Гражданское образование как направление деятельности современного российского образования
статья на тему
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в пери од обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами образования. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetlograd_ivanko_vyu.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванько В.Ю.,
мастер производственного обучения,
Государственный агротехнический колледж
с. Московское Изобильненского района
Ставропольский край
Гражданское образование как направление деятельности современного российского образования
Начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, (признания прав человека и его свобод высшей ценностью).
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в пери од обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами образования. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Человек не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения и стать терпимым к инакомыслию, руководствоваться демократическими ценностями. В настоящее время гражданское образование в нашей стране находится на этапе становления. Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина требуется время и долгая кропотливая работа.
Педагогу, который работает в области гражданского образования, важно обладать не только специальными знаниями, но и личностными качествами. Парадокс состоит в том, что педагог часто, не обладая высокой культурой гражданственности, присваивает себе право учить этому других.
Педагог, который готовится к передаче идеи гражданского образования, должен прежде всего сам стать гражданином. На его плечи ложится огромная ответственность за успешное развитие. гражданского образования.
Ему нужно помочь в определении содержания гражданского образования и организации социальной практики обучающихся. Есть необходимость помочь ему в этом.
Теоретическими основами организации гражданского образования являются:
-системное знание терминологии, которая поможет в налаживании конструктивного диалога с участниками образовательного процесса и точного понимания предмета исследования;
-изучение исторических материалов, которые будут способствовать формированию собственной точки зрения педагога на проблему.
Теоретические основы организации гражданского образования помогут педагогу осмыслить назначение и роль гражданского образования в системе образования. Основным условием внедрения гражданского образования является знание содержания гражданского образования, моделей и активных форм работы.
Цель и задачи гражданского образования
Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране.
Такая работа становится возможной, если учитель и воспитатель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства. От педагога требуется активность в создании новых образовательных программ, предметная переориентация содержания учебных дисциплин и многое другое. Реализация комплексно-целевых программ по гражданскому образованию положительно повлияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности.
Задачи гражданского воспитания могут быть разделены на три группы и реализованы поэтапно.
Задачи теоретико-методического этапа представляют собой необходимость:
-проанализировать состояние, тенденции гражданского образования в России и сопоставить их с уровнем гражданского образования в каждом образовательном учреждении, выявив предпосылки успешности осуществления работы в этом направлении;
-диагностировать состояние гражданского образования, изучить круг проблем, положенных в основание проектирования;
-упорядочить педагогический опыт реализации работы по гражданскому образованию;
-разработать методику диагностики затруднений учителей в области гражданского образования и определить пути их преодоления;
-создать авторскую систему работы в русле гражданского образования.
Задачи на внедренческом этапе реализации программ гражданского образования отражают необходимость:
приступить к реализации комплексной целевой программы по гражданскому образованию;
-повысить коммуникативную и профессиональную культуру педагога через систему научно-методической работы, содействовать самоопределению гражданской позиции педагогов;
-разработать критерии оценки компетентности педагогов и учащихся в сфере гражданского образования.
Задачи рефлексивно-обобщающего этапа состоят в том, чтобы:
проанализировать деятельность педагогического коллектива по комплексно-целевой программе осуществления гражданского образования, выявить успехи и трудности;
выявить наиболее эффективные организационно-педагогические формы работы по гражданскому образованию и пути их внедрения в социальную практику обучающихся;
-обобщить опыт работы педагогов по гражданскому образованию.
Термины и понятия гражданского образования
Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского образования. Системное знание терминологии поможет учителю, во-первых, более ясно осмыслить представление о назначении, роли, смысле граждане кого образования; во-вторых, будет способствовать конструктивному диалогу с коллегами, учащимися, родителями, общественными организациями.
Гражданин - это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.
Гражданская позиция - это единство реальных практических дел и душевных переживаний за судьбу страны. Гражданская позиция выражается в готовности прийти на помощь нуждающимся.
Гражданское общество - это общество, в котором социальные, экономические и культурные связи между людьми обладают независимостью по отношению к государственным учреждениям, это совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах.
В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают социально-экономические, социально-культурные и другие связи и отношения. В отличие от государственно-властных отношений, которые строятся на иерархии подчинения, участники взаимоотношений выступают как равноправные, свободные и ответственные стороны. Они ограждены от прямого вмешательства органов государственной власти. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. В гражданском обществе создаются и развиваются семья, школа, церковь, средства массовой информации, добровольные общественные организации. Управление общественными дачами осуществляется на принципах самоуправления. Главным началом связи граждан с государством являются политические движения и партии.
Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и пр.). Развитое гражданское общество - это синоним правового государства.
Структура гражданского общества представляет собой налаженную систему взаимоотношений между;
негосударственными социально-экономическими институтами (собственность, труд, предпринимательство);
-ассоциациями независимых от государства производителей;
-общественными объединениями и организациями;
-политическими партиями и движениями;
-сферами общественного воспитания и негосударственного
образования;
-системами негосударственных средств массовой информации;
-семьей;
-церковью.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения сов ременного человека. В связи с этим гражданское образование рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.
Таким образом, гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, вне классную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, умели сочетать свою философию с культурным и национальным плюрализмом, стремились выделить личностный смысл в любой деятельности, были способны защищать свое достоинство и принимать ответственность за свои слова и поступки.
Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. В условиях российской действительности, когда отсутствуют устоявшиеся демократические традиции, подготовка к жизни означает выработку навыков, с помощью которых каждый сможет реализовать свои личные права и свободы, а также воспитать чувство персональной ответственности.
Признаки гражданских компетенций личности:
многофункциональность: овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения сложных задач в различных ситуациях;
надпредметность и междисциплинарность: они применимы в различных ситуациях: в школе, в семье, на работе, в политической сфере и др.;
развиваемость: гражданские компетентности требуют развития абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.;
многомерность: они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения: аналитические, критические, коммуникативные, а также здравый смысл.
Основные гражданские компетенции личности включают в себя следующий перечень:
учебно-познавательная компетенция - самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить;
общественно-политическая и правовая компетенция - реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью;
морально-нравственная компетенция - личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;
социально-экономическая компетенция - совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики.
Социализация школьников - важнейшая цель гражданского образования. Их гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям
с окружающими. Школьники обязательно должны уметь давать нравственную оценку всех-компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры. Гражданское образование направлено на вос питание внутренней свободы ученика, создание условий для раскрытия его личностного творческого потенциала.
Гражданское воспитание - такое словосочетание иногда употребляют при обсуждении проблем гражданского образования, подчеркивает основную направленность деятельности пе дагогов. Предметное обучение по общественно-политическим дисциплинам только тогда можно назвать гражданским образованием, когда преподавание носит подчеркнуто воспитательный характер, когда оно направлено не на передачу некоей суммы знаний, а на формирование личностной позиции в системе общественных отношений.
Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и т.п.), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и др.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.
Процесс гражданского воспитания с точки зрения социализации - это процесс, посредством которого человек развивает способности, отношения и формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет и достигает социальной компетентности. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В любом обществе социализация человека имеет особенности на раз личных этапах жизни. Социализация - развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Процесс социализации происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Эффективность воспитания определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.
Результатом гражданского образования станут такие про явления воспитанников, как:
-уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами;
-критическое мышление и противостояние манипуляциям со стороны власти и средств массовой информации, независимость суждений, рациональное обоснование своей точки зрения;
-приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности;
-руководство универсальными человеческими принципа ми при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности.
Главный результат гражданского образования - это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.
Гражданское образование обладает ярко выраженным воспитательным потенциалом, превалирующим над знаниевым компонентом. Практически оно может быть реализовано через различные модели построения содержания воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления
Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...
Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011
Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...
Программа дополнительного образования секции «ОФП» Направление деятельности: Физкультурно-спортивное
Программа дополнительного образованиясекции «ОФП»Направление деятельности: Физкультурно-спортивное...
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях...
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагоги...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП. 04 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ для дополнительного профессионального образования по направлению «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
АннотацияУчебно-методический комплекс включает следующие темы: организация и ведение бюджетного учета в казенном учреждении, учет нефинансовых активов в казенном учреждении, учет финансовых активов в ...
Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период
Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...