Информационно-коммуникационная компетенция ученика начальной школы
статья на тему
В статье рассматривается важность и актуальность формирования информационно-коммуникативных компетенций учителя и ученика на основе развития информационно-коммуникативной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Информационно-коммуникационные компетенции учителя и ученика»
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую необходимо решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В настоящее время система казахстанского образования находится в состоянии модернизации, которая обусловлена глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире, требующими развития новых подходов к построению общеобразовательного пространства. Убедительным свидетельством динамичного развития казахстанского образования является реализация Закона РК «Об образовании», обновление содержания и структуры системы обучения и воспитания на основе традиций отечественной и мировой культуры и современного опыта. Отличительной чертой образовательных стандартов сегодня является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» к «знаю, умею и могу применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, составляют основу понятия компетентность.
Под информационно-коммуникационной компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
В научно-педагогической литературе проблема процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности на основе информационно-коммуникационной грамотности отражена в работах таких ученых и педагогов как С.М.Авдеевой, В.Ф.Бурмакиной, К.Б.Васильева, И.Д.Фрумина и др.
А.В.Хуторской выделяет основные критерии информационно-коммуникативной компетентности ученика:
Информационные компетентности:
- владеть навыками работы с различными источниками информации, книгами, учебниками, справочниками, Интернетом, СD-ROM, каталогами;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, принтер и т.д.;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно, письменно, написать анкету, заявление, письмо;
- уметь представить свой класс, школу, семью;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, выступать с устными сообщениями;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения.
Учёные и педагоги едины во мнении: в эпоху информатизации большинства сфер жизни человека, массового пользования кабельным телевидением и видеотехникой становится актуальной проблема эффективного применения данных средств в учебно-воспитательном процессе. В век информатизации владение учителем и учащимися информационными технологиями становится необходимостью.
С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией: определение информации, управление информацией, доступ информации, интеграция информации, оценка информации, создание информации, передача информации. Какое содержание включают в себя эти этапы, формирующие ИКТ компетентности учителя и учащихся?
Определение информации (идентификация) |
|
Доступ (поиск) |
|
Управление |
|
Интеграция |
|
Оценка |
|
Создание |
|
Сообщение (передача) |
|
Не менее важным условием подготовки ИКТ-компетентных учащихся является высокий уровень ИКТ-компетентности педагога. Сегодня педагог и учащиеся проходят общий путь становления компетентности (в сфере информационно-аналитической, технологической, коммуникативной), становятся партнёрами, что, в свою очередь, находит отражение в преемственности поколений в образовательном, культурном и информационном плане. Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Проектируя будущий урок с использованием ИКТ, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, осуществление обратной связи с учащимися, в чем будет осуществляться развивающий эффект обучения.
Как научить ребенка быть информационно грамотным? Я начинаю работу с первых дней обучения в первом классе. Одному учителю справиться сложно, поэтому я привлекаю к реализации этой задачи своих коллег, родителей и самих детей. На первом родительском собрании провожу анкетирование родителей, где они отвечают на вопросы: «Имеется ли у вас компьютер и выход в Интернет?», «Владеют ли дети элементарными умениями работы на компьютере и в какой степени?», «Владеете ли вы сами навыками пользования компьютером и Интернетом?», «Считаете ли вы, что общение ребенка с компьютером вредит ребенку?». В план работы с родителями включаю такие темы для бесед как «Зачем ребенку компьютер?», «Как обучать ребенка с помощью компьютера и Интернет?», дискуссии «ЗА и ПРОТИВ использования компьютера в учебно-воспитательном процессе», «Компьютер – детская игра?» и т.п.
В работе с детьми использую специальные методы и приёмы, способствующие целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся:
- в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование информационно-коммуникативной компетентности;
- уметь при необходимости изменять дидактические цели типовых заданий;
- использование технологии проблемного обучения;
- использование проектной технологии обучения;
- приём решения ситуационных задач;
- самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
- активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.);
- умение работать с интерактивной доской (и педагог, и учащиеся);
- создание тематических презентаций, как самим педагогом, так и учащимися к урокам, мероприятиям.
В основном использую творческий характер решения любой задачи (задания). Развитию информационно-коммуникативных компетенций способствуют такие виды творческих заданий, которые я применяю в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности:
- предложение нестандартного решения ситуации;
- разгадывание ребусов, шарад, загадок;
- составление вопросов к тексту;
- комментированное чтение текста;
- составление обратных задач;
- постановка проблемного вопроса;
- составление кроссворда по теме;
- реферат, информационное сообщение;
- составление плана для пересказа;
- разработка правил, алгоритма работы;
- составление опорных схем по теоретическому материалу;
- участие в олимпиадах и конкурсах областного, республиканского и международного масштаба ( «Акбота», «Зерде», «Асыл тас», «Русский медвежонок», «Кенгуру»);
- участие в международных исследованиях «TIMSS», «ПИЗА».
Так, в 4-ом классе при изучении произведения И.С.Тургенева «Перепелка» на уроке дети смотрели видеофильмы из ресурсов Интернет о жизни и творчестве писателя и о перепелке. В групповой работе над произведением совместно искали ответы на поставленные проблемные вопросы: «Есть ли у человека необходимость увлекаться охотой? Если есть, чем она обусловлена?», «Как не навредить жизни лесных птиц?», «Какое качество человека очень важно в наше жестокое время?», «Для чего создано это произведение?».
На уроке познания мира при изучении темы «Круговорот воды в природе» дети смотрели фрагменты видеофильма о воде, заполняли таблицу «Что я знаю?», «Что хочу узнать?», «Что узнал?». Ищут в группах ответы на проблемные вопросы «Почему вода – источник жизни?», «Как изменился бы мир, если бы с нашей планеты исчезла вода?», моделируют в группах эту ситуацию. В конце урока презентуют свои творческие работы о значении круговорота воды в природе.
Становится традиционным получение детьми опережающих заданий к различным темам по предметам. Так, к уроку познания мира по теме «Астана – столица Казахстана» ученики подготовили рефераты, презентации, сообщения, коллажи. К обобщающим урокам по литературному чтению дети готовят творческие работы по понравившимся произведениям.
В областном интеллектуальном конкурсе «Асыл Тас» 2014 года мои ученицы Романова Евгения и Козлова Ксения заняли третьи места, в областном интеллектуальном конкурсе «Малахит» Датаев Малик занял 3-е место.
Несомненно, использование информационных средств повышает интерес учащихся к обучению, формирует и развивает информационно-коммуникативную компетентность. Процесс обучения учащихся предмету становится разнообразным и увлекательным, позволяет учителю принципиально расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения. Ученику предоставляются возможности для реализации творческих способностей.
Использование информационных технологий имеет сегодня определенные преимущества по сравнению с другими технологиями, но только грамотное их сочетание формирует и развивает информационно-коммуникативные компетентности.
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» (2007г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2015г.)
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010г. № 1118)
- Ученик в обновляющейся школе // Сб.науч.трудов/ Под ред. Ю.И.Дика., А.В.Хуторского. – М.:ИОСО РАО, 2002.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М.: «Академия», 2002г.
- Педагогические технологии. Под ред. В.С.Кукушина. Ростов И/Д «Март», 2002г.
- Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко. М.: Народное образование, 1998г.
- Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование № 4, 2004г.- с.136-137.
- Компетентность и их классификация. Г.К.Селевко. // Народное образование №4, 2004г.- с.138-145.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. А.Г.Асмолов, В.И.Бурменская, И.А.Володарская. // Пособие для учителя. – М., 2008.
- Оценка ИКТ-компетентности учителя. Т.М.Сучкова. http: // pedsovet.org/komponent/
- Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы. Т.В.Иванова. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные компетенции при обучении математики.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. В услови...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДФЕСТИВАЛЕ Развитие профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий на уроках профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»
Выступление на V Областном педагогическом фестивале...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Развитие профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий на уроках профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»
Презентация для выступления на V Областном педагогическом фестивале...
Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий
Публикация на тему: «Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий» в сборнике материалов I Межрегиональной заочной научно-практической конфе...
Информационно-коммуникационная технология как средство формирования и развития общих компетенций
Данный материал посвящен использованию на уроках технологии приготовления продукции питания информационно-коммуникационной технологии для формирования и развития у учащихся общих компетенций....
Статья о трудностях адаптации учеников начальной школы
На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватн...
статья на тему: "Начальная школа в жизни ученика"
статья на тему: "Начальная школа в жизни ученика"...