Методическая олимпиада учителей
статья на тему
Методическая олимпиада учителей - по материалам журнала "Управление школой" и материалам Школы цифрового века, 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_olimpiada_dlya_uchiteley.docx | 912.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая олимпиада для учителей
Методическая олимпиада
1-й дистанционный тур
Уважаемые коллеги!
Ответы к заданиям 1,2,3 разместите, пожалуйста. В Листе ответов.
Задание 1. Тест (20 баллов). Выберите 1 верный ответ.
1. Какой тип мотивов учения характеризует ориентация ученика на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, законами?
а) | познавательные; | б) | социальные; |
в) | нравственные; | г) | мотивы деятельности. |
2. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть…
а) | навык; | б) | умение; |
в) | операция; | г) | деятельность. |
3. Что в большей мере способствует формированию научного мировоззрения обучающихся?
а) | традиционное иллюстративно-объяснительное обучение; | б) | проблемное обучение; |
в) | программированное обучение; | г) | догматическое обучение. |
4. Когнитивные модели обучения базируются на образе…
а) | «ощущающего человека»; | б) | «человека-потребителя»; |
в) | «человека-исполнителя»; | г) | «человека-творца». |
5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:
а) | ориентировочными; | б) | исполнительными; |
в) | контрольными; | г) | оценочными. |
6. С одной стороны – результат предыдущего обучения и опыта, с другой – цель (конечная, промежуточная) предстоящего обучения. Это…
а) | обученность; | б) | воспитанность; |
в) | обучаемость; | г) | воспитуемость. |
7. Понятия «мотив» и «мотивация» соотносятся так:
а) | это синонимы; | б) | понятие «мотив» шире; |
в) | понятие «мотивация» шире; | г) | никак. |
8. Способность выделить все признаки понятия и их связи – это:
а) | гибкость знаний; | б) | конкретность знаний; |
в) | осознанность знаний; | г) | системность знаний; |
д) | полнота знаний; | е) | прочность знаний. |
9. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как…
а) | функциональные отношения; | б) | вид – род; |
в) | форма проявления учебной деятельности; | г) | часть – целое. |
10. Способность ответить на вопросы: как называется данный угольник, как найти площадь этого четырехугольника? – характеризует такой этап усвоения учебной информации, как:
а) | понимание; | б) | репродуктивное узнавание; |
в) | продуктивное алгоритмическое действие; | г) | продуктивное эвристическое действие. |
11. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понимается как
а) | субъект деятельности; | б) | индивид; |
в) | личность; | г) | индивидуальность. |
12. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждающая или отрицающая что-либо, – это…
а) | понятие; | б) | суждение; |
в) | умозаключение; | г) | теория. |
13. Уровень актуального развития личности характеризуют…
а) | обученность, воспитанность, развитость; | б) | обучаемость, воспитуемость, развиваемость; |
в) | самообучаемость, самовоспитуемость; | г) | обученность и обучаемость. |
14. П.Я. Гальперин ввел определение учения, трактуя его как…
а) | приобретение знаний, умений и навыков; | б) | вид деятельности; |
в) | специфический вид учебной деятельности; | г) | усвоение знаний на основании совершаемых субъектом действий. |
15. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как …
а) | ее вид; | б) | ее уровень; |
в) | этап ее реализации; | г) | форма ее проявления. |
16. Чтение, работа с книгой, конспектирование относятся к следующей группе общеучебных умений и навыков:
а) | планирование учебной деятельности; | б) | организация своей учебной деятельности; |
в) | восприятие информации; | г) | оценка и осмысление своих действий. |
17. Умение видеть вопрос, требующий решения, и найти на него ответ характеризует такое качество ума, как…
а) | критичность; | б) | глубина; |
в) | гибкость; | г) | самостоятельность. |
18. Задания на выявление сходств и различий квадрата и окружности направлено на определение уровня усвоения информации, который можно определить так:
а) | уровень понимания; | б) | уровень различения; |
в) | элементарные умения; | г) | уровень воспроизведения. |
19. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действий, – это…
а) | разумность; | б) | осознанность; |
в) | прочность; | г) | освоенность. |
20. Способы обучающей работы преподавателя и способы учебной работы обучающихся в их взаимосвязи отражают:
а) самостоятельная работа обучающихся;;
б) организация деятельности преподавателя;
в) методы обучения;
г) организация деятельности обучающихся.
Задание 2. Знаменитые произведения великих педагогов: составьте пары
(10 баллов).
1. Амонашвили Шалва Александрович | 2. Сказка «Бишка» |
3. Занков Леонид Владимирович |
«Великая дидактика» |
5. Ян Амос Коменский | 6. Учебное пособие «Дидактика и жизнь» |
7. Януш Корчак |
«Куда исчезли тройки» |
9. Макаренко Антон Семенович | 10. Роман «Педагогическая поэма» |
11. Песталоцци Иоганн Генрих | 12. Пособие для учителей «Здравствуйте, дети!» |
13. Жан Жак Руссо |
«Как любить ребенка» |
15. Сухомлинский Василий Александрович | 16. Педагогический труд «Лебединая песня» |
17. Ушинский Константин Дмитриевич | 18. Книга «Сердце отдаю детям» |
19. Шаталов Виктор Федорович | 20. Педагогическое сочинение «Эмиль, или О воспитании» |
Задание 3. «Знания» (6 баллов). Составьте пары: соотнесите степени усвоения знаний с их характеристиками.
Степени усвоения знаний | Их характеристики |
1. Знание- узнавание | А. Информация, которую обучающийся плохо помнит. Это поверхностное, ненадежное знание |
2. Знание-репродукция | Б. Не только понимание, но и вера в истинность, ценность данного знания. В нем всегда есть мотивационная сила, порождающая желание и стремление поступать только в соответствии с ним |
3. Знание-понимание | В. Механически усвоенное, запомненное знание, которое обучающийся может воспроизвести «по-книжному», но в объяснениях затрудняется |
4. Знание-убеждение | Г. Высшая степень усвоения знания. Оно не сводится к тому, что услышано и прочитано, а дополнено собственными размышлениями, опытом, умозаключениями и выводами, о которых обучающемуся не говорили |
5. Знание-применение | Д. Обладает всеми особенностями знания-понимания и, желательно, знания-убеждения, а отличается от них тем, что обучающийся еще понимает связи теоретических элементов знания с практикой, к каким вопросам относится, какое значение имеет для правильного решения не только поведенческих, но и интеллектуальных задач и др. |
6. Знание-творчество | Е. Осмысленно усвоенное и запомненное знание, которое излагается обучающимся свободно, своими словами, с комментариями, вариативно. Оно прочно связано с другими имеющимися у него знаниями, с опытом, обогащено ими и обогащает их. |
ЛИСТ ОТВЕТОВ
к заданиям методической олимпиады
- ФИО участника олимпиады:
- Должность:
Задание 1. Тест – 20 баллов:
1. | 5. | 9. | 13. | 17. |
2. | 6. | 10. | 14. | 18. |
3. | 7. | 11. | 15. | 19. |
4. | 8. | 12. | 16. | 20. |
Задание 2. Знаменитые произведения великих педагогов – 10 баллов:
1 | |
3 | |
5 | |
7 | |
9 | |
11 | |
13 | |
15 | |
17 | |
19 |
Задание 3. «Знания» – 6 баллов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ
Задание 1. Тест – 20 баллов:
1. б | 5. а | 9. д | 13. б | 17. в |
2. а | 6. а | 10. г | 14. а | 18. г |
3. а | 7. а | 11. б | 15. г | 19. а |
4. б | 8. в | 12. в | 16. в | 20. в |
Задание 2. Знаменитые произведения великих педагогов – 10 баллов:
1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 |
12 | 6 | 4 | 14 | 10 | 16 | 20 | 18 | 2 | 8 |
Задание 3. «Знания» – 6 баллов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | В | Е | Б | Д | Г |
Источники информации:
http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_obshim_osnovam_pedagogiki/p87.php
http://www.bestreferat.ru/referat-353403.html
ПРОТОКОЛ
методической олимпиады для педагогических работников образовательных учреждений.
1-й дистанционный (заочный) тур
№ | ФИО участника | ОУ | Должность | Баллы | Всего | Статус участника (победитель или призер) | Примечание (победителю и призерам – приглашение на 2-й тур; остальным – сертификаты) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
ОБЩИЕ ИТОГИ:
- Количество участников:
- Количество ОУ:
Методическая олимпиада
2-й тур
ФИО участника: ____________________________________________________
Задание 1. «Великие педагоги» – 12 баллов
- Мини-кроссворд (5 баллов):
1 | 2 | 3 | |||||||||||||||
4 | 5 | ||||||||||||||||
1 | и | ||||||||||||||||
2 | и | ||||||||||||||||
3 | и | ||||||||||||||||
4 | и | ||||||||||||||||
5 | и |
1.2. «Верны ли утверждения?» (7 баллов)
Сведения о педагогах | Верно–неверно |
1. Бабанский Ю.К. разработал теорию оптимизации обучения | |
2. Сухомлинский В.А. осуществил в педагогической практике опыт массового перевоспитания | |
3. Амонашвили Ш.А. – один из инициаторов обучения детей в школе с шести лет | |
4. Занков Л.В. создал новую дидактическую систему развивающего обучения | |
5. Макаренко А.С. создал педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма, в Павлышской средней школе | |
6. Януш Корчак в августе 1942 года погиб вместе со своими воспитанниками в газовых камерах концлагеря | |
7. Шаталов В.Ф. первым написал о природосообразности и культуросообразности в обучении |
Задание 2. «Педагогическая мудрость» – 10 баллов
Допишите знаменитые цитаты великих педагогов:
1. К.Д. Ушинский: «Вся школа, вся педагогика – это, прежде всего...» | |
2. В.А. Сухомлинский: «Искусство и мастерство педагога заключается в умении сочетать …» | |
3. Ж.Ж. Руссо: «Час работы научит больше, чем…» | |
4. Ж.Ж. Руссо: «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете…» | |
5. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально…» | |
6. А.С. Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него нет...» | |
7. А.С. Макаренко: «Книги – это…» | |
8. Я.А. Коменский: «Нет ничего труднее, как перевоспитать человека...» | |
9. Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший…» | |
10. Я.Корчак: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и…» |
Задание 3. «Его Величество Урок» – 23 балла
Составьте технологическую карту урока контроля знаний
Баллы:
- Дидактическая цель – 1 балл
- Цели по содержанию: образовательные, развивающие, воспитывающие – по 1 баллу (всего – 3 балла)
- Формы урока – 1 балл
- Методы урока – 1 балл
- Средства обучения – 1 балл
- Этапы урока с указанием деятельности учителя и ученика – 16 баллов
Технологическая карта урока
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(дисциплина, курс)
Тема урока:
Дидактическая цель:
Тип урока:
Форма урока:
Цели по содержанию урока:
- образовательные:
- развивающие:
- воспитательные:
Формы организации познавательной деятельности:
Методы урока:
Средства обучения:
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Задание 4. «Современные педагогические технологии» – 5 баллов
4.1. Технология проблемного обучения (3 балла)
Составьте 3 проблемных вопроса для вашего урока контроля знаний.
4.2. Технология развития критического мышления (2 балла)
Составьте синквейн по теме, изученной до проведения вашего урока контроля знаний.
Задание 5. «Педагогический словарь» – 5 баллов
(Выполните задание одного из вариантов – по своему выбору)
1-й вариант. Тест
- Склонность к приобретению новых знаний
- любопытство;
- любознательность;
- познавательный интерес.
- Четкое изложение материала на основе толкования, анализа, обобщения: с целью формирования понятий
- объяснение;
- беседа;
- рассказ.
- Стимул, побуждающий ученика к активности
- мотив;
- мотивация;
- актуализация.
- Способность ученика к усвоению информации, учебного материала
- обученность;
- обучаемость;
- обучение.
- Уровень развития и подготовленности к деятельности ученика на сегодняшний день: действия, которые он может выполнять самостоятельно
- зона актуального развития;
- зона ближайшего развития;
- знания.
2-й вариант. Закончите предложения
| |
| |
| |
| |
|
Второй тур олимпиады проводится очно, для оказания помощи учителям, вышедшим во второй тур и приглашенным для участия в нем, предлагаются следующие брошюры:
- Его величество урок
- Современные педагогические технологии
- Педагогическая мудрость
- Педагогический словарь.
Для подготовки к методической олимпиаде
2014 год
Составитель:
Маслак Е.Н., специалист Управления образования Омутнинского района
Уважаемый коллега!
У вас в руках небольшая брошюра
«Его Величество Урок», в которой 3 части:
1. Структура и типы уроков.
2. Технологическая карта урока.
3. О целях, методах, формах, мотивации и рефлексии.
Структура и типы уроков
«Все самое главное с учеником происходит на уроке». (Ю.А. Конаржевский) |
Урок – основная форма обучения.
Учитель в среднем проводит за свою жизнь 25 тысяч уроков,
ученик посещает их ≈ 11 тысяч.
Звенья процесса обучения и типы уроков
6 звеньев процесса обучения, типов урока – 6.
Звенья процесса обучения:
- Актуализация (воспроизведение знаний).
- Первичное усвоение новой учебной информации (формируются представления).
- Осознание и осмысление (наступает понимание).
- Закрепление.
- Применение знаний (проводятся лабораторные работы, выполняются упражнения и т.д.).
- Контроль.
Типы уроков:
- комбинированный урок – все 6 звеньев обучения;
- урок изучения нового материала и первичного закрепления – звенья 1, 2, 3, 4;
- урок-практикум: звенья – 1, 4, 5, 6;
- урок обобщения и систематизации знаний: звенья – 1, 4, 5, 6;
- урок контроля знаний (можно: контроля и коррекции знаний) – звенья 1, 4, 5, 6;
- урок-актуализация: звено 1 (перед изучением темы и курса или перед контрольным уроком или по окончании изучения темы).
Тип урока определяется звеньями процесса обучения.
Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
→ | ||||
Урок изучения нового материала и первичного его закрепле-ния | 3. ОСОЗНА-НИЕ И ОСМЫС-ЛЕНИЕ | Ком- бини- рован- ный урок | 4. ЗАКРЕП-ЛЕНИЕ | Урок - практи-кум |
↑ | ↓ | |||
2. ПЕРВИЧ-НОЕ УСВОЕ-НИЕ НОВОЙ УЧЕБНОЙ ИНФОР-МАЦИИ | 5. ПРИМЕНЕ-НИЕ ЗНАНИЙ | |||
↑ | ↓ | |||
Урок – актуализа-ция | 1. АКТУАЛИ-ЗАЦИЯ | 6. КОНТ-РОЛЬ | Урок контроля знаний |
Существует много других классификаций типов уроков.
Технологическая карта урока
Существует несколько вариантов технологической карты урока. Предлагаю один из самых простых.
Тема урока:
Дидактическая цель:
Тип урока:
Форма урока:
Цели по содержанию урока:
- образовательные:
- развивающие:
- воспитательные:
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная
Методы урока:
Средства обучения:
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Оргмомент | ||
2. Мотивация и целеполагание | ||
3. Актуализация | ||
4. Изучение нового материала | ||
5. Первичное закрепление новой учебной информации | ||
… | ||
… | ||
Рефлексия | ||
Домашнее задание |
О целях, методах, формах, мотивации и рефлексии
О ЦЕЛЯХ УРОКА
Цель – это ожидаемый результат.
- Дидактическая цель: создать условия для…
- Цели по содержанию урока:
- Образовательные:
– познакомить с блоком новой учебной информации по теме…;
– сформировать предметные умения и навыки: умение работать с микроскопом, распознавать на гербарном материале и т.д.;
– сформировать общеучебные умения (УУД): работать с письменным текстом – читать, понимать, запоминать, конспектировать, умение находить необходимую информацию в учебнике и т.д.
- Развивающие:
– развивать интеллектуальную сферу учеников: мышление, внимание, память, воображение и т.д.;
– развивать эмоциональную сферу учеников: развивать положительные эмоции, научить управлять отрицательными эмоциями, развивать уверенность в себе в различных ситуациях и т.д.;
– развивать мотивационную сферу учеников: побуждать жажду знаний, вырабатывать у учеников положительное отношение к учёбе;
– развивать волевую сферу учеников: умение ставить цели, выбирать методы и средства для их достижения, достигать поставленной цели.
- Воспитательные:
- продолжить нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое … воспитание обучающихся;
- воспитывать совершенствующуюся социально успешную личность с положительно «Я-концепцией»:
– развивать у учащихся активное стремление стать лучше, воспринимать себя положительно;
– обогащать опыт учащихся в общении, воспитывать умение и желание сотрудничать с другими людьми;
– стимулировать проявление творческой самостоятельности;
– воспитывать эмпатию (способность понимать других), стремление уважать окружающих людей и т.д.
О МЕТОДАХ
Метод обучения – это способ достижения целей.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
А. По источнику получения знаний (автор: В.А. Сластёнин)
1. Практические методы
источник получения информации: слово + образ + действие
2. Словесные методы
источник получения информации – слово учителя
- рассказ (непрерываемое вопросами повествование с целью познакомить, проинформировать, заинтересовать),
- объяснение (четкое изложение материала на основе толкования, анализа, обобщения: с целью формирования понятий),
- беседа (вопросно-ответный метод обучения: диалог, полилог с целью выявления базовых знаний, побуждению к осмысленному усвоению материала, анализу, размышлению, развитию речи),
- лекция (продолжительное изложение материала, обычно используется в старших классах).
3. Наглядные методы
источник получения информации: слово + образ
- демонстрация опыта,
- демонстрация наглядных пособий,
- демонстрация видеофильма,
- демонстрация приемов выполнения работы.
Б. По уровню познавательной самостоятельности учащихся (по характеру познавательной деятельности)
(автор: И.Я. Лернер)
Относятся к категории
– репродуктивных: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы,
– продуктивных: исследовательский, частично-поисковый, проблемный.
Таблица с описанием методов – лесенкой: так показано повышение познавательной активности учащихся:
| Исследова-тельский | ||||
И.Я. ЛЕРНЕР | Частично-поисковый | Приобщить учащихся к исследовательской деятель- ности | |||
Метод проблем-ного изложения | Научить учащихся исследовательской деятельности | ||||
Репродук-тивный | Продемонстрировать ученикам образец решения проблемы | ||||
Объясни-тельно- иллюстра-тивный | Научить применять знания, умения и навыки по образцу | ||||
1. Цель | Помочь учащимся в усвоении знаний, умений и навыков | ||||
2. Дея-тель-ность учи-теля | Объясняет с использованием различных средств наглядности, обеспечивая усвоение информации в готовом виде | Разраба-тывает алгоритм систему заданий, упражне-ний | Сам ставит проблему, сам ее решает, показывая путь решения (рассуж-дения) | Формулирует задания проблемного характера, способ выполнения которых заранее неизвестен | Констру-ирует задания исследова-ний и консульти-рует учащихся |
3. Дея-тель-ность уче-нии-ков | Слушают, наблюдают, запоминают и воспроизводят | Самостоя-тельно выполняют задания по алгоритму | Следят за ходом рассужде-ний учителя, размыш-ляют | Решают проблемные задания с помощью учителя | Решают проблему самостоя-тельно |
4. Ре-зуль-тат | Ученики воспроизводят информацию в том объеме, в котором получают от учителя | Ученики выполняют задания одинаково | Ученики получают опыт научного познания | Решение проблемы, приобретение учащимися опыта решения отдельных элементов исследования | Ученики приобрета-ют опыт исследова-тельской деятель-ности |
О ФОРМАХ
Форма – это сценарий, который наполняется содержанием.
Формы урока:
- лекция,
- семинар,
- конференция,
- экскурсия,
- дискуссия,
- игра,
- лабораторная работа,
- практикум по решению задач,
- урок-мастерская,
- зачет
- и т.д.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная (общеклассная),
- групповая,
- парная,
- индивидуальная.
МОТИВАЦИЯ и МОТИВЫ
Мотивация обучения – это процессы методы и средства, побуждающие движение учащихся к поставленной цели – к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Главным звеном мотивации является мотив – стимул.
Мотивы возможно характеризировать:
- количественно: сильный – слабый,
- качественно: внутренние и внешние мотивы.
Кроме того, сами внешние мотивы могут быть:
- положительными (мотивы успеха, достижения),
- отрицательными (мотивы избегания, защиты).
Щукина Г.И. выделила группы стимулов:
Стимулы содержания:
важно найти интересное в содержании любой темы, например:
- Парадоксальные факты:
в результате активной борьбы с корневищным сорняком пыреем количество этого растения на огороде через некоторое время только увеличилось. Мог ли огородник допустить какие-либо ошибки в борьбе с пыреем? Какие именно?
- Разъяснение значимости знаний:
из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устает больше, чем руки. Знаете ли вы почему?
- Создание проблемной ситуации:
почему один из русских ученых утверждал, что использовать торф в качестве топлива равноценно тому, что топить печь деньгами?
- Экскурс в историю:
известно, что Петр I запретил звонить в колокола во время нереста рыб. Почему?
- «Черный ящик» (прием скрытости изучаемого объекта):
древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно этим органом человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду, что находится в черном ящике? (модель сердца).
- Использование пословиц, поговорок:
«Достанется тебе ухо от селедки». Справедлива ли с биологической точки зрения эта поговорка?
- А знаете ли вы…
откуда пошло слово «лягушка»? От слова «ляга» – нога, бедро. «Лягать» – ударять ногами.
- Показ недостаточности имеющихся знаний:
существует легенда, что в ночь на Ивана Купала нужно идти в лес. И тот, кто увидит цветущий папоротник, будет счастлив всю жизнь. Верна ли эта легенда?
Стимулы деятельности:
школьникам интересна деятельность:
- игра → использовать элементы игры;
- проведение опытов → лабораторные работы;
- общение → работа в группах.
Стимулы взаимоотношений:
на уроке необходима совместная деятельность учителя и учащихся, создание ситуаций сотрудничества, содружества, взаимопомощи и взаимообогащения.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия – самооценка результатов деятельности.
Дидактическая задача: мобилизовать учащихся на оценку себя в процессе на уроке и полученного результата.
Алгоритм рефлексии (по Т.И. Шамовой):
- «Я»:
как чувствовал себя в процессе учения, с каким настроением работал, доволен ли собой.
- «Мы»:
насколько мне комфортно работалось в группе, я помогал товарищам – они помогали мне (чего было больше), были затруднения при работе в группе.
- «Дело»:
я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, почему
как мне преодолеть свои проблемы.
Вариантом рефлексии может быть письменный ответ учащихся на вопросы:
- В какой части работы ты сделал ошибки?
- Над чем тебе ещё надо поработать?
- Как ты собираешься решить проблему:
а) разберусь сам,
б) посмотрю в справочнике,
в) спрошу у учителя,
г) спрошу у знающего ученика…
- Мог бы ты рассказать изученное на уроке другу?
- Доволен ли ты своей работой?
Пример рефлексии результатов зачёта:
- Как ты готовился к зачёту (форма повторения, длительность подготовки)?
- Доволен ли ты своим результатом?
- Если нет, то укажи причины (мало занимался, не понял материал, не знал, что нужно было выучить, болела голова, сам не знаю почему и т.д.).
Список использованной литературы:
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: 2001.
- Дидактика средней школы. – М.: Просвещение, 1982.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 2002.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: ОЦ Педагогический поиск, 2000.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие. – Ростов н /Д: Изд-во «Учитель», 2006.
- Лернер Г.И. Педагогическая теория современному учителю. Педагогический университет «1 сентября»: курсы повышения квалификации.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по пед. спец.: в 2 ун. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Российская педагогическая энциклопедия: http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: 1984.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
- Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета: www.charko.narod.ru
- Школа молодого учителя / авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Для подготовки к методической олимпиаде
2014 год
Составитель:
Маслак Е.Н., специалист Управления образования Омутнинского района
Уважаемый коллега!
У вас в руках брошюра с очень кратким описанием
трех современных педагогических технологий:
технологии проблемного обучения, метода проектов и технологии развития критического мышления.
Современные педагогические технологии
Что такое педагогическая технология?
Определений «педагогической технологии» или «технологии обучения» очень много. Вот одно из них.
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Технология проблемного обучения
Чем же отличается проблемное обучение от «непроблемного», традиционного?
При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию.
Хорошо это или плохо? Не то и не другое – репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.
Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности или развивает их спонтанно, непродуктивно, случайно».
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).
Проблемная ситуация
Проблемной является ситуация (по С.Л. Рубинштейну), в которой имеется:
- нечто неизвестное (отношение неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы определяет направление мыслительного процесса),
- второй значимый компонент проблемной ситуации – содержащееся в ней противоречие,
- какие-то мотивы, побуждающие человека мыслить (именно мотив, потребность является движущей силой, которая помогает человеку включаться в мыслительную деятельность).
Большинство дидактов рассматривают проблемную ситуацию прежде всего как ситуацию интеллектуального затруднения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.).
Проблемная задача
В структуре проблемной задачи выделяются следующие составные элементы:
1) условия, или данные, известные учащимся и указывающие на какие-то параметры решения;
2) неизвестное, искомое, нахождение которого приводит к новым знаниям или способам действия; второй элемент (неизвестное) может быть сформулирован по-разному.
- Одна из форм – вопросительное предложение.
- Другая форма – побудительное предложение (задание).
- На третью форму указывает И.Я. Лернер: в тексте задачи может быть предъявлено только неизвестное без условия в расчете на то, что учащиеся имеют знания, которые могли бы составить условие задачи. Пример (6-й класс, тема «Понятие о причастии»): «Можно ли о собаке, бродящей по лугу, сказать, что она бродячая? Почему?» Задача дается ученикам до изучения темы, и дети должны уловить в ней временный и постоянный характер признака, обозначаемый двумя словами. Условие же здесь «лишнее», так как предполагается, что дети знают точное значение слова «бродячая» (бездомная, не имеющая хозяина).
Проблемный вопрос
Ш.А. Амонашвили: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, – это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос – это почерк его педагогического мастерства».
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов:
1) предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или предикативном); такие предложения оформляются при помощи местоимений «какой», «который», «чей» и т.п. в разных падежах, а также при помощи неопределенно-количественного числительного «сколько»;
2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели); такие предложения оформляются при помощи наречий «зачем», «отчего», «почему», «когда» и т.д.
Проблемное изложение
При проблемном изложении самостоятельность детей невелика: они следуют своей мыслью за мыслью и рассуждением учителя, осуществляющего целостное решение задачи.
Предельно упрощая, можно сказать, что проблемное изложение – это решение проблемных задач учителем «для учащихся». Термин «проблемное изложение» определяет и его форму: это монолог учителя (объяснение, рассказ, доказательство, лекция, сообщение и т.п.).
Эвристическая беседа
В эвристической беседе школьники самостоятельно решают проблемную задачу по частям, этапам, ведомые цепочкой логически следующих друг за другом проблемных вопросов учителя.
Создателем эвристической беседы считается Сократ, в честь которого беседа именуется также сократической.
«Эвристическая беседа, – пишет М.Н. Скаткин, – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам».
Если на вопрос учителя следует ошибочный ответ, то учитель с помощью контрвопросов вскрывает в ответе ученика ошибку, подводит к самостоятельному отысканию верного ответа и только потом ставит новый вопрос.
Метод проектов
Cуть технологии проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Метод проектов всегда предполагает:
- во-первых, решение какой-то проблемы,
- во-вторых, получение результата.
Типология проектов:
- По доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательский проект (доминирует исследовательская деятельность),
- творческий проект (творческая деятельность),
- игровой проект (доминирует ролевая деятельность),
- практико-ориентированный проект (доминирует прикладная деятельность) и другие.
- По предметно-содержательной области:
- монопроект (в рамках одной области знания),
- межпредметный проект.
3. По характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий),
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. По характеру контактов:
- среди участников одной школы,
- класса,
- города,
- региона
- и т.д.
5. По количеству участников проекта.
6. По продолжительности проекта
Этапы работы над проектом:
- Поисковый этап:
- поиск и анализ проблемы,
- выбор темы проекта,
- планирование проектной деятельности по этапам,
- сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
- Конструкторский этап:
- поиск оптимального решения задачи проекта,
- исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна,
- выбор технологии изготовления,
- экономическая оценка,
- экологическая экспертиза,
- составление конструкторской и технологической документации.
- Технологический этап:
- составление плана практической реализации проекта,
- подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования,
- выполнение запланированных технологических операций,
- текущий контроль качества,
- внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
- Заключительный этап:
- оценка качества выполнения проекта,
- анализ результатов выполнения проекта,
- изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
Характер педагогической деятельности в методе проектов
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. Критическое мышление – новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа – то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии критического мышления, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология критического мышления позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Структура занятия в концепции критического мышления:
- 1-й этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа).
Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю по данной проблеме?».
Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии, это мозговая атака. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».
Этот этап позволяет:
– актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
- 2-й этап – «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии («Что хочу знать?»).
Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста («V» – уже знаю; «+» – новое; «–» – противоречит взглядам; «?» – хочу узнать подробнее), выписка из текста.
Этот этап позволяет ученику:
– получить новую информацию;
– осмыслить ее;
– соотнести с уже имеющимися знаниями.
- 3-й этап – «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме.
На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.
Здесь основным является:
– целостное осмысление, обобщение полученной информации;
– присвоение нового знания, новой информации учеником;
– формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит «введение в проблему» или «актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся». А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Методические приемы.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «Корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
- на первой строчке записывается одно слово – существительное (это и есть тема синквейна);
- на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
- на третьей строчке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна;
- на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы);
- последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение (понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной).
Прием «Учебный мозговой штурм»
Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.
Основная цель учебного мозгового штурма – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
Учебный мозговой штурм обычно проводится в группах численностью 5–7 человек.
Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Список использованной литературы:
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
- Развитие критического мышления. Апробация технологии http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200302802
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Российская педагогическая энциклопедия:
http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544: ил. – (Серия «Учебник нового века»)
- Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета: www.charko.narod.ru
Для подготовки к методической олимпиаде
(знаменитые педагоги, их книги и цитаты)
2014 год
Составитель:
Маслак Е.Н., специалист Управления образования Омутнинского района
Амонашвили Шалва Александрович
(грузинский педагог)
(р. 1931) | Один из инициаторов обучения детей в условиях школы с шести лет. Руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Система обучения и воспитания, разработанная Ш.А. Амонашвили, строится на гуманистической основе, вере в ребенка. |
Основные работы:
Знаменитая цитата:
«Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя». |
Бабанский Юрий Константинович
(доктор педагогических наук, профессор)
(1927–1987) | Разработал теорию оптимизации обучения. Считал возможным использование этой теории для решения педагогических проблем тактического и стратегического характера. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников. Разработал теорию научной организации педагогического труда. |
Основные работы:
- Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект.
- Методы обучения в современной общеобразовательной школе.
- Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов.
Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм
(немецкий педагог)
(1790–1866) | Выступал за мирное преобразование общественных отношений, отводя важное место просвещению. Разделял идею общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан. Подчеркивал, что любовь к своему народу неотделима от любви ко всему человечеству. |
Основные работы:
- Руководство к образованию немецких учителей.
- О природосообразности и культуросообразности в обучении.
Знаменитые цитаты:
- «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт».
- «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
- «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Занков Леонид Владимирович
(советский педагог, психолог, дефектолог)
(1901–1977) | Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента. Впервые исследовал объективную закономерную связь между обучением и общим развитием детей; создал новую дидактическую систему начального обучения, направленную на общее развитие детей (систему развивающего обучения). |
Основные работы:
- «Наглядность и активизация учащихся в обучении».
- «Дидактика и жизнь».
Знаменитые цитаты:
- «Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка».
- «Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания».
- «Дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности».
Коменский Ян Амос
(чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель)
(1592–1670) | В совершенствовании системы воспитания и образования людей видел один из путей исправления мира. Теорию всеобщего универсального образования изложил в «Дидактике», в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания. Основные требования к обучению: раннее его начало, соответствие учебного материала возрасту ребенка. |
Основная работа:
Знаменитые цитаты:
- «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».
- «Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными».
- «Мудрое распределение времени есть основа для деятельности».
- «Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного».
- «Тот, кто мало знает, малому может и учить».
Корчак Януш
(польский педагог, детский писатель, публицист
и общественный деятель)
Выработал собственную концепцию детства и путей формирования ребенка как личности. Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка. В период гитлеровской оккупации пытался сохранить «Дом сирот». Отклонив предложения о побеге, Корчак в августе 1942 г. вместе с 200 своими воспитанниками и всем персоналом «Дома сирот» погиб в газовой камере концлагеря Треблинки. | (1878–1942) |
Основные работы:
- «Педагогическое наследие».
- «Как любить ребенка».
Знаменитые цитаты:
- «Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, – непрочно, неверно и ненадежно».
- «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится».
Макаренко Антон Семенович
(советский педагог и писатель)
Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920–1928) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927–1935). А.С. Макаренко разработал законы и принципы жизнедеятельности коллектива. | (1888–1939) |
Основные работы:
Знаменитые цитаты:
- «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
- «Книги – это переплетенные люди».
- «Коллектив является воспитателем личности».
- «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
- «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть».
- «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного».
Песталоцци Иоганн Генрих
(швейцарский педагог,
один из основоположников дидактики начального обучения)
(1746–1827), | Песталоцци считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет избавиться им от нужды. Подчеркивал важность связи и тесного взаимодействия умственных, нравственных и физических способностей ребенка в обучении, которое обеспечивает гармоничное развитие человека. Песталоцци расширил содержание начального обучения, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. |
Основные работы:
- «Лингард и Гертруда».
- «Как Гертруда учит своих детей».
- «Лебединая песня».
Знаменитые цитаты:
- «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».
- «Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро».
Руссо Жан Жак
(французский писатель и философ)
Разработал теорию свободного воспитания. Считал, что воспитание является опорой любой формы правления и потому носит общественный характер. От него зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Воспитание должно следовать за «природой человека», сообразуясь с возрастными особенностями ребенка. | (1712–1778) |
Основные работы:
- «Эмиль, или О воспитании».
- «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».
Знаменитые цитаты:
- «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».
- «Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость».
- «Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней».
- «Дайте детству созреть в детстве».
- «Доброе – это прекрасное в действии».
- «Кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении».
- «Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения».
- «Час работы научит больше, чем день объяснения».
- «Язык ума будет услышан, если он проходит через сердце».
Сухомлинский Василий Александрович
(советский педагог, заслуженный учитель школы УССР,
Герой Социалистического Труда)
С 1948 г. директор Павлышской средней школы. Создал оригинальную педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью. Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». | (1918–1970) |
Основные работы:
Знаменитые цитаты:
- «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца».
- «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
- «Искусство и мастерство педагога заключается в умении сочетать сердечность с мудростью».
- «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек».
- «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Ушинский Константин Дмитриевич
(педагог, основоположник научной педагогики в России)
В теории К.Д. Ушинского ведущей стала идея народности воспитания – признание творческой, силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Целью воспитания, по К.Д. Ушинскому, является формирование активной творческой личности, что предполагает подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. В нравственном воспитании отводил одно из главных мест патриотизму. | (1824–1870) |
Основные работы:
- «Человек как предмет воспитания».
- Книги для детей:
Знаменитые цитаты:
- «Вся школа, вся педагогика – это, прежде всего, учитель».
- «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
- «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
Шаталов Виктор Федорович
(советский педагог)
(р. 1927) | В 70-х годах ХХ века разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе (технологию интенсивного обучения), включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ. Изобрел несколько важнейших психолого-дидактических методологических приемов (максимально эффективное использование времени учащихся, «опорные конспекты», «плашки» и проч.). В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею «борьбы с двойками». |
Основные работы:
- «Педагогическая проза».
- «Куда и как исчезли тройки».
- «Точка опоры».
- «Эксперимент продолжается».
« |
Источники информации:
- М.Е. Вайндорф-Сыева, Л.П. Крившенко. Педагогика. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ЮРАЙТ, 2005. http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm
- Еремишин О. Афоризмы. Золотой фонд мудрости. – М.: Просвещение, 2006.
- Сводная энциклопедия афоризмов: http://enc-dic.com/aphorism/
- Цитаты и афоризмы: http://www.zitata.eu/
Источники иллюстраций:
Педагог | Портрет | Произведения |
Амонашвили Ш.А. | «Здравствуйте, дети!»: «Гуманная педагогика»: http://www.livelib.ru/ | |
Бабанский Ю.К. | ||
Дистервег Ф.А. | ||
Занков Л.В. | «Дидактика и жизнь»: http://www.bulgakov.ru/ | |
Коменский Я.А. | ||
Корчак Я. | «Как любить ребенка»: http://mywishlist.ru/ | |
Макаренко А.С. | «Педагогическая поэма»: «Книга для родителей»: «Флаги на башнях»: | |
Песталоцци И.Г. | «Лебединая песня»: | |
Руссо Ж.Ж. | «Эмиль, или О воспитании»: | |
Сухомлинский В.А. | «Сердце отдаю детям»: «Рождение гражданина»: «Письма к сыну»: | |
Ушинский К.Д. | «Бишка»: http://baby-scool.narod.ru/ | |
Шаталов В.Ф. | «Куда и как исчезли тройки»: «Педагогическая проза»: «Точка опоры»: «Эксперимент продолжается»: |
Для подготовки к методической олимпиаде
2014 год
Составитель:
Маслак Е.Н., специалист Управления образования Омутнинского района
Уважаемый коллега!
У вас в руках краткий педагогический словарь
из 75 наиболее часто используемых терминов.
А
- Актуализация знаний – перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.
- Актуальность – критерий соответствия опыта современным тенденциям общественного развития и уровню развития науки.
- Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.
Б
- Беседа – вопросно-ответный метод обучения: диалог или полилог с целью выявления базовых знаний, побуждения к осмысленному усвоению материала, анализу, размышлению, развитию речи.
- Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации – нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение, по ступеням общего образования и учебным годам.
В
- Вербальное общение – речевое (словесное) общение людей между собой.
- Внимание – сосредоточенность сознания субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и др.
- Воспитание – целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника.
Г
- Гипотеза – научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства.
Д
- Действие – единица деятельности, преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
- Диалог – равноправное субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.
- Дидактика – отрасль педагогики, наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
- Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью.
- Дифференциация обучения – организация учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.
Е
- ЕГЭ – Единый государственный экзамен, который выпускники РФ сдают с 2001 года, предусматривающий совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы.
З
- Закон РФ «Об образовании» – основной нормативный документ федерального уровня, регламентирующий деятельность образовательных учреждений в России.
- Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) – этап движения к цели, побуждающий ученика к активной деятельности.
- Знания – результат познавательной деятельности; совокупность усвоенных понятий, законов, принципов и зафиксированных образов, явлений и предметов.
- Зона актуального развития – уровень развития и подготовленности к деятельности ученика на сегодняшний день: действия, которые ребенок может выполнять самостоятельно.
- Зона ближайшего развития – уровень развития и подготовленности к деятельности: действия, которые сегодня ученик может выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно (процесс подтягивания психического развития вслед за обучением).
И
- Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психических и др.
- Индивидуальность – неповторимость, уникальность качеств человека.
- Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
- Инновация – обновление, новинка, изменение, вносящие в сущность содержания и организации новое.
- Интеграция – объединение в одном учебном предмете обобщенных знаний других научных областей.
- Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности.
К
- Креативность – способность к творчеству, составляющая относительно устойчивую характеристику личности.
- Коммуникативные способности – способности личности обеспечивать эффективность ее общения и психологическую совместимость в совместной деятельности с другими людьми.
- Контроль – это способ, с помощью которого определяется результативность образовательного процесса.
Л
- Личность – человек как индивид и субъект социальных отношений, характеризующийся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков.
- Личностный подход – индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие явления.
- Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
- Любопытство – ситуативный интерес к чему-либо.
М
- Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития.
- Мониторинг – системная диагностика.
- Мотив – стимул, который побуждает человека к активности.
- Мотивация – побуждение к деятельности: процесс, определяющий движение к поставленной цели.
Н
- Навык – умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.
- Невербальное средство общения – это неречевая форма общения в виде жеста, мимики, пантомимики и т.д., которое, как правило, усиливает вербальное.
- Нововведения педагогические – введение в практику обучения и воспитания педагогических новаций их авторами или последователями.
О
- Обобщение – процесс от частного к общему, один из разделов мыслительной операции человека, основанной на анализе, синтезе, сравнении и классификации.
- Объяснение – четкое изложение материала на основе толкования, анализа, обобщения: с целью формирования понятий.
- Обучение – двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков.
- Образование – результат обучения и воспитания.
- Обучаемость – способность к усвоению информации, учебного материала.
- Обученность – характеристики развития ребенка, которые сложились в результате обучения; система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения.
- Оптимизация – улучшение какого-либо процесса для достижения его максимальной эффективности в целях достижения высоких результатов.
- Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
П
- Познавательный интерес – это направленность личности на процесс познания, определяемый целями обучения.
- Педагогика – в широком смысле слова – наука и искусство обучения и воспитания.
- Педагогическая технология – совокупность средств и методов теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
- Прием обучения – составная часть метода, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, которые определены требованиями метода.
- Принципы обучения – основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приемов и средств обучения.
Р
- Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.
- Рассказ – непрерываемое вопросами повествование с целью познакомить, проинформировать, заинтересовать.
- Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение учебной информации или способа деятельности по заданиям учителя.
- Рефлексия – осознание и осмысление себя в процессе деятельности (собственных действий, приемов, способов и результатов деятельности).
С
- Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с самостоятельным поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
- Самооценка – оценка индивидом самого себя как личности, своих возможностей, качеств и места среди других.
- Синтез – мыслительное соединение отдельных признаков, элементов, частей в единое целое, что позволяет переходить от более частных понятий к общим и их системам.
- Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
- Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
- Средство – предметная поддержка учебного процесса (речь педагога, его мастерство, учебники, наглядные пособия и др.).
Т
- Талант – высшая способность личности к определенной деятельности, отличающаяся высоким совершенством.
У
- Умение – это возможность выполнить то или иное действие (интеллектуальное, практическое, эмоциональное) в соответствии с поставленными задачами и реальными обстоятельствами.
- Урок – основная форма обучения.
- Упражнение – тренировка в виде повторного выполнения того или иного действия с целью его усвоения.
- Учитель – личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс
Ф
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 2004 года – это нормативный документ федерального уровня, где написан обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.
- Форма обучения – способ осуществления учебно-воспитательного процесса.
Ц
- Цель урока – это ожидаемый результат урока.
- Целеполагание – сознательный процесс постановки цели и задач.
Ш
- Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Э
- Эмпатия – способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека; сопереживание, достигаемое мысленной постановкой себя на место другого человека.
- Экспертиза – изучение специалистом или группой специалистов вопроса, требующего для своего решения специальных знаний в какой-либо области науки с вынесением экспертного заключения.
Источники информации:
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.: ил. – (Учебник для вузов).
ПОЛОЖЕНИЕ
о методической олимпиаде
для педагогических работников
образовательных учреждений
- Общие положения
1.1. Настоящее положение о методической олимпиаде для педагогических работников образовательных учреждений (далее – Олимпиада) определяет порядок его организации и проведения, методического обеспечения, определения победителей и призёров.
1.2. Цель Олимпиады:
- поддержка профессиональных потребностей педагогов в самосовершенствовании и самореализации;
- активизация олимпиадного движения в педагогической среде муниципальных территорий;
- расширение профессионально-педагогической эрудиции и поля возможностей творческого потенциала педагогических работников ОУ.
1.3. Организатор Олимпиады: ______________ (тел. _________)
1.4. Участники Олимпиады: педагоги образовательных учреждений __________.
- Организация Олимпиады
2.1. Олимпиада проводится в 2 тура.
2.2. Первый дистанционный (заочный) тур предполагает, что:
- олимпиадные задания рассылаются на электронные адреса ОУ ________ (дата: например, 7 октября);
- участники направляют свою работу с выполненными заданиями в бумажном варианте до __________ (дата: например, 25 октября) в _______ (адрес).
2.3. Второй заключительный (очный) тур проводится для победителей и призеров первого тура _____________ (дата: например, 15 февраля).
3. Итоги Олимпиады
3.1. Результаты дистанционного (заочного) и заключительного (очного) туров Олимпиады, а также правильные ответы размещаются на сайте: _______ через 5 дней после окончания туров и будут продублированы на электронные адреса ОУ.
3.2. Жюри Олимпиады (ФИО).
3.3. Победители и призёры Олимпиады награждаются дипломами, участники получат сертификаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка учителя физического воспитания
Методическая копилка содержит:1....
Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла
Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования....
Выступление на методическом объединении учителей физической культуры
материал содержит опыт работы по проблеме "Самбо в школу"...
Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»
В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»)
Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов). В учебном пособии раскры...