гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания
опыты и эксперименты на тему

Сайберт Надежда Васильевна

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Гражданско-патриотическое

                                        воспитание на уроках

                                   истории и обществознания

                                                            Сайберт Н.В.

                                                  БОУ «Вставская  СОШ»

Гражданско-патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это всё формирует патриотизм, стремление выполнять священный долг каждого гражданина – защиты своей Родины, своего Отечества. В современных условиях экономического и политического реформирования значительно изменились социокультурная жизнь, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Социально – экономические инновации вызвали определённое социальное расслоение общества, ценностную переориентацию в молодёжной среде.

Эти процессы выдвинули и перед нашей сельской школой ряд важных, качественно новых воспитательных и образовательных задач по созданию суверенного, цивилизованного, демократически развитого государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Всё это предполагает необходимость формирования у граждан и прежде всего вверенных мне подростков высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В связи с этим сегодня значительно возросла роль школы в повышении общественного статуса гражданско-патриотического воспитания, в обновлении его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Для меня как для учителя истории и обществознания важной целью является создание на уроке условий и реальных возможностей для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. В настоящее время важнейшее значение для учителя приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданско-патриотическому воспитанию, реализация которых будет способствовать качественно новым подходам в организации этой деятельности с обучающимися. Таким образом, при разработке урока рассматриваю гражданственность и патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.

 Для реализации этой задачи требуется выстроить учебно-воспитательную деятельность таким образом,  чтобы в каждом ребёнке развивать гражданскую активность и патриотизм. Программы по истории и обществознанию включают знания о беспримерных фактах патриотизма,  об истории и традициях нашей Родины, о правах и обязанностях человека и гражданина. В программах также поставлена задача реализации приобретенных  знаний в повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского сообщества, гражданина и патриота  России. Юноши нашей школы положительно относятся к военной службе и готовы достойно выполнять свой воинский долг – защищать Отечество. На уроках истории мы рассматриваем,  как в последние годы изменилась наша страна, критически подходим к изучению её прошлого, к пониманию того, что на опыте наших предков мы обретаем мудрость и мужество.

В освоении курса «Обществознание»  школьники, изучая такое понятие, как гражданственность осваивают и учатся реализовывать свои права и обязанности по отношению к себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, учитель, прежде всего,  должен видеть в нём человека. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения.

Изучение истории связано не только с работой человеческого сознания, но и с его эмоциональной сферой. Сочетание сознания и чувств вызывают сопереживание и усиливают воспитательное воздействие.   Источником воспитания являются боевые и трудовые традиции народов России и других стран, а уроки родного края помогают учащимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии. Задача учителя чётко организовать на уроке работу по формированию  первоначальных знаний о сторонах общественной жизни, об истории Отечества, о патриотизме и гражданственности. Но в одиночку и только в формате традиционного урока  учителю, конечно же, очень сложно добиваться ожидаемого эффекта в данном направлении. Нужно сказать, что более ощутимые результаты в деле формирования гражданской и патриотической активности подростков стали заметны после того как были построены взаимодействия с социумом, с  организациями соцкультбыта на территории сельского поселения. В процессе реализации данных целей  стараюсь работать совместно с интересными людьми, профессионалами, понимающими и принимающими задачи современного воспитания и важность развития гражданственности и патриотизма в среде подростков.

Реализуя задачи по данному направлению, я  корректирую тематическое планирование, куда включаются такие формы урока как уроки мужества, уроки экскурсии, музейные уроки и проводятся они совместно с музеем и сельской библиотекой. Так заведующая Вставским сельским музеем Уткина В.В. преподносит музейные материалы таким образом, чтобы они были актуальны уроку по теме и по времени прохождения учебного материала.  Таким образом, были проведены многие музейные мероприятия, посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Благодаря такому партнёрству школы и музея обучающиеся идут на тематические мероприятия, имея знания фактического материала, полученного на уроках истории. А  потом, непосредственно в музее, ребята получают через  более эмоциональное воздействие  восприятие очень важных моментов для развития их личностных качеств.  Через такие музейные уроки, часы мужества, часы истории подростки испытывают чувства гордости, патриотизма и осознание себя частицей великой страны с великой историей.  

 Тесно сотрудничает со школой и Вставская сельская библиотека (заведующая Янус Е.С.).  Очень часто библиотека представляет школе дополнительную литературу, разработки, викторины, анкеты  и презентации на гражданско-патриотическую тему, которые  вплетаются в канву уроков истории и обществознания. Так сельская библиотека явилась инициатором знакомства с сайтом «Узнай президента». Ко дню России мы участвовали в викторине «Здесь Родины моей начало», где пригодились знания родной истории. Ребятам 5-8 классов были представлены презентации гражданской направленности  -  «150 лет Российской государственности», «Славься ты, Русь моя», «Конституции РФ– 20 лет» и другие. Традиционными становится: час молодого избирателя, «Нам жить – нам и выбирать», когда для старшеклассников проводится деловая игра «Выборы», устный журнал «Афганистан болит в моей душе», День Памяти жертв политических репрессий,  и ещё много замечательных мероприятий, которые помогают провести уроки  в новой, нетрадиционной форме и довести до детей их гражданское и патриотическое звучание.

Таким образом, в орбиту педагогического процесса по развитию гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания включены различные слои населения. А задача учителя грамотно координировать этот процесс по воспитанию патриота и гражданина знающего свои права, соблюдающего обязанности, и уважающего Российское государство и право.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Сборник дидактических материалов (внеклассные мероприятия, игры на уроках истории и обществознания)

Сборник может быть полезен преподавателям истории и обществознания при проведении внеклассных мероприятий. Подобраны методические приёмы для  активизации интереса обучающихся к изучению истории и...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания

Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...

Психолого – педагогическое сопровождение личностно – ориентированного урока истории и обществознания. (Из опыта работы Генкиной Т.Б.)

В данной статье раскрываются основные принципы и способы психолога-педагогического сопровождения личностно - ориентированного урока истории и обществознания. Автор опирается на конкретные примеры из л...

Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах

Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...

Критерии оценивания методов обучения и воспитания на уроках истории и обществознания.

Соответственно порядку аттестации кадров в приложении к экспертному заключению при аттестации на высшую категорию учитель на уроке должен продемонстрировать свои знания и умения в области методов обуч...