Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Радуга в стакане"
опыты и эксперименты

Коваль Анна Сергеевна

Даже если на улице пасмурно и сыро, в нашей группе всегда светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Но солнышко не простое, а волшебное! Оно помогает нам раскрыть секреты окружающего мира. Например, откуда берется радуга? И постараться самим сделать радугу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Радуга в стакане"37.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе  «Радуга в стакане»

Воспитатель: Коваль А.С.

Программные задачи.

Познавательные:

- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

- Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.

- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

Специальные:

-  Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).

Предпосылки учебной деятельности:

 - умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения.

 - добиваться результата.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: 4 стола, стулья по количеству детей, воздушный шар.

Раздаточный материал: семь емкостей для воды, краски, кисточки, ложка (чайная), сахар, прозрачный высокий бокал, шприц, карточки-схемы – по количеству детей.

Предварительная работа: Знакомство с водой и ее свойствами. Эксперименты с водой (изменение плотности, цвета, вкуса и т.д.). Беседа «Происхождение радуги» .

Ход деятельности.

Организационный момент. Вводная часть.

Воспитатель:  Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

(на экране, в презентации появляется радуга)

Ребята, посмотрите, благодаря нашим солнечным улыбкам появилась радуга.

- А как вы думаете, откуда берется радуга? Как она появляется? (Ответы детей)

(дети садятся, образуя круг.)

 Основная часть.

-Какие интересные у вас мысли! Люди по-разному представляли себе радугу. Я предлагаю вам послушать легенду о том, как появилась радуга.  (Чтение легенды).

Воспитатель: (обращаясь к детям) А как вы думаете можно ли приручить радугу? Сделать ее своими руками? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня красивая радуга. Такую радугу можно сделать своими руками. Попробуем вместе приручить ее?

Костя, как ты думаешь, у нас получится сделать такую же радугу? (Ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, что нам для этого понадобится? (Ответы детей)

(Воспитатель обращает внимание детей на уголок экспериментирования)

Воспитатель: Мысли очень хорошие, думаю, что ваши идеи нам пригодятся! И так, ребята, я предлагаю вам сегодня попробовать самим сделать радугу и показать, что она бывает другая, не только в небе после дождя. Попробуем ее приручить, а для того чтобы нам это сделать, давайте заглянем в нашу книгу опытов!

Воспитатель: Мальчишки, я знаю, что вы любите больше всего проводить время в уголке для экспериментирования, поможете нам? Найдите там вот такие карточки-схемы, как в книге! (Дети рассматривают карточки-схемы).

 Воспитатель: Посмотри, Катя, с чего нам нужно начать? Да, умница! (Первое на что нужно  обратить внимание – это то - из чего нам предстоит сделать радугу).

-  Какие же ингредиенты нам понадобятся?

Дети перечисляют:  вода, сахар, стаканы, ложки

А где же нам взять воду, сахар, стаканы? (Ответ детей)

- Вот, мальчики, теперь все зависит только от вас! Приготовьте все необходимое оборудование!

- Девочки, как вы думаете, где мы сможем с вами достать не достающие ингредиенты? (Ответ детей: на кухне, в магазине и т.д.)

- Мальчики уже все приготовили, поэтому я предлагаю всем отправиться на кухню и попросить у наших поваров  недостающие ингредиенты! (Получение на кухне сахара).

 - Ребята, вот все ингредиенты собраны, а потому мы с вами отправляемся в научную лабораторию!

- А вы знаете,  кто работает в лаборатории?

Правильно, ученные. Вот и мы побудем ученными, но для того, чтобы ими стать нам надо одеться так же, как ученные. А во что они одеты? (Ответы детей. Халаты, тапочки, шапочки, перчатки, очки).

- Во что они одеты, зависит от того, с чем они работают…

- Предлагаю вам взять подходящую одежду у нас в уголке ряженья.

(Дети надевают нужную одежду, для проведения опыта)

- Маша, почему ты надела халат? (Ответ ребенка: чтобы не пролить на себя ингредиенты и не испачкать одежду)

- А ты Оля, почему надела шапочку? (чтобы мне не мешали волосы и т.д.)

Отлично, ребята! Вы большие молодцы!  Как вы думаете, теперь мы можем отправляться в путь?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Для этого нам понадобится волшебный шарик. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки (физкульт. минутка «Шарик золотой»)        

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Мы закружимся все весело с тобой!

Мы руками дружно высоко взмахнем,

И в лабораторию тут же попадем!

Зажмурься крепко, покружись!

В лаборатории очутись!

(Во время физкультминутки младший воспитатель ставит стол с колбами и оборудованием для экспериментирования.)

- Ой, ребята посмотрите вот мы и оказались в самой настоящей лаборатории!

- Теперь, когда мы с вами в настоящей лаборатории, одеты как настоящие ученые, мы можем приступить к самому эксперименту! Занимайте места за столом!

Начинаем эксперимент:

  1. Расположите стаканы в ряд. Так, правильно! В каждый из стаканов добавьте разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л. и т.д. Будьте внимательны! Где можно найти подсказку? Правильно, на схеме.
  2. Теперь стаканы, выставленные в ряд, наливайте по 3 ст. ложки воды и все хорошо перемешайте. (Сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.)
  3. А теперь при помощи чайной ложки в каждый стакан добавьте краску и перемешайте. В 1-й – красную, во 2-й – оранжевую, в 3-й - желтую и т.д. Кто помнит последовательность цветов радуги?

 - Для того чтобы определить очередность слоев предлагаю вам интересный стишок.

Пальчиковая гимнастика (Жан-звонарь)

(Дети называют цвета, загибая при этом пальцы.)

Жан-звонарь.

Как

к

красный

Отважный

о

оранжевый

Жан

ж

желтый

Звонарь

з

зеленый

Головою

г

голубой

Сбил

с

синий

Фонарь!

ф

фиолетовый

Воспитатель: Ребята, сколько всего цветов у радуги? (Ответы детей)

Хорошо, молодцы! Теперь мы с вами знаем стишок, который поможет определить последовательность цветов  в радуге! Можем продолжить наш эксперимент!

  1. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца (без иглы) медленно, потихоньку добавьте содержимое стаканов, начиная с последнего, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Старайтесь лить по краю стенки стакана. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
  2. Посмотрите, в стакане образуется 7 разноцветных слоев, они не перемешиваются. Благодаря тому, что слои не перемешиваются, и получилась радуга в стакане.

- Дорогие мои ученые! Я очень горжусь вами! Наш эксперимент завершился удачно! А теперь пора превращаться в детей и возвращаться в детский сад! Нам опять поможет наш волшебный золотой шар, держитесь!

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Мы закружимся все весело с тобой!

Мы руками дружно высоко взмахнем,

И обратно в садик вместе попадем!

Зажмурься крепко, покружись!

В группе снова очутись!

Заключение, рефлексия.

Воспитатель: Ребята, у нас все получилось? В чем вы испытали трудности? Что вам было сложно сделать? (Ответы детей) А как вы думаете, почему у нас получилась радуга? (Предположения детей).

Воспитатель: Да, ребятки, у нас все получилось! Я с вами согласна, а еще мне кажется, все получилось, потому что мы слушали друг друга, были дружными и терпеливыми.

Дорогие  ребята, мы с вами раскрыли секрет радуги в стакане?  В чем же он  заключался? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Я предлагаю вам нарисовать вашу радугу и порадовать дома родных и близких этой радугой. А еще лучше будет, если вы сделаете радугу дома все вместе, ведь так веселее! Правда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "Удивительная - земля пустыня"

Использование методов ТРИЗ педагогики в образовательном процессе...

Занятие по познавательному развитию в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Цирк зажигает огни»Подготовила воспитатель: Байбара Т.В.(средняя группа)Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Синичкин день"

Цель:- познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день».Задачи:- познакомить детей с особенностями празднования по народному календарю праздника «Синичкин день»;- р...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе

Задачи:Образовательные: Расширять знания детей о времени года -зима; закреплять понятие,что зимние развлечения характерны только для зимы; учить отгадывать стихи- загадки; активизировать речь детей че...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.Задачи:Обручающие:- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: - совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; - - совершенствовать умение соотносить цифру с количе...