Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.
методическая разработка на тему
Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся.
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно – факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации, и ее структура. Чем сильнее побуждению к действию, тем выше результативность деятельности.
Успешное овладение современным содержанием образования возможно только при активизации учебной деятельности учащихся.
Существует следующая классификация мотивов обучения:
- учебно-познавательные мотивы:
а) связанные с содержанием учения – мотивация содержанием (стремление овладеть знаниями);
в) связанные с самим процессом учения – мотивация процессом (стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, где учащегося увлекает сам процесс учения, а не его результаты).
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне учебной деятельности:
а) широкие социальные
- долга и ответственности перед преподавателем, группой, родителями,
- самоопределения (понимание ценности знаний);
б) узколичностные
- благополучия (хорошие оценки)
- престижа (быть в числе первых);
в) отрицательные – мотивация избегания неприятностей.
У многих современных студентов наблюдаются узколичностные отрицательные мотивы и, значительно реже, узколичностные позитивные и широкие социальные мотивы. В результате, процесс обучения может стать скучным и мало результативным.
Создание специальных педагогических ситуаций и использование специальных методических приемов должно стимулировать широкие социальные и учебно-познавательные мотивы (положительные мотивы).
Для стимулирования положительных мотивов обучения можно использовать такие методы обучения, как групповая работа, самостоятельная работа, проблемная лекция и другие.
Использование названных методов обучения способствует достижению следующих целей:
студент должен уметь
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике;
- самостоятельно критически мыслить;
- грамотно работать с информационными источниками, анализировать поставленные задачи, выдвигать гипотезы, формулировать выводы, выявлять и решать проблемы;
- быть коммуникабельным, контактным в группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации или умело выходить из них.
Одним из решений поставленной проблемы является использование активных методов обучения студентов (проблемная лекция, самостоятельная работа, групповая работа), позволяющих студенту стать активным участником учебного процесса, развивающие учебно-познавательные мотивы обучения: стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания, увлекающие студента процессом обучения, а не только его результатом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_obucheniya_gbouspo_lo_llk_tishler_o.a.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЛК, преподаватель Ольга Альфредовна Тишлер, кабинет почвоведения, 2015 год
Лисинский лесной колледж
преподаватель
Тишлер Ольга Альфредовна
Тема:
«Мотивация обучения. Проблемная лекция.
Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий»
2015 год
- Проблемы мотивации, цели, задачи, пути и методы решения.
Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся.
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно – факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации, и ее структура. Чем сильнее побуждению к действию, тем выше результативность деятельности.
Успешное овладение современным содержанием образования возможно только при активизации учебной деятельности учащихся.
Существует следующая классификация мотивов обучения:
- учебно-познавательные мотивы:
а) связанные с содержанием учения – мотивация содержанием (стремление овладеть знаниями);
в) связанные с самим процессом учения – мотивация процессом (стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, где учащегося увлекает сам процесс учения, а не его результаты).
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне учебной деятельности:
а) широкие социальные
- долга и ответственности перед преподавателем, группой, родителями,
- самоопределения (понимание ценности знаний);
б) узколичностные
- благополучия (хорошие оценки)
- престижа (быть в числе первых);
в) отрицательные – мотивация избегания неприятностей.
У многих современных студентов наблюдаются узколичностные отрицательные мотивы и, значительно реже, узколичностные позитивные и широкие социальные мотивы. В результате, процесс обучения может стать скучным и мало результативным.
Создание специальных педагогических ситуаций и использование специальных методических приемов должно стимулировать широкие социальные и учебно-познавательные мотивы (положительные мотивы).
Для стимулирования положительных мотивов обучения можно использовать такие методы обучения, как групповая работа, самостоятельная работа, проблемная лекция и другие.
Использование названных методов обучения способствует достижению следующих целей:
студент должен уметь
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике;
- самостоятельно критически мыслить;
- грамотно работать с информационными источниками, анализировать поставленные задачи, выдвигать гипотезы, формулировать выводы, выявлять и решать проблемы;
- быть коммуникабельным, контактным в группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации или умело выходить из них.
Одним из решений поставленной проблемы является использование активных методов обучения студентов (проблемная лекция, самостоятельная работа, групповая работа), позволяющих студенту стать активным участником учебного процесса, развивающие учебно-познавательные мотивы обучения: стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания, увлекающие студента процессом обучения, а не только его результатом.
- Организация групповой работы.
Известно, что возможно запомнить 10-20% из прочитанной или услышанной информации, до 70% знаний сохраняется, если ими поделиться, рассказав или написав их, а знания, полученные самостоятельно в активной деятельности, сохраняются в памяти на 90%. Работа в группе побуждает участников к активности, самостоятельности и ответственности за процесс получения, освоения и применения знаний. Кроме того, групповая работа позволяет участникам тренировать свои социальные и коммуникативные способности: умение слушать и слышать собеседника, дискутировать и отстаивать свое мнение, делать выбор и принимать коллегиальные решения.
Групповая работа не только побуждает участников к активности, но и облегчает процесс усвоения новых знаний, позволяет повышать познавательную мотивацию, дольше сохранять работоспособность участников группы.
Группа должна иметь небольшой количественный состав (не более 7 человек), чтобы обеспечить реальное участие для всех членов группы. Тема должна быть достаточно сложна для группы, чтобы вызвать стремление справиться с ней и, найдя решение, испытать удовлетворение за результат. Однако, слишком сложная тема рождает в группе чувство апатии и нежелания прилагать усилия.
Преподаватель в ходе работы должен ставить четкие цели, активизировать работу каждого из учащихся, но не навязывать свое мнение, удерживаться от комментариев, не подсказывать правильного решения, а лишь задавать вопросы, стимулирующие мышление учащихся или предлагать несколько путей решения на выбор. Педагог должен использовать партнерский (демократический) стиль обучения.
Групповая работа имеет свои особенности. В первой фазе групповой работы члены группы встревожены и неуверенны, затем начинается «борьба за власть» и распределение ролей в группе, возможно недовольство друг другом, на этой фазе очень важна роль преподавателя в помощи конструктивного решения возможных конфликтов. Затем эмоциональная напряженность снижается, появляется понятие «мы». И, наконец, наступает продуктивная фаза, в которой группа проявляет максимальную работоспособность, в группе выявляются лидеры, эксперты, оппозиционеры, рядовые члены и «изгои».
Желательно не допускать формирование групп на взаимных предпочтениях студентов, так как одни и те же студенты будут выполнять одни и те же роли. Лучше перед началом каждой новой групповой работы комплектовать группы, например, по жребию с карточками. В результате, в разных по составу мини группах студент получит возможность исполнять разные роли, что ему позволяет тренировать свои социальные и коммуникативные способности.
При организации групповой работы важно создать комфортное рабочее место для каждой мини группы. Все члены каждой мини группы должны сидеть лицом друг к другу за одним рабочим столом, хорошо видеть и слышать друг друга. Между столами, за которыми сидят мини группы, должно быть достаточно места для преподавателя с тем, чтобы он мог при необходимости подойти к каждому студенту.
Метод групповой работы можно использовать при проведении лабораторных и практических работ. Перед началом работы все члены группы должны получить методические указания к проводимой практической или лабораторной работе. Каждый студент знакомится с целями работы, материалами и оборудованием, ходом работы и задает преподавателю возникшие вопросы. Затем мини группа приступает к выполнению работы в соответствии с указаниями по ходу работы. Роль преподавателя заключается в наблюдении за работой студентов и направлении работы мини групп в необходимое русло. Часто в мини группе возникают дискуссии или даже споры в ходе работы, преподаватель должен давать возможность группе самостоятельно решить конфликтную ситуацию и вмешиваться только в затянувшиеся конфликты. Также преподавателю необходимо следить за временем и напоминать группам о временных рамках работы. По окончании работы группа должна обсудить и сделать вывод о результатах выполненной работы, привести в порядок рабочее место и сдать его преподавателю.
План занятия (практической работы) по теме «Минеральная часть почвы» и указания к проведению работы приведены в приложении.
Метод групповой работы очень эффективен при закреплении изученного материала. Мини группам можно предложить ответить на вопросы по изучаемой теме. Предлагаемые вопросы должны быть ясными и определенными, но должны заставить студента подумать прежде, чем он сможет ответить. Вопросы лучше ставить таким образом, чтобы при поиске ответа студенту нужно было проработать весь изучаемый материал. При поиске ответов на вопросы в процессе групповой работы мини группе целесообразно использовать метод «жужжания» - быстрого обсуждения, когда каждый член группы высказывает свое решение вопроса и в процессе обсуждения появляется общее решение. Группа обязательно должна сформулировать ответ на вопрос, письменно оформить его, и одному из членов группы необходимо озвучить общее решение.
Также студентам может быть предложено заполнить таблицу или сделать схему по изучаемому материалу. В приложении приведена таблица, которую мини группы должны заполнить в процессе закрепления материала по теме «Минеральная часть почвы». Каждая мини группа заполняет только одну строку таблицы (например, глина легкая). Таким образом, в данном случае учебную группу можно разделить на 9 мини групп по числу строк в таблице. В процессе озвучивания мини группами всех строк таблицы студенты получают возможность сравнить характеристику разных по механическому составу почв и повторить изученный материал.
- Проблемная лекция как метод активного обучения.
Лекция – одна из наиболее простых и эффективных форм обучения. Основная функция лекции – информационная, но это далеко не единственная и не ведущая ее функция. В процессе лекции преподаватель не должен ставить задачу изложить весь фактический материал. Лекция должна иметь познавательную направленность, должна озадачить слушателя, в этом проявляется мотивационная функция лекции. Организационно-ориентационная функция лекции – выделить основные положения и важнейшие вопросы, разъяснить порядок работы над материалом. Возбуждение эмоционально-оценочного отношения к предмету изучения – развивающая функция лекции.
Проблемная по содержанию лекция рассматривает нерешенные до конца проблемы и может наилучшим образом использоваться в изучении социальных, гуманитарных и экономических дисциплин. При изучении естественных дисциплин (таких, как почвоведение) можно использовать лекцию, проблемную по построению.
Проблемная по построению лекция включает в себя сопоставление, оценку и выбор вариантов, стимулируя мыслительную деятельность студента. Преподаватель ставит перед студентами вопрос, не требующий развернутого ответа вслух, но возбуждающий мысль, догадку, чтобы запустить мотивационный механизм поисковой деятельности студента. Далее поставленная проблема анализируется, выдвигаются и рассматриваются гипотезы, принимается оптимальное решение. Лекция может принимать форму диалога со студентами. Студент должен отвечать на вопросы преподавателя и может задавать вопросы. Вопрос студента – показатель активности его познания и развития. В процессе лекции студент не должен ничего записывать, так как это препятствует осмыслению материала. Студент должен слушать и вести мысленный диалог с преподавателем.
При изучении темы «Минеральная часть почвы» студентам в начале лекции можно задать вопрос «На песчаных или глинистых почвах лучше создать лесной питомник?». Как правило, мнения студентов разделяются и можно предложить нескольким студентам высказаться и объяснить свой ответ. Можно перед началом лекции разделить учебную группу на мини группы по 4-5 человек и предложить каждой мини группе обсудить этот вопрос методом «жужжания» в течение 5 минут, а затем кратко высказаться (ответить на вопрос двумя-тремя предложениями). В процессе лекции разные по механическому составу почвы сравниваются, и делается вывод об их лесорастительных свойствах.
Во время лекции преподаватель использует различные наглядные пособия. Одним из очень удобных и современных наглядных пособий в настоящее время является использование электронных слайдов (выполненных в программе PowerPoint). Количество слайдов не должно быть очень большим для одной лекции (достаточно 4 – 8 штук), слайды не должны быть перегружены текстом (желательно, чтобы слайд содержал около 16 слов: 4 строки по 4 слова в среднем), цвет текста должен быть серым, коричневым или синим – наиболее легким для зрительного восприятия), фон слайда – светлый, информацию желательно оформлять в виде коротких тезисов, схем, диаграмм, рисунков.
4. Организация самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.
Как было сказано выше, во время проблемной лекции студент должен быть активным слушателем и не должен записывать новый материал. Нецелесообразно проводить очень продолжительную лекцию, 20-30 минут может быть достаточно для работы студента как активного слушателя. Возможность построения и использования комбинированных уроков в системе среднего образования дает право преподавателю колледжа во время одного занятия несколько раз менять виды деятельности студентов, делая занятие менее утомительным и более эффективным.
После проблемной лекции должна быть организована работа студентов по изучению нового материала. Для этого необходимы заранее разработанные преподавателем конспекты лекций по изучаемой теме. Конспекты лекций должны быть написаны простым и понятным языком, не перегружены вводными словами и эпитетами. Предложения должны быть короткими. Текст лучше разместить в узких колонках или таблицах. В начале текста лекции обязательно должно быть название темы и перечень изучаемых в теме вопросов.
Учащиеся должны внимательно прочитать всю лекцию и законспектировать ее. Очень важно объяснить учащимся, что они не должны переписывать подряд весь лекционный материал, их основная цель – прочитать и усвоить материал, конспектируя только основные, на их взгляд, моменты.
Самостоятельная работа с конспектами лекций позволяет учащимся работать в удобном для них темпе, облегчает изучение материала, так как для большинства людей зрительное восприятие нового материала легче, чем слуховое. Студенту легче сконцентрироваться, когда его работа не зависит от темпа работы преподавателя и группы. Новые термины, определения воспринимаются и усваиваются значительно легче. В течение первых занятий большинство студентов не укладываются во временные рамки, отведенные для самостоятельной работы, так как медленно втягиваются в работу или стараются переписать весь материал слово в слово. Студентам можно предложить закончить работу в консультационные часы после занятий. Объем лекции, который студент может усвоить за 30-40 минут в среднем должен составлять 1,5-2 страницы печатного текста. Если студенты в течение первых занятий не справляются с материалом, не следует сокращать его объем, так как практически все студенты постепенно втягиваются в установленный темп работы.
В приложении имеется конспект лекций для изучения темы «Минеральная часть почвы».
Самостоятельная работа студентов должна обязательно завершаться закреплением изученного материала. Учащимся необходимо просмотреть весь материал и ответить на предлагаемые преподавателем вопросы. Закрепление материала удобно проводить, организовав групповую работу. Разделив учебную группу на мини группы, нужно предложить студентам пересесть так, чтобы все мини группы сидели относительно отдельно друг от друга. Процесс пересаживания дает возможность студентам несколько секунд подвигаться, отдохнуть. Так как происходит смена деятельности, к концу занятия учащиеся практически не чувствуют утомления и готовы к закреплению материала. Групповая работа по закреплению материала описана выше в пункте 2.
5. Организация опроса.
Один из наиболее удобных методов опроса всех учащихся – тестовый опрос. При тестовом опросе одновременно за короткий период опрашивается вся группа. При составлении тестовых вопросников нужно соблюдать определенные правила. Вопросы должны быть четкими и короткими, не должны быть двояко истолкованы. Количество вопросов должно быть не менее 10 (для объективности оценки), но и не более 20-25 (чтобы не затягивать время занятия). Хотя по поводу количества вопросов в вопроснике каждый преподаватель может иметь свое мнение в зависимости от преподаваемой дисциплины и качества вопросов. Желательно анализировать качество вопросов, не допуская примитивных, упрощенных вопросов. Так же следует убирать из вопросников те вопросы, на которые не может ответить абсолютное большинство студентов, что свидетельствует о неправильной постановке вопроса.
Тестовый опрос может быть оформлен на бумажном носителе, каждый студент получает задание и записывает номера вопросов и соответствующие им номера правильных ответов. Критерии оценки также могут разными в зависимости от сложности вопросов.
В настоящее время существует множество разных электронных программ тестирования учащихся, которые удобны тем, что вопросы и ответы каждый раз автоматически перемешиваются, что не дает студенту возможности запомнить порядок вопросов и соответствующих им правильных ответов, в программах можно ограничить время тестирования, определить критерии оценки. Программы можно использовать в качестве тренинга для студентов перед предстоящим опросом для возможности оценки их собственных знаний.
О предстоящем тестовом опросе студент должен быть извещен, как минимум, на предыдущем уроке. К тестовому опросу студент готовится дома, используя материал, полученный на занятии, и обязательно прорабатывая учебник по изучаемой теме. Студент должен знать, что преподаватель может включить в тестовый вопросник вопросы, не изучаемые во время учебных занятий в аудитории, но содержащиеся в учебнике по данной теме.
6. Когда выполнять практическую работу?
Один из вопросов, вызывающих дискуссию среди преподавателей: «Какое занятие при изучении новой темы должно быть первым – практическая работа или изучение теории?».
Общепринято, что практическая работа должна проводиться в последнюю очередь. Это вполне справедливо, если речь идет о решении расчетных задач, составлении технологических карт и так далее. В процессе таких практических работ студент отвечает на вопросы «как и почему».
Однако, практические работы, связанные с экспериментом, иногда целесообразно проводить в первую очередь.
Так, при изучении темы «Минеральная часть почвы» во время практической работы по изучению простейших методов определения механического состава почв, студент должен ответить на вопрос «как?».
Студент имеет возможность рассмотреть разные по механическому составу почвы, увидеть их внешние отличительные признаки, потрогать, определить наощупь, какие из них состоят из более крупных, а какие из более мелких гранулометрических элементов, пронаблюдать, как крупные механические частицы оседают значительно быстрее мелких в воде. Проверить какие из почв обладают пластичностью. Затем, во время теоретического занятия, студент получит ответ на вопрос «почему?». Абсолютное большинство студентов утверждает, теоретический материал усваивается значительно легче после выполнения экспериментальной практической работы.
7. Обобщение и анализ предлагаемых методов обучения
на примере изучения темы «Минеральная часть почвы».
Учитывая вышесказанное, процесс изучения дисциплины «Почвоведение» основан на комбинированных уроках, включающих несколько форм активных методов обучения.
Схема изучения какой-либо их тем дисциплины выглядит следующим образом:
- Практическая работа (групповая работа).
- Проблемная лекция.
- Самостоятельная работа студента во время учебного занятия.
- Групповая работа.
- Самостоятельная подготовка дома.
- Тестовый опрос.
(Практическая работа может проводиться и после изучения теоретической части в зависимости от ее характера и целей.)
Как видно из анализа методов обучения, используемых при изучении темы «Минеральная часть почвы», представленных в таблице ниже,
именно групповая работа и проблемная лекция, как методы активного обучения, способствуют развитию позитивной мотивации учения.
- Анализ результативности работы.
В таблице приведены данные по анкетированию студентов 2 курса, которые с 1 сентября 2014 года изучали курс почвоведения, прослушали проблемные лекции и изучили с использованием методов групповой работы и самостоятельной работы темы: «Строение и происхождение Земли», «Минералы и горные породы», «Геологическая динамика», «Выветривание минералов и горных пород», «Факторы почвообразования», «Минеральная часть почвы», «Органическая часть почвы», «Реакция почвенной среды и поглотительной способности почв».
вопросы | ответы | ||
да | нет | не знаю | |
1. Выполнение практической работы перед лекцией помогает мне лучше понять теоретический материал | 86 % | 4 % | 10 % |
2. Участие в групповой работе делает мое обучение более интересным, чем выполнение индивидуальной работы | 94 % | 2 % | 4 % |
3. Мне нравится сначала слушать проблемную лекцию преподавателя, а затем работать с конспектами лекций преподавателя | 79 % | 8 % | 13 % |
4. Я предпочитаю тестирование, а не другие виды опроса (письменный, устный) | 86 % | 7 % | 7 % |
5. Я испытываю чувство удовлетворения, когда могу удачно сформулировать решение группы | 58 % | 2% | 40 % |
В анкетировании участвовало 70 студентов 2 курса. Как видно из таблицы, большинству студентов нравятся используемые методы и формы обучения.
- Организация групповой работы во время весенней учебной практики.
Продолжительность учебной практики по почвоведению – 36 часов (6 учебных дней). И именно во время учебной практики групповая работа студентов очень эффективна. Учебная группа должна быть разбита на 3-4 бригады по 5-7 человек. В каждой бригаде должны быть и юноши, и девушки, так как учебная практика часто связана с неблагоприятными погодными условиями, с труднопроходимыми маршрутами, с тяжелой физической работой по заложению почвенных разрезов. Во время учебной практики студенты вынуждены работать командой, распределяя в бригаде выполнение разных работ, помогая друг другу и отвечая друг за друга.
Роль преподавателя во время учебной практики – подбор учебных объектов в лесу, организация групповой работы студентов, консультирование, направление работы бригад, помощь в проблемных ситуациях. Главное действующее лицо во время обучения (особенно во время учебной практики) – студент, а не преподаватель.
Во время учебной практики основную часть работ студенты выполняют самостоятельно: закладывают и описывают почвенные разрезы, изготавливают почвенные монолиты, выполняют почвенное картографирование, оформляют отчеты. Руководством к их действию является инструкция. При организации групповой работы во время учебной практики очень важно разработать конкретную и понятную инструкцию по практике, которой будут пользоваться бригады. Инструкция по практике по почвоведению представлена в приложении .
По окончании всех работ каждому студенту необходимо осознать, какую долю участия он принял в работе бригады, это очень важный воспитательный момент, способствующий развитию широко-социальных и других положительных мотивов обучения, для этого по окончании практики перед зачетом бригадам можно предложить заполнить анкету .
- Приложения
Практическая работа.
Определение механического состава почв простейшими методами.
Цель работы: научиться определять механический состав почв простейшими методами.
Материалы и оборудование: образцы заранее прокаленной почвы, вода, весы с разновесами, стеклянные палочки, химические стаканы, фарфоровые чашки, сушильный шкаф или электроплитки.
Ход работы:
Метод отмучивания. Метод основан на различной скорости оседания в воде механических частиц почвы в зависимости от их величины. Крупные частицы опускаются на дно быстрее, чем мелкие. Происходит разделение песка и глины.
- Взвесьте на весах 10 грамм воздушно-сухого образца почвы.
- Перенесите навеску в стакан.
- Долейте в стакан воды до объема ¾ и хорошо взболтайте содержимое.
- Дайте суспензии отстояться 3 минуты, при этом песок осядет на дно, мелкие частицы (глина) останутся во взвешенном состоянии.
- Слейте воду со взвешенными в ней частицами.
- Вторично долейте в стакан воду, взболтайте, дайте отстояться 3 минуты, слейте глинистую смесь. Этот прием повторяйте до тех пор, пока вода в стакане не станет прозрачной.
- Взвесьте фарфоровую чашку, перенесите в нее из стакана песчаную фракцию (с помощью воды) и дайте отстояться 3 минуты.
- Вылейте осторожно из фарфоровой чашки отстоявшуюся воду, остаток воды удалите прогреванием на электроплитке (или в сушильном шкафу) в течение 10-15 минут.
- Немного охладите чашку с песком.
- Определите массу песка в пробе по разнице в массах чашки с сухим песком и пустой чашки.
- Определите массу глины по массе навески (10 грамм) и песка.
- Рассчитайте процентное содержание физической глины и песка в почвенном образце и определите название почвы по механическому составу, используя таблицу учебника на странице 52.
Результаты работы оформите по приведенной ниже форме:
навеска, г. | масса чашки, гр. | масса песка в пробе | масса глины в пробе | механический состав почвы | |||
без песка | с песком после сушки | гр. | % | гр. | % | ||
Полевой метод. Метод основан на различной пластичности почв в зависимости от содержания в них физической глины. Пластичность определяется по способности почвы скатываться в шнур, шар…
- Возьмите небольшое количество почвы, смочите водой и разомните руками до консистенции теста. Раскатайте почву ладонями в шнур толщиной до 3 мм попробуйте свернуть его в колечко диаметром до 3 см. Вид этого шнура и будет показателем механического состава почвы. Смотрите таблицу учебника на странице 55 и учебный плакат.
- Нарисуйте образцы почвы после раскатывания и напишите названия почв по механическому составу, соответствующие образцам.
Минеральная часть почвы.
Вопросы:
- Минералогический и химический состав почв.
- Классификация гранулометрических элементов почвы по Н.А.Качинскому.
- Классификация почв по механическому составу.
- Влияние механического и химического состава почв на их лесорастительные свойства.
- Простейшие методы определения механического состава почв.
Вопрос 4. Механический состав влияет на лесорастительные свойства почв.
Все почвы можно разделить на:
Легкие почвы | Средние почвы | Тяжелые почвы |
Это песчаные и супесчаные почвы. Их преимущества: + легко обрабатываются + имеют хорошую водопроницаемость + теплые – быстро прогреваются + имеют благоприятный воздушный режим Их недостатки: - низкая влагоемкость (сухие) - бедны элементами питания (минеральными элементами) - подвергаются эрозии | Это легко-суглинистые и средне-суглинистые почвы. По всем показателям имеет промежуточное положение: обрабатываются легче тяжелых, но тяжелее легких почв, средне теплые, со средней влагоемкостью и водопроницаемостью и т.д. – обладают наиболее оптимальными лесорастительными свойствами. | Это тяжелосуглинистые и все глинистые почвы. Их недостатки: - тяжело обрабатываются - имеют слабую водопроницаемость (заплывают, заболачиваются, образуют на поверхности корку) - холодные (медленно прогреваются) -имеют неблагоприятный воздушный режим - липкие, подвергаются набуханию и усадке. Их преимущества: + богаты минеральными элементами, но минеральные элементы недоступны корням из-за неблагоприятного водного и воздушного режимов + не подвержены эрозии |
Вопрос 5. Существует несколько простых методов определения механического состава почв.
1 метод. Визуальный (полевой метод).
Метод основан на различной пластичности почв в зависимости от содержания в них глины. Пластичность определяется по способности почв скатываться в шнур. Небольшое количество влажной почвы скатывается в шнур длиной около 3 см и диаметром около 3мм, который сгибается в кольцо. Вид шнура будет показателем механического состава – рисунок в учебнике стр. 55 и на плакате.
Шнур не образуется – песок.
Зачатки шнура – супесь.
Шнур дробится при раскатывании – легкий суглинок.
Шнур сплошной, кольцо при свертывании ломается – средний суглинок.
Шнур сплошной, кольцо с трещинами – тяжелый суглинок.
Шнур сплошной, кольцо цельное – глина.
2 метод. Метод отмучивания
Основан на различной скорости оседания частиц разной величины в воде – песок оседает в воде быстрее глины, т.к. состоит из более крупных частиц.
При методе отмучивания песок отделяют от глины с помощью воды, далее просушивают песок и глину, взвешивают и определяют их процентное соотношение, определяя механический состав.
Тема: «Минеральная часть почвы».
Задание для групповой работы:
дайте характеристику разным по механическому составу почвам:
Механический состав | % глины | % песка | Минералогический состав | Химический состав | Лесорастительные свойства | |
1. | Глина тяжелая | Смотри вопрос 3 | Смотри вопрос 1 и 2 | Смотри вопрос 1 | Смотри вопрос 4 | |
2. | Глина средняя | |||||
3. | Глина легкая | |||||
4. | Суглинок тяжелый | |||||
5. | Суглинок средний | |||||
6. | Суглинок легкий | |||||
7. | Супесь | |||||
8. | Песок связный | |||||
9. | Песок рыхлый |
Для заданной почвы также укажите, какой вид примет (или не примет) скатанный из нее во влажном состоянии шнур (визуальный метод определения механического состава), как он согнется в кольцо.
Сделайте рисунок.
Тестирование. Тема: «Минеральная часть почвы»
- Минеральная часть абсолютно сухой почвы составляет
- 10-20 %
- 30-40 %
- 50-60 %
- 80-90 %
- Минеральная часть почвы
- формируется из растительных остатков
- передается почве материнской породой
- Наиболее распространенные первичные минералы почвы:
- глинистые минералы
- кварц и полевые шпаты
- оксиды и простые соли, слюды
- Наиболее распространенные вторичные минералы почвы:
- кварц и слюды
- глинистые минералы
- полевые шпаты
- В минеральной части почвы наиболее распространены соединения
- натрия, меди, цинка, железа, кальция
- кремния, алюминия, железа, кальция, магния
- углерода, водорода, кислорода, азота
6 . Гранулометрическими элементами почвы называются
1. минералы почвы
2. горные породы
3. механические частицы
4. фракции почвы
7. Размер частиц физического песка составляет
1. >3мм
2. 1-3мм
3. 0,01-1мм
4. 0,0001-0,01мм
8. Размер частиц физической глины составляет
1. >3мм
2. 1-3мм
3. 0,01-1мм
4. 0,0001-0,01мм
9. Песок – это
1. вторичные минералы
2. первичные минералы
3. смесь первичных и вторичных минералов
10. Пыль – это
1. вторичные минералы
2. первичные минералы
3. смесь первичных и вторичных минералов
11. Тяжелые суглинки содержат физической глины
1. 10-20%
2. 20-30%
3. 30-40%
4. 40-50%
5. 50-65%
6. 65-80%
7. 80-90%
12. Легкие глины содержат физической глины
1. 10-20%
2. 20-30%
3. 30-40%
4. 40-50%
5. 50-65%
6. 65-80%
7. 80-90%
13. Супеси содержат физической глины
1. 10-20%
2. 20-30%
3. 30-40%
4. 40-50%
5. 50-65%
6. 65-80%
7. 80-90%
14. Тяжелые глины содержат физической глины
1. 10-20%
2. 20-30%
3. 30-40%
4. 40-50%
5. 50-65%
6. 65-80%
7. 80-90%
15. Самые теплые почвы
1. супесчаные
2. суглинистые
3. глинистые
16. Наиболее благоприятны по лесорастительным свойствам почвы
1. песчаные и супесчаные
2. легко и средне- суглинистые
3. тяжелосуглинистые и глины
17.Наиболее богаты минеральными элементами почвы
1. песчаные
2. суглинистые
3. глинистые
18. Скатываются во влажном состоянии в шнур, который ломается при сгибании
1. глины
2. супеси
3. легкие суглинки
4. средние суглинки
5. тяжелые суглинки
План урока.
Тишлер Ольга Альфредовна Студенты 2 курса
Тема урока: Определение механического состава почв простейшими методами (практическая работа).
Цель: освоить простейшие методы определения механического состава почв, развивать учебно-познавательные мотивы обучения.
Вопросы | Методы обучения | Вспомогательные средства | Время. |
1.Организационная часть. | 5 мин. | ||
2.Определение механического состава почв методом отмучивания. | Групповая работа (практическая работа) | Описание хода практической работы – раздаточный материал, необходимые материалы и оборудование, учебные плакаты: «классификация гранулометрических элементов почвы», «классификация почв по механическому составу», «полевой метод определения механического состава почв», учебники «Почвоведение» под редакцией Щепащенко. | 35 минут |
3. Определение механического состава почв полевым методом. | 25 минут | ||
4. Оформление результатов работы в тетрадях для практических работ. | Групповая работа | Описание хода практической работы – раздаточный материал, учебники, учебные плакаты. | 15 минут |
6. Завершение урока – выводы преподавателя о работе групп, приведение в порядок рабочих мест. |
10 минут |
План урока.
Тишлер Ольга Альфредовна Студенты 2 курса Тема урока: Минеральная часть почвы.
Цель: изучить теоретические вопросы темы, развивать учебно-познавательные мотивы обучения.
Вопросы | Методы обучения | Вспомогательные средства | Время. |
| 1 мин. | ||
2. -Минералогический и химический состав почв. -Классификация гранулометрических элементов почвы по Н.А.Качинскому. -Классификация почв по механическому составу. -Влияние механического и химического состава почв на их лесорастительные свойства. | Проблемная лекция | Демонстрация слайдов с помощью компьютерной программы PowerPoint | 25 минут |
3. . -Минералогический и химический состав почв. -Классификация гранулометрических элементов почвы по Н.А.Качинскому. -Классификация почв по механическому составу. -Влияние механического и химического состава почв на их лесорастительные свойства. | Самостоятельная работа студентов | Конспекты лекций – раздаточный материал. | 30 минут |
4. Повторение и обобщение материала | Групповая работа | Конспекты лекций – раздаточный материал. Таблица для заполнения – раздаточный материал. | 20 минут |
5. Повторение и обобщение материала. | Презентации мини групп. | Бумага, маркеры | 14 минут |
6. Завершение урока – выводы преподавателя о работе групп, домашнее задание – подготовка к тестированию. | 1 минута |
Анализ предлагаемых методов обучения по теме «Минеральная часть почвы» представлен в таблице:
Методы и формы обучения | Тема и вид занятия | Цели и задачи | Компетенции | Виды мотивации | |
специальные | общие | ||||
Групповая работа | практическая работа: «Определение механического состава почв простейшими методами» | научить студента: -грамотно работать с информационными источниками, -формулировать выводы, - быть коммуникабельным, контактным в группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации или умело выходить из них. | -уметь определять механический состав почв простейшими методами | -развитие коммуникабельности, -владение приемами саморегуляции в процессе межличностного общения, -способность нести ответственность за действия и работу в соответствии с согласованными приемами и методами | -широкие социальные: долг и ответственность перед группой, -узколичностные: быть в числе первых, -учебно-познавательные: стремление проявлять активность. |
Проблем- ная лекция. | лекция по теме «Минеральная часть почвы» | научить студента: -самостоятельно критически мыслить, -анализировать поставленные задачи, выдвигать гипотезы. | -иметь представление о минералогическом составе почв, -знать классификацию почв по механическому составу -знать влияние механического состава почв на их лесорастительные свойства | - способность планировать, организовывать и развивать самостоятельное обучение, - владение приемами саморегуляции, - способность критически мыслить | -учебно-познавательные мотивы: мотивация содержанием, - мотивы, связанные с самим процессом учения: стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать. |
Самостоя- тельная работа. | работа с конспектами лекций по теме: «Минеральная часть почвы» | научить студента: -грамотно работать с информационными источниками, самостоятельно приобретая необходимые знания | - способность планировать, организовывать и развивать самостоятельное обучение. | -узколичностные: быть в числе первых, -отрицательные: мотивация избегания неприятностей, -учебно-познавательные: мотивация содержанием. | |
Групповая работа. | закрепление материала по теме: «Минеральная часть почвы». | научить студента: - грамотно работать с информационными источниками, - формулировать выводы, - быть коммуникабельным, контактным в группах, уметь работать сообща, - самостоятельно критически мыслить, - анализировать поставленные задачи. | - уметь оценивать лесорастительные свойства почв в зависимости от их механического состава | - развитие коммуникабельности, - владение приемами саморегуляции, - способность нести ответственность за действия и работу группы, - способность критически мыслить | - мотивации, связанные с самим процессом учения: стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, формулировать выводы, грамотно выражать мысли. |
Самостоятельная работа. | домашняя работа – подготовка к опросу. | научить студента: - грамотно работать с информационным источниками. | знать тему «Минеральная часть почвы» | -способность планировать, организовывать и развивать самостоятельное обучение. | -узколичностные: быть в числе первых, -отрицательные: мотивация избегания неприятностей. |
Тестирование | опрос по теме «Минеральная часть почвы» | научить студента: - грамотно работать с информационным источниками, - самостоятельно критически мыслить. | знать тему «Минеральная часть почвы» | - владение приемами саморегуляции. | - узколичностные: быть в числе первых, - отрицательные: мотивация избегания неприятностей. |
Инструкция
По практике дисциплины почвоведение для студентов 2 курса ЛЛК.
Организационная часть.
- Группа разбивается на 3-4 бригады по 5-7 человек.
- В бригадах выбирается бригадир, отвечающий за дисциплину в отсутствии преподавателя, получающий задание от преподавателя на бригаду и инструменты.
- Для прохождения практики и оформления отчета бригада должна иметь:
-3 лопаты
-рулетку
-бланки описания почвенных разрезов (6-8 на бригаду)
-бумажные кульки для взятия почвенных образцов 30-35 штук
-листы бумаги формата А4 для оформления отчета – 10-15 штук
-листы ватмана формата А4 для оформления почвенной карты и гербария растений-индикаторов - 10-12 штук (можно альбомные листы)
-листы миллиметровки формата А4 для составления абриса – 1-2штуки
-листы кальки для изготовления выкопировки кварталов –1-2штуки
-скоросшиватель для отчета
-акварельные краски или гуашь для изготовления почвенной карты
-нитки, иголки или скотч для изготовления гербария
-канцелярский клей
-ножницы
-ручки, карандаши, линейки
-картонные этикетки размером 4,5 на 16 см по7-10 на бригаду и по 7-10 каждому студенту
- Отчет оформляется один на бригаду
- Каждый студент ежедневно ведет свою рабочую тетрадь (продолжение тетради для практических работ), в которой записывает методики проведения разных работ и помещает этикетки с разными видами изученных почв и их описанием.
- Перед началом практики каждый студент обязан прослушать инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале по технике безопасности.
- Ежедневная форма одежды – лесная.
- Практика проводится в течение 6 дней:
-изучение почв лесной зоны
1 день. Изучение дерново-подзолистых и дерновых почв
2 день. Изучение болотных почв.
3 день. Взятие почвенного монолита. Заложение почвенных разрезов.
-почвенное картографирование
4 день. Полевые работы изучение почв в заданных кварталах методом прокопок
5 день. Завершение полевых работ и камеральные работы в аудитории.
6 день. Оформление отчета. Зачет.
В один из дней практики возможно выполнение хозяйственных работ.
Тема 1. Изучение почв лесной зоны.
Теоретическая часть.
- Классификация почв:
- собственно-подзолистые (подзолы) А0 + (А1А2) + А2 + В + С
-подзол маломощный А2 < 15 см
-подзол среднемощный А2 = 15-25 см
-подзол мощный А2 > 25 см
2. Дерново-подзолистые
(перегнойно-подзолистые, слова «дерново- или перегнойно могут вообще опускаться)
А0 + А1 + А2 + В +С
-дерново-скрытоподзолистая подзолистые пятна между А2 и В
-дерново-слабоподзолистая А2 < 5 см А1 > А2
-дерново-среднеподзолистая А2 = 5-15 см А1 = А2
-дерново-сильноподзолистая А2 = 15-25 см А1 < А2
3. Дерновые почвы (лесные, луговые, пойменные) А0 + А1 + А1С + С
-слабодерновые А1< 15 см
-среднедерновые А1=15-25 см
-мощнодерновые А1=25-35 см
-глубокодерновые А1 > 35см
4. Болотно-подзолистые
-Торфянистые перегнойно-(скрыто или слабо, или средне, или сильно) подзолистые
глееватые А0 + Т + А1g + А2g + Вg + Сg
T < 8 см , для степени оподзоливания смотрите классификацию дерновоподзолистых почв ( пункт 2)
-Торфянистые подзолы А0 + Т + А2 + В + С
Т < 8см
-Торфяные подзолы А0 + Т + А2 + В + С
Т > 8см для степени оподзоливания смотрите классификацию подзолов (пункт 1)
5. Болотные почвы
-Торфяно-глеевые А0 + Т + G
-маломощные Т = 8-20см
-мощные Т = 20-50 см
-Торфяные (торфяники) А0 + Т + G
-маломощные Т = 50-100см
-среднемощные Т = 100-200см
-мощные Т > 200см
- Почвообразовательные процессы.
Самостоятельно повторите подзолообразовательный процесс, дерновый процесс и болотный процесс и внесите определения этих процессов в отчет.
- Правила заложения и описания почвенных разрезов.
Почвенный разрез закладывается в характерном месте, не ближе 10 метров от дороги, тропы или канавы, желательно рядом с деревом, размеры разреза:
ширина-60см, длина-130см и глубина-130см или меньше (в зависимости от уровня грунтовых вод).
В процессе изготовления почвенной ямы делается 2-3 ступеньки. Земля из почвенных горизонтов складывается в строго определенном порядке:
Северная сторона
60см
С
130см
Ю
Для описания почвенного разреза используются специальные бланки. Описание разрезов производится в полевых условиях (в лесу), сразу после их изготовления. Из каждого горизонта необходимо взять образец почвы (в бумажный кулек) для изготовления почвенных этикеток. Почвенные этикетки изготавливаются из картона размером 4,5 на 16 см (в аудитории) для каждого вида почв:
В месте заложения почвенных разрезов собираются растения-индикаторы почв, которые затем высушиваются и подшиваются по несколько штук на 1-2 листа для каждого почвенного разреза, подписываются растения по-русски.
ДЕНЬ 1.Задание:
- Заложение бригадами почвенных разрезов дерново-подзолистых и дерновых почв, их описание с помощью преподавателя,
-взятие образцов почвы, изготовление почвенных этикеток,
-сбор растений-индикаторов для гербария, оформление гербария растений-индикаторов,
-оформление рабочих тетрадей и отчета.
ДЕНЬ 2.Задание:
-Заложение почвенных разрезов болотных почв, их описание с помощью преподавателя,
-взятие образцов почвы, изготовление почвенных этикеток,
-сбор растений-индикаторов, оформление гербария,
-оформление рабочих тетрадей и отчета
ДЕНЬ 3.Задание:
-Заложение почвенного разреза
-описание разреза самостоятельно составом бригады
-взятие образцов почвы, изготовление почвенных этикеток,
-взятие растений-индикаторов и изготовление гербария
-взятие почвенного монолита:
почвенный монолит берется в деревянный ящик размером 100 на 20 см из изготовленной по всем правилам почвенной ямы с минимальным нарушением структуры и сложения почвы, - для этого пустой ящик приставляется к стенке разреза и осторожно со всех сторон обрезается почва так, чтобы земля наполняла ящик. Когда ящик заполнится , его медленно наклоняют , начиная с верхней части и обрезая лопатой лишнюю землю, лопату необходимо постоянно очищать, чтобы не испачкать один почвенный горизонт другим. Не допускается уплотнение почвы руками, т.к. при этом нарушается структура и сложение. Смотрите рисунки в учебнике и на учебных плакатах.
Содержание отчета по 1, 2, 3 дням:
- Титульный лист.
- Классификация почв.
- Почвообразовательные процессы.
- Правила заложения и описания почвенных разрезов.
- Правила взятия почвенного монолита (с рисунком).
- Бланки описания почвенных разрезов с вклеенными в них почвенными этикетками.
- Гербарии растений-индикаторов для каждого почвенного разреза с указанием на гербариях соответствующих номеров почвенных разрезов.
Содержание рабочих тетрадей за 1,2,3 дни:
- Классификация почв
- Правила заложения и описания почвенных разрезов.
- Вклеенные в тетради этикетки почвенных разрезов с описанием почвенных разрезов.
Тема 2. Почвенное картографирование.
Теоретическая часть:
Цель работы – составление почвенной карты.
Метод – изготовление почвенных прикопок. Почвенные прикопки изготавливаются через каждые 20 метров вдоль ходовых линий (просек, визиров, троп, дорог, ручьев), не ближе 5 метров к ходовой линии. Прикопка - яма глубиной 30-40см, выполненная лопатой. Для выполнения прикопки необходимо в выбранном месте прорезать почву на глубину лопаты с 4 сторон квадратом примерно 20 на 20см и извлечь землю из ямы, промерить все видимые горизонты, назвать почву и сразу закрыть прикопку (нельзя оставлять в лесу прикопки не зарытыми), а в месте прикопки поставить вешку - любую палку воткнуть в землю и положить на нее мох или приколоть лист бумаги.
Перед началом полевых работ ведутся подготовительные работы в аудитории (камеральные работы), включающие следующие этапы:
- Изготовление на кальке выкопировки исследуемого квартала с нанесением границ выделов и их номеров, а также просек, дорог, визиров, канав, ручьев и рек.
- Выбор ходовых линий (вдоль визиров или просек и т.д. – примерно через 300м) и нанесение их на кальку, желательно, чтобы большинство растительных выделов пересекалось ходовыми линиями.
- Изучение таксационного описания выделов. По каждому выделу нужно выписать состав насаждения, возраст и тип леса.
- Изготовление заготовки для абриса маршрута:
Абрис выполняется на миллиметровой бумаге. Сначала нужно измерить длину ходовой линии, нанесенной на выкопировку (кальку) и рассчитать приблизительное количество прикопок. Допустим, длина линии 800 метров, прикопки делаются через 20 метров: значит, делим 800 на 20 и получаем 40 прикопок – в лесу вы сделаете приблизительно 40 прикопок. Далее на миллиметровке проводится по середине вертикальная линия, которая делится точками через 4 мм, 4 мм соответствуют 20 метрам в масштабе 1:5000. Каждая точка на миллиметровке будет соответствовать какой-нибудь прикопке, рядом с ней будет писаться название почвы. Количество абрисов соответствует количеству ходовых линий. Если ходовая линия кривая, с поворотами, линия на абрисе все равно рисуется прямой.
- Распределение работы между студентами в бригаде:
1 студент постоянно стоит на просеке, тропе, визире (выбранной ходовой линии), ориентируя всю бригаду. Имеет рабочую тетрадь с классификацией почв и методикой полевого исследования почв (почвенного картографирования), участвует в названии почв по прикопкам.
2 –3 студенты делают почвенные прикопки и вешки, имеют лопаты, бумагу, участвуют в названии почв.
4-5 студенты делают промеры через 20 метров, имеют рулетку, участвуют в названии почв.
6 студент делает абрис маршрута, где отмечает номера прикопок, их положение на ходовой линии и название, имеет заготовку абриса на миллиметровке, карандаш, резинку, рабочую тетрадь.
7 студент измеряет мощность горизонтов, имеет линейку, рабочую тетрадь и участвует в названии почв.
В зависимости от количества студентов в бригаде работа может перераспределяться.
Полевые работы:
- Бригада становится на начало ходовой линии, ориентируясь по карте- выкопировке, имея лопаты, рулетку, абрис, рабочие тетради, линейку, карандаш, резинку, бумагу для вешек..
- Делается первая прикопка, на абрисе внизу рядом с первой точкой ставится №1 и пишется название почвы. Ставится вешка.
- Через 20 метров делается 2-я прикопка, на абрисе через 4мм выше (что соответствует 20 метрам в масштабе 1:5000) ставится №2 и пишется название почвы. Как правило, почвенные выдела не меняются через каждые 20 метров, поэтому скорее всего на прикопке №2 будет та же почва , что и на прикопке №1 и тогда в абрисе можно не писать ничего, чтобы не загромождать его. Ставится вешка.
- Через 20 метров делается прикопка №3 и если почва не меняется, то на абрисе только отмечается № прикопки - №3. Ставится вешка.
- Прикопки делаются через 20 метров, отмечаются их номера, ставятся вешки до тех пор, пока не изменится почва. Ставятся вешки.
- Когда почва изменится, необходимо отметить, как обычно № прикопки на абрисе, записать ее название, поставить вешку и вернуться в середину почвенного выдела. Допустим, на прикопках 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 почва не менялась, на прикопке 10 почва изменилась – это означает , что середина почвенного выдела находится на прикопке № 5 и нужно вернутся на прикопку №5. Для этого в месте каждой прикопки ставится вешка.
- Из середины почвенного выдела (в нашем примере прикопка №5) продолжаются промеры через 20 метров влево и вправо от ходовой линии, делаются прикопки , которые также отмечаются на абрисе влево и вправо через 4мм и для которых также пишется название почвы. Промеры влево и вправо делаются до тех пор, пока не изменится почва. Когда почва изменится, ставится последняя точка на абрисе и обязательно пишется название почвы и бригада возвращается на ходовую линию. К прикопке № 10 в нашем примере.
- Далее продолжается работа вдоль ходовой линии , пока снова не изменится почва. После изменения почвы промеры делаются из центра второго выдела влево и вправо. Допустим, почва снова изменилась на прикопке 22 – значит нужно вернуться в прикопку №16 ( середина между прикопкой 10 и 22) .
- Каждый раз, когда меняется почва, необходимо возвращаться в центр почвенного выдела и делать промеры влево и вправо. Таким образом, измеряется примерная граница почвенных выделов. По окончании работ количество прокопок должно примерно соответствовать предполагаемому их количеству, что означает, что бригада не ошиблась в промерах.
- В конце ходовой линии необходимо внимательно просмотреть готовый абрис маршрута, проверить все записи и при необходимости вернуться на прикопки, ориентируясь по вешкам и откорректировать работу.
Камеральные работы:
После полевых работ в аудитории изучаются абрисы маршрутов и на выкопировке квартала рисуются почвенные выделы – они могут соответствовать растительным выделам или объединять их , или разделять их.
После нанесения на выкопировку почвенных выделов можно делать почвенную карту. Почвенная карта выполняется на плотной бумаге формата А4, в центре помещается выкопировка исследуемого квартала, сориентированного с севера на юг, на котором отмечаются границы почвенных выделов. Почвенные выделы раскрашиваются красками (отмывка). Сверху подписывается № квартала и название лесничества и лесхоза. Снизу – условные обозначения и дата выполнения карты. Подзолистые почвы раскрашиваются красным цветом, разными оттенками в зависимости от степени оподзоливания, болотные – зеленым, дерновые – синим.
ДЕНЬ 4.Задание:
-Изучение исследуемого квартала по таксационным описаниям и планшетам
-изготовление выкопировки
-полевые работы: изучение почв вдоль намеченных ходовых линий, составление абрисов
ДЕНЬ 5. Задание:
-полевые работы: изучение почв намеченных ходовых линий, составление абрисов
-оформление почвенной карты
ДЕНЬ 6.Задание:
-оформление отчета
-оформление рабочих тетрадей
Содержание отчета по 4, 5, 6 дням:
- Методика полевого исследования почв (заложение прикопок, составление абриса)- теория
- Почвенные условия произрастания еловых и сосновых насаждений.
- Выкопировка с планшета (калька)
- Абрисы маршрутов (на миллиметровке)
- Почвенная карта
Содержание рабочих тетрадей:
- Методика полевого исследования почв (теория)
Вопросы к зачету по практике:
- Классификация почв.
- Подзолистый, дерновый, болотный почвообразовательные процессы.
- Заложение почвенных разрезов и взятие почвенных монолитов.
- Почвенные условия произрастания еловых и сосновых насаждений.
- Полевое исследование почв.
- Практическое задание: уметь по изготовленным монолитам определить и назвать почвенные горизонты, дать названия почвам.
- Определить механический состав предложенных почвенных образцов.
Анкета
Фамилия И.О. Виды работ | ||||||
Копал(а) почвенный разрез | ||||||
Собирал(а) растения- индикаторы | ||||||
Брал(а) образцы почв | ||||||
Изготавливал этикетки для отчета и тетради | ||||||
Писал текст отчета | ||||||
Делал титульный лист | ||||||
Рисовал рисунки в отчет | ||||||
Вел записи на абрисе (миллиметровке) в лесу при полевом исследовании почв | ||||||
Давал название почв при полевом исследовании почв (самостоятельная работа) –определял горизонты, их мощность и т.д., вид почв | ||||||
Делал промеры 20 метров рулеткой | ||||||
Ставил вешки | ||||||
Делал прикопки через 20 метров | ||||||
Изучал таксационное описание и диктовал другим членам бригады № выделов, их состав, тип леса и почв | ||||||
Составлял почвенную карту на основе абриса маршрута (на кальке) | ||||||
Участвовал в обсуждении и составлении карты на основе всех данных группы | ||||||
Рисовал составленную почвенную карту (на картоне) | ||||||
Делал почвенную карту на компьютере | ||||||
Оформлял гербарий растений-индикаторов | ||||||
Убирал кабинет | ||||||
Изготавливал монолит | ||||||
Делал описание почвенного разреза при изготовлении монолита | ||||||
Выступал у доски | ||||||
Результат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
Самостоятельная работа студентов во вне учебное время.
Затянувшееся «Время перемен» накладывает свой отпечаток на все процессы происходящие в обществе. Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный процесс, повышенные культурные требован...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Методические УКАЗАНИЯ по организации и проведению ВНЕАУДИТОРНОЙ Самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплине...
Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП. 03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Методическое пособие содержит:пояснительную записку;методические рекомендации по выполнению и оформлению работ;набор заданий для организации самостоятельной работы;перечень литературы, которой м...
Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП. 09АУДИТ
Методическое пособие содержит:· пояснительную записку;·...
Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю ПМ 06 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
В работе представлены разнообразные виды внеаудиторной самостоятельной работы в зависимости от поставленной цели:2 курс (Формирование умений работать с правовыми документами и литературой, развитие по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов колледжа по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 ОБЖ...