Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - БИОЛОГИЯ
олимпиадные задания на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - БИОЛОГИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya.rar1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска

Школьный этап  олимпиады в 2015-2016 учебном году по биологии

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по биологии.

10-11 КЛАСС

ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

10-11 КЛАСС

Максимальный балл – 91,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 45 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

  1. Генеалогический метод исследования использует наука

а) морфология

б) биохимия

в) генетика

г) эмбриология

  1. Положение клеточной теории

а) хромосомы свободны к самоудвоению

б) клетки размножаются путем деления

в) в цитоплазме клетки имеют органоиды

г) клетки способны к митозу и мейозу

  1. Макромолекулы органических веществ в клетке  расщепляются до мономеров в

а) эндоплазматической сети        

б) лизосомах

в) хлоропластах

г) митохондриях

  1. Число нуклеотидов, кодирующих в клетке каждую аминокислоту

а) одна

б) две

в) три

г) четыре

  1. Мембранная система канальцев, пронизывающая всю клетку – это

а) хлоропласты

б) лизосомы

в) митохондрии

г) эндоплазматическая сеть

  1. С помощью йодной пробы в клетках растений можно по цвету отличить крахмальные зерна от белковых зерен. Назовите цвет, в который йод окрашивает белковые зерна

1) синий

2) красный

в) зеленый

г) желтый

  1. Окисление органических веществ в организме человека происходит в

а) легочных пузырьках при дыхании

б) клетках тела в процессе пластического обмена

в) процессе переваривания пищи в пищеварительном тракте

г) клетках тела в процессе энергетического обмена

  1. В результате митоза в одной материнской диплоидной клетке образуется

а) 4 гаплоидные клетки

б) 4 диплоидные клетки

в) 2 клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом

г) 2 клетки с набором хромосом, равным  набору хромосом материнской клетки

  1. Какие виды гамет образуется у организма с генотипом АаВb при сцеплении доминантных генов?

а) AB, ab

б) Ab, aB

в) AB, Ab, aB, ab

г) Aa, Bb

  1. Полиплоидные сорта пшеницы – это результат изменчивости

а) хромосомной

б) модификационной

в) генной

г) геномной

  1. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

а) метафаза

б) интерфаза

в) профаза

г) анафаза

  1. Что лежит в основе создании новых пород сельскохозяйственных животных

а) скрещивание и искусственный отбор

б) влияние природной среды на организм

в) содержание в теплой среде

г) режим питания и полноценное кормление

  1. При распознавании видов-двойников учитывается главным образом критерий

а) генетический

б) географический

в) морфологический

г) физиологический

  1. С позиции эволюционного учения Ч. Дарвина любое приспособление организмов  является результатом

а) дрейфа генов

б) изоляции

в) искусственного отбора

г) естественного отбора

  1. Ароморфоз, способствующий выходу позвоночных животных на сушу в процессе эволюции, - это появление

а) четырехкамерного сердца

б) двухкамерного сердца

в) легких

г) живорождение

  1. Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток

а) пищи

б) тепла

в) света

г) кислорода

  1. Процессы в экосистеме поддерживающие определенное соотношение производителей и потребителей органического вещества, называется

а) биологическими ритмами

б) приспособленностью

в) саморегуляцией

г) сменой экосистем

  1. Какой биоценоз имеет наиболее высокий показатель годового прироста биомассы

а) луговые степи

б) сосновый бор

в) еловый лес

г) березовая роща

  1. Какой триплет в молекуле информационной РНК соответствует кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК?

а) УУА

б) ТТА

в) ГГЦ

г) ЦЦА

  1. При фотосинтезе кислород образуется в результате

а) фотолиза воды

б)  разложение углекислого газа

в) восстановления углекислого газа до глюкозы

г) синтеза АТФ

  1. Какой способ деления клеток характерен для дробления зиготы

а) репликация

б) мейоз

в) амитоз

г) митоз

  1. К семейству лилейных относят растение безвременник осенний. Из него добывают уникальное вещество, которое используют в цитогенетике для изучения хромосом, выявления хромосомных мутаций, диагностики хромосомных микротрубочек. Это вещество вызывает остановку деления клеток. назовите это вещество.

а) химозин

б) кератин

в) колхицин

г) коллаген

  1. Фотосинтетическим пигментам высших растений не являются:

а) антоциан

б) хлорофилл

в) ксантофилл

г) каротиноиды

  1. У инжира в пищу используют

а) молодые побеги

б) плоды

в) соплодия

г) семена

  1. Какие из перечисленных ниже клеток орляка не являются гаплоидными

а) канальцевая клетка архегония

б) клетки стенки спорангия

в) спора

г) ризоид заростка

  1. К какому типу изменчивости относится появление коротконогости у овец

а) цитоплазматической      

б) комбинативной

в) мутационной

г) модификационной

  1. «Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно» − это формулировка закона

а) взаимодействия генов

б) сцепленного наследования

в) независимого наследования

г) гомологических рядов изменчивости

  1. В биотехнологиях используют бактерий, так как они

а) содержат множество ферментов

б) накапливают в клетках ядовитые вещества

в) образуют споры в неблагоприятных условиях

г) способствуют развитию заболеваний при попадании в организм животного

  1. Какое проявление покровительственной окраски называется мимикрией?

а) окраску, разделяющую тело на части

б) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости  и несъедобности организма

в) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида

г) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

  1. Эволюционное направление, которое характеризует проявление у организмов  мелких приспособительных признаков

а) идиоадаптация

б) дивергенция

в) дегенерация

г) ароморфоз

  1. В агроэкосистеме пшеничного поля, как и в экосистеме луга

а) имеются продуценты, консументы и редуценты

б) замкнутый круговорот  веществ

в) длинные цепи питания

г) небольшое число видов

  1. Экспериментально было показано, что личинка майского жука передвигается в почве в направлении повышения концентрации химического соединения, образующегося во время биохимических процессов в корнях растений. Назовите это химическое соединение

а) глюкоза

б) углекислый газ

в) сероводород

г) клетчатка

  1. Предполагают, что в процессе эволюции из кисти вследствие укорочения главной оси и изменения длины цветоножек возник другой вид соцветия. Назовите этот новый вид соцветия

а) колос

б) початок

в) сложный зонтик

г) щиток

  1. Изучите описание семени растения. «Спелые зерновки снабжены длинной перистой остью, которая служит для них планером. Нижний конец плода превращен в шило. Перистая ость завита в штопор и согнута почти под прямым углом к плоду, поэтому плод падает на бок. Намокнув и разбухнув после росы или дождя, винтообразно закрученная ость начинает раскручиваться и, оставаясь неподвижной, ввинчивает зерновку в почву. Плоды, попав на шерсть овцы, могут пробуравить кожу и проникнуть в ее тело, вызвать болезнь или даже смерть животного.» Назовите это растение.

а) хлопчатник

б) кукуруза

в) ковыль

г) лен

  1. Рассмотрите рисунок и определите, какой цифрой обозначена образовательная ткань

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

  1. Какие физические явления приводят к тому, что больших глубин морей и океанов достигают лучи света определенной длины волны

а) зависимость отражения и преломления света от длины волны

б) зависимость рассеяния и поглощения света от длины волны

в) зависимость отражения и рассеяния света от длины волны

г) зависимость поглощения и преломления света от длины волны

  1. Что из перечисленного в состав семени сосны не входит

а) зародыш

б) эндосперм

в) яйцеклетка

г) семенная кожура

  1. Укажите семейства, которое в класс Двудольные не включают

а) Мотыльковые

б) Сложноцветные

в) Мятликовые

г) Тыквенные

  1. Назовите семейства, для представителей которого характерна следующая формула: Ч(5)Л(5)Т5П1; плоды ягоды или коробочки

а) Пасленовые

б) Мотыльковые

в) Крестоцветные

г) Сложноцветные

  1. Газообмен у эмбриона амниот осуществляется через

а) аллантоис

б) амнион

в) серозу

г) все названные оболочки

  1. К образованию аппарата среднего уха у млекопитающих не имеет отношения

а) гиомандибуляре

б) квадратная кость

в) сочленовная кость

г) клиновидная кость

  1. В большинстве водоемов европейской части России популяции серебренного карася представлены одними самками. В этом случае поддержание численности происходит путем

а) бесполого размножения

б) межвидовой гибридизации

в) заноса оплодотворенной икры птицами из водоемов, где есть и самцы, и самки

г) гиногенеза

  1. Пресноводная рыба горчак откладывает икринки в мантийную полость двустворчатых моллюсков, где из них выводятся личинки. Это является примером

а) паразитизма

б) протокооперации

в) комменсализма

г) симбиоза

  1. Назовите беспозвоночное животное, у которого начальная часть выделительной системы представлена двумя трубчатыми структурами, расширенные концы которых имеют реснички по краям

а) белая планария

б) дождевой червь

в) майский жук

г) беззубка

  1. Гаплоидное ядро имеет

а) эвглена зеленая

б) амеба обыкновенная

в) инфузория туфелька

г) все перечисленное

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14(по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

  1. Среди кишечнополостных животных чередование сидячего (полипы) и плавающего (медузы) поколений никогда не наблюдается у: 1) актиний, 2) гидроидов, 3) сифонофор, 4) сцифомедуз, 5) кораллов

а) 1, 3, 5

б) 1, 2, 3

в) 2, 3, 4, 5

г) 1, 2, 4, 5

  1. Системой гигантских аксонов обладают: 1) кольчецы, 2) кишечнополостные, 3) членистоногие, 4) моллюски, 5) хордовые

а) 1, 4, 5

б) 1, 2,

в) 1, 4, 5

г) 1, 3, 4

  1. Функциями корня являются: 1) запасание питательных веществ, 2) образование органических веществ за счет энергии солнечного света, 3) поглощение минеральных веществ из почвы, 4) поглощение растворов сахаров из почвы, 5) образование плодов

а) 1, 3

б) 1, 2, 3, 5

в) 2, 3, 5

г) 3, 4

  1. Обезьяноподобные предки человека имели ряд особенностей, которые послужили предпосылкой для эволюции человека; на основе этих особенностей сформировались специфические черты человека. Найдите эти особенности и укажите, которые к таковым не относят: 1) стадный образ жизни, 2) отставленный первый палец передней конечности, 3) расположенные рядом и направленные вперед глаза, 4) хорошо развитые надбровные дуги, 5) забота о потомстве, 6) звуковая сигнализация, 7) манипуляционная активность (деятельность с предметами)

а) 2, 3, 4, 7

б) 4

в) 2, 5, 6, 7

г) 6, 7

  1. Укажите клеточные структуры, не содержащие ДНК: 1) ядро, 2) рибосомы, 3) микротрубочки, 4) пластиды, 5) центриоли, 6) гранулы, 7) базальное тельце, 8) митохондрии, 9) цитоскелет

а) 2, 3, 5, 6, 7, 9

б) 2, 3, 4, 6, 7, 9

в) 3, 5, 6, 7, 8

г) 4, 7, 9

  1. Укажите признаки представителей отдела голосеменных растений: 1) мужской гаметофит – пыльцевое зерно, женский – два архегония с яйцеклетками, развивающихся на специальных спороносных побегах – шишках; 2) растения всех жизненных форм; 3) образуются цветки, видоизмененные побеги, в которых развиваются генеративные органы: тычинки и пестики; 4) в результате двойного оплодотворения образуется семя, находящееся внутри плода; 5) семя находится открыто на чешуях женских шишек; 6) вечнозеленые (иногда листопадные) деревья и кустарники с прямостоячими стеблями и стержневыми корневыми системами

а) 1, 4, 6

б) 1, 4, 6

в) 2, 6

г) 6

  1. Отметьте черты сходства ланцетника и кольчатых червей: 1) кровеносная система замкнутая, 2) нет сердца, 3) отсутствие почек, 4) трехслойные животные, 5) сегментарное строение тела, 6) внутренний скелет – хорда, 7) направление движения крови: по спинному сосуду в переднюю часть тела, по брюшному – в заднюю, 8) нервная система – представлена нервной трубкой.

а) 2, 7, 8

б) 1, 2, 3, 4

в) 2, 3, 5, 6

г) 4, 7, 8


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое задание).

  1. Псевдоподии фораминифер выходят не только через устье раковины, но и через многочисленные отверстия, которыми пронизана стенка раковины.
  2. Жгутиковые не имеют клеточного рта.
  3. Инфузории являются не единственными из простейших, у которых имеется постоянное место выброса неусвоенных продуктов (порошица).
  4. У кишечнополостных наблюдается дифференцировка клеток.
  5. Пищеварительная полость полипа разделена на перегородки, которые образуют камеры. Число камер пропорционально количеству щупалец.
  6. Выделительная система плоских червей образована метанефридиями.
  7. У членистоногих начальные отделы многих трубчатых внутренних органов покрыты мерцательным эпителием.
  8. В мантийную полость моллюсков открываются отверстия пищеварительной, выделительной и половой систем.
  9. Покровы тела рыб представлены трехслойной кожей.
  10. Коала кормят своих детенышей богатым питательными веществами пометом.
  11. При длительном пребывании организма в неблагоприятных условиях может произойти нарушение гомеостаза.
  12. Вязкость крови обусловлена наличие в ней белков и тромбоцитов.
  13. Гемоглобин образует химическое соединение с углекислым газом – карбоксигемоглобин.
  14. Дыхательный центр продолговатого мозга посылает импульсы к нейронам спинного мозга, иннервирующим дыхательные мышцы.
  15. Жевание – это рефлекторный акт, осуществляемый на основе условного рефлекса.
  16. Желчь, оказывая бактериостатическое действие, предупреждает в кишечнике развитие гнилостных процессов.
  17. При недостатке витамина Д кости становятся гибкими.
  18. Витаминами называют низкомолекулярные соединения, которые обладают энергетическими и пластическими свойствами.
  19. Процессу фильтрации в почках способствует низкое давление крови в капиллярах клубочков.
  20. Если недостаточность функции щитовидной железы развивается у человека в детском возрасте, то возникает заболевание акромегалия.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия и последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие между названием края пластинки листа и его очертанием, изображенным на рисунке

Край листовой пластины: 1 — цельнокрайние листья; 2 — зубчатые; 3 — пильчатые;

4 — городчатые; 5 — выемчатые

2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите названия структур с веществами, входящими в их состав:

1 – мышечные клетки

2 – рибосомы

3 – клеточные стенки

4 – мембраны

5 – хромосомы

А – белки и РНК

Б – белки и ДНК

В – белки и липиды

Г – белки и полисахариды

Д – белки актин и миозин        

3. [мах. 2,5 балла] Найдите соответствие между явлениями и последствиями их действия на биосферу:

Явления

        

        Последствия в биосфере

1. Кислотные дожди

А. Таяние ледников

2. Парниковый эффект

Б. Увеличение числа мутаций

3. Расширение озоновых дыр

В. Вымывание кальция из почвы

Г. Повреждение  кутикулы растений

Д. Усиление эффективности фотосинтеза

4. [мах. 2,5 балла] Соотнесите виды дыхания и представителей животных, для которых они характерны:

Вид дыхания

Представители

1. Прямая диффузия

А. Гидра

2. Трахейное дыхание

Б. Нереида

3. Жаберное дыхание

В. Скорпион

Г. Перловица

Д. Бабочка капустница

5. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие типом хождения и представителями животных, для которых он характерен:

Тип хождения

Вид

1. Стопоходящие животные

А. Волк

2. Фалангоходящие животные

Б. Кошка

3. Пальцеходящие животные

В. Марал

Г. Лошадь

Д. Медведь


Фамилия ___________________________                                   Шифр _____________

Имя         ___________________________

МОУ    ___________________________

Класс    ___________________________

Телефон    ___________________________

Шифр     ___________________________                                

МАТРИЦА ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.

2014 – 2015 учебный год. 10-11 класс

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

Максимальный балл – 91,5

ЧАСТЬ 1. [45 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-30

31-40

41-50

ЧАСТЬ 2.  [14 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

1-10

ЧАСТЬ 3.  [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

ЧАСТЬ 4. [12,5 балла]

1. [мах. 2,5 балла]

А

Б

В

Г

Д

2. [мах. 2,5 балла]

Структура

1

2

3

4

5

Состав

3. [мах. 2,5 балла]

А

Б

В

Г

Д

4. [мах. 2,5 балла]

А

Б

В

Г

Д

5. [мах. 2,5 балла]

А

Б

В

Г

Д

Итого  баллов

Теоретический  тур

Итого

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 4

Проверил ___________________________________/ Ф.И.О.

Перепроверил ______________________________/ Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Информатика и ИКТ

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Информатика и ИКТ...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - История

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - История...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Литература

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Литература...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 5-6 класс

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 5-6 класс (задания в прилагаемом файле)...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - МХК

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - МХК...