Формирование звуковой культуры речи дошкольников
учебно-методический материал на тему

Бейбулатова Ольга Павловна
Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
     Речь - одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.
    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
     Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.
     Произносительные недостатки у учащихся начальных классов нередко затрудняют овладение ими правильным письмом и чтением. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.
     Дошкольные годы — особый период, имеющий не преходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.
    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к овладению школьной программой из-за недостаточного развития фонематического восприятия.
     Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Левина Р.В., Каше Г.А. И др.), а также практический опыт логопедической работы, своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovaniezvukovoykulturyrechidoshkolnikov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                        Формирование звуковой культуры речи дошкольников

                                     1. Влияние речи на развитие ребёнка.

     Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

     Речь - одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.

    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.

     Произносительные недостатки у учащихся начальных классов нередко затрудняют овладение ими правильным письмом и чтением. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

     Дошкольные годы — особый период, имеющий не преходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к овладению школьной программой из-за недостаточного развития фонематического восприятия.

     Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Левина Р.В., Каше Г.А. И др.), а также практический опыт логопедической работы, своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

 2. Этапы овладения звуковой стороной речи.

    Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

     В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.

      Период от 2 до 3 лет характеризуется активным процессом накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспитанию произносительной стороны речи — дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание звуков.

    Со второй младшей группы, когда у ребенка имеется достаточный активный словарь и он может ориентироваться в звуковом составе слова, начинают работу, направленную на овладение фонетической системой языка, которая осуществляется последовательно с учетом возрастных возможностей детей.

     Навыки правильного, четкого произношения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.

    Во второй младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки [а], [у], [о], [и], [э], [п], [б], [м], [ф], [в]. К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. Поэтому в средней группе после звуков [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы] отрабатываются более сложные по артикуляции звуки [с], [с], [з], [з], [ц].

    В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: [ш], [ж], [щ], [л], [л],[р], [р], [й].

     Усвоение ребенком произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу: овладению фонематической системой языка, усвоению основных различных признаков, которые характеризуют звуки речи (твердость — мягкость, звонкость—глухость и т. д.). Эта работа проводится в подготовительной к школе группе.

3. Процесс развития произносительной стороны речи.

     Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, идет работа по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.

    Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука), произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фразовой речи).

    Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи.

Работа по развитию подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, способствующая развитию внятности и отчетливости произношения, ведется во время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звука, во время уточнения произношения звука в словах, во фразовой речи.

Умение изменять интонацию и темп речи развивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).

Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук, когда звук выделяется голосом при его уточнении в словах, когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах, и во фразовой речи.

4. Задачи по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Таким образом, в процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи:

Первая младшая группа

1.Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2.Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

3.Вызывать правильное произношение звуков. Упражнения на развитие дыхания: "Чей одуванчик раньше улетит", "Пускание корабликов", "Птицеферма". Игры по звуковой культуре речи: "Солнце или дождик", "Идите с нами поиграть", "Угадай, кто кричит", "Поспешили —насмешили", "Кто как кричит", "Угадай, что делать", "Угадай, кто идет", "Дует ветер".

Вторая младшая группа

        

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [п], [б], [м], [ф], [в].

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Упражнения на развитие дыхания: "Перекличка животных", "Трубач", "Топор", "Ворона", "Гуси", "Чей пароход лучше гудит". Игры по звуковой культуре речи: "Покажи и назови", "Угадай, кто сказал", "Пузырь", "Эхо", "Чего не хватает".

Средняя группа

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].

2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: [с], [с], [з], [з], [ц].

3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп,размеренный ритм речи. Игры на развитие дыхания: "Поиграем животиками", "Узнай по запаху", "Носик и ротик поучим дышать", "Загони мяч в ворота", "Погудим", "Большой и маленький", "Паровоз". Игры по звуковой культуре речи: "Угадай, чей голос", "Возьми игрушку", "Будь внимательным", "Секрет", "Повтори правильно", "Выдели слово", "Назови и отгадай", "Наши имена", "Отбери предметы".

Старшая группа

1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [л'], [л], [р'], [р].

2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных "я", "е", "ё", "ю", шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных [л'], [л], [р'], [р].

3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи. Игры на развитие дыхания: "Дышим по разному", "Свеча", "Погасить 3, 4, 5...10 свечей", "Великан и карлик", "Лягушонок", "Заблудился в лесу", "Погреемся". Игры по звуковой культуре речи: "Угадай слово", "Угадай звук", "Утки и окуни", "Куклы заблудились", "Угадай, какой звук

играет с тобой в прятки", "Четвертый лишний", "Назови картинку и найди первый звук", "Доскажи звук", "Поезд", "Расставь по местам", "Мое слово", "Поэт", "Различай и повторяй".

Подготовительная к школе группа

1.Продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи, над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2.Развивать звуковой анализ слов.

3.Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки. Игры на развитие дыхания: "Душистая роза", "Поющие звуки", "Веселые шаги", "Птица", "Трубач", "Насос". Игры по звуковой культуре речи: "Определи первый звук в слове", "Цепочка слов", "Кто быстрее соберет вещи", "Собери букет", "Найди пару", "Пирамида", "Как их зовут?", "Сколько слов со звуком [ш]", "Проверь по узору", "Кто быстрее", "Составь слово", "Лишнее слово".

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: "Звук "ж"....

Технологическая карта урока. Тема: Характеристика музыкальных способностей. Формирование начал музыкальной культуры у дошкольников.

План занятия Дисциплина:  02. 05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность: 44.02.01 Дошкольное образование.Тема:  Характеристика музыкальных способностей. Фо...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки [ф- ф\']»

Программные задачи:Образовательные: уточнять произношение [ф-ф'] в изолированном виде в словах и фразах; активировать словарь детей.Развивающие: способствовать развитию речевого дыхания; развивать...

Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях

laquo;Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях».При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непо...

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Формирование звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста         Подготовила: Балакина .Л.П.      2020г.Звуковая куль...

Нод Звуковая культура речи звук и буква "Ф"

Звуковая культура речи Звук "Ф"...