Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - БИОЛОГИЯ
олимпиадные задания на тему
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - БИОЛОГИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.rar | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска
Школьный этап олимпиады в 2015-2016 учебном году по биологии
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии.
10-11 КЛАСС
ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА
10-11 КЛАСС
Максимальный балл – 91,5
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 45 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
- Генеалогический метод исследования использует наука
а) морфология
б) биохимия
в) генетика
г) эмбриология
- Положение клеточной теории
а) хромосомы свободны к самоудвоению
б) клетки размножаются путем деления
в) в цитоплазме клетки имеют органоиды
г) клетки способны к митозу и мейозу
- Макромолекулы органических веществ в клетке расщепляются до мономеров в
а) эндоплазматической сети
б) лизосомах
в) хлоропластах
г) митохондриях
- Число нуклеотидов, кодирующих в клетке каждую аминокислоту
а) одна
б) две
в) три
г) четыре
- Мембранная система канальцев, пронизывающая всю клетку – это
а) хлоропласты
б) лизосомы
в) митохондрии
г) эндоплазматическая сеть
- С помощью йодной пробы в клетках растений можно по цвету отличить крахмальные зерна от белковых зерен. Назовите цвет, в который йод окрашивает белковые зерна
1) синий
2) красный
в) зеленый
г) желтый
- Окисление органических веществ в организме человека происходит в
а) легочных пузырьках при дыхании
б) клетках тела в процессе пластического обмена
в) процессе переваривания пищи в пищеварительном тракте
г) клетках тела в процессе энергетического обмена
- В результате митоза в одной материнской диплоидной клетке образуется
а) 4 гаплоидные клетки
б) 4 диплоидные клетки
в) 2 клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом
г) 2 клетки с набором хромосом, равным набору хромосом материнской клетки
- Какие виды гамет образуется у организма с генотипом АаВb при сцеплении доминантных генов?
а) AB, ab
б) Ab, aB
в) AB, Ab, aB, ab
г) Aa, Bb
- Полиплоидные сорта пшеницы – это результат изменчивости
а) хромосомной
б) модификационной
в) генной
г) геномной
- Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?
а) метафаза
б) интерфаза
в) профаза
г) анафаза
- Что лежит в основе создании новых пород сельскохозяйственных животных
а) скрещивание и искусственный отбор
б) влияние природной среды на организм
в) содержание в теплой среде
г) режим питания и полноценное кормление
- При распознавании видов-двойников учитывается главным образом критерий
а) генетический
б) географический
в) морфологический
г) физиологический
- С позиции эволюционного учения Ч. Дарвина любое приспособление организмов является результатом
а) дрейфа генов
б) изоляции
в) искусственного отбора
г) естественного отбора
- Ароморфоз, способствующий выходу позвоночных животных на сушу в процессе эволюции, - это появление
а) четырехкамерного сердца
б) двухкамерного сердца
в) легких
г) живорождение
- Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток
а) пищи
б) тепла
в) света
г) кислорода
- Процессы в экосистеме поддерживающие определенное соотношение производителей и потребителей органического вещества, называется
а) биологическими ритмами
б) приспособленностью
в) саморегуляцией
г) сменой экосистем
- Какой биоценоз имеет наиболее высокий показатель годового прироста биомассы
а) луговые степи
б) сосновый бор
в) еловый лес
г) березовая роща
- Какой триплет в молекуле информационной РНК соответствует кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК?
а) УУА
б) ТТА
в) ГГЦ
г) ЦЦА
- При фотосинтезе кислород образуется в результате
а) фотолиза воды
б) разложение углекислого газа
в) восстановления углекислого газа до глюкозы
г) синтеза АТФ
- Какой способ деления клеток характерен для дробления зиготы
а) репликация
б) мейоз
в) амитоз
г) митоз
- К семейству лилейных относят растение безвременник осенний. Из него добывают уникальное вещество, которое используют в цитогенетике для изучения хромосом, выявления хромосомных мутаций, диагностики хромосомных микротрубочек. Это вещество вызывает остановку деления клеток. назовите это вещество.
а) химозин
б) кератин
в) колхицин
г) коллаген
- Фотосинтетическим пигментам высших растений не являются:
а) антоциан
б) хлорофилл
в) ксантофилл
г) каротиноиды
- У инжира в пищу используют
а) молодые побеги
б) плоды
в) соплодия
г) семена
- Какие из перечисленных ниже клеток орляка не являются гаплоидными
а) канальцевая клетка архегония
б) клетки стенки спорангия
в) спора
г) ризоид заростка
- К какому типу изменчивости относится появление коротконогости у овец
а) цитоплазматической
б) комбинативной
в) мутационной
г) модификационной
- «Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно» − это формулировка закона
а) взаимодействия генов
б) сцепленного наследования
в) независимого наследования
г) гомологических рядов изменчивости
- В биотехнологиях используют бактерий, так как они
а) содержат множество ферментов
б) накапливают в клетках ядовитые вещества
в) образуют споры в неблагоприятных условиях
г) способствуют развитию заболеваний при попадании в организм животного
- Какое проявление покровительственной окраски называется мимикрией?
а) окраску, разделяющую тело на части
б) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма
в) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида
г) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами
- Эволюционное направление, которое характеризует проявление у организмов мелких приспособительных признаков
а) идиоадаптация
б) дивергенция
в) дегенерация
г) ароморфоз
- В агроэкосистеме пшеничного поля, как и в экосистеме луга
а) имеются продуценты, консументы и редуценты
б) замкнутый круговорот веществ
в) длинные цепи питания
г) небольшое число видов
- Экспериментально было показано, что личинка майского жука передвигается в почве в направлении повышения концентрации химического соединения, образующегося во время биохимических процессов в корнях растений. Назовите это химическое соединение
а) глюкоза
б) углекислый газ
в) сероводород
г) клетчатка
- Предполагают, что в процессе эволюции из кисти вследствие укорочения главной оси и изменения длины цветоножек возник другой вид соцветия. Назовите этот новый вид соцветия
а) колос
б) початок
в) сложный зонтик
г) щиток
- Изучите описание семени растения. «Спелые зерновки снабжены длинной перистой остью, которая служит для них планером. Нижний конец плода превращен в шило. Перистая ость завита в штопор и согнута почти под прямым углом к плоду, поэтому плод падает на бок. Намокнув и разбухнув после росы или дождя, винтообразно закрученная ость начинает раскручиваться и, оставаясь неподвижной, ввинчивает зерновку в почву. Плоды, попав на шерсть овцы, могут пробуравить кожу и проникнуть в ее тело, вызвать болезнь или даже смерть животного.» Назовите это растение.
а) хлопчатник
б) кукуруза
в) ковыль
г) лен
- Рассмотрите рисунок и определите, какой цифрой обозначена образовательная ткань
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
- Какие физические явления приводят к тому, что больших глубин морей и океанов достигают лучи света определенной длины волны
а) зависимость отражения и преломления света от длины волны
б) зависимость рассеяния и поглощения света от длины волны
в) зависимость отражения и рассеяния света от длины волны
г) зависимость поглощения и преломления света от длины волны
- Что из перечисленного в состав семени сосны не входит
а) зародыш
б) эндосперм
в) яйцеклетка
г) семенная кожура
- Укажите семейства, которое в класс Двудольные не включают
а) Мотыльковые
б) Сложноцветные
в) Мятликовые
г) Тыквенные
- Назовите семейства, для представителей которого характерна следующая формула: Ч(5)Л(5)Т5П1; плоды ягоды или коробочки
а) Пасленовые
б) Мотыльковые
в) Крестоцветные
г) Сложноцветные
- Газообмен у эмбриона амниот осуществляется через
а) аллантоис
б) амнион
в) серозу
г) все названные оболочки
- К образованию аппарата среднего уха у млекопитающих не имеет отношения
а) гиомандибуляре
б) квадратная кость
в) сочленовная кость
г) клиновидная кость
- В большинстве водоемов европейской части России популяции серебренного карася представлены одними самками. В этом случае поддержание численности происходит путем
а) бесполого размножения
б) межвидовой гибридизации
в) заноса оплодотворенной икры птицами из водоемов, где есть и самцы, и самки
г) гиногенеза
- Пресноводная рыба горчак откладывает икринки в мантийную полость двустворчатых моллюсков, где из них выводятся личинки. Это является примером
а) паразитизма
б) протокооперации
в) комменсализма
г) симбиоза
- Назовите беспозвоночное животное, у которого начальная часть выделительной системы представлена двумя трубчатыми структурами, расширенные концы которых имеют реснички по краям
а) белая планария
б) дождевой червь
в) майский жук
г) беззубка
- Гаплоидное ядро имеет
а) эвглена зеленая
б) амеба обыкновенная
в) инфузория туфелька
г) все перечисленное
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
- Среди кишечнополостных животных чередование сидячего (полипы) и плавающего (медузы) поколений никогда не наблюдается у: 1) актиний, 2) гидроидов, 3) сифонофор, 4) сцифомедуз, 5) кораллов
а) 1, 3, 5
б) 1, 2, 3
в) 2, 3, 4, 5
г) 1, 2, 4, 5
- Системой гигантских аксонов обладают: 1) кольчецы, 2) кишечнополостные, 3) членистоногие, 4) моллюски, 5) хордовые
а) 1, 4, 5
б) 1, 2,
в) 1, 4, 5
г) 1, 3, 4
- Функциями корня являются: 1) запасание питательных веществ, 2) образование органических веществ за счет энергии солнечного света, 3) поглощение минеральных веществ из почвы, 4) поглощение растворов сахаров из почвы, 5) образование плодов
а) 1, 3
б) 1, 2, 3, 5
в) 2, 3, 5
г) 3, 4
- Обезьяноподобные предки человека имели ряд особенностей, которые послужили предпосылкой для эволюции человека; на основе этих особенностей сформировались специфические черты человека. Найдите эти особенности и укажите, которые к таковым не относят: 1) стадный образ жизни, 2) отставленный первый палец передней конечности, 3) расположенные рядом и направленные вперед глаза, 4) хорошо развитые надбровные дуги, 5) забота о потомстве, 6) звуковая сигнализация, 7) манипуляционная активность (деятельность с предметами)
а) 2, 3, 4, 7
б) 4
в) 2, 5, 6, 7
г) 6, 7
- Укажите клеточные структуры, не содержащие ДНК: 1) ядро, 2) рибосомы, 3) микротрубочки, 4) пластиды, 5) центриоли, 6) гранулы, 7) базальное тельце, 8) митохондрии, 9) цитоскелет
а) 2, 3, 5, 6, 7, 9
б) 2, 3, 4, 6, 7, 9
в) 3, 5, 6, 7, 8
г) 4, 7, 9
- Укажите признаки представителей отдела голосеменных растений: 1) мужской гаметофит – пыльцевое зерно, женский – два архегония с яйцеклетками, развивающихся на специальных спороносных побегах – шишках; 2) растения всех жизненных форм; 3) образуются цветки, видоизмененные побеги, в которых развиваются генеративные органы: тычинки и пестики; 4) в результате двойного оплодотворения образуется семя, находящееся внутри плода; 5) семя находится открыто на чешуях женских шишек; 6) вечнозеленые (иногда листопадные) деревья и кустарники с прямостоячими стеблями и стержневыми корневыми системами
а) 1, 4, 6
б) 1, 4, 6
в) 2, 6
г) 6
- Отметьте черты сходства ланцетника и кольчатых червей: 1) кровеносная система замкнутая, 2) нет сердца, 3) отсутствие почек, 4) трехслойные животные, 5) сегментарное строение тела, 6) внутренний скелет – хорда, 7) направление движения крови: по спинному сосуду в переднюю часть тела, по брюшному – в заднюю, 8) нервная система – представлена нервной трубкой.
а) 2, 7, 8
б) 1, 2, 3, 4
в) 2, 3, 5, 6
г) 4, 7, 8
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое задание).
- Псевдоподии фораминифер выходят не только через устье раковины, но и через многочисленные отверстия, которыми пронизана стенка раковины.
- Жгутиковые не имеют клеточного рта.
- Инфузории являются не единственными из простейших, у которых имеется постоянное место выброса неусвоенных продуктов (порошица).
- У кишечнополостных наблюдается дифференцировка клеток.
- Пищеварительная полость полипа разделена на перегородки, которые образуют камеры. Число камер пропорционально количеству щупалец.
- Выделительная система плоских червей образована метанефридиями.
- У членистоногих начальные отделы многих трубчатых внутренних органов покрыты мерцательным эпителием.
- В мантийную полость моллюсков открываются отверстия пищеварительной, выделительной и половой систем.
- Покровы тела рыб представлены трехслойной кожей.
- Коала кормят своих детенышей богатым питательными веществами пометом.
- При длительном пребывании организма в неблагоприятных условиях может произойти нарушение гомеостаза.
- Вязкость крови обусловлена наличие в ней белков и тромбоцитов.
- Гемоглобин образует химическое соединение с углекислым газом – карбоксигемоглобин.
- Дыхательный центр продолговатого мозга посылает импульсы к нейронам спинного мозга, иннервирующим дыхательные мышцы.
- Жевание – это рефлекторный акт, осуществляемый на основе условного рефлекса.
- Желчь, оказывая бактериостатическое действие, предупреждает в кишечнике развитие гнилостных процессов.
- При недостатке витамина Д кости становятся гибкими.
- Витаминами называют низкомолекулярные соединения, которые обладают энергетическими и пластическими свойствами.
- Процессу фильтрации в почках способствует низкое давление крови в капиллярах клубочков.
- Если недостаточность функции щитовидной железы развивается у человека в детском возрасте, то возникает заболевание акромегалия.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия и последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие между названием края пластинки листа и его очертанием, изображенным на рисунке
Край листовой пластины: 1 — цельнокрайние листья; 2 — зубчатые; 3 — пильчатые;
4 — городчатые; 5 — выемчатые
2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите названия структур с веществами, входящими в их состав:
1 – мышечные клетки 2 – рибосомы 3 – клеточные стенки 4 – мембраны 5 – хромосомы | А – белки и РНК Б – белки и ДНК В – белки и липиды Г – белки и полисахариды Д – белки актин и миозин |
3. [мах. 2,5 балла] Найдите соответствие между явлениями и последствиями их действия на биосферу:
Явления |
Последствия в биосфере |
1. Кислотные дожди | А. Таяние ледников |
2. Парниковый эффект | Б. Увеличение числа мутаций |
3. Расширение озоновых дыр | В. Вымывание кальция из почвы |
Г. Повреждение кутикулы растений | |
Д. Усиление эффективности фотосинтеза |
4. [мах. 2,5 балла] Соотнесите виды дыхания и представителей животных, для которых они характерны:
Вид дыхания | Представители |
1. Прямая диффузия | А. Гидра |
2. Трахейное дыхание | Б. Нереида |
3. Жаберное дыхание | В. Скорпион |
Г. Перловица | |
Д. Бабочка капустница |
5. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие типом хождения и представителями животных, для которых он характерен:
Тип хождения | Вид |
1. Стопоходящие животные | А. Волк |
2. Фалангоходящие животные | Б. Кошка |
3. Пальцеходящие животные | В. Марал |
Г. Лошадь | |
Д. Медведь |
Фамилия ___________________________ Шифр _____________
Имя ___________________________
МОУ ___________________________
Класс ___________________________
Телефон ___________________________
Шифр ___________________________
МАТРИЦА ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА
муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2014 – 2015 учебный год. 10-11 класс
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
Максимальный балл – 91,5
ЧАСТЬ 1. [45 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | ||||||||||
11-20 | ||||||||||
21-30 | ||||||||||
31-40 | ||||||||||
41-50 |
ЧАСТЬ 2. [14 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1-10 |
ЧАСТЬ 3. [20 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. "ДА" | ||||||||||
неправ "НЕТ" | ||||||||||
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
прав. "ДА" | ||||||||||
неправ "НЕТ" |
ЧАСТЬ 4. [12,5 балла]
1. [мах. 2,5 балла]
А | Б | В | Г | Д |
2. [мах. 2,5 балла]
Структура | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Состав |
3. [мах. 2,5 балла]
А | Б | В | Г | Д |
4. [мах. 2,5 балла]
А | Б | В | Г | Д |
5. [мах. 2,5 балла]
А | Б | В | Г | Д |
Итого баллов
Теоретический тур | Итого | |||
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 | |
Проверил ___________________________________/ Ф.И.О.
Перепроверил ______________________________/ Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Информатика и ИКТ
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Информатика и ИКТ...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - История
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - История...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Литература
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Литература...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 5-6 класс
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 5-6 класс (задания в прилагаемом файле)...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - МХК
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - МХК...