Эссе "Дидактические основы моделирования учебного занятия"
статья на тему

жданова ирина петровна

Актуализация факторов, обеспечивающих успех учебного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

  эссе

  Ждановой Ирины Петровны 

по теме «Дидактические основы конструирования и анализа учебных занятий»

Учебное занятие - во всём его многообразии и во всех разновидностях – необычайно сложное педагогическое явление. О его сложности   можно судить хотя бы по тому, что за последние сто лет одна только продолжительность урока варьировалась от 80 до 30 минут!

Как получить от каждой минуты максимальную отдачу? Над этим вопросом постоянно бьется научная и преподавательская мысль. Вполне естественно, что единой модели для всех, без исключения занятий  нет и быть не может.

Вместе с тем, есть общие дидактические основы как конструирования, так и анализа учебных занятий.

 Правильно организованному на занятии учебно-воспитательному процессу свойственны черты, не зависящие от состава обучающихся, учебного оборудования, личности педагога и других факторов. И это единство:

  • обучающей, развивающей и воспитательской  функции взаимодействия

педагога  и обучающихся;

  • содержания и средств обучения;
  • активность обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности

(т. е. стремления и умения познавать новое в процессе творческого поиска);

  • единство дидактической цели и подчинение ей отдельных элементов или

частей занятия;

  • построение учебного занятия и его частей с учётом содержания образования, закономерностей усвоения учебного материала, методов обучения и места занятия или его части в целостной системе обучения (теме, разделе).

 Обязательность этих черт, обеспечивающих эффективность занятия, отражает, с одной стороны, объективность процесса обучения, с другой – его зависимость от осознания педагогом особенностей содержания, закономерностей усвоения и т.д. (субъективный аспект процесса обучения). Вместе с тем, соблюдение предъявляемых к занятию требований не ограничивает творчества преподавателя, свободы его методического почерка в соответствии с уровнем развития и особенностями групп обучающихся.

Моделирование современного учебного занятия предполагает следующие этапы деятельности преподавателя:

  • определение задач обучения, воспитания и развития исходя из цели учебного занятия;
  • отбор и конкретизацию содержания обучения с учетом поставленной цели;
  • выбор наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения;
  • внесение корректив в спроектированный учебный процесс с учетом

особенностей состава студентов, учебно-материальной базы и т. д.;

  • оформление плана учебного занятия.

         Форма анализа и самоанализа занятия

 Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач,  и дающая оценку их реализации;

Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач, обеспечение формирования знаний, умений и навыков, общих и профессиональных компетенций обучающихся, усвоения ими способов учения;

Полный анализ - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;

Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;

Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной  деятельностью обучающихся и т.п.);

Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся.      

 Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Рефлексия преподавателем учебного занятия осуществляется через разные варианты анализа. Объектом рефлексии чаще всего выступают мотивы собственной педагогической деятельности преподавателя, отношение преподавателя к себе, студентам, к инновациям, индивидуальный стиль педагогической деятельности, механизмы педагогического взаимодействия, педагогическая техника, стратегия и тактика коммуникативного поведения, авторская технология преподавателя, разбор допущенных методических ошибок и неточностей и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

  Структура деятельности и личности преподавателя, учителя приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность...

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос"

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос"...

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учёта, налогов и аудита"

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учёта, налогов и аудита"...

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"...

Методический семинар-открытая педагогическая площадка "Современные образовательные технологии моделирования учебных занятий и внеаудиторных мероприятий в системе СПО"

Цель: овладение слушателями профессионально-педагогическими компетенциями, необходимыми для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: организация процесса обучения и воспитания в образ...

Методическая разработка семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»

Семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»Цель: отработка педагогами дополнительного ...