Внеклассное занятие в 9 – ом классе на тему "Россия - Родина моя!"
план-конспект занятия на тему
Закрепление знаний детей о своей Родине – России, полученных на уроках и во время внеклассных занятий. Привитие гражданско – патриотических чувств. Воспитание любви к Родине, её ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_-_rodina_moya.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Лесно – Конобеевская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат».
Внеклассное занятие в 9 – ом классе на тему:
Воспитатель: Якунина Л.А.
2014 – 2015 учебный год
Цель: закрепление знаний детей о своей Родине – России, полученных на уроках и во время внеклассных занятий. Привитие гражданско – патриотических чувств. Воспитание любви к Родине, её ценностям.
«Мне о России надо говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносили;
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: «Россия!»
Звучит песня Олеси Густинович «Россия – мать» на фоне слайдов с изображением родных просторов. Слайды с 1 по 10.
- Ребята, как вы поняли, сегодня мы поговорим о России. Тема нашего занятия: «Россия – Родина моя». Обратите внимание на карту России. Слайд 11. Широко раскинулись её просторы. Россия – самая большая по площади страна мира. Какова её площадь, кто скажет? (17,1 млн. кв. км.) А какова протяжённость её границ? (60 932 км.)
Население России по переписи в 2011 году составляло 145 млн. человек, сейчас наверняка больше. Составляет население 160 национальностей, народностей и этнических групп.
Ирина Б.: Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд:
Один черкеску носит,
Другой – надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой качает мёд.
Одним приятней осень,
Другим – милей весна.
А Родина – Россия,
У нас у всех одна.
Назовите столицу нашего государства. (Москва. Слайд 12.) Кем заложен этот город? (Юрием Долгоруким в 1147 году на месте древнего поселения. Слайд 13.) Почему Москву называют Белокаменной? ( В 1367 году при Дмитрии Донском деревянные стены московского Кремля перестроили, используя блоки белого камня: известняка и доломита.) Какая крепость нашей страны самая крупная во всём мире? (Московский кремль. Его площадь равна 27 га. Слайд 14.) Что мы называем символом Москвы? (Красную площадь – главную площадь России. Здесь проходят военные парады страны. Слайды 15,16.) Какой из храмов на Красной площади считается самым значимым? (Храм Покрова Божией Матери (Собор Василия Блаженного). Слайд 17. Он построен в середине 16 века по указу царя Ивана Грозного, в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды.)
Угадайте, о каком российском городе идёт речь? « Я – город – герой, стою над Невой». (Ленинград. Слайд 18.) Почему этот город называют героем? (Выдержал 900 блокадных дней.) Что такое блокада? (Нахождение в кольце противника.) А можно ли было каким – то образом выбраться из города или, наоборот попасть в него? (Только по «Дороге жизни».) Что вы знаете о ней и по какому озеру она проходила? ( По Ладожскому озеру.) (Краткий рассказ о «Дороге жизни. Показ слайдов 19: «Первый
санный обоз по льду Ладожского озера.24.11.1941 г.», 20: «Движение транспорта по
«Дороге жизни» в марте 1943 г.»,21: « Ладожская военная флотилия прикрывает
«Дорогу жизни». 1943 г.») Хочу добавить, что 70 лет назад, 27 января 1944 года, была снята блокада с Ленинграда. Этот день назвали Днём воинской славы России.
А как этот город сейчас называется? (Санкт – Петербург.)
Какая российская картинная галерея самая большая в мире? (Эрмитаж. В Санкт – Петербурге.)
Какой российский город занимает первое место по количеству мостов? (Санкт – Петербург, сейчас там насчитывается 342 моста, в том числе 21 разводной.)
Россия имеет самое большое количество морей, омывающих её берега. Кто их назовёт? А какое российское море самое мелководное на Земле? (Азовское. Слайд 22.)
В России самое большое в мире количество озёр. Сколько же их? (Более 1 млн.) Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал. До 1620 м. Слайд 23.)
На территории России много рек. Какая русская река самая большая в мире среди рек, не имеющих стока в мировой океан? (Волга. Слайд 24.)) Какова её длина? (Около 3 800 км.) А куда она впадает? ( В Каспийское море. Слайд 25.) Волга – главная улица России. Как называли Волгу в старину? (Идель, Итиль.) Сколько притоков имеет Волга? (200.) Где берёт начало Волга? ( На Валдайской возвышенности. Слайды 26, 27.) Назовите самый большой волжский город. (Нижний Новгород. Слайд 28.)
Назовите волжский город, где в 1942 году начался перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Волгоград (Сталинград). Слайд 29.) Оборонительные действия советских войск на сталинградском направлении велись в течение 125 дней. В этот период ими были проведены последовательно две оборонительные операции. Первая из них осуществлена на подступах к Сталинграду в период с 17 июля по 12 сентября, вторая – в Сталинграде и южнее его с 13 сентября по 18 ноября 1942 года. Немцы, пытаясь захватить Сталинград, шли в атаку. Советским войскам сдержать мощный натиск не удалось. Они были вынуждены отступить в город. Дни и ночи не прекращались бои на улицах города, в домах, на заводах, на берегу Волги. Наши части несли большие потери, но держали оборону, не оставляя город.13 сентября 1942 года было принято контрнаступление. Замысел его состоял в объединении трёх фронтов: Юго – Западного (командующий генерал – полковник Н.Ф.Ватутин. Слайд 30.), Донского (командующий генерал – лейтенант К.К.Рокоссовский. Слайд 31.) и Сталинградский (командующий генерал – полковник А.И.Ерёменко. Слайд 32.)
Они должны были разгромить войска, прикрывавшие фланги ударной группировки противника, перейти в наступление, окружить и уничтожить основные силы, действовавшие в междуречье Волги и Дона. С 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта взяли в плен 91 000 человек, в том числе 2,5 тысячи офицеров и 24 генерала, во главе с командующим 6 – ой армией генерал – фельдмаршалом Паулюсом. (Слайд 33.) Никогда, за всю историю Германии не гибло такого количества войск. А началась Сталинградская битва с молебна перед Казанской иконой Божией матери. (Слайд 34.) Икона была покровительницей наших войск, перед ней постоянно служились молебны и панихиды по погибшим воинам. Среди руин Сталинграда единственным уцелевшим зданием оставался храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородице с приделом преподобного Сергия Радонежского.
Итак, сегодня, 2- го февраля, 70 лет со дня завершения Сталинградской битвы.
В то время фашистами была оккупирована большая часть нашей земли. Поэт Д.Кедрин написал стихотворение: « Родина». (Слайд 35.)
Весь край этот, милый на веки,
В стволах белокурых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос.
И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи.
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои…
И санки, что вихрем летели,
И волка опасливый шаг.
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах.
И ливни, такие косые,
Что в поле не видно ни зги…
Запомни: всё это – Россия,
Которую топчут враги.
Эти стихи пользовались популярностью среди солдат, и тоже внесли свою лепту в победу наших войск.
Саша П. прочтёт отрывок из стихотворения С.Васильева «Россия»: (Слайд 36.)
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю всё то, что называю,
Одним широким словом «Русь»…
А это стихотворение было написано уже после войны, в 1946 году.
В каком городе России возведена статуя – памятник, самая высокая в мире? ( В Волгограде, на Мамаевом кургане. Статуя «Родина – мать». Её высота 82 метра. Слайд 37.)
Назовите россиянина, который 12 апреля 1961 года, впервые в истории человечества, совершил полёт в космос? (Ю.А.Гагарин. Слайд 38, 39, 40.)
Фамилия россиянки, первой в мире женщины – космонавта? (В.Н.Терешкова. Слайд 41, 42.)
Какой российский город самый большой из полярных городов мира? (Мурманск, на Кольском полуострове. Слайд 43.)
Какое самое холодное место в северном полушарии, находящееся на территории России? (Якутия. Посёлок Оймякон. Температура зимой достигает -71 градус. Слайды 44, 45, 46.)
Какое чудо – дерево в России, единственное в мире имеет белую кору? (Берёза. Слайд 47.)
Загадки о России.
- У тебя, краса – река, женское обличье.
Даже имя у тебя женское, девичье. (Лена. Слайд 48.)
- Средь петербургских берегов в гранит она зажата.
Меж разводных течёт мостов. Что за река, ребята? (Нева. Слайд 49.)
- Порог Москвы, в Россию двери;
Тут русские дрались, как звери. (Смоленск. Слайд 50.)
- Древнерусский городок.
До сих пор он молод.
Оружейный там завод.
И молва давно идёт
О пряниках печатных
И самоварах знатных. (Тула. Слайды 51, 52,53.)
- Не приметен ничем, не широк
По просторам Валдайского края,
Еле слышно течёт ручеёк
В море Каспийское убегая. (Волга. Слайд 54.)
- В дымке синеватой горы и леса.
Что за край богатый, просто чудеса!
Зелень изумрудная, глубина озёр.
А земля там рудная, и кругом простор!
Трав ковёр пахучий у подножья скал.
Ты такой могучий, наш седой … (Урал. Слайд 55.)
Россия – радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлёт, и снег,
И лёд, и хоровод берёз,
Взметнувшихся над Волгой.
Она – багряный листопад,
И снова – синь, и снова – сад.
А в нём, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат.
Россия – ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребёнка, сердце друга,
Вечерних росстаней печаль.
И распахнувшаяся даль
От Ладоги и до Байкала.
Всё – всё она в себя впитала!
Россия всё, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала!
Вот вам лёгкие шарады.
- К ноте «н» прибавить надо.
Нота больше не поёт,
А рекой она течёт. ( ДО + Н = ДОН. Слайд 56.)
- Часть первая – МОСТ, но без буквы конечной.
Вторая звучит на болоте беспечно.
А целое – местность, любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (МОС + КВА = МОСКВА. Слайд 57.)
- В КУЗОВ машины слог «ТУ» погрузили…
И в полководца его превратили.
Наш полководец с раненым глазом.
Кто назовёт нам фамилию сразу? (КУ ТУ ЗОВ. Слайд 58.)
Ты взяла у весны уйму красок и света,
Навсегда наши души к себе приковав.
О тебе столько сложено песен и спето.
Не тускнеют, не старятся песен слова. (Россия.)
Прослушивание песни «Ты живи, моя Россия…»
Ребята, вы граждане России. Мальчики – будущие наши защитники. Все вы – будущие матери и отцы. Вот вам небольшое пожелание:
«Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно с ней быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию, Нет России другой!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по математике "Математический гейм" 4 класс (VII вида)
Внеклассное занятие по математике для детей 4 класса с задержкой психического развития. Адаптировано в классах коррекционно-развивающего обучения. Активизирует познавательную активность, развивает лог...
Внеклассное занятие по русскому языку 1 класс
Разработку можно использовать как для внеклассной работы, так на уроках русского языка...
внеклассное музыкальное мероприятие для учащихся начальных классов "Я о Родине пою"
Урок - концерт для начальных классов "Я о Родине пою". Любовь к Родине, семье, родной природе нужно прививать с раннего детства. Такие занятия, где дети читают стихи о Родине, поют замечательные...
Внеклассное занятие по экономике 2 класс "Что такое деньги?"
Тема урока; «Что такое деньги?»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель: Формирование у учащихся основных экономических знаний о деньгах, истории их появления.Планируемые результаты:1....
«Состязание здоровячков» (открытое внеклассное занятие в 2,3 классе)
внеклассное мероприятие...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "АВТОВАЗ - это класс!"
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия на тему «АвтоВАЗ – это класс!» среди студентов I курса специальности 23.02.03 Техническое обслужи...
План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс
На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими русскими народными сказками...