«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»
учебно-методический материал
Предметом острой общественной тревоги стало в последнее время резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья молодого поколения. В связи с тем, что в последние годы были извращены многие жизненные приоритеты, физическая культура оказалась неспособной обеспечить полноценное развитие молодого поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе» | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»
Предметом острой общественной тревоги стало в последнее время резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья молодого поколения. В связи с тем, что в последние годы были извращены многие жизненные приоритеты, физическая культура оказалась неспособной обеспечить полноценное развитие молодого поколения.
Рост заболеваемости среди молодого поколения страны, в том числе среди обучающихся нашего колледжа, требует неуклонного совершенствования здоровьесберегающего воспитания и образования.
Поэтому организация здоровьесберегающего, здоровьеразвивающего образовательно-воспитательного процесса сегодня становится важнейшей задачей педагогических коллективов образовательных учреждений.
Формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих во многом зависит от создания в учебном заведении организационно-педагогических условий, способствующих решению этой важной проблемы.
Формирование здоровья подрастающего поколения зависит от усилий преподавателей всех специальностей, при этом здравотворческая деятельность будет тем эффективнее, чем выше уровень культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса. Создание образовательно-воспитательного пространства, доброжелательной системы отношений в учебном заведении и микросоциуме, благоприятная психологическая, духовная атмосфера, будет способствовать повышению эффективности здорового образа жизни учащейся молодежи.
В своей работе могу выделить следующие основные направления организации оздоровительной работы.
- Здоровъесберегающий подход к уроку. Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Что значит здоровьеразвивающий подход к уроку?
- Современный урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя
- Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры.
- Ребенок остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования к уроку.
Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий обучающему и преподавателю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и преподавателю здоровья. Обучающиеся вынуждены не только ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать однообразную статическую позу — сидя за партой. Поэтому после длительного сохранения статической позы, можно организовать динамические паузы, использовать работу в парах или в группах.
Одним из признаков здоровьесберегающего урока является использование на уроке продуктивных видов деятельности на основе дидактического материала, имеющего здоровьесберегающую направленность. Такая работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, требует от них напряженной умственной работы, расширяет словарный запас подростков, учит их формулировать собственные мысли о здоровье. Здоровьесберегающих урок должен: воспитывать, стимулировать у ребят желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь — это прекрасно, вызвать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен избегать любых замечаний, задевающих чувство собственного достоинства студентов. Известно, что невозможно воспитать у ребят уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Очень желательно, чтобы ребята постоянно слышали спокойный, ласковый тон педагога, видели улыбки на лицах преподавателей. Важно, чтобы они ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого обучающегося, далее если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений. Здоровьесберегающий подход к уроку проявляется в том, что педагогу в первую очередь самому необходимо стремиться вести здоровый образ жизни и показывать детям, в этом пример. Особо специфической чертой здоровьесберегающего подхода к уроку является его рефлексивность. Можно использовать самые разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, движение, письменное слово и многое-многое другое. Рефлексию также можно включать в разные этапы урока, что обеспечит педагогу обратную связь с обучающимися. Таким образом, каждый здоровьесберегающий урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.
- Здоровьесберегающий подход во внеурочное время.
Большую роль в вопросах здоровьесбережения играют классные руководители, которые должны не только уметь с позиций здоровье-сбережения планировать и проводить оздоровительные мероприятия, но и осуществлять мониторинг нравственного здоровья учащихся, просвещать и привлекать родителей к формированию и поддержке здорового образа жизни в семье.
С этой целью в этом учебном году я провела такие классные часы, как «Мир мох увлечений», «Конвейер смерти» (о вредных привычках), «Что такое толерантность». При подготовке к первому классному часу ребята организовали выставку своих поделок, рисунков, готовили презентации о своих увлечениях, рассказывали о них и проводили мастер-классы. Данное мероприятие помогло им сдружиться. Студенты также были привлечены к подготовке другого классного часа – готовили сообщения, участвовали в конкурсе плакатов.
Свою лепту в формирование здорового образа жизни вносит и организация совместных поездок и экскурсий. В этом учебном году мы совершили экскурсию в Московский зоопарк; в Третьяковскую галерею и Московский музей археологии.
В в нашем структурном подразделении постоянно ведется просветительская работа по формированию санитарно-гигиенической грамотности и культуры здоровья через беседы, лекции, консультации с привлечением специалистов. Во всех этих мероприятиях участвует и вверенная мне группа:
- Конкурс видеороликов ко Всемирному дню борьбы со СПИДом;
- Конкурс плакатов ко Всемирному дню борьбы с раком;
- Конкурс плакатов ко Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом
Такие мероприятия способствуют укреплению нравственного здоровья учащихся, формированию и поддержке здорового образа жизни .
Создание образовательно-воспитательного пространства, доброжелательной системы отношений в учебном заведении и микросоциуме, благоприятная психологическая, духовная атмосфера, будет способствовать повышению эффективности здорового образа жизни учащейся молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».
знакомит с использованием здоровьесбегерающих технологий на уроках физкультуры из опыта работы....
Опыт использования здоровьесберегающих педагогических технологий в процессе преподавания иностранного языка
Текст выступления на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин в ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Днмидова"...
Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.
Примером использования ИКТ служит конспект занятия«Проезд регулируемых перекрестков». Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности...
Презентация к выступлению "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ОГАПОУ "Алексеевский колледж"
В презентации представлено теоретическое и практическое обоснование возможности использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, реализующего ...
Общие принципы организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
СРЕДСТВА ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ:Организация видеотрансляций, видеоконференций и других форм дистанционного общения посредством веб-ресурсов и онлайн-сервисовО ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ АУДИО-ВИДЕО...
Методическая разработка занятия для преподавателей СПб ГБПОУ "Колледж кулинарного мастерства" по теме "Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе"
Методическая разработка занятий для препователей колледжа по теме "Использование ДОТ в образовательном процессе"...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Методическая разработка по физической культуре...