Урок "Россия-наша Родина"
план-конспект урока по теме
Вводный урок по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rossiya-nasha_rodina.docx | 25.57 КБ |
prilozhenie_rossiya-nasha_rodina.docx | 14.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Тема урока:"Россия – наша Родина"
Метапредметные цели урока:
- формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- формирование навыка чтения;
- формирование умения оценивать свою работу;
- формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
- развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные цели урока: воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные цели урока: Познакомить учащихся с понятиями: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн”;
Тип урока: Постановка учебной задачи.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент) | ||
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Встало солнышко давно, – Солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, нашим гостям. Пожелайте им любви и добра. | Эмоциональный настрой Личностные УУД: - создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу») - устанавливаются тематические рамки («могу») | |
2. Актуализация знаний | ||
Я предлагаю вам послушать стихотворение и попробовать определить тему урока. (слайды 1-) Что Родиной моей зовётся? (слайд 1) Себе я задаю вопрос. Река, что за домами вьётся, (слайд 2) Иль куст кудрявых красных роз? (слайд 3) Вон та осенняя берёзка? (слайд 4) Или весенняя капель? (слайд 5) А может радуги полоска? (слайд 6) Или морозный зимний день? (слайд 7) Всё то, что с детства рядом было? Но это станет всё пустяк Без маминой заботы милой,(слайд 8) И без друзей мне все не так. (слайд 9) Та вот что Родиной зовётся! Чтоб были рядышком всегда Всё, кто поддержит, улыбнётся, Кому нужна и я сама! Вопросы по стихотворению: - Какой вопрос задает себе герой стихотворения? - К какому ответу приходит герой? |
| Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме |
3.Формулировка темы | ||
-О чем и о ком мы будем говорить на уроке? (О Родине) -Какова тема нашего урока? (слайд 10) -Тема нашего урока: "Россия – наша Родина" (слайд ) | ||
3. Постановка учебной задачи. | ||
А как вы определяете для себя слово «Родина»? Почему? -Что для нас является Родиной? – Вы высказали разные гипотезы. А как узнать, какая из них верная? (Исследовать) |
Рассуждения детей | Познавательные УУД: Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные УУД: (целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. |
– Я предлагаю ответить на эти вопросы. Итак, какова цель нашего урока: Узнать, что такое «Родина».
| Составление плана исследования | Регулятивные УУД (оценка): выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире через заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст |
А что нам нужно сделать, что бы реализовать наш план исследования. ( Обратиться к источнику знания, например к учебнику, справочнику, интернету и т. д.) |
| |
4. Открытие нового знания. | ||
Я представляю вам несколько словарей, и вы должны узнать толкование слова «Родина» РОДИНА-1.Отечество, родная страна. 2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь. Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина). • Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители. • Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля. • Фразеологизм: Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.) Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (Ответы учеников.) - Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи. - Посмотрите на карту. (слайд 11) — Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь. Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какое-то другое отношение? (слайд 12) — Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. – Почему необъятной? – Да потому, что если сесть в самолет (слайд 13) и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса. — Вот она какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну? – По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать, одним словом? – Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности (слайд 14) у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Поэтому по-разному звучат на просторах нашей страны русская “Калинка”, зажигательная “Лезгинка” и казацкая плясовая. — Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: (слайд 15) “...государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”. | Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | |
Физминутка | ||
7. Включение нового знания в систему знаний.(защита исследовательской работы) | ||
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете? – Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Назовите основные символы государства. Герб (слайд16) Флаг (слайд 17,18) Гимн (слайд 19, 20) Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и исследовать каждый из символов по группам, т.е. вы должны раскрыть происхождение, значение, как выглядит символ. | Дети защищают свою исследовательскую работу. | Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире по составленному плану исследования с опорой на прочитанный текст |
8. Рефлексия. | ||
-Какую цель мы ставили в начале урока? (слайд 21) - Справились ли с поставленной целью? - Кто чувствовал себя комфортно на уроке? | Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений | |
9. Домашнее задание (слайд 22) И в качестве домашнего задания. Написать творческую работу на темы: Моя Родина – это… Самыми трудными событиями моей Родины были… Когда я вырасту, я хочу… Я не хочу, чтобы моя Родина… Я благодарен своей Родине за то, что… | ||
Этот год тоже имеет большое значение для нашей Родины. (слайд 24) В этом году проходит празднование тысяча ста пятидесятилетия 1150-летия зарождения российской государственности. Поэтому Дмитрий Анатольевич Медведев объявил 2012 год – годом истории. И в связи с этим праздником я хочу пожелать, что бы ваш путь по дороге знаний был интересным и увлекательным. |
Использованные материалы:
http://darudar.org/gift/wishers/453712/
http://online.jokis.ru/географические-карты-мира-скачать.html
http://zaozsh1.narod.ru/p187aa1.html
http://festival.1september.ru/articles/600135/
http://www.ipk.khakasnet.ru/ORKSE/ORKSE_razrabotka_urokov.htm
Предварительный просмотр:
Приложение
ФЛАГ
Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – голубого и нижнего – красного цвета.
Появился бело – сине - красный триколор в России в 1693 году. Пётр I использовал его в качестве « флага царя Московского». А с 1705 года трёхцветное полотнище становится торговым (коммерческим) флагом России. При этом собственного государственного флага у России не было до середины 19 века, и лишь с 1858 года по указанию
Александра III в качестве государственного стал использоваться династический чёрно – жёлто - белый флаг.
На протяжении второй половины 19 века велись споры, какой из двух флагов считать официальным флагом России? В 1883 году император Александр III распорядился использовать бело – сине – красный флаг в качестве государственного.
В современной России вопрос о смене флага был решён 22 августа 1991 года: красное полотнище Советского Союза заменил исторический триколор.
22 августа – День государственного флага Российской Федерации.
По русским обиходным понятиям 17-19 веков красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий – небо, целомудрие, верность, духовность. Белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.
ГЕРБ
Герб России – двуглавый орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввёл великий князь московский ( великий князь «всея Руси») Иван III Васильевич. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы: на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства; он изображён на печатях, паспортах, денежных знаках.
ГИМН
Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна Российской Федерации написал Сергей Владимирович Михалков на музыку
А. Александрова. Гимн нужно исполнять и слушать стоя. (Ученики слушают гимн Российской Федерации.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
стихотворение "Родина моя светлая"
Вслед за знаменитым земляком В.М. Шукшиным - признание в любви Алтаю...
Классный час на тему" Родина нас выбирала"
Данная работа очень интересна и пронзительна до слез ,она посвещена ребятам .которые сражались до последнего и посвещена им ....
Классный час "Мой край , моя Родина"
Методическая разработка классного часаЦели и задачи:- Расширить кругозор обучающихся, познакомить с историей образования Хабаровского края, его символикой, географическими особенностями;- Содействоват...
Классный час "Мой край, моя Родина
Классный час "Мой край, моя Родина Цели и задачи:- Расширить кругозор обучающихся, познакомить с историей образования Хабаровского края, его символикой, географическими особенностями...
Презентация "тема родины и природы в лирике С.А.Есенина"
презентация предназначена для проведения урока по лирике Есенина...