Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Радуга в стакане"
опыты и эксперименты
Даже если на улице пасмурно и сыро, в нашей группе всегда светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Но солнышко не простое, а волшебное! Оно помогает нам раскрыть секреты окружающего мира. Например, откуда берется радуга? И постараться самим сделать радугу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Радуга в стакане" | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе «Радуга в стакане»
Воспитатель: Коваль А.С.
Программные задачи.
Познавательные:
- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
- Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
Специальные:
- Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
Предпосылки учебной деятельности:
- умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения.
- добиваться результата.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: 4 стола, стулья по количеству детей, воздушный шар.
Раздаточный материал: семь емкостей для воды, краски, кисточки, ложка (чайная), сахар, прозрачный высокий бокал, шприц, карточки-схемы – по количеству детей.
Предварительная работа: Знакомство с водой и ее свойствами. Эксперименты с водой (изменение плотности, цвета, вкуса и т.д.). Беседа «Происхождение радуги» .
Ход деятельности.
Организационный момент. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
(на экране, в презентации появляется радуга)
Ребята, посмотрите, благодаря нашим солнечным улыбкам появилась радуга.
- А как вы думаете, откуда берется радуга? Как она появляется? (Ответы детей)
(дети садятся, образуя круг.)
Основная часть.
-Какие интересные у вас мысли! Люди по-разному представляли себе радугу. Я предлагаю вам послушать легенду о том, как появилась радуга. (Чтение легенды).
Воспитатель: (обращаясь к детям) А как вы думаете можно ли приручить радугу? Сделать ее своими руками? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня красивая радуга. Такую радугу можно сделать своими руками. Попробуем вместе приручить ее?
Костя, как ты думаешь, у нас получится сделать такую же радугу? (Ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, что нам для этого понадобится? (Ответы детей)
(Воспитатель обращает внимание детей на уголок экспериментирования)
Воспитатель: Мысли очень хорошие, думаю, что ваши идеи нам пригодятся! И так, ребята, я предлагаю вам сегодня попробовать самим сделать радугу и показать, что она бывает другая, не только в небе после дождя. Попробуем ее приручить, а для того чтобы нам это сделать, давайте заглянем в нашу книгу опытов!
Воспитатель: Мальчишки, я знаю, что вы любите больше всего проводить время в уголке для экспериментирования, поможете нам? Найдите там вот такие карточки-схемы, как в книге! (Дети рассматривают карточки-схемы).
Воспитатель: Посмотри, Катя, с чего нам нужно начать? Да, умница! (Первое на что нужно обратить внимание – это то - из чего нам предстоит сделать радугу).
- Какие же ингредиенты нам понадобятся?
Дети перечисляют: вода, сахар, стаканы, ложки
А где же нам взять воду, сахар, стаканы? (Ответ детей)
- Вот, мальчики, теперь все зависит только от вас! Приготовьте все необходимое оборудование!
- Девочки, как вы думаете, где мы сможем с вами достать не достающие ингредиенты? (Ответ детей: на кухне, в магазине и т.д.)
- Мальчики уже все приготовили, поэтому я предлагаю всем отправиться на кухню и попросить у наших поваров недостающие ингредиенты! (Получение на кухне сахара).
- Ребята, вот все ингредиенты собраны, а потому мы с вами отправляемся в научную лабораторию!
- А вы знаете, кто работает в лаборатории?
Правильно, ученные. Вот и мы побудем ученными, но для того, чтобы ими стать нам надо одеться так же, как ученные. А во что они одеты? (Ответы детей. Халаты, тапочки, шапочки, перчатки, очки).
- Во что они одеты, зависит от того, с чем они работают…
- Предлагаю вам взять подходящую одежду у нас в уголке ряженья.
(Дети надевают нужную одежду, для проведения опыта)
- Маша, почему ты надела халат? (Ответ ребенка: чтобы не пролить на себя ингредиенты и не испачкать одежду)
- А ты Оля, почему надела шапочку? (чтобы мне не мешали волосы и т.д.)
Отлично, ребята! Вы большие молодцы! Как вы думаете, теперь мы можем отправляться в путь?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Для этого нам понадобится волшебный шарик. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки (физкульт. минутка «Шарик золотой»)
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Мы закружимся все весело с тобой!
Мы руками дружно высоко взмахнем,
И в лабораторию тут же попадем!
Зажмурься крепко, покружись!
В лаборатории очутись!
(Во время физкультминутки младший воспитатель ставит стол с колбами и оборудованием для экспериментирования.)
- Ой, ребята посмотрите вот мы и оказались в самой настоящей лаборатории!
- Теперь, когда мы с вами в настоящей лаборатории, одеты как настоящие ученые, мы можем приступить к самому эксперименту! Занимайте места за столом!
Начинаем эксперимент:
- Расположите стаканы в ряд. Так, правильно! В каждый из стаканов добавьте разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л. и т.д. Будьте внимательны! Где можно найти подсказку? Правильно, на схеме.
- Теперь стаканы, выставленные в ряд, наливайте по 3 ст. ложки воды и все хорошо перемешайте. (Сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.)
- А теперь при помощи чайной ложки в каждый стакан добавьте краску и перемешайте. В 1-й – красную, во 2-й – оранжевую, в 3-й - желтую и т.д. Кто помнит последовательность цветов радуги?
- Для того чтобы определить очередность слоев предлагаю вам интересный стишок.
Пальчиковая гимнастика (Жан-звонарь)
(Дети называют цвета, загибая при этом пальцы.)
Жан-звонарь.
Как | к | красный |
Отважный | о | оранжевый |
Жан | ж | желтый |
Звонарь | з | зеленый |
Головою | г | голубой |
Сбил | с | синий |
Фонарь! | ф | фиолетовый |
Воспитатель: Ребята, сколько всего цветов у радуги? (Ответы детей)
Хорошо, молодцы! Теперь мы с вами знаем стишок, который поможет определить последовательность цветов в радуге! Можем продолжить наш эксперимент!
- Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца (без иглы) медленно, потихоньку добавьте содержимое стаканов, начиная с последнего, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Старайтесь лить по краю стенки стакана. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
- Посмотрите, в стакане образуется 7 разноцветных слоев, они не перемешиваются. Благодаря тому, что слои не перемешиваются, и получилась радуга в стакане.
- Дорогие мои ученые! Я очень горжусь вами! Наш эксперимент завершился удачно! А теперь пора превращаться в детей и возвращаться в детский сад! Нам опять поможет наш волшебный золотой шар, держитесь!
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Мы закружимся все весело с тобой!
Мы руками дружно высоко взмахнем,
И обратно в садик вместе попадем!
Зажмурься крепко, покружись!
В группе снова очутись!
Заключение, рефлексия.
Воспитатель: Ребята, у нас все получилось? В чем вы испытали трудности? Что вам было сложно сделать? (Ответы детей) А как вы думаете, почему у нас получилась радуга? (Предположения детей).
Воспитатель: Да, ребятки, у нас все получилось! Я с вами согласна, а еще мне кажется, все получилось, потому что мы слушали друг друга, были дружными и терпеливыми.
Дорогие ребята, мы с вами раскрыли секрет радуги в стакане? В чем же он заключался? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Я предлагаю вам нарисовать вашу радугу и порадовать дома родных и близких этой радугой. А еще лучше будет, если вы сделаете радугу дома все вместе, ведь так веселее! Правда?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию "Удивительная - земля пустыня"
Использование методов ТРИЗ педагогики в образовательном процессе...
Занятие по познавательному развитию в средней группе
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Цирк зажигает огни»Подготовила воспитатель: Байбара Т.В.(средняя группа)Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, ...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Синичкин день"
Цель:- познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день».Задачи:- познакомить детей с особенностями празднования по народному календарю праздника «Синичкин день»;- р...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Солнечные лучики»
Цель: закрепление представлений детей о весне, ее признаках....
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе
Задачи:Образовательные: Расширять знания детей о времени года -зима; закреплять понятие,что зимние развлечения характерны только для зимы; учить отгадывать стихи- загадки; активизировать речь детей че...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.Задачи:Обручающие:- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Цель: - совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; - - совершенствовать умение соотносить цифру с количе...