САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
методическая разработка на тему
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_studentov-vazhneyshaya_sostavlyayushchaya_uchebnogo_protsessa.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Одной из важнейших проблем, стоящих перед техникумом, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания. В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам разного профиля. При изучении национальных и мировых направлений развития образования отчётливо проявляются следующие тенденции:
- современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
- в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов;
- центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов. В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды:
- СРС во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
- СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов;
- Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Технология отбора содержания СРС.
Основанием отбора содержания являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов.
Технология конструирования заданий.
Задания должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку различных средств контроля.
СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений. С этой точки зрения, перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоёмкости отдельных работ. Что требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Имитируемый в форме деловой игры реальный процесс (производственный, социальный, культурный) увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют. Огромную помощь в подобной организации СРС могут оказать информационные компьютерные технологии.
Основные формы организации СРС определяются следующими параметрами:
- содержание учебной дисциплины;
- уровень образования и степень подготовленности студентов;
- необходимостью упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе.
Формы СРС Могут быть следующими:
- рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока);
- семестровые задания (по специальным дисциплинам);
- курсовые работы (по специальным дисциплинам);
- курсовые проекты (по специальным дисциплинам).
. При организации СРС большую роль играет создание мотивации студентов. Различают три вида мотивации:
1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учёбы.
2. Внутреннюю мотивацию - склонности студента, его способности к учёбе в техникуме.
3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо показать студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал. Большой эффект даёт включение заданий для СРС составной частью курсовой, а тем более дипломной работы.
Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:
1. обеспечение правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы.
2. методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её.
3. обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий. 4. контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за её качественное выполнение.
В заключение хочется отметить, что только свободно мыслящий человек ощущает прелесть учения, с желанием и осмысленно включается в процесс образования. Система обучения в техникуме должна быть подчинена основополагающему принципу - воспитанию высокого профессионализма начиная с самого начального уровня обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ТЕМУ: «CЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ГЕРПЕСВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»
Герпетическая инфекция, в том числе и с поражением внутренних органов, — актуальная проблема медицины XXI века. Клиническая картина герпесвирусной инфекции настолько разнообразна, а опасность дл...
Самостоятельная работа студентов во вне учебное время.
Затянувшееся «Время перемен» накладывает свой отпечаток на все процессы происходящие в обществе. Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный процесс, повышенные культурные требован...
Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.
Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологическо...
Проектная деятельность- один из методов самостоятельной работы студентов по освоению учебной дисциплины ОП 04. «Дендрология и лесоведение»
Методическая разработка проектной деятельности студентов 121 группы ГБПОУ ВО "Хреновской лесной колледж им.Г.Ф.Морозова" "Проектная деятельность- один из методов самостоятельной работ...
Организация самостоятельной работы студентов - важнейшее направление образовательного процесса при очно - заочной форме обучения
Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.Решение этой задачи вряд ли ...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов колледжа по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 ОБЖ...