Доклад на тему "Поддержание интереса студентов к содержанию учебного материала"
материал на тему
У современных студентов мы наблюдаем снижение интереса к получению знаний . Единственный выход – заинтересовать студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhanie_interesa_studentov_k_soderzhaniyu_uchebnogo_materiala.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО»
в пгт. Советский
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ
« Поддержание интереса студентов к содержанию учебного материала»
Подготовила:
Преподаватель спец.дисциплин
Кузнецова О. В.
Поддержание устойчивости мотивации к изучению предмета чрезвычайно актуально. У современных студентов мы наблюдаем снижение интереса к получению знаний . Единственный выход – заинтересовать студентов.
Среди многочисленных способов поддержания интереса к содержанию учебного материала отмечаем следующие:
- интересны для студентов исторические сведения, показывающие им историю развития , смену технологий во времени;
- примеры , иллюстрирующие теоретический материал, привлекают внимание в том случае, если они свежие, новые;
- научность материла. Студентов привлекает приведение различных точек зрения на один и тот же предмет. Интерес студентов стимулирует вопрос « А какой точки зрения придерживались бы вы, будь вы ученным»?;
- интересно студентам и подбирать примеры самостоятельно как в процессе лекций, так и в качестве домашней работы. Традиционным заданием стал подбор студентами мероприятий по восстановлению нарушенных либо деградированных земель.
Особое значение имеет внимание студентов. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.
Объем внимания – это количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.
С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно.
Устойчивость внимания – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.
По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.
Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, удаления отвлекающих раздражителей.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.
В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.
Основываясь на слабости произвольного внимания у студентов, ряд педагогов, рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием студентов и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы. Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать студентов и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью.
Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у студентов, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:
1) использовать непроизвольное внимание;
2) содействовать развитию произвольного.
Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.
Для поддержания внимания студентов на занятиях я применяю разнообразные формы и методы обучения, такие как:
развивающее обучение;
концентрированное обучение;
использование информационных технологий (поиск информации в сети Internet, применение электронных презентаций, …);
проектная деятельность;
нетрадиционные формы проведения занятий;
использование самостоятельной работы студентов, развивающие ключевые и профессиональные компетенции: готовность к решению проблем, коммуникативную компетенцию, навыки работы с информацией и др.
Также для поддержания внимания необходимо применять и речевые приемы удержания внимания.
Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку. Как бы неинтересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
вопросно-ответный прием: преподаватель ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;
переход от монолога к диалогу: позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных студентов, активизировать тем самым их интерес;
прием новизны информации, гипотез: заставляет аудиторию предполагать, размышлять;
опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям;
демонстрация практической значимости информации;
замедление с одновременным понижением силы голоса: способно привлечь внимание к ответственным местам урока (прием «тихий голос»);
При монотонной лекции внимание студентов очень быстро переключается на другие виды деятельности, мешающие учебному процессу. При переключении внимания с одного вида деятельности на другой при применении различных средств и методов обучения позволяет сосредоточить внимание студентов на изучаемых вопросах.
Применяемая методика обучения дает положительные результаты. В ходе обучения, применяя разнообразные формы, методы и средства обучения удается сконцентрировать внимание студентов и поддерживать его на протяжении всего занятия на высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу.
исследоватнльская статья....
Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики.
Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики....
Как лучше усвоить учебный материал: основы рациональной работы с текстом. Методическое пособие для студентов.
В методическом пособии в краткой форме раскрываются основы рациональной работы с учебными, научными и нормативными текстами, базовые умения и апробированные способы качественного усвоения учебного мат...
Профессиональный интерес студентов к выбранной специальности
Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского краяГБПОУ СПО«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»Д О К Л А Д« Профессиональный интерес сту...
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу
Статья о развитии познавательного интереса через самостоятельную работу студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала в процессе изучения дисциплин психолого – педагогического цикла"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление опорного конспекта с помощью майндмэппинга (технологии работы с ментальными картами) для закрепления учебного материала"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 110px; width: 127px; f...