Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения
статья на тему

Егорова Марина Юрьевна
Проблема безопасности дорожного движения волнует все мировое сообщество. Дети, как участники дорожного движения относительно чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем взрослые. Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников навыков безопасности

дорожного движения

М.Ю. Егорова

воспитатель ГБДОУ д/с № 81

Красногвардейского района

 г. Санкт-Петербурга

Проблема безопасности дорожного движения волнует все мировое сообщество. Дети, как участники дорожного движения относительно чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем взрослые.

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.

Согласно данным всемирной Организации Здравоохранения основной причиной гибели детей и молодежи в возрасте от 5-9 лет и 15-19 лет являются несчастные случаи, связанные с их попаданием в дорожно-транспортные происшествия. На дорогах России в авариях ежегодно погибает около 1000 детей и более 10000 получают травмы. Число дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, растет с каждым годом.

Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно помнить, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».

Трудами многих учёных созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению учёных, решение трёх задач:

1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных или предупредительных мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах: Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

- угроза для жизни;

- возможность нанесения ущерба здоровью;

- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Опасности на улице. До настоящего времени снизить его уровень дорожно-транспортных происшествий не удаётся. Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в не установленном месте, выход из–за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде, так далее. Беспечность детей на дороге зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения к законам. А цена этому – детская жизнь.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. В связи с этим традиционные формы, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, мы использовали лишь частично и больше внимания уделяли организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с раннего возраста. Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы воспитателя.

Однако проблема формирования у детей знаний о безопасном поведении на дороге – не компания одного дня, целенаправленная систематическая работа на протяжении ряда лет. Систематическая работа по обучению детей Правилам дорожного движения должна проводиться по принципу «от простого к сложному».

Основная цель нашей работы: научить каждого ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамическом мире.

Чтобы реализовать эти задачи работу разделили на два этапа. Первый этап работы – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который мы могли опереться. Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками ГИБДД, организованной системой занятий. В комплексно-тематическом планировании предусмотрели различные формы работы с детьми: практические занятия, свободная игра, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, беседы с детьми, экскурсии, развлечения, взаимодействие с родителями. Организуя разнообразные активные формы работы с детьми, тем самым решаем и другие задачи: закрепляются навыки чтения, развивается речь, мышление, творческие способности, расширяется словарный запас, формируются навыки общения, сотрудничества, коллективного творчества. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения проводится в течение всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни детей. Большое место в организации нашей работы принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. 

Обучая Правилам дорожного движения, учитываем принцип интеграции – взаимосвязь разных видов деятельности, так как считаем, что обучение правилам дорожного движения должно пронизывать всю жизнь ребёнка. Например, чтобы познакомить детей с дорожной азбукой, организуем экскурсии к проезжей части дороги, по улицам города; беседы, игры; читаем художественную литературу.

Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыков движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений, идеально подойдут для этого прогулки в парке, экскурсии, путешествия и т. д. Например, прежде чем пойти с детьми на экскурсию, предлагаем им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначаем двух ребят, которые ведут всю группу по намеченному маршруту. Педагог идет рядом, но дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они еще активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся вместе с нами, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических и ролевых игр.

Воспитателями ГБДОУ № 81 разработан проект - газета для родителей, в которой для родителей детей разных возрастов описываются способы обучения Правилам дорожного движения, даются рекомендации по чтению литературы по данной теме, а также короткие памятки, которые призваны привлечь внимание пешеходов-родителей, водителей-родителей, научить их самих соблюдать правила дорожного движения. Газета выпускается по временам года, т.е. четыре раза в год, для шести возрастов дошкольников, таким образом, охвачены все дети дошкольного возраста. Каждый сезон времени года газета обновляется по каждой возрастной группе. Газета располагается в раздевалке в зоне свободного доступа для родителей воспитанников ГБДОУ.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада поможет обеспечить практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

Список литературы

1. Лукина, Л.И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. [Текст] /Л.И. Лукина. // Управление ДОУ, № 4, 2007. – С. 33-40.

2.. Мурашковска, И., Мурашковский, Ю.. От «почемучек» к «потомучкам». [Текст] /И. Мурашковска, Ю. Мурашковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество....

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью...

Статья «Сотрудничество педагога с родителями в вопросах формирования здоровья дошкольников»

В данной статье мы делимся опытом, как пришли к более плодотворному сотрудничеству с родителями детей, и к каким результатам( относительно динамики здоровья детей) это привело....

Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"

Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...