Методическая разработка к Конкурсу чтецов "Когда строку диктует чувство"
методическая разработка на тему
Конкурс чтецов «Когда строку диктует чувство…» проводится в кабинете русского языка и литературы и посвящён всемирному Дню Поэзии. Участники конкурса – студенты 1 курса колледжа.
Цели: познакомить студентов с праздником Всемирным днем поэзии
Задачи:
Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии, и прозы, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма;
Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;
Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;
Воспитание любви к Слову;
Воспитание художественного вкуса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_posledniy_variant.docx | 43.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Краснозаводский колледж»
Рассмотрено и одобрено на УТВЕРЖДАЮ
Заседании цикловой комиссии Зам. директора по УВР
общественно-гуманитарных и _______С.В.Тринитатова
социально-экономических дисциплин «____»_______2017
Протокол №___
«___»________2017
Председатель комиссии
__________С.В.Колосова
Методическая разработка Конкурса чтецов
«Когда строку диктует чувство»
Разработала преподаватель русского языка и литературы
__________С.В.Колосова
Краснозаводск, 2017 г.
Содержание
Пояснительная записка 3
Ход мероприятия. 4 - 13
Заключение 13
Список литературы 14
Приложение 1. Положение о конкурсе 15-16
Приложение 2. Стихи 17-29
Приложение 3. Протокол конкурса 30
Пояснительная записка.
Конкурс чтецов «Когда строку диктует чувство…» проводится в кабинете русского языка и литературы и посвящён всемирному Дню Поэзии. Участники конкурса – студенты 1 курса колледжа.
Цели: познакомить студентов с праздником Всемирным днем поэзии
Задачи:
Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии, и прозы, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма;
Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;
Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;
Воспитание любви к Слову;
Воспитание художественного вкуса
Дата проведения: 21 мартa 2018 года.
Место проведения: кабинет русского языка и литературы
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Оборудование и оформление: экран, проектор, компьютер, презентации, выставка книг современных поэтов и классиков русской литературы.
Эпиграфы: Стихотворение – не монолог, но разговор писателя с читателем.
И. Бродский.
Читая поэтические произведения,
вы должны приблизиться
к постижению души поэта<…>
Обрести особое душевное состояние…
В.Брюсов.
Ход мероприятия.
Видео –ролик День поэзии -1
Обратите внимание на эпиграфы на нашей доске.
Вступительное слово преподавателя.
Н. Заболоцкий писал:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века,
Творим по мере сил.
21 марта все мы отмечали Всемирный день поэзии. Пожалуй, мало найдётся людей, совершенно равнодушных к волшебной силе стиха, к волнующей прелести чувства, к необыкновенной возможности человека так мелодично и красиво говорить о том, что волнует его душу. Поэзия – это целый мир, где нет места лжи, предательству и злу. Самый искренний способ – рассказать о своих ощущениях – это стихи. Не зря, Вероника Тушнова - известная русская поэтесса 20 века писала в одном из своих стихотворений:
Я говорю с тобой стихами, остановиться не могу…
Они как слёзы, как дыхание, а значит, я ни в чём не лгу…
Всё, что стихами – только правда, они как ветер, как прибой.
Они – высокая награда за то, что отнято тобой.
Выходят ведущие.
Звучит музыкальный фрагмент из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Ведущий:
В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.
Ведущий: Всемирный день поэзии был учрежден делегатами 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. А первый Всемирный день поэзии прошел в Париже 21 марта 2000 года. С тех стало доброй традицией отмечать этот прекрасный праздник.
Ведущий:
Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне
Ведущий:
В настоящее же время в этот День по всему миру — в учреждениях культуры, образования, творческих коллективах и т.п. — проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, конференции и семинары, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новой поэтической литературы.
Ведущий:
Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый. Наша сегодняшняя встреча посвящена поэзии. Настоящей хозяйкой нашей встречи будет поэзия, а главными гостями – стихи. И сегодня мы проведём конкурс чтецов под названием «Когда строку диктует чувство…» Участники нашего мероприятия сами выбрали стихи, которые они хотят для нас исполнить. И время написания этих стихотворений, и тематика их достаточно многообразна. Но ведь тем и интереснее будет слушать!
Ведущий: Так пожелаем же нашим участникам вдохновения! Вдохновение и, конечно же, ваша, дорогие зрители, поддержка им очень нужны. Ведь наши участники немного волнуются.
Ведущий: Я предлагаю поддержать конкурсантов аплодисментами!
Ведущий: А сейчас разрешите представить жюри конкурса:
Касатина Ирина Александровна – социальный педагог
Лихоборова Галина Андреевна – библиотекарь
Ануфриев Валерий Яковлевич – преподаватель ОБЖ
Семаева Светлана Павловна – преподаватель английского языка.
Преподаватель:
Итак, мы начинаем. Как вы думаете – сложно это или легко – писать стихи? Многие скажут, что здесь всё зависит от таланта, способностей, вдохновения…Большинство лучших и признанных поэтов не считают и не считали писание стихов серьёзным занятием. Например, Анна Андреевна Ахматова писала об этом так:
Подумаешь тоже работа, -
Беспечное это житьё:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё.
И чьё-то весёлое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой
И всё - у ночной тишины.
Ведущий:
Да, по словам великой поэтессы, действительно, всё не так уж и сложно. И всё же, лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с поэзией. К таким поэтам, безусловно, принадлежит Александр Сергеевич Пушкин. И чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: он не просто был причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой... Пушкин считал, что настоящий поэт непременно должен быть немного пророком. В 1826 году, после расправы властей над декабристами, пятеро из которых были его близкими друзьями, поэт не побоялся написать стихотворение, в котором подтвердил, что несмотря ни на что…он «глаголом жгет сердца людей».
А мы приглашаем нашего первого конкурсанта – Кириллов Максим, студент группы 13 читает стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». (Приложение 2)
Звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова
Ведущий:
Летом 1830 года 16-летний Михаил Лермонтов во время отдыха в загородном имении знакомится с Натальей Ивановой – дочерью известного в то время русского писателя. Девушка пленяет его не только своей красотой, но и отвечает юному поэту взаимностью. Известно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которые открыто флиртовала. Однако окончательный разрыв между влюбленным произошел летом 1831 года. Что именно произошло между Лермонтовым и Ивановой, доподлинно установить уже невозможно. Так или иначе, зимой 1832 года, спустя 5 месяцев после роковых событий, Михаил Лермонтов создает стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)», рукописный вариант которого отправляет той, которую любил. В этом произведении автор словно бы подводит черту под этим коротким романом, подчеркивая: «мы чужие с этих пор». Объясняя свое решение окончательно разорвать отношения с возлюбленной, поэт отмечает, что слишком большую жертву он принес во имя высоких чувств к той, которая этого не заслуживает. «И целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней», — отмечает поэт. При этом те полтора года, что длился этот роман, Лермонтов считает безвозвратно потерянными для поэзии, так как он предавался несбыточным мечтам вместо того, чтобы оттачивать свой литературный слог.
Давайте послушаем это бессмертное произведение. Студент группы 13 – Устинов Руслан читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобой». (Приложение 2)
Звучит отрывок из песни «По полю танки грохотали»
Ведущий:
Поэзия о войне – это не просто стихи. Это живой голос свидетелей-очевидцев. Сегодня, когда не стихают громкие исторические споры и дискуссии о Великой Отечественной войне, именно военная поэзия, стихи современников о тех страшных днях – лучшее и беспристрастное свидетельство о нашей истории. Те, кто воевал, прекрасно поймут, как порой сложно остаться человеком посреди происходящего ужаса и хаоса, когда исчезают моральные нормы и принципы и как бывает сложно разглядеть человека по ту сторону окопа или улицы. Наши деды могли. Стихи для поэта-фронтовика – это страшная память о тех событиях, которые забыть невозможно.
Тема воинской славы, доблести звучит и в произведениях советского периода русской литературы. В годы Великой Отечественной войны замечательный поэт Александр Яковлевич Яшин написал стихотворение «Баллада о танке».
И сейчас мы слушаем участника № 3 – студент группы 14 – Пышкин Антон читает стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Баллада о танке» (Приложение 2)
Ведущий:
У каждого поэта есть свой идеал, свой поэт, которого считают наставником, вдохновителем. И если этот человек жив, то познакомится с ним и показать свои творения – это самая главная мечта. Так, Сергей Есенин, считающий своим идеалом Александра Блока, долго мечтал о знакомстве с ним, копил деньги на поездку в Петроград. И мечте Есенина суждено было осуществиться. Ранним мартовским утром 1915 года его поезд на железнодорожном вокзале Петрограда. В книжной лавке не без труда Есенину удалось узнать адрес Александра Блока, он долго искал улицу, дом, не обнаружив Блока дома, стоял под окнами и всё-таки дождался! Блок добродушно принял молодого начинающего поэта, послушал его стихи, и вечером записал в своём дневнике « Днем был у меня молодой рязанский парень со стихами…Стихи звучные, голосистые…» Именно Блок дал Есенину путёвку в литературный мир, познакомил его с известными петербургскими поэтами, посодействовал размещению его стихов в нескольких журналах.
Давайте посмотрим, как состоялась эта встреча. (Видео - отрывок «Есенин и Блок»)
А читал Есенин Блоку стихотворение, которое мы сейчас услышим.
Стихотворение Сергея Есенина «Гой ты Русь моя родная…» читает студент группы 14 – Мухарцев Даниил. (Приложение 2)
Звучит отрывок песни Елены Войнаровской - «Возвращение»
Ведущий
Только что вы слышали песню группы Флер. Неправда ли музыка и стихи здесь сплелись как в танце? «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой». Эти слова В.Г. Белинского дополняют простую мысль: музыкальные сопоставления эстетически оправданы потому, что музыка – душа поэзии. Музыка проясняет и открывает ее. Делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – поэзии связано с тем, что у настоящих поэтов, а не версификаторов, ставящих на первый план, погоню за рифмой, огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в «звукообразах».
В них сконцентрирована красота, гармония, музыкальность, а мелодию стиха, его звукопись не просто чередование рифмующихся строк и сочетание звуков, но интонация, некий оттенок.
Стихотворение, которое мы услышим сейчас, принадлежит перу современной молодой, очень талантливой поэтессы и певицы - Елене Войнаровской - вокалистке группы Flёur, автору песен и стихов.
Стихотворение называется «Музыка». Автор Елена Войнаровская. Читает студент группы 14 – Шишкин Данила (Приложение 2)
Видео – День поэзии 2.
Ведущий:
Одна из самых любимых тем в поэзии – любовь. Сколько строк написано поэтами об этом возвышенном чувстве, сколько бумаги, папируса, чернил перевели поэты. Великое светлое чувство воспето практически всеми поэтами мира. И когда человек влюблен, он не замечает недостатков своей возлюбленной.
Об этом следующее стихотворение. Студент группы 11 Сысоев Александр читает читает стихотворение Нины Уральской. (Приложение 2)
Демонстрируется Видео- стих Эдуарда Асадова
Ведущий
Каждое чувство у любого поэта всегда перетекает в его стихи. Мы читаем их творения и переживаем вместе с лирическими героями. Любовь вдохновляла поэтов на великие подвиги, любимым посвящали они свои лучшие творения. Любовь… Она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.
Сейчас студентка группы 13 Ксюф Динара прочитает нам стихотворение Эдуарда Асадова « Не привыкайте никогда к любви» (Приложение 2)
Звучит музыка Микаэла Таривердиева.
Ведущий: Мало найдется людей, которым незнакомы строки стихотворения.
«С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». На самом деле стихотворение называется иначе - «Баллада о прокуренном вагоне», и автором ее является Александр Кочетков.
Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта. Лето 1932 года супруги провели в Сочи у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Но им так не хотелось расставаться, что в последний момент было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. Потом они узнали, что поезд, на котором поэт должен был ехать, потерпел крушение, погибло много людей.
Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила его жена, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».
«Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова (под музыку) читает студент группы 11 Жихарев Игорь (Приложение 2)
Звучит отрывок из песни Игоря Талькова «Россия»
Ведущий:
Игорь Тальков…Одни называли его бунтарем, другие революционером, третьи - талантливым человеком. Так или иначе, этого человека знают и помнят в России. Для многих он был и есть настоящим кумиром. И если бы не шальная пуля, попавшая ему в сердце больше двадцати лет назад прямо во время концерта во дворце спорта «Юбилейный», возможно он продолжал бы нас радовать своим творчеством. Стихотворение, которое сейчас прозвучит, принадлежит перу молодого талантливого начинающего поэта – Саше Кочура. В 1991 году он стал лучшим юным поэтом планеты, победителем фестиваля ЮНЕСКО, проходившего в Анапе.
Стихотворение «Певец России» Автор - Саша Кочура. Читает студент 11 группы Фоминский Артём. (Приложение 2)
Звучит спокойная музыка
Ведущий:
А вы задумывались, когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по-новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Как всего в двух строчках заставить человека ощутить целый мир? Поэзия. Какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия есть слово, исходящее не столько от разума, сколько от сердца. В стихах дышит сама жизнь - это знает каждый. Очень часто в своих творениях автор пытается поговорить со своим читателем, научить его, поделиться жизненным опытом. Такие стихи смело можно называть стихи – притчи. Одно из таких мы сейчас услышим.
Итак, Стихотворение Анны Саниной-Царьковой Горбун читает студент группы 11 Ухов Кирилл (Приложение 2)
Ведущий:
По моему мнению, среди нас живут поэты, ведь почти каждый из нас хотя бы раз в жизни что-то такое сочинял, выражая тем самым свои чувства или отношение к кому или чему-либо. Просто кто-то не стал развивать этот способ выражения самого себя, закрутившись в водовороте жизни и потеряв интерес к поэзии внутри своей души…
Ведущий:
Стихи — это способ в поэтических строках немного материализовать свой внутренний мир, находя порой нужные ответы и открывая в них лучшее в себе…и не только. Стихи — это выражение философии автора, его взгляда на этот мир…
Ведущий:
Дана загадка на века -
гармонии необычайной, -
поэзия живёт, пока
её возникновенье - тайна.
Поёт народная душа,
высокой точностью томима.
Загадка - тем и хороша,
что
может быть
неразрешима.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но мы надеемся, что нам удалось хоть немного пробудить у вас интерес к поэзии. И уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.
А сейчас мы попросим наше жюри подвести итоги конкурса.
Заключительное слово преподавателя:
Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить. Пишите стихи, не задумываясь о славе и бессмертии. Ведь даже маленькое, никому не известное стихотворение, написанное вами, - это тоже огромный духовный вклад в дело культурного и интеллектуального процветания всего общества.
Заключение.
Конкурс чтецов - интересная и эффективная игровая форма проведения внеклассного мероприятия по литературе, позволяющего привлечь внимание учащихся к сокровищам русской и зарубежной поэзии. Самостоятельный выбор участниками Конкурса произведение для чтения – прекрасная возможность реализовать свои способности в проявлении эстетического вкуса, ораторского мастерства, публичного выступления. Конкурс чтецов мог бы стать хорошей традицией в ознаменовании всемирного Дня поэзии.
Список литературы.
1. Давыдова, М. А. Турнир поэтов: сценарий поэтического конкурса / М. А. Давыдова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 5. - С. 62-64.
2. Степанова, А. А. Мастера пера: литературная викторина / А. А. Степанова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 3. - С. 79-81.
nsportal.ru
Приложение 1.
Положение о Проведении Конкурса чтецов
«Когда строку диктует чувство»
Конкурс чтецов «Когда строку диктует чувство» посвящён Всероссийскому дню поэзии, проводится в кабинете русского языка и литературы 23 марта 2017 года. Участники конкурса – студенты 1 курса.
- Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса чтецов – «Когда строку диктует чувство» (далее – Конкурс)
1.2 Организатором Конкурса является ГБПОУ МО «Краснозаводский колледж»
1.3.Ответственным за организацию Конкурса является преподаватель литературы и русского языка Колосова С.В.
2. Цели и задачи Конкурса.
- Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии и прозы, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма;
- Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;
- Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;
- Воспитание любви к Слову;
- Воспитание художественного вкуса
3. Участники Конкурса.
3.1 К участию в Конкурсе приглашаются студенты 1 курса Колледжа.
4. Условия смотра-конкурса:
Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий тематике конкурса.
Время выступления не ограничено
5. Критерии оценки и требования к выступлениям:
- Уровень исполнительского мастерства;
- Индивидуальность исполнительской манеры;
- Внятность и слышимость речи;
- Артистичность и сценическая культура;
- Своеобразие, оригинальность репертуара;
- Умение удерживать внимание аудитории во время выступления;
6. Регламент выступления:
Время выступления не ограничено
7. Подведение итогов Конкурса.
7.1 С целью проведения экспертизы и оценки конкурсных материалов участников, организаторами создаётся жюри конкурса.
7.2 Состав жюри: Лихоборова Г.А., (председатель) – библиотекарь; Касатина И.А. – социальный педагог; Ануфриев В.Я. – преподаватель ОБЖ; Рыбакова М.В. – преподаватель социально-правовых дисциплин.
7.3 Все решения жюри оформляются протоколом, результаты Конкурса размещаются на официальном сайте колледжа.
7.4 Жюри в своей деятельности руководствуется настоящим Положением и оценивает работы по заявленным критериям.
7.6 Победители Конкурса награждаются почётными грамотами и призами.
Приложение 2.
ПРОРОК. А.С.Пушкин
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста, замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
«К* (Я не унижусь пред тобою…)» Михаил Лермонтов
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд! - прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! - лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!
"БАЛЛАДА О ТАНКЕ» Александр Яшин
Советский танк попал в болото,
Еловая прогнулась гать.
Его бомбили с самолета,
Его фашистская пехота,
Под вечер стала окружать.
Строча из сотен автоматов,
Солдаты, как из-под земли,
Осматриваясь воровато,
К нему со всех сторон ползли.
Танк бил из пушки, пулемета,
Сжигая травы на корню,
Но вот мотор заглох. Пехота,
насела с гиком на броню.
Он словно мамонт в пыли в саже,
Затихнув бивень опустил.
Не выпуская экипажа,
Его решили в штаб вести.
Немецкий танк подкрался с тыла,
Чтоб наш разить его не мог.
Приземистый и тупорылый,
Он заревел, что было силы,
Налег на цепь и поволок.
Вода и грязь текли с металла,
Осенний день совсем погас.
Но кто видал, когда бывало,
Чтоб на цепи водили нас.
Едва из топкого болота,
Наш танк втащили на увал,
Как вдруг шарахнулась пехота,
Мотор включенный заработал,
Зарокотал, забушевал.
Взревев утробою железной,
Рванулся танк. Сама земля,
Ему под гусеницы лезла.
Быстрей к своим. Он в ров безлесый,
Пошел по травам дым стеля.
Пошел лугами к дальним хатам,
Подмяв пенек, подрезав ствол.
Он сам уже врага повел.
На третьей скорости, на пятой,
На двадцать пятой он пошел.
Казалось ветер в поле стих,
Казалось сосны молодели.
На танк во все глаза глядели,
И камни серые хотели,
Чтоб он оставил след на них...
Гой ты, Русь, моя родная (Сергей Есенин)
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Нина Уральская «А он любил ее такой…»
А он любил её такой, какая есть
И не пытался изменить, считал за честь
И ни за что, а просто так, а вопреки
У небы выпросил, у звезд, да у реки..
За каждый миг, за каждый день, что рядом был
Он небеса благославлял, благодарил…
Лелеял, нежил, баловал, от слез берег…
И без неё не просто жить,
Дышать не мог! А он любил её такой, какая есть
И не пытался изменить, считал за честь!
«Певец России» Саша Качура.
Догорает свеча… Вот и тьма наступила.
Жизнь угасла, оборвана зверской рукой
Что ж певца своего ты, Россия, убила
Кто тебя воспевал и гордился тобой?
Кто душой понимал и любил тебя свято,
Синеокая Русь, ту, какая ты есть.
Ты слепа и глуха, ты туманом объята,
Паутиной густой стан опутан твой весь.
Колокольные звоны над Русью звучали,
Пробуждая народ, но пришли палачи,
Отсекли им язык, чтоб они замолчали,
Только сердце заставить молчать не смогли.
Ты, Россия, молчишь, ты не видишь, не знаешь,
Твоё сердце окутано сотней оков.
Своих гениев ты предаёшь, убиваешь,
Но возможно ли выжить в стране дураков?
Пел твой сын для тебя, чтоб быстрей ты прозрела,
Чтоб душою и сердцем понять ты смогла.
Чтоб оковы и путы порвать ты сумела,
Сбросив тяжесть свою, что на плечи легла.
Пел твой сын для тебя, и не знал и не думал,
Что той песней себе подписал приговор.
Вот нацелено в сердце холодное дуло,
Беспощаден палач, выстрел грянул в упор.
Он убит, он не дышит, и сердце не бьётся…
Не поёт ни о чём, смолкли губы певца.
Только знаю, придёт он, воскреснет, вернётся
Свои песни России допеть до конца.
Притча. Горбун. Анна Санина-Царькова
Жил в старой деревне отшельник горбун,
Его опасались, его не любили.
Шли слухи о нем, будто он – злой колдун,
И люди его стороной обходили.
Бродил с комфортабельным ветхим мешком,
В пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без обиды, но с болью.
А люди глумились, шепчась за спиной,
Рога у него, мол, под шапкою скрыты,
И оттого этот малый хромой,
Что у него вместо пальцев – копыта.
Однажды вселилась в деревню беда:
То всходы пшеницы погибнут под градом,
То летом, в июле, придут холода,
То волки порежут на пастбище стадо.
Настали тревожные, тяжкие дни-
Придётся им туго зимой без зерна.
Не зная, что делать, решили они:
«Горбун виноват! Смерть тебе, Сатана!
Пойдёмте, пойдёмте скорее к реке!
Он там, он в землянке живёт, как изгнанник»
И двинулись скопом. И в каждой руке
Зажат был в дороге подобранный камень
Он шёл им навстречу, печален и тих.
Он всё уже знал, он неглупый, он понял.
И он не свернул, он не скрылся от них,
А только лицо своё спрятал в ладонях.
Ни разу не вскрикнув под градом камней,
Он только шептал: Пусть простит вас Всевышний!
Камнями – по телу, но сердцу больней.
На вас не похож, значит – злой, значит – лишний…»
Закончилась казнь. Кто-то грубо сказал:
«Давайте посмотрим уродскую спину!
Ни разу не видел такого горба!»,
Пальто всё в крови, он с убитого скинул.
В больном любопытстве томилась гурьба.
Вдруг молча, как статуи, люди застыли.
«Злой чёрт», «Сатана» прятал вместо горба
Под старым пальто белоснежные крылья…
И мимо землянки, глаза опустив,
Проходят жестокие, глупые люди.
Всевышний, быть может, им это простит,
Но ангела больше в деревне не будет…
Музыка. Елена Войнаровская
Перед рождением ты снова забываешь о прошлой жизни, истине и чуде
Ты дремлешь в тесном коконе, не зная, как ты изменишься и что тебя разбудит…
Бесформенная куколка, прости, ты так уродлива до наступления лета,-
Размазанный, застывший негатив, лишенный чёткости, деталей, цвета.
Инерционная игрушка новых дней, однажды заведённая, и вроде-
Живая, но не сознающая вполне: что с нею, собственно, здесь происходит?
И только музыке дано вдыхать и смысл, и чувства в этот мир бездушный,
Она нас заставляет понимать все вещи выразительней и глубже…
Она проявит бледный негатив, она встревожит сон звенящей пылью,
Порви свой кокон, бабочка, лети, расправь сверкающие, золотые крылья.
Лети и с её звуками внимай всем тайнам и мечтам тысячелетий,
С холодным горным воздухом вдыхая пьянящий аромат ее соцветий…
Ты научись в ней видеть жизнь и смерть, ты научись в ней без остатка растворяться
Она – твой самый главный элемент, катализатор всех химических реакций.
Глухим органом и пронзительною скрипкой дно ощути: в экстазе и в агонии
Ты только с ней способен на улыбку сквозь боль и горькую самоиронию
И в дни, когда возвышенная даль подчёркнута трагическим пунктиром,
Она –единственное оправдание жестокого, бессмысленного мира.
Не привыкайте никогда к любви. Э.Асадов
Не привыкайте никогда к любви!
Не соглашайтесь, как бы ни устали,
Чтоб замолчали ваши соловьи
И чтоб цветы прекрасные увяли.
И, главное, не верьте никогда,
Что будто всё проходит и уходит.
Да, звёзды меркнут, но одна звезда
По имени Любовь всегда-всегда
Обязана гореть на небосводе!
Не привыкайте никогда к любви,
Разменивая счастье на привычки,
Словно костёр на крохотные спички,
Не мелочись, а яростно живи!
Не привыкайте никогда к губам,
Что будто бы вам издавна знакомы,
Как не привыкнешь к солнцу и ветрам
Иль ливню средь грохочущего грома!
Да, в мелких чувствах можно вновь и вновь
Встречать, терять и снова возвращаться,
Но если вдруг вам выпала любовь,
Привыкнуть к ней - как обесцветить кровь
Иль до копейки разом проиграться!
Не привыкайте к счастью никогда!
Напротив, светлым озарясь гореньем,
Смотрите на любовь свою всегда
С живым и постоянным удивленьем.
Алмаз не подчиняется годам
И никогда не обратится в малость.
Дивитесь же всегда тому, что вам
Заслужено иль нет - судить не нам,
Но счастье в мире всё-таки досталось!
И, чтоб любви не таяла звезда,
Исполнитесь возвышенным искусством:
Не позволяйте выдыхаться чувствам,
Не привыкайте к счастью никогда.
Баллада о прокуренном вагоне. Александр Кочетков.
- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
- Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
- С любимыми не расставайтесь!
- С любимыми не расставайтесь!
- С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
- И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
Приложение 3.
ПРОТОКОЛ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
№ п/п | ФИО участника | Произведение | Выразительность | Дикция | Артистизм | Оригинальность выбора | Сумма баллов | Особое мнение |
1. | Кириллов Максим (гр.13 ) | А.С.Пушкин Пророк. | ||||||
2. | Устинов Руслан (гр.13) | М.Ю.Лермонтов «Я не унижусь пред тобой…» | ||||||
3. | Пышкин Антон (гр.14) | А.Я.Яшин «Баллада о танке» | ||||||
4. | Мухарцев Даниил (гр.14) | С.А.Есенин «Гой, ты Русь моя родная» | ||||||
5. | Шишкин Данила (гр.14) | Е.Войнаровская «Музыка» | ||||||
6. | Сысоев Александр (гр.11) | Н.Уральская «А он любил её такой…» | ||||||
7. | Ксюф Динара (гр.13) | Э.Асадов «Не привыкайте никогда к любви» | ||||||
8. | Жихарев Игорь (11 гр.) | А.Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне» | ||||||
9. | Фоминский Артём (11 гр.) | А.Кочура «Певец России» | ||||||
10. | Ухов Кирилл (11 гр.) | А.Санина-Царькова «Горбун» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка смотра-конкурса презентаций
Рассмотрены порядок выполнения работ обучающимися, требования к работам различного типа и приведены методические рекомендации по выполнению работы....
Методическая разработка к конкурсу
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка для организации внеаудиторной работы студентов...
Методическая разработка урока-конкурса "Юный овощевод".
Данный материал разрабатывался в паре с Мироновой Еленой Юрьевной, мастером производственного обучения на группе овощеводов. Методическая разработка урока-конкурса на тему «Технология производства пос...
Методическая разработка урока-конкурса "Профи своего дела"
Методическая разработка включает этапы организации и проведения занятий по производственной практике в форме игры.Преимущество игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они тре...
Методическая разработка Смотра конкурса социальной рекламы
Конкурс проводится в целях профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, формирования ЗОЖ, поддержки и привлечения талантливой молодежи к реализации замыслов в области социальной рекламы...
Методическая разработка урока-конкурса "Основы внутрифирменного планирования"
Методическая разработка урока содержит методическое обоснование урока, подробный план урока, технологическую карту урока и дидактические материалы к уроку....
Методическая разработка к конкурсу чтецов "Когда строку диктует чувство"
Данная разработка была создана для проведения традиционного конкурса чтецов в учреждении среднего профессионального образования....
- Мне нравится (1)