Профессиональный интерес студентов к выбранной специальности
статья по теме

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

ГБПОУ   СПО

«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»

Д О К Л А Д

« Профессиональный интерес студентов к выбранной специальности»

 

Преподавателя общепрофессиональных дисциплин

Т.К.Степаненко

 

 

 

 

г.Пятигорск

2017 г.

       

 На протяжении обучения в системе среднего профессионального образования под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, т.е. стремление применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь работой в области своей профессии.

          Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее восприятие целей и задач профессиональной деятельности. Все эти черты и компоненты профессиональной направленности служат показателями уровня ее развития и  формирования  у студентов,  устойчивого (или неустойчивого), положительного отношения к выбранной профессии.  Формировать профессиональную направленность у студентов — это значит укреплять у них позитивное отношение к будущей профессии, интерес, склонности  и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания техникума, развивать идеалы, взгляды, убеждения.

           Положительные  изменения в содержании  профессиональной направленности  проявляются в том, что крепнут мотивы, связанные с будущей профессией, появляется стремление хорошо выполнять свои деловые обязанности,  желание показать себя умелым специалистом и достичь успеха в работе, растут притязания успешно решать сложные учебные  задачи,  усиливается чувство ответственности.

           В среднем профессиональном образовании воспитание интереса и любви к выбранной  профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления о общественное значение и содержание работы в будущей сфере деятельности, о закономерностях ее развития. Обычно происходит это следующим образом:

— формирование у каждого студента уверенности в своей профессиональной пригодности, а также сознательного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного учебного заведения;
— выработка стремления  следить за всем прогрессивным в деятельности ведущих специалистов;
— умение направлять все самовоспитания в пользу работе, постоянно пополняя свои знания.

 

          Без достаточно позитивной  мотивации  невозможно  достичь результатов в развитии личности во время обучения в профессиональном обучении.   Существуют такие положительные мотивы познавательной деятельности  как: чувство долга, осознание значимости овладения профессией, интерес к учебе и отдельным наукам, чувство удовольствия от познания нового материала, решения сложных задач. На мотивацию также влияет содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, отношения в студенческом коллективе, соревнования, достигнутые результаты.

            Среднее профессиональное образование должно также осуществлять психологическую подготовку человека к профессиональной деятельности, которая,  заключается,  прежде всего, в развитии у студента определенных форм психической деятельности, которые позволят ему в дальнейшем успешного решать профессиональные задачи.

         Среди профессиональных способностей, которыми должен овладеть студент в течение обучения , не наиболее важная,  способность учиться, кардинальным образом влияет на его профессиональное становление, так как определяет его возможности в после техникумовском непрерывном образовании. Научиться учиться на сегодня важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые быстро становятся устаревшими. Особенно активно в период обучения идет развитие специальных способностей. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, которые являются компонентами его будущей профессии. Поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами, в частности, в процессе выполнения ими курсовых и дипломных проектов, прохождения практик и т.д.

            Одной из важнейших задач реформирования образования является усиление роли самостоятельной работы студентов. Это связано как с требованиями к современному  специалисту,  так и необходимостью заниматься самообразованием на протяжении всей профессиональной жизни, так и с бешеным  ростом объёма информации, которую нужно усвоить. В последнее время распространены такие понятия как «информационный взрыв», «информационный кризис». Объём современных знаний человечества удваивается каждые 8 лет (сейчас еще быстрее – через 3-5 лет). Зато, длительность обучения в техникуме остается неизменной. О её продлении не может быть и речи. Поэтому все более важной проблемой образования является формирование у студентов умения самостоятельно ориентироваться в бурном потоке научной информации, умение самостоятельно пополнять свои знания.

         

           Нужно развивать самостоятельные (заметим, что результатом самостоятельной работы является не просто некая сумма знаний, умений и навыков, а самостоятельность как черта личности), активные и творческие формы учебной работы.  В системе среднего профессионального образования для этого гораздо больше возможностей, чем в  средней, но их надо использовать полностью. Это и творческое участие в семинарах, непосредственное участие в работе лабораторий, участие в конкурсах студенческих работ, конкурсах  профессионального мастерства и т.п.

            Исходный уровень интереса к выбранной профессии определяется на первом курсе. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной специальности, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотивационной сфере профессионально значимые мотивы. Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от курса к курсу, от простого любопытства к осознанию социальной значимости  выбранной профессии.

          Педагог должен знать особенности студенческого возраста и уметь отбирать наиболее эффективные методы, формы и средства их обучения. Работа по управлению процессом  формирования профессионального интереса включает в себя отбор способов построения межличностных отношений со студенческой группой.

           К психолого-педагогическим условиям формирования профессионального интереса отнесем следующее:

- готовность участников образовательного процесса к совместной деятельности;

- уровень материально-технической базы учебного заведения;

- наличие диалогового общения в системе «педагог-студент»;

- создание условий для установления обратной связи через систему «студент- педагог» и корректировку деятельности педагога по формированию профессионального интереса.

           Индивидуальные особенности педагога также имеют существенное значение. От умения увлечь своей личностью студентов, способности интересно и увлекательно, эмоционально изложить материал, построить общение таким образом, что педагог и студент будут участниками диалога, зависит эффективность управления формированием профессионального интереса у будущих специалистов.

          

 

           Управление формированием профессионального интереса проходит ряд взаимосвязанных этапов:

- определение целей и задач управления процессом формирования профессионального интереса студентов, накопление информации об исходном уровне интереса студентов к выбранной профессии, о мотивах её выбора;

- разработка технологии развития у студентов профессионального интереса: на этом этапе анализируются рабочие планы и программы, определяются интегративные курсы и объём занятий, разрабатываются темы для совместного комплексного изучения;

- уточнение путей, методов, средств и форм управления процессом формирования профессионального интереса и его корректировка: проводятся контрольные срезы результатов усилий педагогов по формированию профессионального интереса;

- анализ и обобщение результатов деятельности по формированию профессионального интереса, определение его уровня, устойчивости, действенности, внесение необходимых корректив.

           Оригинальность, неповторимость, уникальность, новаторство становятся нормой существования в современном социуме. Человек имеет память, мы должны рассматривать её как носителя этого свойства по отношению к такому существованию, которое надо помнить. Нет никакого смысла помнить ненужное.  Иначе будем иметь дело с энциклопедическим описанием действительности, в которую определенные свойства есть встроенные (неизвестным «инженером») путем искусственного внешнего добавления одних свойств к  другим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для студентов «Практика – этап обучения студентов выбранной специальности»

Данный материал может помочь преподавателям СПО в организации и проведении семинара.Тема семинара - Практика. На семинаре студенты проводят защиту производственной практики, пройденной ими на объектах...

Методическая разработка по дисциплине «Английский язык (профессиональный)» для студентов 3 курса специальности 42.02.01 «Реклама»

Методическая разработка по дисциплине «Английский язык (профессиональный)» предназначена для студентов 3 курса специальности 42.02.01 «Реклама»....

Описание педагогического опыта мастера производственного обучения «Развитие интереса обучающихся к выбранной профессии» Профессия обучения: 19149 «Токарь»

В даннной публикации содержится описание моего опыта по повышению мотивации обучающихся к освоению выбранной профессии в систме ФСИН. Профессия "Токарь"....

«Применение новых технологий на занятиях по учебной практике как один из факторов повышения интереса обучающихся к выбранной профессии»

Доклад на тему: «Применение новых технологий на занятиях по учебной практике как один из факторов повышения интереса обучающихся к выбранной профессии»...

3.2.2. Результаты участия обучающихся в мероприятиях по профилю выбранной специальности профессии

3.2.2. Результаты участия обучающихся в мероприятиях по профилю выбранной специальности профессии...