Как лучше усвоить учебный материал: основы рациональной работы с текстом. Методическое пособие для студентов.
методическая разработка на тему
В методическом пособии в краткой форме раскрываются основы рациональной работы с учебными, научными и нормативными текстами, базовые умения и апробированные способы качественного усвоения учебного материала.
Пособие предназначено для студентов колледжа. Оно может быть полезным для преподавательского состава при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_posobie_kak_luchshe_usvoit_uchebn_material_01_noyabrya_2013.docx | 215.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
И.А. Федотова
КАК ЛУЧШЕ УСВОИТЬ
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ:
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Методическое пособие
для студентов
Москва 2015
Федотова И.А. Как лучше усвоить учебный материал: основы рациональной работы с текстом. Методическое пособие для студентов.
В методическом пособии в краткой форме раскрываются основы рациональной работы с учебными, научными и нормативными текстами, базовые умения и апробированные способы качественного усвоения учебного материала.
Пособие предназначено для студентов колледжа. Оно может быть полезным для преподавательского состава при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение……………………………………………………………3
- Основные виды научных и учебных текстов……………… 3
- Базовые умения эффективной самостоятельной
работы с учебным материалом……………………………………8
- Основные способы качественного усвоения
изучаемого учебного материала………………………………… 13
Вместо заключения: памятка-резюме студенту………………… 20
Введение
Учение – это прежде всего работа с книгой
В.А. Сухомлинский
Внеаудиторная самостоятельная учебно-познавательная деятельность является определяющим фактором качества освоения студентами колледжа учебных программ. Речь идет о систематической самостоятельной работе с рекомендованными учебниками, пособиями, сборниками нормативных актов и другими источниками учебного материала в соответствии с заданиями преподавателя.
Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что многие студенты не владеют элементарными навыками анализа содержания и структуры текста, необходимыми способами глубокого понимания и запоминания учебного материала. Это, в
значительной мере, затрудняет самостоятельную работу, резко снижает ее эффективность и качество подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности и формирования у них необходимых компетенций.
Основная задача данного методического пособия – оказать студентам колледжа целенаправленную помощь в овладении основами рациональной работы с учебными, научными и нормативными текстами в интересах повышения качества самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В пособии в концентрированном виде используется многолетний успешный опыт, идеи и положения ряда теоретиков и практиков организации обучения в учебных заведениях.
1. Основные виды учебных и научных текстов
Подавляющее большинство учебных и научных текстов могут быть сведены к трем видам (и их сочетаниям): объяснительные, описательные и повествовательные. Каждому из этих видов текста присуща своя специфическая структура, и знание этой структуры, а также выявление ее в конкретном тексте заметно улучшает понимание материала и его запоминание.
Объяснительный текст направлен на доказательство или пояснение какой-либо закономерности или теории (объясняет, почему это так, а не иначе). В общем виде его структура представлена на рис. 1. Сначала обычно указывается рассматриваемая проблема и формулируется суть ее нового решения. Это исходный момент рассуждения, задающий направление всему последующему движению мысли. Затем обычно указывается значение этой проблемы – теоретическое и практическое; тем самым как бы задается более широкий контекст ее видения – с точки зрения теории и практики.
Рис. 1
Далее следуют упоминания об уже существующих подходах к решению проблемы или дается краткий их обзор. В этой части текста автор по сути дает характеристику своего подхода, сравнивая его с другими. При этом, перечисляя достоинства и недостатки прежних подходов, автор подготавливает читателя к формулировке исходных положений, на которых строится его теория (достоинства, достижения других) и указанию на основные направления ее развития (их недостатки и непроясненные моменты). Здесь же обычно и формулируется основное противоречие, разрешению которого посвящен нижеследующий текст.
После этого приводятся основания, исходные посылки, которые автор считает истинными и которые закладывает в фундамент своей теории. Следующая, как правило, значительная часть текста содержит постепенное выведение из этого фундамента некоторых принципиально новых знаний и аргументацию их истинности. Этот блок, являющийся в тексте основным, может иметь разную структуру. В простейшем случае, на основании сформулированных исходных положений теории, а также не сформулированных, считающихся очевидными положениями (вскрыть их и назвать – важная задача студента) постепенно формулируются новые положения, вытекающие из их объединения (промежуточные результаты), затем они объединяются между собой, конкретизируются, пока не будут получены выводы (конечные результаты). Нередко исходные посылки даются не в начале текста, а постепенно вводятся в «ткань» рассуждений и присоединяются к уже полученным промежуточным результатам. Иногда выведение знаний осуществляется последовательно, когда каждая мысль основывается на предыдущей и является основой для последующей. Все эти логические соотношения и переходы должны четко фиксироваться читателем.
Затем дается развернутое описание полученного нового знания. Обычно для этого используются разные формулировки, в каждой из которых подчеркивается то или иное его свойство, раскрываются разные его стороны. Далее могут приводиться некоторые следствия из нового знания: что оно изменяет в наших прежних знаниях, для решения каких новых проблем оно может быть применено, какие неожиданные выводы из него вытекают и т.п. в заключение приводятся мысли о спорности, ограниченности этого знания и о перспективах его совершенствования. Любой из описанных блоков может включать в себя различные примеры, аналогии, отступления. Нередко они описаны настолько ярко, что, кажется, подавляют собой остальной текст. Избежать этого поможет четкое выделение общей структуры рассуждения, составляющего «стержень» текста.
Иногда блок выведения знания включает в себя описание эксперимента, свидетельствующего, по мнению автора, о существовании некоторой новой закономерности, явления. В нем содержатся следующие положения: какое именно явление исследовалось и какова его связь с заявленной в начале проблемой; между какими двумя или несколькими признаками рассматривалась связь; в чем новизна этого эксперимента; какие показатели и как именно фиксировались; в каких условиях проводился эксперимент и почему; какие получены факты; как интерпретируются эти факты; насколько однозначна именно такая интерпретация и т.д.
В описательном тексте дается характеристика какого-либо явления; развернутое описание его видов или признаков, свойств, функций и т.п. В случае, когда дается характеристика его видов, структура текста представляет собой классификацию, в которой называются различные варианты этого явления (рис. 2).
Рис. 2
В случае, когда описание явления представляет собой подробную характеристику его особенностей, схема текста приобретает иной вид (рис. 3). Наряду с указанными характеристиками описываемого явления или вместо них (признаки, свойства, функции, этапы развития) могут также описываться условия его возникновения или исчезновения; факторы, способствующие или тормозящие его развитие; компоненты, из которых оно состоит; то, что влияет на него; то, на что влияет оно и т.д.
обя-
за-
тель-
ные
не-
обя-
зате-
льные
Рис. 3
Повествовательный текст содержит информацию о различных действиях, событиях, преобразованиях объекта и т.п. Эта информация составляет «сюжет» текста: с чего все началось, как дальше развивались действия, чем все закончилось. В простейшем случае это обычная цепочка событий, развивающихся в одном направлении (рис. 4).
Рис. 4
В более сложном случае – несколько различных, связанных или не связанных между собой цепочек действия (рис. 5).
Рис. 5
Понимание повествования текста предполагает четкое прослеживание причинно-следственных (и иных) связей между событиями. При характеристике каждого события выделяются: причины его появления и вызванные им следствия; условие, в котором оно протекало; этапы его протекания; главный агент, «совершатель», этого события; то, что способствовало и что мешало его протеканию; что было бы, если бы этого явления не произошло и т.п.
Разумеется, реальные тексты всегда сложнее, однако знание описанных типичных структур, несомненно, поможет студентам усвоить их.
2. Базовые умения эффективной самостоятельной работы с учебным материалом
Хорошо известно, что качество их самостоятельной работы студентов непосредственно зависит от уровня развития у них, прежде всего, общеучебных (базовых) умений. Какие это умения? Выделим основные из них.
Умение сосредоточить внимание в процессе самостоятельной работы. Студент, который не может сосредоточиться, не в состоянии в течение определенного времени интенсивно заниматься. Он не может без концентрации внимания качественно долго конспектировать, читать, выполнять письменные работы и другие задания преподавателя. Информация зачастую не воспринимается, не откладывается в памяти. Студент погружается в размышления, но мысли отклоняются от темы, начинают «путешествовать». Если студент пытается, но не может сосредоточиться, у него появляется негативное отношение к учебе.
Можно ли научиться сосредотачиваться? Да. «Собраться с мыслями», добиться концентрации внимания – всему этому можно научиться, развить у себя умение сравнительно длительное время, несмотря на отвлекающие обстоятельства и нарастающую усталость, выполнять необходимые задания, качественно изучать учебный материал.
Рекомендации студентам колледжа по выработке умения сосредоточиться:
- Хорошо осознайте поставленную цель своей работы над конкретным учебным материалом. Подумайте, для чего он вам необходим. Помните: положительный эмоциональный настрой на выполнение учебного задания во многом исключает рассеянность, помогает экономить время.
- Владейте базовыми знаниями. Глубоко осмысливайте изучаемые связи нового материала, с ранее изученным. Необходима предварительная подготовка к самостоятельному изучению новой темы (раздела). Усвоение предыдущих тем сбережет много ваших сил и времени.
- Исключайте причины рассеянности. Необходимы удобное рабочее место, хорошая освещенность и умеренная температура. Не смотрите в окно, уберите предметы со стола, которые могут вам отвлечь. При самостоятельной работе выключайте телевизор (радио), утолите голод, жажду, следите за гигиеной умственного труда.
- Контролируйте свое внимание. Помните: при самостоятельной работе необходимо создавать у себя прочные условные рефлексы. Постоянно следите за мыслью автора учебного материала. Если вы отвлекаетесь более трех раз на одной странице текста, сделайте перерыв: отдохните в проветриваемом помещении воздухе, выпейте чашку чая. После этого подумайте, что вас ждет, если вы быстро закончите работу, и что произойдет, если так и не сможете сосредоточиться на ней.
Умение рационально использовать время. По сути дела проблема развития умения рационально использовать время актуальна для всех студентов.
Хорошо известно, что время – самая дефицитная вещь в любой работе, особенно в учении. Как часто не получается нужного результата, не достигается цели из-за нехватки времени. Время необратимо, оно расходуется безвозвратно. Надо уметь контролировать время, отведенное на работу, учебу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки». Это поможет вам выработать чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает свое время и потому, как правило, многое успевает.
Рекомендации по рациональному использованию времени:
- Четко определите свои цели и наметьте перспективный план их достижения в реальные сроки. Наличие ясных целей и сроков их осуществления будет побуждать заниматься только необходимым.
- Приучите себя неукоснительно выполнять режим дня и спланированные на день дела, помня, что нарушение взятых обязательств портит характер, разрушает волю.
- За решение намеченных задач принимайтесь энергично, без раскачки в строго определенное время, решительно устраняя помехи эффективной работе с печатными материалами.
- К сложной, самостоятельной работе приступайте только после полноценного отдыха. При выполнении учебных заданий начинайте с вопросов средней трудности, затем целесообразно перейти к решению более сложных, а менее сложными заняться в конце выполнения всего задания.
- Во время самостоятельной работы с текстом не допускайте переутомления. Не экономьте время за счет сна и приема пищи. С целью предупреждения утомляемости, исходя из своих индивидуальных особенностей, установите для себя правила чередования умственного и физического труда.
- Приучитесь систематически анализировать организованность и продуктивность своей самостоятельной учебной деятельности, учитывайте все затраты времени и его резервы.
- В процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности не упускайте периоды вдохновения, пребывания «в ударе», когда все получается легко и быстро.
Умение запоминать учебную информацию. Память – это сложный психический познавательный процесс сохранения и воспроизведения в сознании человека прошлых впечатлений и опыта (информацию, эмоции).
В этом плане следует запомнить следующие основные положения:
- Все люди (здоровые) имеют память.
- Память это одна из функций мозга.
- Мозг работает как и другие органы, а значит, его можно тренировать.
- Основной путь развития памяти – оптимальная нагрузка на память.
- Чем больше память работает – тем лучше она. Чем больше данных у вас в памяти – тем проще запомнить другие.
Прежде всего, вам важно знать особенности и преобладающий тип своей памяти и использовать ее возможности процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Если у вас лучше развита слуховая память, то вам целесообразнее читать и повторять учебный материал вслух; работать в тишине, чтобы не отвлекали посторонние звуки.
Студентам с развитой зрительной памятью необходимо внимательно читать материал, использовать имеющиеся в тексте таблицы, иллюстрации и т.п.
Тем, у кого хорошо развита двигательная память, следует при чтении делать выписки, составлять план, тезисы, таблицы, строить графики, диаграммы.
На преобладающий тип памяти следует опираться в тех случаях, когда нужно быстро запомнить большой по объему материал. Однако важно развивать остальные типы памяти.
Рекомендации по развитию умения запоминать учебную информацию:
- Установка на запоминание. Виды установки:
- «Надо (полезно) запомнить».
- «Хочу запомнить».
- «Не имею права не запоминать».
- Осмысленное запоминание. Механическое многократное повторение – это малоэффективный прием. Запоминается с трудом и довольно быстро забывается. Для продуктивного запоминания требуется осмысление материала. При запоминании большой дозы информации – смысловая основа выделяется заголовками, ключевыми словами, выводами.
- Опора на все органы чувств и типы памяти в процессе запоминания. Надо не просто прочитать в учебнике. Текст должны увидеть глаза, проговорить губы, услышать уши, основные мысли должна подчеркнуть и выписать рука. Тогда включается в работу память и зрительная, и слуховая, и двигательная. Одна поддержит, одна другой поможет, и вы запомните необходимую учебную информацию хорошо и надолго.
- Повторение. Мозг не только запоминает, он умеет и забывать. Это защитный механизм от перегрузки информацией и эмоциями. Чтобы материал сохранился в памяти надолго, необходимо его повторить.
- «Свертывание», уплотнение учебной информации. Представление изучаемого материала в свернутом, обобщенном виде – в виде планов, опорных сигналов, формул, схем, конспектов (обобщающее повторение) – очень помогает запомнить.
- Применение. Информация, которая не применяется, не приносит пользы в каких-либо практических заданиях, забывается во много раз быстрее. Поэтому лучшим видом повторения является применение знаний на практике, для решения задач профессиональной деятельности.
3. Основные способы качественного усвоения изучаемого учебного материала
Изучение источников учебной и научной информации (учебников, учебных пособий, статей и др.) – сложный вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента, в котором есть чисто методическая сторона – выработка навыков чтения и ведения рабочих записей и аналитическая – понимание, анализ текста и извлечение из него необходимой информации в соответствии с программой дисциплины (курса). Важнейшей предпосылкой успешной самостоятельной работы с книгой (текстом) является ее планирование и организация. Хорошо известно, что процесс планирования включает в себя: формирование целей и задач; разработку программы последовательных действий; выбор соответствующих форм, методов и средств достижения цели; учет и контроль процесса и результатов деятельности и др.
Основой целеполагания самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента является учебная программа дисциплины. Поэтому на соответствие поставленных целей и задач самостоятельной работы следует обратить особое внимание. Дело в том, что только строго целеустремленная работа с учебным материалом обеспечивает получение необходимых студенту знаний. Программа по изучаемой дисциплине – является основным документом, обеспечивающим целеустремленность изучения. Читая учебник, пособие, нужно пользоваться программой, ясно представлять себе темы и вопросы, содержащиеся в ней, помнить что к студентам предъявляются требования в объеме программы. Чтение учебного материла без программы, то есть без ясной целевой установки, не дает нужного результата, приводит к напрасной трате и без того ограниченного времени.
Очень важное значение для ясного определения цели в работе с учебным материалом по каждому конкретному предмету имеют методические указания преподавателя. В связи с этим студент должен располагать всеми полагающимися на ближайший учебный цикл программами, методическими указаниями и заданиями на внеаудиторную самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
При этом большое значение для целеустремленной работы с учебником, пособием имеют указания преподавателей, даваемые на лекциях и консультациях, применительно к особенностям отдельных предметов, сведения об имеющейся по каждому предмету литературе, о вышедших в свет новинках, журнальных статьях и т.д. Указания преподавателей, помогающие определить цель работы с книгой или иным литературным источником, должны быть в максимальной степени учтены и использованы студентами.
К организационно-методической стороне самостоятельной работы относится, прежде всего, подготовка рабочего места. Порядок на рабочем месте следует понимать как несущую опору индивидуального стиля самостоятельной работы. Он во многом определяет продуктивность учебного труда. Весьма желательно иметь дома постоянное рабочее место (отдельный стол и полку для книг).
Привычка к постоянному месту и определенному времени располагает к учебно-познавательной работе, сокращает период втягивания в нее. Рабочее место – только для занятий, для всей совокупности видов учебной работы по освоению программ учебных дисциплин . Его надо содержать в порядке и чистоте.
Правильно организованное рабочее место – это наилучшая возможность использовать свои данные в процессе учебного труда без перенапряжения, это фактор внешней среды, который создает удовлетворение, повышает настроение и работоспособность, обеспечивает эффективное использование времени и сил.
В связи с этим следует обратить внимание на следующие советы:
- заблаговременно подготовьте литературу, тетради, рабочие инструменты (карандаши, ручки, линейки, резинку). Не подготовив необходимых материалов, вы будете вынуждены тратить время на их поиск;
- на рабочем столе не должно лежать ничего лишнего. Каждый предмет, необходимый для работы, должен иметь свое постоянное, легко доступное место;
- порядок на столе помогает сконцентрироваться. Убрать все что в данный момент не требует обработки, но знать где этот материал находится;
- напоминать о том, что вам необходимо сделать, должны не учебные материалы, дожидающиеся своего часа на столе, а календарь – еженедельник и продуманная система хранения материалов.
По свидетельству специалистов, одно только поддержание порядка на рабочем месте сокращает затраты времени на 10-20%.
Для успешной практики планирования самостоятельной работы важно четко представлять возможные нормы времени на изучение той или иной учебной дисциплины и соответствующей рекомендованной литературы. Речь идет о возможности студента прочитать, законспектировать, творчески проработать определенный объем учебной и научной информации за конкретный отрезок времени ,выполнить ту или иную письменную работу, качественно подготовиться к зачету и экзамену.
А как установить эту норму? Тут можно воспользоваться методом наблюдения за собой в процессе самостоятельной работы с книгой, с учебными, научными, нормативными текстами. Норма индивидуальна. Вместе с тем, студентам будут полезны для ориентировки результаты многолетних исследований в этой области.
Усредненные нормы времени:
- изучение литературы по техническим дисциплинам (без конспектирования – 20 страниц в час; с конспектированием – 7 страниц в час);
- изучение литературы по экономическим дисциплинам и бухгалтерскому учету (без конспектирования – 22 страницы в час; с конспектированием – 8 страниц в час).
На практике время на изучение того или иного текста имеет широкий диапазон в зависимости от задач его изучения.
По степени проникновения в содержание текста, как правило, различают чтение:
- для общего восприятия (просмотр текста);
- для понимания общего содержания (знакомство с текстом);
- для извлечения максимум заложенного смысла (изучение текста).
Просмотровое (предварительно) чтение. Основная цель: определение степени необходимости текста. Обычно предшествует другим видам чтения. В рабочей тетради отмечаются: автор, оглавление, основные идеи текста, при необходимости отдельные абзацы.
Ознакомительное (выборочное) чтение. Чаще всего следует после предварительного с целью поиска нужного ответа, а также для сравнения и сопоставления учебной информации. Отмечаются заголовки и подзаголовки, начальные фразы, последние абзацы, выводы, резюме.
Изучающее (углубленное) чтение является продуктивным видом чтения, когда студент читает внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Изучающее чтение нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели, на понимание логики доказательств, на поиск ответов на поставленные вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении и записи материала – по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формулирует умение критически воспринимать информацию. По мере чтения выделяются ключевые мысли, и как можно точно, формулируются в рабочей тетради. Записываются также возникающие вопросы.
В каждом конкретном случае могут применяться различные виды чтения в зависимости от содержания материала, цели и задач самостоятельной работы. Как правило, при работе с любым текстом все эти виды чтения комбинируются.
Нередко студентам приходится при изучении предмета, темы, вопроса одновременно пользоваться несколькими рекомендованными книгами. В таких случаях, прежде всего, очень важно правильно ориентироваться в них. Необходимо научиться ориентироваться в книге, в ее направленности, основных положениях и выводах. Ориентируясь в рекомендованных книгах, которые необходимо прочесть, студент уясняет, какие из них являются главными, подлежащими тщательной и вдумчивой проработке, а какие – предполагают выборочного или предварительного чтения.
Умение работать с книгой во многом зависит от знания и понимания роли каждого ее структурного элемента, от умения извлечь необходимую информацию о книге до ее прочтения.
Структурный аппарат (элементы) книги:
- заголовок;
- аннотация;
- оглавление;
- предисловие;
- послесловие;
- справочный материал.
Весьма ответственный этап работы с книгой – краткая запись усвоенного. К важнейшим формам рабочих записей относятся: план, тезисы, конспект.
План – самая краткая запись:
- раскрывает содержание текста;
- восстанавливает в памяти содержание источника;
- помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет);
- улучшает сделанную запись;
- ускоряет проработку источника информации;
- организует самоконтроль;
- сосредотачивает внимание и стимулирует занятия;
- используется, чтобы оживить памяти знакомый текст.
Вместе с тем, план не передает фактического содержания, лишь указывая на него и схему его подачи.
В рабочей тетради каждый пункт плана можно развернуть в тезис (утверждение, положение).
Тезисы:
- повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);
- всегда имеют доказательства;
- выявляют суть содержания;
- позволяют обобщать материал;
- позволяют анализировать прочитанный источник.
Конспект, представляет собой сжатую письменную форму информации, заложенной в тексте:
- подразумевает объединение плана и тезисов;
- показывает внутреннюю логику изложения;
- содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;
- может использоваться студентом в различных формах занятий и контроля.
В конспекте важно отразить:
- о чем говорится;
- что утверждается;
- как доказывается.
Преобразовывать текст учебного источника в конспект рабочей тетради можно по рубрикам: ключевые слова; основная мысль; раскрытие основной мысли; заключение, вопросы, личное отношение и др.
При этом необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб его логике.
Большое значение имеет придание конспекту формы, которая облегчила бы его дальнейшее использование. Это возможно при помощи системы заголовков, ключевых слов, расчленения текста, расположения его «уступом», подчеркиванием, выделения цветом, нумерации отдельных понятий и т.д. Важно, чтобы все приемы «организации» записей носили постоянный характер.
Конспектирование – не механическое письмо студента. Это активный и напряженный интеллектуальный труд студента по восприятию, фиксации, оценке и анализа получаемой информации. Посредством конспектирования усваиваются основные понятия и идеи, их практическое значение, определяются ориентиры для самостоятельной работы. При активном и правильном конспектировании учебная тетрадь студента постепенно превращается по сути дела в индивидуальный банк учебной информации необходимой для промежуточной и итоговой аттестации и последующей практической деятельности.
На основе изложенного студенту будут полезны рекомендации по эффективному чтению:
- Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением. Просмотрите ведение. Найдите резюме (если такое имеется) и просмотрите его, чтобы получить общее представление о замысле книги.
- Анализ. Задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивирован ваш выбор. Подготовленный студент извлекает из текста нужную ему информацию за минимально короткое время.
- Ориентация. Прежде чем приступить к чтению каждого раздела, ознакомьтесь с заголовками подразделов и резюме. Это сделает ваше чтение более осмысленным и целенаправленным.
- Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, как можно точно формулируя их на бумаге. Запишите также вопросы, если, конечно, они у вас возникнут. Закончив работу над разделом, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное.
- Развитие мысли. Запоминание конкретных фактов и логических рассуждений, изложенных в книге, безусловно, самое главное. Однако вы должны также попытаться развить и письменно изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.
Вместо заключения: памятка – резюме студенту
Анализ научно-методических исследований, обобщение передового опыта организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов позволяют выделить основные способы рациональной работы с учебными, научными и нормативными текстами.
Для овладения ими студентам будет полезна следующая памятка – резюме:
Работайте с заголовками!
- сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте;
- вспомните все, что вы уже знаете на эту тему;
- поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы;
- попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста;
- приступив к чтению, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
Работайте с текстом!
- читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите объяснение у преподавателя или в словаре;
- непонятным может быть само содержание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретне примеры.
Ведите диалог с автором!
- по ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании;
- проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
Выделяйте главное!
- читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного: обдумывайте, в какой части текста выражена главная мысль и, что эту мысль поясняет или дополняет;
- по ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста;
- составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста;
- в случае необходимости делайте выписки;
- рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.
На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете:
Запомните материал!
- Объясните себе, в чем связь пунктов вашего плана.
- Перескажите текст по плану.
- Ответьте на вопросы учебника или вопросы для самоконтроля в учебно-методическом пособии.
Проверьте себя!
- Ответив на вопросы, проверьте по учебнику или пособию правильность своего ответа.
- После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.
Освоив эти способы работы с книгой, студенты не только повысят эффективность своей самостоятельной учебно-познавательной работы, но и сформируют важный элемент компетенций будущей профессиональной деятельности.
Список литературы.
- Андреев О.А. Учитесь быстро читать. – М.:ЭКСМО, 2009
- Бородин С.М. Учим-читать. –Спб. , 2010
- Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой .-М., 2007
- Зиганов М.А. Как повысить культуру качество чтения . – М., 2004
- Лезер Ф. Рациональное чтение. –М.: Владос, 2001
- Николаева П.А. Учись быть читателем. –М.,2005
- Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании .
-М.: ЛОГОС , 2011
8. Поварник С.И. Как читать книги. –М., 1986
9. Степанищев А.Т. Читать можно быстрее . – Спб.: ПИТЕР,
2001
10.Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения.-М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...
Методические указания по работе с текстом первоисточника учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Методические указания по рабюоте с текстом первоисточника...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала в процессе изучения дисциплин психолого – педагогического цикла"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление опорного конспекта с помощью майндмэппинга (технологии работы с ментальными картами) для закрепления учебного материала"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 110px; width: 127px; f...
Статья "Место презентации в лучшем восприятии учебного материала"
В данной статье приведены краткие сведения о роли презентаций в учебном процессе, а ткже даны небольшие советы об оформлении презентаций...
Материал для самостоятельной работы студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Тексты сказочного содержания"
Тексты сказочного содержания"...
Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...