;
Стихотворение Р.Рождественского;
Песня Ю. Чичкова «Салют, Победа!»;
Стихотворение Д. Кедрина «Завет».
Несколько студентов читают (по строчке) стихотворение - пожелание Родине.
Вступительное слово классного руководителя
У П.П. Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии». Как не хватает нам этого на уроках и как редко мы стали говорить о патриотизме во внеурочное время! Поэтому для классного часа была выбрана тема о России, ее истории и трудном пути. Мероприятие подготовлено совместно с заведующей библиотекой.
История своей страны - проявление души народа, она - золотой запас наш. И главная цель ставилась - воспитать историческую память. Знать историю - это и осмысливать прошедшее, и всем своим существом ощущать и видеть поступательное движение общества, стремление человечества в лице его лучших представителей к поиску новых благородных форм жизни, счастья для всех людей Земли.
Важно каждому из нас ощущать себя частицей живущего во времени человечества, знать, кто «я» и как мое «я» связано с окружающим миром. Но, наверное, самое главное и самое трудное - участвовать в развитии общества с учетом дыхания прошлого и настоящего.
Литературно-музыкальная композиция
Первый чтец: Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Второй чтец: Россия начинается с пристрастья
к труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Третий чтец: Вот в чем ее звезда. Она прекрасна.
Она горит и светит в темноте.
Четвертый чтец: Отсюда все дела ее большие,
ЕЕ неповторимая судьба.
Все. И если ты причастен к ней - Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
Пятый чтец: Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя.
Шестой чтец: Россия, Русь, - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И топот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Седьмой чтец: Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах черный крест.
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
Восьмой чтец: Кресты, кресты...
Я больше не могу.
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной - бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье. (Н.Рубцов)
Первый ведущий. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.
Второй ведущий. Вспомним высказывание выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас... Одна у человека родная мать, одна у него и родина».
Первый ведущий. В древней русской летописи читаем: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славится, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля русская, о, правоверная вера христианская!»
Второй ведущий. За «светло светлую» и «прекрасно украшенную» Родину шли в бой русские дружины, воины под водительством Дмитрия Донского, Александра Невского.
Чтец. Необозрима ширь полей.
Развесистые белоствольные березы.
Разливы рек. Степей необъятный простор.
Это - Россия.
Ты смотришь в ясное, голубое небо.
Идешь лесными тропинками.
Сидишь у прохладной речки.
Это - Россия.
Древние стены Кремля.
Блеск куполов над храмами.
Жизни минувшей след.
Это - Россия.
Руки матери.
Ее песни у твоей колыбели.
Душистый хлеб за праздничным столом.
Это тоже Россия.
Первый ведущий. Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, населяющих Россию, прекрасны. Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране.
Звучит песня «Родина» («Вижу чудное приволье...») Несколько студентов читают стихотворение М. Пляцковского «Родина»:
«Родина» - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час,
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
«Родина» - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена.
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов.
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра,
Это позабудется едва ли -
И навек останется святым.
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.
Второй ведущий. У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - отчему краю. Писатель В.Г. Распутин говорил: «Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать; человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от вырастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь, затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями».
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
(музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).
Чтец. Стихотворение М. Ждангадиева «Я землю родную хочу обнять»:
Я землю родную хочу обнять,
Прижаться к ней горячей щекой.
Удары гулкого сердца унять
И погладить ее травинки рукой.
Я землю родную хочу целовать -
Священную землю моей страны,
Как сына целует родная мать,
Когда возвращается он с войны.
Я землю родную хочу целовать,
Как солнце целует ее поутру,
Как знамя целует солдат на ветру,
Давая клятву не отступать.
Первый ведущий. Величайшая ценность нашего народа - его язык. Вот как оценивает роль русского языка И.С. Тургенев: «Во дни сомнений... ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий русский язык». Писатель В.Г. Распутин так сказал о русском языке: «Родина - это не только природа, но еще и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык. Характер народный, и опыт, и историю, и философию, и чаяния, и тяготы в долгом пути - все вмещает в себя язык. Пока жив язык - жива нация».
Русские, составляющие большую часть населения нашей страны, - добрый, открытый, терпимый, благожелательный мирный народ. Он проявляет уважение к каждому народу, живущему в нашей стране, как бы ни был тот велик или мал. Ему не свойственны национальная обособленность, пренебрежительное отношение к представителям той или иной национальности. Русский народ не умаляет достоинство, не ущемляет национальной гордости других народов. Он стремится жить в дружбе с другими народами.
Русский народ имеет законное право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой, своим языком.
Второй ведущий. Наша огромная многонациональная страна - это наш дом. Он крепок не только своими стенами, но и дружбой людей, в нем живущих, братскими отношениями между ними.
Чтец. Нет в мире подобных России раздолий,
Цветов наших ярче и крепче пород,
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.
Он вынес нашествия полчищ Батыя,
Разбил до единого звенья оков,
Он создал Россию, он поднял Россию
До звезд до высоких на гребни веков!
Он дал ей холмы, плоскогорья, лиманы,
Он в снежные горы пробил ей пути,
К морям ее вынес и к трем океанам.
Он создал такую, каких не найти.
Он выдумал песни, какие хотелось,
Он им поклонился до самой земли,
Они поколеньями русскими пелись,
Застолицей плыли и в битвы вели.
Первый ведущий. На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.
Тебе не раз враги грозили,
Тебя сметали - не смели,
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.
Тебя топтали - не стоптали,
Тебя сжигали - не сожгли,
Мы все с тобою испытали
И даже больше, чем могли. (А.Сафонов)
Второй ведущий. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Война шла 1418 дней, почти четыре года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
В час, когда последняя граната
Уж занесена в твоей руке,
В краткий миг припомнить разом надо
Все, что оставалось вдалеке, -
Ты вспомнишь не страну свою большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком. (К. Симонов)
Первый ведущий. В суровые дни войны Л. Леонов писал: «Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершины истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Ослябей, что в неравном бою пали на Куликовом поле. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества.
С каким мужеством они служили ей! И куда бы ни отправлялись за далекие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще меду горький, полынный прах ее дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословение матери, на груди. И где бы ни оказался велением истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья Русская земля».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки! (А. Ахматова)
Родина!
Пламя ударило в небо...
Ты помнишь,
Родина
Тихо сказала:
«Вставай на помощь...»
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но подымались в рост,
Звонили, как победа!
Шли тяжело и мощно...
Можно убить меня.
Нас убить - Невозможно.
Звучит песня В. Баснера «На безымянной высоте»
Чтец. Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа!
Победа!
Во имя Отчизны - победа!
Во имя живущих - победа!
Во имя грядущих - победа! (Р. Рождественский)
Звучит песня Ю. Чичкова «Салют, Победа!»
Следующий студент читает стихотворение:
Люди, покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста - помните!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю - помните!
Памяти павших
будьте достойны!
Вечно достойны! (Р. Рождественский)
Звучит песня «День Победы» (слова Харитонова, музыка Д. Тухманова).
Второй ведущий. Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принес мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах свет Победы!
Первый ведущий. Каждый гражданин страны, в том числе и юный, должен быть готов к защите Родины!
В час испытаний
Поклонитесь отчизне
По-русски,
В ноги, И скажи ей:
Мать!
Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою жить,
С тобою – умирать!
Будь верен ей.
И как бы ни был длинен
Тяжелый день военной маяты,
Коль пахарь ты,
Отдай ей все, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби ее.
Клянись, как наши деды,
Горой стоять
За жизнь ее и честь,
Чтобы сказать
В желанный час победы:
- И моя тут капля есть! (Д. Кедрин)
Несколько учащихся читают (по строчке) стихотворение:
Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей, хороших,
Солнечных дней в судьбе.
Желаю тебе, земля моя,
Все вместе:
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе.
Список источников информации:
- Безрукое А. «Россия, Русь! Храни себя, храни!» // Молодая эстрада. 1990. № 4. С.2 -24.
- Беликова Л. Беседа «Как не любить мне эту землю» // Воспитание школьника. 1993. № 3. С.45-49.
- Гончарова Т. Исторические вечера в школах. - М., 1992.
- Лебедева Н. Россия начинается с тебя. Наш общий дом. - М., 1989. С.3 - 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Россия-наша Родина"
Вводный урок по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика...
Россия,Родина моя"
Проект " Россия, Родина моя!"Цель: Формирование у детей патриотизма, чувство гордости за свою Родину умений жить в многокультурном городе Санкт-Петербурге....
ВСТРЕЧА – РАЗМЫШЛЕНИЕ «Россия – Родина моя»
Цель: продолжить знакомство символами и традициями колледжа;продолжать формировать понятия «патриотизм», «гражданственность»;развивать речь, память, умения анализировать, делать выводы;воспитывать люб...
Внеклассное занятие в 9 – ом классе на тему "Россия - Родина моя!"
Закрепление знаний детей о своей Родине – России, полученных на уроках и во время внеклассных занятий. Привитие гражданско – патриотических чувств. Воспитание любви к Родине, её ценностям....
Материал по самообразованию на тему: "РОССИЯ-РОДИНА МОЯ"
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «РОССИЯ - РОДИНА МОЯ!»
Основная цель проведения мероприятия заключается в желании помочь научиться гордиться своей Родиной, собой, уважать историческое прошлое своего народа.Формой воспитательной работы была выбрана литерат...
Викторина «Россия - родина моя»
Цель проведения: обобщить и систематизировать знания детей о России.Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о нашей стране и родном крае, городе, о символах России;2. закреплять зна...