Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу
статья на тему
Статья о развитии познавательного интереса через самостоятельную работу студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnogo_interesa_studentov_cherez_vneauditornuyu_rabotu.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу.
Елисеева Надежда Викторовна
Преподаватель дисциплин профессионального цикла
ГБПОУ ВО
"Лискинский аграрно-технологический техникум"
г.Лиски, Воронежская обл.
В условиях развития современного российского общества оказываются востребованными профессионально компетентные, самоактуализирующиеся личности. Данный тип человека и профессионала невозможен без высокоразвитых способностей к самообразованию и саморазвитию.
Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности студента. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у студентов . Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. По утверждению психологов, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса .
Для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий:
1.Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.
2.Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне нее.
3.Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
4.Контроль над организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал преподаватель, традиционный урок мало способствует активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Лучшему усвоению учебного материала, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности студентов способствуют активные формы, средства и методы обучения.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельность студентов. Так как студенты занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Поэтому, для успешного обучения студентов необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Но как это сделать? Большинство студентов, которые приходят для обучения в техникум имеют низкую мотивацию к обучению по дисциплинам. Некоторые из них не понимают, зачем они вообще изучают тот или иной предмет, ссылаясь на то, что эти знания им никогда ни в жизни, ни в их будущей профессии не пригодятся. Конечно же, они заблуждаются, поэтому, на первоначальном этапе, необходимо опровергнуть сложившееся мнение, заинтересовать подростка, развить у студентов потребность к познавательной деятельности.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет организовать индивидуальную учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Научить студентов всему, что понадобится в жизни, нельзя. Можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике, работать с книгой. С этой целью при работе с устным материалом желательно оставлять белые пятна, которые учащиеся должны дома заполнить, используя учебную литературу.
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.
В каждом студенте живет страсть к открытиям и практическим исследованиям, экспериментам и опытам, но если сам студент на практике сделает своё личное открытие, то это прямой путь к развитию познавательного интереса к предмету. Через наблюдение и опыт познают изучаемую дисциплину, накапливают факты для сравнений, обобщений и выводов.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, тематических кроссвордов, тестирование и др.
для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Использованная литература:
- Абдулина О.А. Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов педвузов в процессе изучения педдисциплин: Сборник научных трудов МПГИ им. Ленина. М., 1980. 155 с.
- Авдеев А.П. Влияние дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения на развитие у них стремления к самообразованию // Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976 г. С. 43-49.
- Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации образования // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 51-57.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 96 с.
- Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу.
исследоватнльская статья....
Развитие познавательного интереса к специальности через внеаудиторные мероприятия
Доклад на тему "Развитие познавательного интереса к специальности через внеаудиторные мероприятия".Материал содержит презентацию выступления....
Развитие познавательного интереса и творческого потенциала студентов на занятиях гуманитарного и социально-экономического цикла с помощью инновационных технологий.
Задача современного образования - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Но она не может быть решена при отсутствии у обучающихся мотивации при изучении уче...
Развитие познавательного интереса студентов к физике
Главная задача каждого преподавателя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей студентов, приобщение их к творческой деятельност...
Проект в средней группе На тему: " Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".
Проект в средней группе На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование». Вид проекта: 2 месяца, познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: Дети сре...
Консультация для педагогов: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом в соответствии с ФГОС ДО»
В консультации даны материалы по повышению познавательного интереса у дошкольников через дидактические игры с развивающим материалом ....
Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов через внеаудиторную работу студента, 2019
Подготовка специалиста качественно нового уровня...