САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
методическая разработка на тему
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Одной из важнейших проблем, стоящих перед техникумом, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания. В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам разного профиля. При изучении национальных и мировых направлений развития образования отчётливо проявляются следующие тенденции:
- современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
- в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов;
- центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов. В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды:
- СРС во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
- СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов;
- Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Технология отбора содержания СРС.
Основанием отбора содержания являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов.
Технология конструирования заданий.
Задания должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку различных средств контроля.
СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений. С этой точки зрения, перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоёмкости отдельных работ. Что требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Имитируемый в форме деловой игры реальный процесс (производственный, социальный, культурный) увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют. Огромную помощь в подобной организации СРС могут оказать информационные компьютерные технологии.
Основные формы организации СРС определяются следующими параметрами:
- содержание учебной дисциплины;
- уровень образования и степень подготовленности студентов;
- необходимостью упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе.
Формы СРС Могут быть следующими:
- рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока);
- семестровые задания (по специальным дисциплинам);
- курсовые работы (по специальным дисциплинам);
- курсовые проекты (по специальным дисциплинам).
. При организации СРС большую роль играет создание мотивации студентов. Различают три вида мотивации:
1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учёбы.
2. Внутреннюю мотивацию - склонности студента, его способности к учёбе в техникуме.
3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо показать студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал. Большой эффект даёт включение заданий для СРС составной частью курсовой, а тем более дипломной работы.
Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:
1. обеспечение правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы.
2. методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её.
3. обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий. 4. контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за её качественное выполнение.
В заключение хочется отметить, что только свободно мыслящий человек ощущает прелесть учения, с желанием и осмысленно включается в процесс образования. Система обучения в техникуме должна быть подчинена основополагающему принципу - воспитанию высокого профессионализма начиная с самого начального уровня обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ТЕМУ: «CЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ГЕРПЕСВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»
Герпетическая инфекция, в том числе и с поражением внутренних органов, — актуальная проблема медицины XXI века. Клиническая картина герпесвирусной инфекции настолько разнообразна, а опасность дл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-621947-1433864387.jpg)
Самостоятельная работа студентов во вне учебное время.
Затянувшееся «Время перемен» накладывает свой отпечаток на все процессы происходящие в обществе. Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный процесс, повышенные культурные требован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-668467-1442417254.jpg)
Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.
Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологическо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/23/picture-209626-1361625909.jpg)
Проектная деятельность- один из методов самостоятельной работы студентов по освоению учебной дисциплины ОП 04. «Дендрология и лесоведение»
Методическая разработка проектной деятельности студентов 121 группы ГБПОУ ВО "Хреновской лесной колледж им.Г.Ф.Морозова" "Проектная деятельность- один из методов самостоятельной работ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-980197-1516974175.jpg)
Организация самостоятельной работы студентов - важнейшее направление образовательного процесса при очно - заочной форме обучения
Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.Решение этой задачи вряд ли ...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1429052-1666178274.jpg)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов колледжа по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 ОБЖ...