Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
статья на тему

Дмитриенко Оксана Васильвна

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и формы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dmitrienko_o._v_fevral_2016.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Дмитриенко Оксана Васильевна

преподаватель высшей квалификационной категории естественно-научного цикла дисциплин

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский индустриально-металлургический техникум»

г. Красноярск

E-mail: oksana-senkova@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и формы работы.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, внеурочная деятельность, проектная деятельность.

Актуальность организации научно-исследовательской деятельности обучающихся обусловлена нормативно-правовыми документами Российской Федерации, в которых определено, что приоритетным является:

– содействие обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте и др. [8];

– формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией является одним из критериев достижения обучающимися предметных результатов [7];

– формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта и др. [7];

– учебно-исследовательская и проектная деятельность является средством формирования универсальных учебных действий, обучающихся.

Вместе с тем значительная часть педагогов средне профессиональных учебных заведений испытывает затруднения в организации форм урочной и внеурочной научно-исследовательской деятельности студентов: проведении экспериментов, исследований, научных проектов, исследовательских практик, образовательных экспедиций, ученических научных обществ и др.

Таким образом, возникает противоречие между:

– необходимостью организации научно-исследовательской деятельности и неподготовленностью преподавателей к ее осуществлению;

– необходимостью развития научного мышления студентов и недостаточным применением приемов для его развития;

– необходимостью использования различных форм урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий и недостаточным применением их в образовательной практике.

Мы предполагаем, что организация научно-исследовательской деятельности обучающихся будет эффективной, если будут:

– раскрыты теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности;

– определены направления научно-исследовательской деятельности обучающихся;

– проектирование и внеурочная деятельность обучающихся будет включать некоторые формы научных исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации федеральных образовательных стандартов основного общего образования в научной литературе рассматриваются недостаточно.

Понятие «научно-исследовательская деятельность» изучено в науке достаточно подробно и понимается как: деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Таким образом, вслед за авторами, мы понимаем научно-исследовательскую деятельность как творческий процесс решения исследовательских задач, направленный на развитие мыслительных процессов обучающихся.

В федеральном государственном образовательном стандарте предлагаются некоторые формы научно-исследовательской деятельности, которые хорошо изучены в теоретических исследованиях. Так в многочисленных публикациях рассматриваются различные формы проектной деятельности студентов как разновидность научно-исследовательской деятельности, раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности студентов; охарактеризованы этапы учебного проекта и описана роль педагога на каждом из них, разработаны научные подходы в оценивании проектной деятельности.

По мнению Е.Ю. Ривкина, проектно-исследовательская деятельность создает благоприятные условия для развития опыта, обучающегося: самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; общения в процессе личностно и социально значимой творческой деятельности – ведущих типов психологической деятельности подростков [5].

Я вслед за авторами исследований считаю, что наиболее эффективными формами организации научно-исследовательской деятельности являются выполнение студентами учебного исследования или проекта в рамках урока –

исследования, урока – лаборатории, урока – творческого отчета, урока изобретательства, урока – рассказа об ученых и др. [1].

Анализ литературы позволяет выявить основные направления научно-

исследовательской деятельности обучающихся.

Первое направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2 аспектах: отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий); работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта), которая возможна при высокой внутренней мотивации студента к учебной деятельности.

Второе направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад и др. [1].

Анализ образовательной практики показывает, что научно-исследовательскую деятельность студентов можно развивать через организацию внеурочной работы, сочетающую в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с учебно-исследовательскими обществами других учебных заведений и др. [2].

Проведение конференций, диспутов, квестов, брейн-рингов позволяет студентам решать нестандартные задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности. Например, перевод текстовой задачи в графическое изображение, составление синквейна, составление тематических сказок на заданную тему, составление кластера и др.

Проектирование в урочной и внеурочной деятельности является формой организации научной исследовательской деятельности (макеты, модели, рабочие установки, схемы, план - карта; документальные фильмы, мультфильмы; альбомы и др.).

Участие студентов в проектировании развивает способность управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, включение студентов в проектную и исследовательскую деятельность способствует формированию и развитию их личностных результатов: включение во взаимодействие с однокурсниками и педагогами; формирование позитивной самооценки; определение собственных способов ведения исследования и постановки вопросов; возможность проникновения в учебные ситуации; самостоятельная организация получения и обработки информации; участие в творческих группах; решение возникающих проблем и др.

Таким образом создаются условия для развития и освоения компетенций личностного самосовершенствования обучающихся.

Список литературы

  1. Диденко Л.А. Использование современных образовательных технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С.162.
  2. Диденко Л.А. Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования: средства формирования и оценка: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 175.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2009. С. 112.
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. С. 192.
  5. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технология. Волгоград: Учитель, 2014. С. 183.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: Аркти, 2012. С. 11.

7.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта"

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести ст...

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...